12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Касьяненко Алла Ивановна2742
Россия, Ростовская обл., Матвеев Курган
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Актуальность проблемы детского чтения в России является одной из наиболее важных в современном мире. Приобщение детей к чтению и к письменной культуре есть необходимое условие формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит на высоком интеллектуальном уровне ответить на вызовы современности, обеспечить устойчивое развитие страны в ситуации усиливающейся глобальной конкуренции в экономике, политике, образовании, науке, искусстве и в других сферах. «Среди всех каналов коммуникации чтение, особенно чтение книг, является самым значимым фактором сохранения ядра национальной культуры, поддержания и приумножения богатств родного языка».

Сегодня становится ясно, что всё более востребованы результаты обучения, которые заключаются не в конкретных знаниях, а в умении учиться. Следовательно, научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно», «эффективно», продуктивно – вот важная задача учителя. Что значит продуктивно? Продуктивно - это значит нацелить работу учащихся по предмету на достижение личностных и метапредметных результатов. Неоспоримыми помощниками учителя в этом направлении выступают продуктивные задания.

Продуктивные задания - это такие задания, в ходе выполнения которых, дети приобретают знания, умения и навыки, которые будут востребованы в конкретном необходимом случае для решения определённых задач. Это те задания, которые дети выполняют благодаря своей мыслительной деятельности, путём рассуждений, собственных догадок, предположений.

Рассмотрим порядок выполнения продуктивных заданий:

  • Принять, осмыслить, подумать, что нужно сделать?
  • отыскать нужную информацию;
  • подобрать информацию в соответствии с заданием (выделить существенные и несущественные признаки, проанализировать, сделать вывод);
  • подготовить ответ, используя слова «Я думаю, что…», «Я полагаю что…, так как…»
  • дать полный ответ, обходясь без наводящих вопросов со стороны учителя.

Приведём примеры продуктивных творческих заданий, используемых на различных этапах урока.

Приём «Корзина идей»

«Корзина идей» - прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. В корзину идей можно «сбрасывать» понятия, мнения, имена, факты, проблемы, имеющие отношение к теме. Далее, в ходе урока, эти разрозненные в сознании ребёнка определения и понятия, могут быть связаны в логические звенья.

 

 

  • Решения
  • Понятия
  • Идеи
  • Имена
  • Предположения

 

 

 

Приём «Дерево предсказаний»

Приём помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа.

На доске прикрепляется силуэт дерева:

Ствол дерева - это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают неоднозначность решений.

Ветви дерева - это варианты предположений, которые начинаются со слов: «Возможно…», «Вероятно…». Количество ветвей не ограничено.

Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения.

Приём «Дерево предсказаний» целесообразно использовать при изучении происходящих в настоящее время событий. В качестве аргументов важно использовать материалы учебника и материалы средств массовой информации. Глубже вникать в актуальные общественные проблемы, разносторонне их анализировать.

Прием «Написание синквейна»

В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.

На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме. Это может быть пословица, поговорка или крылатое выражение.

Пятая строчка – это слово – синоним, которое позволяет выразить личное отношение к теме.

Эффективность и значимость «синквейна» состоит прежде всего в простоте. Каждый ребёнок может реализовать свои интеллектуальные возможности в его составлении. «Синквейн» используется как заключительное задание по изученному материалу. Он похож на игру. А придумывать интересно, легко и полезно, особенно детям!

Написание «синквейнов» обогащают словарный запас, подготавливают к краткому пересказу, учит формировать ключевую фразу, и позволяет почувствовать себя творцом.

Написание синквейна

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

Прием “Толстые и тонкие вопросы” может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.

Этот прием развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие однословного ответа (репродуктивные). «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать (продуктивные).

«Толстые и тонкие вопросы» могут быть оформлены в виде таблицы.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто?

Что?

Когда?

Может?

Как зовут?

Верно ли?

Согласны ли Вы?

Объясните, почему?

Почему Вы думаете?

Почему Вы считаете?

В чём различие?

Что будет, если…

Если предположить…, то…

Обоснуйте, почему?

Приём «Кубик Блума»


 


 

Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:

  • Назови…
  • Почему…
  • Объясни…
  • Предложи…
  • Придумай…
  • Поделись…

Таким образом, ребёнок сам ищет пути решения проблемы во время ответа исходя из собственного опыта и познания.

Работа с кубиком строится следующим образом:

  • Учитель формулирует тему урока и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии.
  • Педагог бросает фигуру, а ученик отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани.

«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах уроков любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих уроках, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

Формулировки вопросов для детей 1-2 класса лучше упростить.

Можно назвать грани фигуры так:

  • Опиши (то есть ребёнку нужно назвать форму, цвет, размер предмета или просто назвать явление);
  • Сравни (необходимо указать сходства и различия с уже знакомыми предметами или процессами);
  • Предложи ассоциацию (ученик должен назвать то, с чем у него ассоциируется тот или иной объект или явление);
  • Проанализируй (как сделан предмет, из чего состоит);
  • Используй (дети показывают, как можно применить предмет);
  • Оцени (малыши перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого).

Или так:

  • Предложи (свой вариант названия сказки);
  • Назови (основных героев);
  • Придумай (другой ход событий);
  • Почему (основной герой поступил так);
  • Объясни (почему такой конец сказки);
  • Поделись (своими мыслями и переживаниями от прочитанной сказки).

Применение продуктивных заданий на уроках литературного чтения развивает у детей самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность. Такие технологии обеспечивают прочность приобретаемых знаний, так как они добываются в самостоятельной мыслительной деятельности.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (4)

Касьяненко Алла Ивановна, 28.07.18 в 06:56 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за одобрение!
Горбачёва Марина Юрьевна, 02.08.18 в 16:45 1Ответить Пожаловаться
Интересная работа! Про один приём я забывать стала! Спасибо,что напомнили!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.