Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1
с. Александров-Гай Саратовской области
Программа работы
проблемной группы «Одаренные дети» на 2015-2016 учебный год
Руководитель проблемной группы:
Асташкина Ольга Ивановна,
Учитель МБОУ СОШ №1 с. Александров-Гай
Саратовской области
Реформирование российской системы образования обусловило необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации. Возрастает значимость интеллектуального и творческого потенциала, работа с одаренными детьми и талантливой молодежью выходит на приоритетные позиции современного образования. Актуальность данного направления подчеркивается в таких документах федерального уровня, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р), Национальная образовательная стратегия-инициатива "Наша новая школа", послание Президента Российской Федерации А.Д Медведева Федеральному Собранию от 12.11.2009.
В соответствии с современными концепциями развития образования, которые предусматривают возможности углубления знаний обучающихся в различных образовательных областях, появилась необходимость в разработке программы «Одаренные дети».
Эта программа предусматривает осуществление личностно-ориентированного подхода через индивидуализацию и дифференциацию учебного материала к наиболее способным детям в учебно-воспитательном процессе и предполагает:
1. Создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. Необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. Обязательное использование технологии портфолио и систематическое наполнение электронной базы данных «Одаренные дети».
2. Развитие учительского потенциала. В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Именно с этой точки зрения следует осуществлять курсовую переподготовку и самообразование педагогов.
Цель программы: формирование у педагогов МБОУ СОШ №1 системного видения процесса развития и поддержки одаренных детей и актуализация потребности педагогов в совершенствовании и обновлении практики работы с одаренными детьми.
Воспитательная цель - воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.
Образовательная цель - расширение единого образовательного пространства школы для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.
Развивающая цель - развитие способностей одаренных детей к включению в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.
Срок реализации 2015 -2016 учебный год
Задачи:
Создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей.
Внедрять новые образовательные технологии, отвечая на запросы современной цивилизации.
Расширять возможности для участия одарённых и способных обучающихся в российских, международных конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.
Расширить пространство повышения квалификации педагогов МБОУ СОШ №1, как условие методического поиска и творчества в работе с одаренными детьми..
Совершенствование системы выявления одарённых школьников, их развития и социальной поддержки, является одним из важных направлений стандартов второго поколения. Достижение данных установок возможно на основе ознакомления педагогов МБОУ СОШ №1 с современными методологическими подходами и теоретическими концепциями работы с одаренными.
Ожидаемые результаты
Формирование системы работы с одаренными детьми.
Основные направления реализации:
- выявление одаренных обучающихся;
- создание мониторинга продвижения способного ребенка;
- внедрение в образовательный процесс современных технологий, в том числе проблемного обучения;
- развитие системы внеурочной учебной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, окружных, районных, региональных, всероссийских олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях;
- повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.
Организация воспитательной работы:
- формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
- формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;
- формирование высокой речевой культуры;
- утверждение здорового образа жизни обучающихся;
- развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых детей.
Основные мероприятия, направленные на выполнение задач:
I. Диагностика:
1. Изучение диагностических методик.
2. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.
3. Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.
4. Применение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.
II. Развитие творческих и познавательных способностей:
1. Проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный на различных уровнях.
2. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:
- творческие ответы;
- выполнение творческих тематических заданий;
- выполнение проблемных поисковых работ;
- назначение ответственными за проведение предметных недель;
- повышение степени сложности заданий;
- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.
III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:
1. Сообщение о достижении обучающихся через школьные средства информации.
2. Приглашение детей вместе с родителями на школьный «День науки».
Основной принцип - принцип системности и непрерывности.
Функции проблемной группы
1.Подбор диагностических материалов для выявления одаренных детей.
2.Подготовка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми.
3.Определение критериев эффективности работы.
4. Работа с учителями-предметниками и классными руководителями.
5. Сетевое взаимодействие.
6. Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования поселка.
7. Подготовка отчета о работе группы.
Мероприятия по реализации программы диагностики
№ п/п |
Мероприятия Методики диагностики |
Сроки |
1. |
Диагностика одаренных и способных детей. Методика оценки общей одаренности |
В течение учебного года |
2. |
Анализ основных результатов успеваемости, реальных достижений обучающихся |
Январь, май |
3 |
Анкетирование обучающихся и их родителей с целью изучения интересов и увлечений детей. Анкета для родителей «Определение уровня проявления способностей ребенка» (А.Н. Сизанов). Анкета для обучающихся «Как я вижу себя» (А.И. Савенков). |
Ноябрь-декабрь 2015 |
4 |
Шкала поведенческих характеристик одаренных школьников (Дж. Рензулли) Методика для педагогов |
Май 2016 |
5 |
Оценка реальных достижений обучающихся за учебный год: а) оценка школьной успеваемости; б) оценка итоговой аттестации; в) оценка школьной и внешкольной активности. |
Июнь 2016 |
Мероприятия по реализации программы развития одаренности детей
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответствен |
1 |
Изучение нормативных документов и методических рекомендаций. |
В течение учебного года |
Учителя проблемной группы |
2 |
Корректировка списка одаренных детей с указанием предмета |
Каждую четверть |
Учителя проблемной группы, учителя – предметники, классные руководители |
3 |
Проведение предметных недель с активным участием одаренных учащихся |
По графику |
Заместитель директора по УВР, Учителя проблемной группы, НОО |
4 |
Проведение тестирования учителей на склонность к работе с одарёнными детьми |
II полугодие |
Педагог-психолог |
5 |
Ведение элективных курсов, факультативов, организация внеурочной деятельности |
В течение учебного года согласно УП |
Учителя - предметники |
6 |
Организация участия детей в региональной (заочной) олимпиаде школьников. |
Октябрь |
Учителя-предметники |
7 |
Организация участия детей на разных этапах Всероссийской олимпиады школьников: школьном, муниципальном |
По графику
|
Заместитель директора УВР, Заместитель директора по МР |
8 |
Анализ критических замечаний и предложений по результатам олимпиад с выработкой рекомендаций |
Январь- апрель |
Учителя проблемной группы |
9 |
Организация участия детей во всероссийских играх- конкурсах «Русский медвежонок-2014», «Кенгуру» и др. |
По графику |
Заместитель директора по УВР, Учителя проблемной группы, НОО |
10 |
Подготовка к научно-практической конференции школьников. Библио-информационное обеспечение исследовательской деятельности. |
В течение учебного года |
Учителя-предметники, Учителя проблемной группы, НОО |
11 |
Организация индивидуальных занятий с детьми в рамках подготовки к олимпиадам, конференции, конкурсам. |
В течение учебного года |
Учителя проблемной группы |
12 |
Дополнение в портфолио обучающихся |
В течение учебного года |
Классные руководители |
13 |
Расширение банка методической литературы по работе с одаренными детьми |
В течение учебного года |
Библиотекарь |
14 |
Организация повышения квалификации педагогов на разных уровнях |
В течение учебного года |
Администрация |
15 |
Организация и проведение интеллектуальных марафонов |
Раз в четверть |
Учителя проблемной группы |
16 |
Организация и проведение Дня науки. |
март |
Заместитель директора по УВР Учителя проблемной группы |
Заседания проблемной группы
№ п/п |
Рассматриваемые вопросы |
Сроки |
Ответственный |
1 |
Планирование работы творческой группы на 2015/2016 учебный год. «Проектно-исследовательские кейсы во внеурочной деятельности». Создание программы работы с одаренными детьми учителями – предметниками и классными руководителями. Организация активной работы научного общества обучающихся. |
Сентябрь |
Асташкина О.И.
Асташкина О.И. Члены МС |
2 |
«Организация самостоятельной работы обучающихся в сети Интернет как средство формирования УУД». Разработка методических материалов в помощь организаторам научно-исследовательской работы с обучающимися. Организовать подготовку к проведению фестиваля «Методических идей» (мастер-класс). |
Ноябрь |
Асташкина О.И. Педагоги проблемной группы. |
3 |
«Технология критического мышления – инструмент реализации ФГОС». Итоги проведенных олимпиад, конкурсов, предметных недель. Знакомство с новинками педагогической литературы: «Особенности работы с одаренными детьми». Создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одарёнными детьми. О проведении Дня науки в школе. |
Январь |
Асташкина О.И.,
Завучи
Педагоги проблемной группы.
|
4 |
«Веб-квест как активная форма организации проектной урочной и внеурочной деятельности»
Провести фестиваль «Методических идей» (мастер-класс). Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по предметам, разработки интеллектуальных марафонов, игр) |
Март |
Асташкина О.И. Учителя проблемной группы. Члены МС |
5 |
Подведение итогов работы. Создание банка данных одаренных детей. |
Май |
Асташкина О.И. |
Основными критериями результативности проблемной группы являются следующие:
сформированность у педагогов научных представлений о современных подходах и концепциях работы с одаренными детьми, системного видения процесса развития и поддержки одаренности;
теоретическая и методическая готовность педагогов к деятельности по совершенствованию и обновлению системы работы с одаренными детьми;
эмоционально - психологическая удовлетворенность педагогов деятельностью проблемной группы.
Предполагаемые результаты и оценка результативности программы.
В соответствии с заявленной целью предполагаются следующие результаты по итогам реализации программы:
1. Создание системы выявления и поддержки одаренных детей с раннего возраста и до выпуска из школы.
2. Создание образовательной среды, способствующей успешности обучающегося через проявления его способностей и сохранение физического и психического здоровья.
3. Увеличение количества обучающихся на всех этапах обучения, имеющих высокие достижения в олимпиадном движении и конкурсах различного уровня.
4. Развитие потенциала педагога в части компетентного выявления и сопровождения одаренных детей школы.
Оценка эффективности реализации программы будет отслеживаться по следующим критериям:
1. Оценка динамики достижения обучающимися через создание и наполнение портфолио.
2. Оценка состояния здоровья и комфортности пребывания обучающихся, удовлетворенности обучающихся, родителей, общественности образовательным процессом в школе
3. Рейтинг школы в районе по итогам участия в олимпиадном движении и различных интеллектуальных и творческих конкурсах.
Литература
Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. – 1995, №4
Газман О.С. Педагогика свободы? Педагогика необходимости? Учительская газета. 1997. 13 мая
Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993
Драйден Г., Вос Д. Революция в обучении. - Москва, Парвинэ, 2003
Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев.-М.:ООО «АиФ Принт», 2003
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников.М.: 2000
Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопр. психологии. - 1989. - №6
Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя: Пер. с нем.- М., Просвещение, 1989
Савенков А.И. Одаренный ребенок в школе и дома. Потенциал личности и программа развития.-Екатеринбург: У-Фактория, 2004
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997
Хуторской А.В. развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. -М.: Владос,2000
Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. - 1996.- №3.- с.34.
Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога. // Школа здоровья. - 1997.- №1.- с.59.