Одарённые дети - это все мои ученики

12
3
Материал опубликован 11 June 2020 в группе

«Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне,

требующая к себе особого внимания.

Необходимо заботиться о нем,

 чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду»

В.А. Сухомлинский



 

Обучение детей развитию их скрытых творческих способностей задача, требующая решения широкого спектра вопросов. Главное, чтобы дети не были лишены поддержки, необходимой для развития их творческих способностей. Когдая ещё преподавала в сситеме профессионального обучения, мне было очень важно знать какие дети попадают ко мне в новую группу, волновалась за их одарённость Да-да! - это было очень важно в тех условиях, потому что в производственном обучении была важна, и являлась неотъемлемой частью, производственная деятельность. А теперь, когда я работаю в школе - ДЛЯ МЕНЯ ВСЕ МОИ ДЕТИ ОДАРЁННЫЕ. Будущее одаренного ребенка, в отличие от одаренного взрослого, ещё не определено, поэтому важно грамотно создать среду для его полноценного развития. Таким образом, главная задача учителя – помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свои творческие возможности.Тут стоит подчеркнуть, что в изучении предмета технологии, в отличие от прежних методик, делается акцент на самостоятельную работу во всем, начиная с учебника. Вот где непосредственно и раскрывается одарённость наших учеников. Это и есть тот самый правильный путь к раскрытию творческих способностей. Как пример, у мальчиков уже первый параграф заканчивается вопросами-заданиями: «какое изделие планируешь выбрать в качестве творческого проекта; какими достоинствами будет обладать твоё проектное задание; к каким источникам информации ты обратишься при выборе творческого проекта?» Вот тут главное, на мой взгляд, быть осторожными и уметь правильно подвести школьника к выбору темы проекта, чтобы впоследствии он не остался недоволен итогами своей работы и не потерял тот запал, который одномоментно рождается в этих новых условиях обучения. Вот тут я включаю все возможные варианты индивидуального подхода  к каждому обучающемуся, нацеливая на ту  деятельность, с которой он обязательно справится, и в дальнейшем, это послужит успешным начинанием следующей, более трудоёмкой и совершенной работы. Считаю, что необходимо учитывать особенности характера обучающихся и, как вариант, можно менять задания и, таким образом, дать каждому раскрыться в удобной для него форме. Хвалю их, хвалю даже если они и не сделали ничего особенного. Ведь детей надо обязательно хвалить и тогда они вырастают уверенными в себе! Это моя главная задача - сформировать настоящую творческую  личность, уверенную в своих силах и возможностях, и при этом не быть как все. Дети должны оставаться собой и не быть ни на кого похожими. Считаю, что новые условия образования дают им такую возможность, учитывая те универсальные учебные действия, которые нам рекомендуют использовать в обучении.

Итак, новые условия для наших обучающихся созданы. Так где же они, одарённые дети! Какие они?

Поделюсь своим личным опытом в процессе творческих работ и своей точкой зрения в работе с одарёнными детьми на уроках технологии. Итак, признаюсь, за всё время своей работы в школе в качестве учителя технологии я не встречала ни одного неодаренного ребенка по своему предмету.

Я допускаю, что можно быть неодаренным в музыке, рисовании или физической культуре, где требуется природный талант или физические данные, которые при их наличии можно развить и достичь успеха, а при их отсутствии просто смириться с тем, что не станешь ты великим спортсменом или деятелем искусства.

Но, как можно остаться невостребованным в безграничных возможностях творческой деятельности и человеческой фантазии, где самые смелые замыслы можно претворить в жизнь, где найдется решение для любого вопроса или проблемы, мне просто непонятно, неведомо и, видимо, недоступно.

В общем, когда я столкнулась с выбором темы для написания статьи, я почувствовала некоторое смятение. Ну, вот как, и по каким признакам отсортировать детей одаренных и неодаренных по моему предмету? Может, вон тот молчаливый и стеснительный мальчишка не одарён? Он ведь не представил ни одного изделия перед классом, не рассказал ни  об одной своей мысли или задумки, и уж, тем более, не прорекламировал свое изобретение, не говоря уже о подготовке презентации готовой работы. Ведь уж точно могу его определять как не одаренного по своему предмету?! Да нет, не получится записать его в аутсайдеры, ведь две, именно из всего-то трех его работ, выставлены на школьной выставке, потому что у него просто золотые руки.

Тогда, может быть, вон тот болтун и проказник с плохой дисциплиной сгодится на роль неодаренного? А что, неплохая кандидатура, постоянно выкрикивает, перебивает, мешает вести урок, можно так и сделать, определить его в бездарную резервацию, давать базовый минимум по предмету и хватит с него.

Хотя нет, постойте! Какой же он бездарь? Если его сообщения и доклады слушают с открытыми ртами все, и даже я! Когда идеи для проектов из него льются как из рога изобилия, когда он может организовать команду для решения сложной проблемы, и, что важно, решить её самым неожиданным для его сверстников образом. И каждый, из моих учащихся, ждёт от него оценки своих проектов, и не просто ждёт, а советуется с ним по многим рабочим моментам.

И что ж? Опять осечка вышла, ваше педагогическое благородие, ищите в другом месте, здесь неодаренных детей нет.

Уважаемые коллеги, извините за иронию... Ну, а если серьезно, то иногда мне кажется, что самый неодаренный человек в моей школьной мастерской это я, когда я вижу, с какой легкостью мои мальчишки творят и созидают, без страха быть непонятыми, осмеянными или неуспешными. Вот именно тогда, я и ставлю себя на их место.

Я помню девиз из нашего детства, который был наглядным в любой школьной мастерской для мальчиков: «Семь раз отмерь – один раз отрежь!». Да! И не моги делать по-другому, а то у тебя выйдет табурет ни такой как у ста твоих предшественников. ....

Я не ставлю таких рамок перед ребятами, хочешь так мерь, хочешь этак, получилось криво косо – не беда, определи ошибки и исправь. Это твои ошибки, это твой опыт, пусть и не всегда успешный. Всем нам известно, что не ошибается тот, кто ни чего не делает. Главное, что бы желание создавать, что-то свое, новое, необычное, оставалось с моими учениками на всю жизнь и после школы.

В каждом классе есть ребята, в которых удачно сочетаются высокий интеллект, творчество и скромность, доброта, чуткость, внимательное отношение ко всему, и, что особенно меня радует, у ребят есть очень важный стимул – побеждать. А ведь порой цена этих побед – трудная работа над собой. И здесь моя главная задача – вовремя прийти на помощь.

Вот такой у меня подход к работе с моими одаренными мальчишками на уроках технологии. Других детей у меня, к счастью, и не бывает.

И, напоследок… Мой самый любимый момент в работе, когда в начале учебного года в мастерские приходят пятиклашки. Они здесь впервые, для них все необычно и ново. Да ещё и учить их всему этому будет женщина! Хоть они и знают меня, видят, как мы трудимся с моими мальчишками, приходили не раз к нам  на общешкольные тематические выставки работ для звена младшей школы, а всё равно  несмело оглядываются вокруг, ходят по мастерской, спрашивают можно ли подержать пилу или молоток, забить гвоздь или выжечь рисунок выжигательным аппаратом. Но я-то знаю, что скоро они раскрепостятся, поймут, что это их творческая мастерская, и они здесь вовсе не гости, а будущие подмастерья, которые пришли творить и создавать. Но, для этого им надо сделать первый шаг. И вот тогда, чтобы снять напряжение и неуверенность, я говорю: «Ребята, здесь вам можно всё, но в соответствии и со строгим соблюдением правил безопасной работы и правил поведения в школьных мастерских, а что это за правила, мы с вами сейчас разберемся»…

Поделюсь, одним из направлений деятельности с моими, абсолютно  одарёнными детьми!!! Важно научить детей работать целесообразно и рационально использовать ресурсы, то есть материал. Одной из таких работ, является наш коллективный проект "Деревенский дворик". Можно честно сказать, что затраты на материалы в этом проекты сведены к нулю. Даже основу для работ мы находили в городе среди старой, выброшенной мебели. Внимательно всмотритесь в работы ребят, и вы сами всё поймёте.

t1591863203aa.jpgt1591863203ab.jpg

t1591863203ac.jpgt1591863203ad.jpg

t1591863203ae.jpgt1591863203af.jpg

t1591863203ag.jpgt1591863203ah.jpg

t1591863203ai.jpgt1591863203aj.jpgt1591863203ak.jpgt1591863203al.jpgt1591863203am.jpgt1591863203an.jpg

t1591863203ao.jpgt1591863203ap.jpg

t1591863203aq.jpgt1591863203ar.jpg

t1591863203as.jpgt1591863203at.jpg

t1591863203au.jpgt1591863203av.jpg



Вот так и осуществляется творческая жизнь моих одарённых ребят в  школьной мастерской.

В заключение отмечу, что работа учителя — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от нас и личностного роста, и хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии детей и их обучения, а также тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного творческого роста и мастерства, гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось высокой точкой, творческой находкой и сильной стороной.

В моей работе мне очень близко высказывание Сократа: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться». Учусь, и не устаю учиться у моих замечательных ребят. Мечтаю вместе с ними, созидаю, расту, и всегда буду гордиться нашим творческим союзом на уроках технологии!



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за творческий подход к делу!!!

11 June 2020

А иначе никак)))

11 June 2020

Как красиво!!! Спасибо Вам! Хочу, чтоб мои сынишки попали к такому творческому учителю как Вы, любящему свою работу!

12 June 2020