Познавательно – исследовательский проект «Колокольчик» (для детей 3 – 4 лет)
Познавательно – исследовательский проект:
«Колокольчик»
(для детей 3 – 4 лет)
Авторы: воспитатель Безукладникова Надежда Ивановна
г. Пермь
Участники проекта:
дети младшей группы
воспитатели младшей группы
музыкальный руководитель
родители воспитанников группы
Целевая группа: дети и родители младшей группы
Сроки проекта: 2 декабря - 13 декабря
Тип проекта: краткосрочный
Актуальность:
Колокольчик – удивительный предмет, который всегда привлекал как детей, так и взрослых. В чём загадка колокольчика, откуда в нём столько притягательности? Почему бы нам с ребятами не познать, не исследовать этот предмет? Так возникла идея создания нашего познавательно-исследовательского проекта. Колокольчик, как предмет познавательно-исследовательской деятельности, был выбран нами не случайно. Колокольчик – безусловно, предмет очень символичный и многогранный: это и колокольный звон – призывный и торжественный, радостный и грустный; это и красота русских полей, поросших синим колокольчиком, по которым мчится русская тройка, звеня поддужными колокольчиками; это и колокольчики просто украшающие наш быт. Но дошкольник еще не подготовлен к восприятию сложного языка символов, поэтому открытие и изучение мы начали с малого – с работы с вещью, с таким еще совершенно обыкновенным для ребенка предметом – колокольчиком, ведь мир обыкновенных вещей более доступен и близок детям.
Цель проекта: познакомить детей с многообразием колокольчиков, их звучанием, материалом из которого их изготавливают.
- формирование у дошкольников навыков исследовательского поведения;
- обогащения словаря, навыков общения, сотрудничества;
- формировать интерес к народному творчеству, русским традициям;
- привлечение родителей к общественной жизни
группы, посредством создания музея, пополнения музея новыми экспонатами;
Трансляция проекта:
презентация опыта на педсовете внутри ДОУ;
презентация опыта на заседании «Методической гостиной»
Дальнейшее развитие проекта: Создание группового мини - музея "Веселый колокольчик"Ожидаемый результат: Этот проект призван привлечь к активному участию в нем детей, увлечь, создать условия личностной значимости, заинтересованности; вовлечь в него родителей, как не менее важных участников воспитательного процесса.
Этапы реализации проекта:
I этап – Подготовительный
№ | Направление предварительной работы | Содержание деятельности |
1 | Работа с детьми | Диагностика игровой деятельности |
2 | Взаимодействие с родителями | - подбор экспонатов для группового мини-музея; - мастер - класс: "Волшебный колокольчик" (совместное изготовление колокольчиков ) |
3 | Работа педагогов | Воспитатели: Подбор литературы: А.А Фет, «Колокольчики» З. Александрова, «Колокольчики» «Чудесный колокольчик», по мотивам русской народной сказки Адель Алексеева, «Колокольчик» «Серебрянный колокольчик», по мотивам русской народной сказки Л.Е.Кисленко, «Волшебные колокольчики» Лыкова И.А., Шикунова В.А., «Колокольчик серебрянный», дидактическая сказка о социальной безопасности, ОБЖ для детей «Колокольчики России» - коллекция колокольчиков В.И. Хрунова Е.С. Евдокимова, «Технология проектирования в ДОУ» «Волшебные колокольчики», Утренники в детском саду А.И. Иванова, «Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ» Дидактические игры: «Чудесный мешочек с колокольчиками», «Собери колокольчик», «Найди пару», «Весёлый лабиринт», «Четвертый лишний», «Угадай, какой колокольчик пропал», «Найди отличия». Подвижные, музыкальные игры: «Жмурки с колокольчиком», «Тихие и громкие звоночки», «Колокольчик и платочек», «Весёлый колокольчик», «Рыболовный сторожок», «Звонари на звоннице», «Бубенчики», «Диди-дон», «Девочки и мальчики». Рисование колокольчиков, аппликации, изготовление колокольчиков из одноразовых стаканчиков: (Детский дизайн) |
II этап - Внедренческий
Сроки мероприятий | Формы работы | |||||||
Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность Предметно-развивающая среда | Работа с родителями | ||||||
НОД | ОД в режимных моментах | |||||||
02.12 понедельник | МУЗО: музыкальные игры: «Жмурки с колокольчиком», «Тихие и громкие звоночки» | Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением КОЛОКОЛЬЧИКОВ. ЧХЛ. А.А Фет, «Колокольчики» | Альбом для рассматривания: «Колокольчики музыкальные». | |||||
03.12 вторник | ЧХЛ. З. Александрова, «Колокольчики» Дидактическая игра «Чудесный мешочек с колокольчиками» | Альбом для рассматривания: «Колокольчики - цветы». | Поисковая работа по подбору иллюстраций (какие бывают колокольчики) | |||||
04.12 среда | МУЗО: музыкальные игры: «Колокольчик и платочек», «Весёлый колокольчик» | Презентация «Песня колокольчика» ЧХЛ. «Чудесный колокольчик», по мотивам русской народной сказки Дидактическая игра «Угадай, какой колокольчик пропал | Работа в ИЗО центре (раскраски колокольчиков) | Поиск экспонатов для музея | ||||
05.12 четверг | Беседа ЧХЛ. Адель Алексеева, «Колокольчик» Дидактическое упражнение «Что сначала, что потом» | Разучивание стихотворения: Колокольчики мои, Цветики степные! Что глядите на меня, Тёмно-голубые?.. | ||||||
06.12 пятница | ЧХЛ. «Серебрянный колокольчик», по мотивам русской народной сказки Дидактическая игра «Четвертый лишний» | Продуктивная деятельность в ИЗО центре. Аппликация: «Колокольчики – цветы…» | ||||||
09.12 понедельник | МУЗО: музыкальные игры: «Рыболовный сторожок», «Звонари на звоннице» | ЧХЛ. Л.Е.Кисленко, «Волшебные колокольчики» | Альбом для рассматривания: «Дверные колокольчики». | Мини – музей: «Веселый колокольчик» | ||||
10.12 вторник | ЧХЛ. «Чудесный колокольчик», по мотивам русской народной сказки | Прослушивание аудиозаписи колокольного звона. | ||||||
11.12 среда | МУЗО:музыкальные игры: «Бубенчики», «Диди-дон», «Девочки и мальчики». | ЧХЛ. А.АФет, «Колокольчики» | Альбом для рассматривания: «Колокольчики помошники». | |||||
13.12 четверг | ЧХЛ. Л.Е.Кисленко, «Волшебные колокольчики» Дидактическая игра «Найди пару» | Рассматривание выставки-коллекции колокольчиков в мини – музее. Исследовательская деятельность: «Найди отличия» (колокольчик металлический, деревянный, керамический, из ткани) | Мастр – класс «Веселый колокольчик» | |||||
14.12 пятница | ЧХЛ. Адель Алексеева, «Колокольчик» Разрезные картинки «Собери колокольчик» |
III этап – итоговый
№ | Направление работы | Содержание деятельности |
1 | Работа с детьми | Проведение педагогического обследования. Анализ проделанной работы. Обобщение наработанного материала: |
2 | Взаимодействие с родителями | - подбор экспонатов для группового мини-музея; - мастер - класс: "Волшебный колокольчик" (совместное изготовление колокольчиков ) - предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о колокольчике. |
3 | Работа педагогов | Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми. Презентация опыта работы по проекту. |
Способы оценки результативности проекта
Критерии | Показатели | Методы изучения |
Уровень знаний детей | Ответы детей | Беседа |
Уровень познавательного интереса у детей | Участие в игровой деятельности | Беседа |
Уровень творческой активности | Участие в творческих заданиях, в развлечениях | Наблюдение |
Уровень интереса педагогов к материалу | Востребованность мероприятий по обмену опытом | Беседа Индивидуальное консультирование |
Востребованность методического материала | Беседа Индивидуальное консультирование | |
Уровень активности родителей | Численность родителей, активно участвующих в жизни группы и детского сада | Наблюдение Анализ |