Проект «Дни права в образовательном учреждении»
МОУ «Большереченская средняя общеобразовательная школа №2»
ПРОЕКТ
ДНИ ПРАВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
Разработчики проекта:
Щербакова Елена Яковлевна,
старший вожатый.
Большеречье – 2011.
Актуальность проекта.
Концепция модернизации российского образования до 2020 г. в качестве основного результата обучения в школе видит молодого человека, умеющего жить в гражданском обществе и правовом государстве, создавать их, нести ответственность за собственное благополучие и благополучие общества. В этой связи актуальной становится проблема формирования правовой культуры учащихся.
Только педагоги и родители могут способствовать тому, чтобы общечеловеческие ценности стали не только суммой знаний каждого ребенка, но и синтезом нравственных норм, определяющих поведение человека. Они могут укрепить у ребенка чувство собственного достоинства, сформировать способность сопротивляться жестокости, насилию. Вот почему формирование культуры прав человека - одна из важнейших задач образовательных учреждений.
Формирование человека начинается с раннего детства. Именно в детстве закладываются основы знаний, норм поведения, убеждений, привычек, потребностей личности. Немалую роль в этом процессе призвано сыграть правовое образование как часть общего обязательного образования. Большую часть своего детства ребенок проводит в роли ученика. От того, какой опыт получит он в школе – опыт дружеской и доверительной атмосферы, уважения к своим правам и человеческому достоинству или опыт учебы в атмосфере безразличия, равнодушия, жестокости, во многом зависит его успешность в социуме.
Только изучение прав в совокупности с обязанностями и ответственностью каждого школьника, как юного гражданина, и создаёт возможность для формирования правовой личности в правовом государстве.
Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни, как приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов. При этом важно уже в раннем возрасте заложить основы правовых знаний, сформировав у ребенка четкое представление не только о правах, но и обязанностях, ответственности, воспитать его в духе неукоснительного соблюдения положений закона.
Сегодня многие школьники имеют недостаточный уровень правовых знаний, умений, опыта правопослушного поведения, правовой компетентности.
Данный проект – это комплекс мероприятий, направленный на формирование правовой культуры современных школьников, родителей и педагогов ОУ и их совместной деятельности.
Цель проекта: создание условий для повышения правовой культуры участников образовательного процесса.
Задачи:
Организовать мероприятия, направленные на формирование правовых знаний.
Обеспечить вариативность получения правовых знаний.
Привлечь специалистов различных государственных и общественных организаций к реализации проекта.
Создать банк методических разработок по данной теме.
Место реализации проекта:
Омская область, п. Большеречье, МОУ «Большереченская средняя общеобразовательная школа №2».
Целевая группа:
учащиеся МОУ «Большереченская СОШ №2» с 1 – 11 классы;
педагоги ОУ;
родители.
Срок реализации проекта: ноябрь-декабрь 2011г.
Формы работы: уроки толерантности и права, тематические классные часы, конкурсные и игровые программы, выставки творческих работ, тренинги, семинар для классных руководителей, «Родительский час», интернет-олимпиада, викторины, открытый урок по праву, выставка литературы, флешмоб.
Предполагаемые результаты:
Организация мероприятий, направленных на формирование правовых знаний.
Участие в конкурсах данного направления.
Создание и использование методической базы для изучения прав ребёнка и человека;
Дальнейшее развитие проекта.
Критерии успеха проекта:
Достигнут результат.
Получен опыт.
Создана команда единомышленников.
Участие в региональном конкурсе «Я в праве».
Информация о проекте распространяется.
Выполнение проекта не требует привлечения значительных средств.
Работа по проекту ПРОДОЛЖАЕТСЯ.
Реализация проекта возможна с помощью обеспечения:
Педагогическими кадрами: педагоги ОУ, классные руководители, сетевой координатор, школьный библиотекарь, руководители кружков «Пресс-центр», «Издательское дело».
Квалифицированными педагогами дополнительного образования: педагог-организатор, методист ЦДТ.
Родителями.
Специалистами социума: ЗАГС и ООПН Большереченского МР, ЦСПСД, Центра по работе с детьми и молодёжью, сотрудники ИПД, КДНЗП, ГИБДД, СМИ (телеканал, районная газета «Наша Иртышская правда»).
Техническими средствами.
Деятельность организаторов и участников проекта строится в соответствии с принципами:
открытости – участником проекта может стать любой желающий;
развития - деятельность в рамках проекта направлена на развитие личности и его правовой культуры;
взаимодействия – обеспечение тесного взаимодействия между участниками и исполнителями проекта;
сотрудничества – создание условий для всех участников проекта.
Механизмами реализации проекта являются следующие виды деятельности: диагностическая, просветительская, консультативная, коммуникативная, волонтерская, научно-методическая, которую организуют исполнители проекта.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
№ п\п |
Название и форма проведения. |
Дата проведения. |
Целевая группа. |
Отв. за проведение. |
1. |
Уроки толерантности «Мы разные, но мы вместе». |
16 ноября Международный день толерантности |
2-4 кл. |
Кл. рук-ли, специалисты ЦРДМ. |
2. |
Выставка творческих работ «Права детей в рисунках детей». |
20 ноября – День принятия Конвенции о правах ребенка |
4-8 кл. |
Соц. педагог, учитель обществознания, кл. рук-ли. |
3. |
Тематические кл. часы. |
ноябрь-декабрь |
5-11кл. |
Кл. рук-ли, специалисты ООПН, ЦСПСД. |
4. |
Игровая программа «Я и моё имя». |
ноябрь |
1-2 кл. |
Соц. педагог, специалисты ЦСПСД. |
5. |
Уроки правовых знаний. |
ноябрь-декабрь |
8-11 кл. |
учитель обществознания, специалисты ООПН, ЗАГС. |
6. |
Просмотр и обсуждение слайд-фильма «Наши права и обязанности». |
ноябряь |
6-7 кл. |
Соц. педагог, специалисты ЦСПСД. |
7. |
Конкурсно-игровая программа «Твои права». |
20 ноября |
3-7 кл. |
Соц. педагог, кл. рук-ли. |
8. |
Беседа с элементами тренинга «Счастлив тот, кто счастлив дома». |
ноябрь |
5 кл. |
Соц. педагог, кл. рук-ли. |
9. |
Открытый урок по праву. |
ноябрь |
8 А |
Учитель обществознания |
10. |
«Родительский час». Права и обязанности родителей. |
ноябрь |
Родители уч-ся ОУ. |
Соц. педагог, специалисты ООПН, ЦСПСД. |
11. |
МО кл. рук-лей « Формы работы по правовому воспитанию несовершеннолетних». |
ноябрь |
Кл. рук-ли 1-11 кл. |
Зам. дир. по ВР. |
12. |
Выставка литературы по правовому просвещению |
постоянно |
Педагоги, учащиеся ОУ, родители. |
Зав. шк. библиотекой. |
13. |
Час информации «Имею права». |
10 декабря – Международный день защиты прав человека |
8 кл. |
Специалисты детской библиотеки. |
14. |
Интернет – олимпиада по праву. |
10 декабря |
9, 11 кл. |
Учитель обществознания. |
15. |
Викторина «А что ты знаешь о Конституции?». |
12 декабря – День Конституции РФ |
5-11 кл. |
Специалисты ЦРДМ. |
16. |
Урок по Конституции РФ «Мы – граждане России». |
12 декабря |
5-7 |
Учитель обществознания + ученики 10 кл. |
17. |
Конкурс сочинений «Если бы я был президентом?». |
12 декабря |
9-11кл. |
Учитель обществознания. |
18. |
Конкурс кроссвордов «Я – гражданин России». |
декабрь |
6 кл. |
Учитель обществознания. |
19. |
Конкурс на лучшую иллюстрацию статей Конституции РФ, Декларации и Конвенции прав ребёнка. |
декабрь |
8-11 кл. |
Учитель обществознания, кл. рук-ли. |
20. |
Флешмоб «Флаг РФ». |
12 декабря |
6 кл. |
Старшая вожатая, кл. рук-ли. |
21. |
Конкурс кейсов, в рамках регионального проекта «Я в праве» |
до февраля |
8-11 кл |
Учитель обществознания, соц. педагог. |