Программа работы проблемной группы «Одарённые дети»

8
0
Материал опубликован 23 January 2016 в группе

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1

с. Александров-Гай Саратовской области

Программа работы

проблемной группы «Одаренные дети» на 2015-2016 учебный год

Руководитель проблемной группы:

Асташкина Ольга Ивановна,

Учитель МБОУ СОШ №1 с. Александров-Гай

Саратовской области

Реформирование российской системы образования обусловило необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации. Возрастает значимость интеллектуального и творческого потенциала, работа с одаренными детьми и талантливой молодежью выходит на приоритетные позиции современного образования. Актуальность данного направления подчеркивается в таких документах федерального уровня, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р), Национальная образовательная стратегия-инициатива "Наша новая школа", послание Президента Российской Федерации А.Д Медведева Федеральному Собранию от 12.11.2009.

В соответствии с современными концепциями развития образования, которые предусматривают возможности углубления знаний обучающихся в различных образовательных областях, появилась необходимость в разработке программы «Одаренные дети».

Эта программа предусматривает осуществление личностно-ориентированного подхода через индивидуализацию и дифференциацию учебного материала к наиболее способным детям в учебно-воспитательном процессе и предполагает:

1. Создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. Необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. Обязательное использование технологии портфолио и систематическое наполнение электронной базы данных «Одаренные дети».

2. Развитие учительского потенциала. В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Именно с этой точки зрения следует осуществлять курсовую переподготовку и самообразование педагогов.

Цель программы: формирование у педагогов МБОУ СОШ №1 системного видения процесса развития и поддержки одаренных детей и актуализация потребности педагогов в совершенствовании и обновлении практики работы с одаренными детьми.

Воспитательная цель - воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.

Образовательная цель - расширение единого образовательного пространства школы для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.

Развивающая цель - развитие способностей одаренных детей к включению в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.

Срок реализации 2015 -2016 учебный год

Задачи:

Создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей.

Внедрять новые образовательные технологии, отвечая на запросы современной цивилизации.

Расширять возможности для участия одарённых и способных обучающихся в российских, международных конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.

Расширить пространство повышения квалификации педагогов МБОУ СОШ №1, как условие методического поиска и творчества в работе с одаренными детьми..

Совершенствование системы выявления одарённых школьников, их развития и социальной поддержки, является одним из важных направлений стандартов второго поколения. Достижение данных установок возможно на основе ознакомления педагогов МБОУ СОШ №1 с современными методологическими подходами и теоретическими концепциями работы с одаренными.

Ожидаемые результаты

Формирование системы работы с одаренными детьми.

Основные направления реализации:

- выявление одаренных  обучающихся;

- создание мониторинга продвижения способного ребенка;

- внедрение в образовательный процесс  современных технологий, в том числе проблемного обучения;

- развитие системы внеурочной учебной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, окружных, районных, региональных, всероссийских олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях;

- повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.

Организация воспитательной работы:

- формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;

- формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;

- формирование высокой речевой культуры;

- утверждение здорового образа жизни обучающихся;

- развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых детей.

Основные мероприятия, направленные на выполнение задач:

I. Диагностика:

1. Изучение диагностических методик.

2. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.

3. Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.

4. Применение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.

II. Развитие творческих и познавательных способностей:

1. Проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный на различных уровнях.

2. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:

- творческие ответы;

- выполнение творческих тематических заданий;

- выполнение проблемных поисковых работ;

- назначение ответственными за проведение предметных недель;

- повышение степени сложности заданий;

- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.

III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:

1. Сообщение о достижении обучающихся через школьные средства информации.

2. Приглашение детей вместе с родителями на школьный «День науки».

Основной принцип - принцип системности и непрерывности.

Функции проблемной группы

1.Подбор диагностических материалов для выявления одаренных детей.

2.Подготовка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми.

3.Определение критериев эффективности работы.

4. Работа с учителями-предметниками и классными руководителями.

5. Сетевое взаимодействие.

6. Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования поселка.

7. Подготовка отчета о работе группы. 

Мероприятия по реализации программы диагностики

п/п

Мероприятия

Методики диагностики

Сроки

1.

Диагностика одаренных и способных детей.

Методика оценки общей одаренности

В течение учебного года

2.

Анализ основных результатов успеваемости, реальных достижений обучающихся

Январь, май

3

Анкетирование обучающихся и их родителей с целью изучения интересов и увлечений детей.

Анкета для родителей «Определение уровня проявления способностей ребенка» (А.Н. Сизанов).

Анкета для обучающихся «Как я вижу себя» (А.И. Савенков).

Ноябрь-декабрь 2015

4

Шкала поведенческих характеристик одаренных школьников (Дж. Рензулли) Методика для педагогов

Май 2016

5

Оценка реальных достижений обучающихся за учебный год:

а) оценка школьной успеваемости;

б) оценка итоговой аттестации;

в) оценка школьной и внешкольной активности.

Июнь 2016

Мероприятия по реализации программы развития одаренности детей

Мероприятия

Сроки

Ответствен

1

Изучение нормативных документов и методических рекомендаций.

В течение учебного года

Учителя проблемной группы

2

Корректировка списка одаренных детей с указанием предмета

Каждую четверть

Учителя проблемной группы, учителя – предметники, классные руководители

3

Проведение предметных недель с активным участием одаренных учащихся

По графику

Заместитель директора по УВР,

Учителя проблемной группы,

НОО

4

Проведение тестирования учителей на склонность к работе с одарёнными детьми

II полугодие

Педагог-психолог

5

Ведение элективных курсов, факультативов, организация внеурочной деятельности

В течение учебного года согласно УП

Учителя - предметники

6

Организация участия детей в региональной (заочной) олимпиаде школьников.

Октябрь

Учителя-предметники

7

Организация участия детей на разных этапах Всероссийской олимпиады школьников: школьном, муниципальном


 

По графику


 


 

Заместитель директора УВР,

Заместитель директора по МР

8

Анализ критических замечаний и предложений по результатам олимпиад с выработкой рекомендаций

Январь- апрель

Учителя проблемной группы

9

Организация участия детей во всероссийских играх- конкурсах «Русский медвежонок-2014», «Кенгуру» и др.

По графику

Заместитель директора по УВР,

Учителя проблемной группы,

НОО

10

Подготовка к научно-практической конференции школьников.

Библио-информационное обеспечение исследовательской деятельности.

В течение учебного года

Учителя-предметники,

Учителя проблемной группы,

НОО

11

Организация индивидуальных занятий с детьми в рамках подготовки к олимпиадам, конференции, конкурсам.

В течение учебного года

Учителя проблемной группы

12

Дополнение в портфолио обучающихся

В течение учебного года

Классные руководители

13

Расширение банка методической литературы по работе с одаренными детьми

В течение учебного года

Библиотекарь

14

Организация повышения квалификации педагогов на разных уровнях

В течение учебного года

Администрация

15

Организация и проведение интеллектуальных марафонов

Раз в четверть

Учителя проблемной группы

16

Организация и проведение

Дня науки.

март

Заместитель директора по УВР

Учителя проблемной группы


Заседания проблемной группы

п/п

Рассматриваемые вопросы

Сроки

Ответственный

1

Планирование работы творческой группы на 2015/2016 учебный год.

«Проектно-исследовательские кейсы во внеурочной деятельности».

Создание программы работы с одаренными детьми учителями – предметниками и классными руководителями.

Организация активной работы научного общества обучающихся.

Сентябрь

Асташкина О.И.


 

Асташкина О.И.

Члены МС

2

«Организация самостоятельной работы обучающихся в сети Интернет как средство формирования УУД».

Разработка методических материалов в помощь организаторам научно-исследовательской работы с обучающимися.

Организовать подготовку к проведению фестиваля «Методических идей» (мастер-класс).

Ноябрь

Асташкина О.И.

Педагоги проблемной группы.

3

«Технология критического мышления – инструмент реализации ФГОС».

Итоги проведенных олимпиад, конкурсов, предметных недель.

Знакомство с новинками педагогической литературы: «Особенности работы с одаренными детьми».

Создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одарёнными детьми.

О проведении Дня науки в школе.

Январь

Асташкина О.И.,


 

Завучи


 

Педагоги проблемной группы.


 


 

4

«Веб-квест как активная форма организации проектной урочной и внеурочной деятельности»


 

Провести фестиваль «Методических идей» (мастер-класс).

Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по предметам, разработки интеллектуальных марафонов, игр)

Март

Асташкина О.И.

Учителя проблемной группы.

Члены МС

5

Подведение итогов работы.

Создание банка данных одаренных детей.

Май

Асташкина О.И.

Критерии результативности работы проблемной группы

Основными критериями результативности проблемной группы являются следующие:

сформированность у педагогов научных представлений о современных подходах и концепциях работы с одаренными детьми, системного видения процесса развития и поддержки одаренности;

теоретическая и методическая готовность педагогов к деятельности по совершенствованию и обновлению системы работы с одаренными детьми;

эмоционально - психологическая удовлетворенность педагогов деятельностью проблемной группы.

Предполагаемые результаты и оценка результативности программы.

В соответствии с заявленной целью предполагаются следующие результаты по итогам реализации программы:

1. Создание системы выявления и поддержки одаренных детей с раннего возраста и до выпуска из школы.

2. Создание образовательной среды, способствующей успешности обучающегося через проявления его способностей и сохранение физического и психического здоровья.

3. Увеличение количества обучающихся на всех этапах обучения, имеющих высокие достижения в олимпиадном движении и конкурсах различного уровня.

4. Развитие потенциала педагога в части компетентного выявления и сопровождения одаренных детей школы.

Оценка эффективности реализации программы будет отслеживаться по следующим критериям:

1. Оценка динамики достижения обучающимися через создание и наполнение портфолио.

2. Оценка состояния здоровья и комфортности пребывания обучающихся, удовлетворенности обучающихся, родителей, общественности образовательным процессом в школе

3. Рейтинг школы в районе по итогам участия в олимпиадном движении и различных интеллектуальных и творческих конкурсах.


Литература

Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. – 1995, №4

Газман О.С. Педагогика свободы? Педагогика необходимости? Учительская газета. 1997. 13 мая

Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993

Драйден Г., Вос Д. Революция в обучении. - Москва, Парвинэ, 2003

Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев.-М.:ООО «АиФ Принт», 2003

Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников.М.: 2000

Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопр. психологии. - 1989. - №6

Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя: Пер. с нем.- М., Просвещение, 1989

Савенков А.И. Одаренный ребенок в школе и дома. Потенциал личности и программа развития.-Екатеринбург: У-Фактория, 2004

Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997

Хуторской А.В. развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. -М.: Владос,2000

Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. - 1996.- №3.- с.34.

Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога. // Школа здоровья. - 1997.- №1.- с.59.

Комментарии
Комментариев пока нет.