Мастер-класс «Продуктивные задания на уроках литературного чтения»
ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Актуальность проблемы детского чтения в России является одной из наиболее важных в современном мире. Приобщение детей к чтению и к письменной культуре есть необходимое условие формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит на высоком интеллектуальном уровне ответить на вызовы современности, обеспечить устойчивое развитие страны в ситуации усиливающейся глобальной конкуренции в экономике, политике, образовании, науке, искусстве и в других сферах. «Среди всех каналов коммуникации чтение, особенно чтение книг, является самым значимым фактором сохранения ядра национальной культуры, поддержания и приумножения богатств родного языка».
Сегодня становится ясно, что всё более востребованы результаты обучения, которые заключаются не в конкретных знаниях, а в умении учиться. Следовательно, научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно», «эффективно», продуктивно – вот важная задача учителя. Что значит продуктивно? Продуктивно - это значит нацелить работу учащихся по предмету на достижение личностных и метапредметных результатов. Неоспоримыми помощниками учителя в этом направлении выступают продуктивные задания.
Продуктивные задания - это такие задания, в ходе выполнения которых, дети приобретают знания, умения и навыки, которые будут востребованы в конкретном необходимом случае для решения определённых задач. Это те задания, которые дети выполняют благодаря своей мыслительной деятельности, путём рассуждений, собственных догадок, предположений.
Рассмотрим порядок выполнения продуктивных заданий:
- Принять, осмыслить, подумать, что нужно сделать?
- отыскать нужную информацию;
- подобрать информацию в соответствии с заданием (выделить существенные и несущественные признаки, проанализировать, сделать вывод);
- подготовить ответ, используя слова «Я думаю, что…», «Я полагаю что…, так как…»
- дать полный ответ, обходясь без наводящих вопросов со стороны учителя.
Приведём примеры продуктивных творческих заданий, используемых на различных этапах урока.
Приём «Корзина идей»
«Корзина идей» - прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. В корзину идей можно «сбрасывать» понятия, мнения, имена, факты, проблемы, имеющие отношение к теме. Далее, в ходе урока, эти разрозненные в сознании ребёнка определения и понятия, могут быть связаны в логические звенья.
- Решения
- Понятия
- Идеи
- Имена
- Предположения
Приём «Дерево предсказаний»
Приём помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа.
На доске прикрепляется силуэт дерева:
Ствол дерева - это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают неоднозначность решений.
Ветви дерева - это варианты предположений, которые начинаются со слов: «Возможно…», «Вероятно…». Количество ветвей не ограничено.
Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения.
Приём «Дерево предсказаний» целесообразно использовать при изучении происходящих в настоящее время событий. В качестве аргументов важно использовать материалы учебника и материалы средств массовой информации. Глубже вникать в актуальные общественные проблемы, разносторонне их анализировать.
Прием «Написание синквейна»
В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.
На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме. Это может быть пословица, поговорка или крылатое выражение.
Пятая строчка – это слово – синоним, которое позволяет выразить личное отношение к теме.
Эффективность и значимость «синквейна» состоит прежде всего в простоте. Каждый ребёнок может реализовать свои интеллектуальные возможности в его составлении. «Синквейн» используется как заключительное задание по изученному материалу. Он похож на игру. А придумывать интересно, легко и полезно, особенно детям!
Написание «синквейнов» обогащают словарный запас, подготавливают к краткому пересказу, учит формировать ключевую фразу, и позволяет почувствовать себя творцом.
Написание синквейна
Прием «Толстые и тонкие вопросы»
Прием “Толстые и тонкие вопросы” может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.
Этот прием развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие однословного ответа (репродуктивные). «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать (продуктивные).
«Толстые и тонкие вопросы» могут быть оформлены в виде таблицы.
Тонкие вопросы |
Толстые вопросы |
Кто? Что? Когда? Может? Как зовут? Верно ли? Согласны ли Вы? |
Объясните, почему? Почему Вы думаете? Почему Вы считаете? В чём различие? Что будет, если… Если предположить…, то… Обоснуйте, почему? |
Приём «Кубик Блума»
Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:
- Назови…
- Почему…
- Объясни…
- Предложи…
- Придумай…
- Поделись…
Таким образом, ребёнок сам ищет пути решения проблемы во время ответа исходя из собственного опыта и познания.
Работа с кубиком строится следующим образом:
- Учитель формулирует тему урока и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии.
- Педагог бросает фигуру, а ученик отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани.
«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах уроков любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих уроках, когда у ребят уже есть представление о сути темы.
Формулировки вопросов для детей 1-2 класса лучше упростить.
Можно назвать грани фигуры так:
- Опиши (то есть ребёнку нужно назвать форму, цвет, размер предмета или просто назвать явление);
- Сравни (необходимо указать сходства и различия с уже знакомыми предметами или процессами);
- Предложи ассоциацию (ученик должен назвать то, с чем у него ассоциируется тот или иной объект или явление);
- Проанализируй (как сделан предмет, из чего состоит);
- Используй (дети показывают, как можно применить предмет);
- Оцени (малыши перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого).
Или так:
- Предложи (свой вариант названия сказки);
- Назови (основных героев);
- Придумай (другой ход событий);
- Почему (основной герой поступил так);
- Объясни (почему такой конец сказки);
- Поделись (своими мыслями и переживаниями от прочитанной сказки).
Применение продуктивных заданий на уроках литературного чтения развивает у детей самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность. Такие технологии обеспечивают прочность приобретаемых знаний, так как они добываются в самостоятельной мыслительной деятельности.
Андреева Наталья Николаевна
Касьяненко Алла Ивановна
Горбачёва Марина Юрьевна
Касьяненко Алла Ивановна