12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Турышева Наталья Валерьевна968
Россия, Коми респ., Визинга
Материал размещён в группе «Учителя физики»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Койгородок»

 

Продуктивные задания на уроках физики

 


 

с.Койгородок

2019

 

 

Пояснительная записка

Российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира:

в умении работать с информацией;

в умении решать практические, социально - и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения;

в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт.

По данным международного исследования PISA(2000,2003,2006,2009г. г.), где оценивалась грамотность чтения, наши обучающиеся устойчиво демонстрируют результаты ниже средних международных показателей.

Согласно школьной программе по физике, выпускник основной школы должен научиться:

преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы;

переходить от одного представления данных к другому;

решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;

находить в тексте требуемую информацию; ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

Решение физических задач всегда связано с рядом трудностей. Это и не сформированность умения работать часто с простым лабораторным оборудованием, и неумение оценить и выбрать наиболее простой или наиболее красивый из способов решения, незнание способов оценивания точности проведенного измерения, а часто, преодоление себя, привычки получать все необходимые данные из текста задачи, а не через эксперимент. С переходом на ФГОС ООО экспериментальные задачи возвращаются в программу физики средней школы, как одно из направлений для развития продуктивного мышления школьников.

Очень важной задачей школы на сегодняшний день является подготовка конкурентоспособного выпускника, владеющего новыми информационными технологиями, обладающего продуктивным мышлением.

Продуктивное мышление и его развитие

Продуктивное мышление играет немаловажную роль в жизни каждого человека. После окончания школы учащиеся забывают многие из полученных знаний, но способность выдавать новые идеи, делать выводы, усовершенствовать механизмы сейчас наиболее ценится в вузах и предприятиях. Именно креативность, построенная на продуктивном мышлении, сейчас является залогом востребованности специалиста. Креативность (от англ. creativity) — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Поэтому задача школы помочь учащемуся развивать продуктивное мышление, как во внеурочной системе, так и на уроках, особенно уроках физико-математического цикла, технологии.

Понятие «продуктивное мышление» впервые было введено М. Вертгеймером в свое работе «Продуктивное мышление». По его мнению, именно продуктивные мыслительные процессы следует «называть подлинными, красивыми, ясными, продуктивными». Мыслительные операции и процессы, происходящие при продуктивном мышлении «не случайны, не хаотичны, а относятся к целостным характеристикам», а значит должны быть сформированы в последовательной логике системы уроков, соответствующих каждому из классов изучения предмета. Причем в процессе знакомства с новыми величинами, с новыми типами задач, мы должны систематически возвращаться к таким задачам, которые ведут к развитию продуктивного мышления, т. к. «мышление теоретически есть не что иное, как функционирование механических ассоциативных связей, привычек, приобретенных в результате повторения».

Осознавая решение одного из видов, учащийся сталкиваясь с подобной ситуацией, уже не испытывает трудностей с анализом и решением. Одной из важных черт продуктивного мышления является «способность переноса знаний и умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в знакомой и нестандартной ситуациях, т. е. умение отделять специфический аспект проблемы от неспецифического, переносимого в другие области». Поэтому необходимо учить принципам решения экспериментальных задач. К экспериментальным задачам относятся такие физические задачи, постановка и решение которых органически связаны с экспериментом: с различными измерениями, воспроизведением физических явлений, наблюдениями за физическими процессами и т. п. Задача учителя не столько объяснить возможные способы решения экспериментальных задач, сколько познакомить учащихся с существующими видами подобных задач, показать особенности решения каждого вида. «Способ решения, его основные особенности, трудности решения выступают как части большой расширяющейся области. Здесь функции мышления не ограничиваются только решением конкретной задачи, мыслящий человек совершает открытия, обнаруживает более глубокие вопросы».

ФГОС ОО - это стандарт, который не столько меняет содержание ОО, сколько организацию процесса обучения и деятельность в нём ученика по освоению этого содержания.

Алгоритм деятельности учителя по проектированию проблемного урока

После определения целей обучения:

1. На основе анализа содержания обучения выявить учебные проблемы (курса, темы) урока

2. Выстроить обнаруженные проблемы в порядке их соподчинения и в соответствии с этим разбить учебный материал на законченные смысловые блоки

3. Продумать путь постановки и решения учебных проблем на уроке

4. Отобрать адекватное особенностям учебных проблем дидактико-методическое обеспечение

5. Подготовить материалы для диагностики качества обучения, выявления учебных достижений школьников

Продуктивные задания – это задания, ход выполнения которых не описан в учебнике, имеются лишь подсказки.

Репродуктивные задания нацелены лишь на предметные результаты, продуктивные – ещё и на метапредметные.

Порядок выполнения продуктивного задания

Осмыслить задание (что надо сделать?)

Найти нужную информацию (текст, рис…)

Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…)

Сформулировать мысленно ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».)

Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя

как традиционные задания сделать продуктивными

Примеры традиционной и продуктивной задач:

Задание традиционное: Сможет ли лифт поднять 4-х человек массой 80, 100, 65 и 40 кг, если грузоподъемность лифта 400 кг?

Задание продуктивное: Представь, что ты – попал в такую ситуацию: твоя семья пришла в гости, надо подняться на 8-й этаж, грузоподъемность лифта - 400 кг, сможет ли данный лифт поднять твою семью на 8 этаж?

Условно можно выделить задачи следующих видов: качественные и количественные. В решении качественных задач отсутствуют числовые данные и математические расчеты. В этих задачах от учащегося требуется или предвидеть явление, которое должно совершиться в результате опыта, или самому воспроизвести физическое явление с помощью каких-либо приспособлений. При решении количественных задач, как правило, сначала производят необходимые измерения, а затем, используя полученные данные, вычисляют с помощью формул ответ задачи. Кроме того, можно выделить: Задачи, в которых для получения ответа приходится либо измерять необходимые физические величины, либо использовать паспортные данные приборов, либо экспериментально проверять эти данные.

Задачи, в которых ученики самостоятельно устанавливают зависимость и взаимосвязь между конкретными физическими величинами.

Задачи, в условии которых дано описание опыта, а ученик должен предсказать его результат.

Задачи, в которых ученик должен с помощью данных ему приборов и принадлежностей показать конкретное физическое явление без указаний на то, как это сделать, или собрать электрическую цепь.

Сконструировать установку из готовых деталей в соответствии с условиями задачи.

Задачи на глазомерное определение физических величин с последующей экспериментальной проверкой правильности результата.

Задачи с производственным содержанием, в которых решаются конкретные практические вопросы.

Приведем примеры простых учебных экспериментальных задач, которые возможно использовать в курсе физики 7 класса, направленные на развитие продуктивного мышления:

Задача 1. Определить толщину волоса, тонкой нити длиной около 1 метра имея линейку. Возможное решение. Задача решается методом рядов. Намотать плотно в один слой на линейку нить, считая количество витков. Чем больше будет витков, тем точнее будет определена толщина.

Задача 2. Поднять картофелину со дна сосуда наполненного водой и определить ее плотность, используя мензурку с водой, картофелину, чайную ложку, соль, если известно, что в чайную ложку помещается соль массой 12 г.

Возможное решение. Картофель тонет в пресной воде и всплывает в соленой. Воспользуемся этим свойством. mg = Fa ρк gV = (ρводсоли) gV ρкводсоли ρквод + соли

Ход работы: Добавляя соль в воду добиться, чтобы картофелина всплыла, считая необходимое для этого количество ложек соли. Вычислить массу соли. Измерить объем соли по разнице подъема воды в мензурке. Вычислить плотность картофелины.

Задача 3. Измерить расстояние от дома до школы зная длину своего шага.

Возможное решение. Считаем количество шагов n от дома до школы. Определяем расстояние S= длина шага·n

Задача 4. Измерить площадь школьного спортзала, если есть секундомер и метровая линейка. Линейку закрепить на полу (перекладывать нельзя).

Возможное решение. Измерить скорость ходьбы или бега. Для этого использовать метровую линейку и секундомер v=1м/t Измерить время перемещения учащегося вдоль каждой из двух смежных стен. Вычислить длины стен a = vt1 и b = vt2 Вычислить площадь. S= ab

Задача 5. Определить плотность майонеза или кетчупа в гибкой упаковке.

Возможное решение. На упаковке ищем надписи масса и объем майонеза. Упаковка майонеза с указанием массы и объема продукта.

Смысловое чтение как способ развития продуктивного мышления

Формирование выше перечисленных умений, которыми должен обладать выпускник школы, связано с организацией в процессе обучения физике работы по текстам физического содержания. Тематика естественнонаучных текстов подбирается таким образом, чтобы их содержание соответствовало возрастным особенностям обучающихся и по возможности были связанны с реальными жизненными ситуациями. Учащиеся могут работать с текстом как индивидуально, так и в парах или группах.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, обучающимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Владение навыками смыслового чтения способствует развитию устной речи, письменной речи, продуктивному обучению.

Главным источником развития является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. В широком смысле слово читать понимается, как умение объяснять, истолковывать мир. Формирование умение работы с текстом невозможно представить в отрыве от личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД. Задания к ним могут проверять:

умение выделить описанное в тексте явление или его признаки;

понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;

понимание информации, имеющейся в тексте;

Приведу пример такого текста и заданий к нему, направленных на формирование умений работать с текстом.


 

 

Текст:« Вода»

Вода одно из самых распространённых веществ на нашей планете. Фалес утверждал – первоначалом всех вещей на земле является вода, из неё образуются все вещи.

Воду, полученную из сока, или молока, нельзя отличить от воды, полученной путем перегонки из морской воды. Молекулы воды одинаковы. Из таких молекул не может состоять никакое другое вещество. Молекулы состоят из еще более мелких частиц-атомов. Наименьшая частица воды - это молекула воды. Молекула воды состоит из трех атомов: одного атома кислорода и двух атомов водорода, в отличие от молекул кислорода, которые состоят из двух атомов кислорода. Вода может находиться в трех состояниях в твердом (лед), в жидком (вода), и газообразном (водяной пар).В различных состояниях вода обладает разными свойствами. Молекулы жидкости не расходятся на большие расстояния, и жидкость в обычных условиях сохраняет свой объем, но не сохраняет форму. Молекулы газа (водяной пар), двигаясь во всех направлениях, почти не притягиваются, друг к другу заполняют весь сосуд. Газы не имеют собственной формы и постоянного объема. В твердых телах (лед) притяжение между молекулами (атомами) еще больше, чем в жидкостях. В обычных условиях твердые тела сохраняют свою форму и объем.

В сутки человек должен потреблять около 3 литров воды. Но это не значит, что нужно обязательно выпить 15 стаканов жидкости. Вода содержится во всех продуктах питания. В хлебе её 40%, в мясе 75%, в рыбе 80%, а в овощах более 90%. Поэтому суточная норма вполне может ограничиваться двумя литрами воды.

Задания, направленные на формирование умений, определяющих метапредметный результат ФГОС основанных на познавательных УУД при работе с текстом.

Цель: формирование навыков смыслового чтения, умения выделения фрагмента текста, содержащего ответ на заданный вопрос.

Задания 1.Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл. Развиваем познавательные УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, выявлять причины и следствия простых явлений;

1. В каком состоянии – твердом, жидком, газообразном – может находиться вода?

1) в твердом

2) в любом

3) в жидком

4) в газообразном

2. В состав молекулы воды входят:

1) два атома кислорода и один атом водорода,

2) два атома водорода и два атома кислорода,

3) один атом кислорода и один атом водорода,

4)два атома водорода и один атом кислорода.

3. Можно ли разделить на более мелкие частицы молекулу или атом?

1)нельзя

2)можно

3) молекулу разделить можно, атом – нельзя,

4)молекулу разделить нельзя, а атом – можно.

4. Чем вызвано сохранение твердым телом своей формы?

1)постоянным действием притяжения молекул.

2)постоянным действием отталкивания молекул.

3)непрерывным движением молекул.

4)сильным взаимодействием молекул.

5. Как объяснить легкую сжимаемость газов?

1)относительно большими промежутками между молекулами газов.

2)притяжением молекул газа друг к другу.

3)хаотичностью движения их молекул.

4)большой скоростью их молекул.

6. Чем объясняется текучесть жидкости?

1)быстрым движением молекул.

2)относительно слабым притяжением молекул друг к другу.

3)сильным отталкиванием молекул друг от друга.

4)среди ответов нет верного ответа.

7. В жидкостях частицы совершают колебания возле положения равновесия, сталкиваясь с соседними частицами. Время от времени частица совершает прыжок к другому положению равновесия. Какое свойство жидкостей можно объяснить таким характером движения частиц?

1)малую сжимаемость

2) текучесть

3)давление на дно сосуда

4)изменение объёма при нагревании

Задания 2. Работа с текстом: оценка информации и понимание прочитанного.

Задание на развитие познавательных УУД: решение учебно-познавательной и практической задачи, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

8. Сосчитай, сколько в среднем стаканов воды выпивает человек за год (365 дней). Запиши число в ответе.

9. Задание повышенного уровня сложности

В сосуде с водой растворили маленькую крупинку синей гуаши. Вода окрасилась синим цветом. Отольём немного окрашенной воды во второй сосуд и дольём в него чистой воды. Раствор в нём будет окрашен, но слабее. Из второго сосуда отольём раствор в третий сосуд и вновь дольём чистой воды. Раствор в третьем сосуде будет окрашен, но слабее, чем во втором. В воде растворили очень маленькую крупинку гуаши, и только часть её попала в третий сосуд. Из чего состояла сама крупинка? Что подтверждает этот опыт?

10. При нагревании жидкости расширяются. Опыт, изображенный на рисунке (рисунок учебника), показывает, как изменяется уровень жидкости в колбе при нагревании сосуда с жидкостью пламенем горелки. Опыты показывают, что объем тела может изменяться: уменьшаться или увеличиваться. Чем можно объяснить способность тел изменять свой объем?

Задания 3. «Вывод из текста»

Развиваем познавательные УУД: формирование умений работы с информацией, интерпретации текста: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, пояснять части графика или таблицы и составлять ее.

Развиваем познавательные УУД: умение осуществлять классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций, выбирать из перечня ряд необходимых объектов, умение создавать обобщения, устанавливать аналогии.

11. Состояние вещества связано с характером расположения, взаимодействия и движения молекул. Основываясь на материале текста, заполните таблицу. 

Состояние вещества

Рисунок расположения частиц

Характер движения частиц

Характер взаимодействий

Особые свойства вещества

Газ

 

 

 

 

Жидкость

 

 

 

 

Твердое тело

 

 

 

 

12. На рисунке представлен график замерзания раствора поваренной соли в воде, в зависимости от процентного содержания в ней соли. Прочитайте график. При какой концентрации раствора точка замерзания самая маленькая?

13. Как изменится расположение, взаимодействие, движение молекул при переходе вещества из жидкого в твердое состояние? Как изменятся свойства вещества? Дайте развернутый обоснованный письменный ответ на вопрос.

Задания 4. Работа с деформированным текстом: преобразование и интерпретация информации Развиваем познавательные УУД: выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста), умение объяснить описанное явление при помощи имеющихся знаний, умение выделить описанное в тексте явление или его признаки.

14. Вставьте в текст, пропущенные слова:

Молекулы в жидкости в основном… ..около положений равновесия. Поскольку притяжение между …...жидкости не так велико, то они могут…..менять свое положение. Поэтому жидкости…...свою форму и принимают форму…... Они…..., их…....перелить из одного сосуда в другой. Жидкость…. сжимается, так как при этом молекулы сближаются на расстояние, когда заметно проявляется …..... 

1) не сохраняют

2) трудно

3) отталкивание

4) сосуд

5)скачки

6)текучи

7) легко

8) молекулы

9) колебаться

По мнению учёных, смысловое чтение может стать основой развития ценностно-смысловых личностных качеств обучающегося, надежным обеспечением успешной познавательной деятельности на протяжении всей его жизни, поскольку в новых социокультурных и экономических условиях чтение понимается как базовая интеллектуальная технология, как важнейший ресурс развития личности, как источник приобретения знаний, преодоления ограниченности индивидуального социального опыта.

 Экспериментально-исследовательские задания

Основными этапами урока-исследования являются:

  1. Мотивация исследовательской деятельности.

    Формулирование проблемы.

    Выдвижение гипотез.

    Сбор, систематизация и анализ фактического материала.

    Проверка гипотез.

    Выводы.

В качестве мотивирующей задачи использован фрагмент из м/ф «Винни Пух и все-все-все» .

После просмотра фрагмента м/ф звучит вопрос: «А может ли воздушный шарик поднять медведя и сколько на самом деле нужно воздушных шариков Винни Пуху, чтобы он смог взлететь?».

Дополнительные вопросы-задания по теме урока:

В некоторых мультфильмах надувшийся человечек всплывает в воздух. И тогда заданием будет, рассчитать каким должен стать объем тела человека, чтобы при массе 50 кг, он мог бы всплыть в воздух? Плотность воздуха = 1,3 кг/м3. Считайте, что при надувании масса тела не увеличивается. А если учесть увеличение массы за счет втягиваемого воздуха, то изменится ли ответ?

В атмосфере какой планеты будет подниматься воздушный шар, наполненный воздухом?

Можно ли на Луне для передвижения космонавтов пользоваться воздушными шарами?

Две одинаковые по весу оболочки воздушного шара, сделанные одна из тонкой резины, а другая из прорезиненной ткани, наполнены одинаковым количеством водорода (водород из шаров выходить не может). Какой шар поднимется выше?

Примеры продуктивных заданий:

Задание 1. Незнайка заболел, и доктор Пилюлькин прописал ему лекарство в бутылочке. Определите, на сколько дней хватит лекарства, если в день нужно принимать 0,1 мл целебного сиропа. Пустая бутылочка имеет массу 0,45 г, а наполненная лекарством – 0,9 г, плотность лекарства равна 0,9 г/см 3

Модельный ответ.

1) Ученик понимает смысл задачи, что надо найти объем лекарства, если известны его плотность и масса.

2) Ученик составил таблицу данных к задаче:

Задание 2. На рисунках представлены гидравлический пресс и гидравлический домкрат. Какие физические явления и законы лежат в основе их устройства и действия? Что общего в их устройстве? Приведите примеры использования гидравлического пресса и гидравлического домкрата.

Задание 3. «Исключи лишнее».

Цель: Мотивация учения, развитие интереса к физике, положительного отношения к процессу познания, формирование личностных качеств: внимательность, логическое мышление.

Описание задания: Данное задание учит «слушать и слышать» друг друга, терпению при работе в паре и в то же время умению не терять при общении свою индивидуальность, т. е. также способствует формированию представлений о ценности человеческой личности.

Сила, ньютон, время, масса.

Масса, километр, килограмм, дециметр.

Плотность, движение, время, скорость.

Миллиметр, динамометр, часы, спидометр.

Термометр, весы, насос, динамометр, мензурка.

Задание 4. «Найди ошибки»

Решение специальных заданий на выявление ошибок различного уровня и вида: логических, случайных и преднамеренных, математических вызывают у учащихся большой интерес, формируют положительное отношение к процессу познания, личностные качества: трудолюбие, логическое мышление, заинтересованность. Развивают внимательность, навыки по быстрому и эффективному поиску логических ошибок, умение прислушиваться к аргументам других участников, умение показать и отстоять правильность полученного ответа.

Карточка – задание.

Найти ошибки и исправить их. Объяснить, незнание какого материала их повлекло.

1. Электрический заряд можно делить бесконечно.

2. Протон – это частица, не имеющая заряда.

3. Атом в целом имеет положительный заряд.

4. Вблизи заряженных тел действие поля слабее, а при удалении от них поле усиливается.

5. В состав ядра атома входят частицы: протоны и электроны.

6. Атомы всех химических элементов одинаковы.

7. Главной характеристикой химического элемента является число нейтронов.

После выполнения задания, взаимопроверка, обсуждение ошибок.

Задание 5. «Ситуативная задача» . Тема «Простые механизмы».

Цель: формировать положительное отношение к процессу познания, развивать умение анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, устанавливать аналогии.

Форма выполнения задания: индивидуальная и коллективная.

Постановка проблемной ситуации: Ученикам дается тяжелая сумка предлагается воспользоваться палкой для облегчения переноса груза.

Вопрос: Покажите нам, как расположить палку, на которой весит груз, на плече так, чтобы сила давления на плечо была наименьшей? Почему вы считаете, что груз должен располагаться именно в этой точке?)

Продуктивные задания при проведении лабораторных работ

В 11 классе при изучении темы «Дисперсия света» проводится практическая работа «Определение цвета тела при освещении монохроматичным светом».

Цель: определить, каким будет цвет цветной бумаги при освещении различным монохроматичным светом.

Учащимся предлагается наборы цветной бумаги, цветных карандашей и светофильтров. Их задача – определить, какой цвет бумаги или карандаша исчезнет при освещении их монохроматичным светом или превратиться в другой.

Лабораторная работа «Исследование изменения пульса при физических нагрузках». Тема: «Механические колебания и волны».

Теория

Пульс – колебание стенок сосудов, вызванное изменениями давления крови в сосудах в ритме сокращений сердца. Частоту пульса при правильном ритме определяют, подсчитывая число пульсовых ударов за полминуты и умножая результат на два.

Ход работы

Найдите на запястье лучевую артерии.

Измерьте с помощью секундомера пульс за 10 секунд и умножьте число на 6.

Запишите результаты в карточку пациента.

Выполните 10 приседаний, по 5 наклонов влево-вправо.

Вновь измерьте пульс.

Запишите результаты в карточку пациента.

Расскажите о проделанной работе, используя карточку.

Упражнения, на развитие восприятия

Цель данного блока заданий: развитие способностей к продуктивному восприятию, которое предполагает развитие наблюдательности, способности сравнивать, вычленять основные и фоновые детали образа, развитие пространственного восприятия, воспринимать формы, цвета, взаимное расположения предметов, восприятие на основе перцептивных иллюзий.

Задания.

1. Подсчитать сколько раз встречаются физические величины: a, g, S, t, F, m, U, N, R, V в таблице.

g

F

S

t

S

t

S

S

t

a

g

t

m

a

S

U

g

N

a

g

U

N

t

m

S

S

F

V

t

F

V

S

U

R

m

R

S

g

N

a

Задание 1. Среди буквенного текста есть слова. Задача заключается в том, чтобы как можно быстрее, просматривая текст, найти и подчеркнуть слова, связанные с физикой, с темой.

Например, РОНПМАССАОЛГЕНПВИСИЛАЛЛНГЕШКР НЬЮТОНОРНГЩК ВЕСГНЕ

Задание 2. Написать в таблицу формулы, которые повторяются или отличаются только перестановкой множителей. Найти одинаковые формулы. Засекаем время, учитываем правильность.

Задание 3. Отыскать карточки, образующие пары. Выигрывает тот, у кого окажется больше карточек-пар. На карточках могут быть формулы, определения, физический термин и его обозначение и т.д.

Решение сюжетных задач

Решение сюжетных задач обеспечивает высокий уровень развития творческой инициативы учащихся, способностей и умений решать не только сюжетные, но и любые задачи.

Задания могут проверять:

понимание информации, имеющейся в тексте;

понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;

умение моделировать описанную ситуацию;

умение анализировать;

умение формулировать выводы.

Для исследования безопасности дорожного движения в настоящее время используют видеокамеры. Их обычно ставят на опасных участках дороги: на подъёмах, узких участках, на поворотах и т.д. На видеокамере можно наблюдать за тем, как быстро движутся машины на этой дороге, на каком расстоянии друг от друга они едут и какую часть дороги они используют при движении.

Затем на дорогах устанавливаются разделительные полосы и дорожные знаки, ограничивающие скорость движения и запрещающие обгон. Теперь на видеокамере можно увидеть: движутся машины быстрее или медленнее; ближе или дальше друг от друга располагаются машины; ближе к краю дороги или к центру движутся машины.

Задание 1. При большой скорости водителям рекомендуется между своей и движущейся впереди машиной оставлять большее расстояние, чем при движении с небольшой скоростью, так как быстро движущейся машине требуется больше времени, чтобы остановиться.

Объясните, почему быстро движущейся машине требуется больше времени, чтобы остановиться, чем машине, которая едет медленно.

Задание 2. Сотрудник ГИБДД на видеокамере видит, что машину А, скорость которой 36 км/ч, обгоняет машина Б, движущаяся со скоростью 72 км/ч. Насколько быстрее едет машина Б по сравнению с машиной А?

0 км/ч

18 км/ч

36 км/ч

60 км/ч

105 км/ч

Задание 3. На данном участке дороги дорожный знак, ограничивающий скорость движения до 40 км/ч. Какая из машин едет с нарушением правил дорожного движения?

Машина А

Машина В

Обе машины.

Задание 4. На этом участке дорога скользкая. Расстояние между машинами А и В 15 м. Успеет ли затормозить вторая машина, при резком торможении первой машины.

Открытые задачи

Источниками учебных открытых задач могут служить исторические факты, научные и научно-популярные книги, периодика, документальные фильмы и т.д. Приведу примеры открытых задач по физике.

1. В холодную влажную погоду стёкла автомобиля часто запотевают и видимость дороги уменьшается из-за рассеяния света мелкими капельками воды на стекле. Как быть?

2. Однажды Алеша на рыбалке поймал большого леща. Ему захотелось определить массу пойманной рыбы. Как он это смог сделать?

3. Коля с сестрой Олей стали мыть посуду после ухода гостей. Коля под струей горячей воды мыл бокалы, и переворачивая, ставил их на стол, а Оля их вытирала полотенцем. Вымытые Колей бокалы плотно приставали к клеенке. Оля некоторые из них с трудом отрывала от неё. Она сказала об этом брату. Коля задумался. Почему так происходит?

4. Маме на день рождения подарили два набора чайных ложек. На вид они были совершенно одинаковыми, но по цене сильно отличались между собой. В одном наборе ложки были серебряные, а в другом из нержавеющей стали. Как определить, где какая ложка, если ложки перемешаны?


 

Продуктивные задания на уроках физики.

Составитель – Турышева Н.В., учитель физики и информатики, руководитель РМО учителей физики Койгородского района.
 

Справочник утверждён и рекомендован к изданию на заседании методического совета школы, протокол № от «___» _____________2019 года.

Рецензент: Тебенькова Э.Н., заместитель директора по учебной работе.
 

Корректор: Клыкова Г.И., учитель русского языка и литературы.
 

Как сделать образование современных школьников более увлекательным, творческим, научить их самостоятельно, позитивно мыслить, привить любовь к физике? На эти вопросы Вам поможет ответить эта брошюра. Её автор - учитель-практик, который не ограничивается накопленным багажом знаний, а смело идёт вперёд, осваивая передовой педагогический опыт. Эта брошюра предназначена как начинающим учителям физики, так и коллегам со стажем.

Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.