Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
«Екатериновский детский психоневрологический
дом-интернат»
Поисково-исследовательский проект
Тема:" Хотим всё знать!".
Участники проекта:
воспитанники гр. «Светлячок», гр. «Дельфины»
Руководители проекта
воспитатели: Выголовская С. В., Полякова И. В.
с. Екатериновка
2024 г.
Паспортпедагогическогопроекта
Тема проекта | "Хотим всё знать!" |
Вид проекта | Поисково-исследовательский, групповой, краткосрочный. |
Актуальностьпроекта | Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности - наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи, с изобразительной деятельностью, с формированием элементарных математических представлений. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. |
Цельпроекта | Формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание. |
Задачи проекта | Образовательные: - Формировать представления о предметах, их свойствах и качествах - Формировать умения делать выводы, открытия. Развивающие: - Развивать мыслительные способности: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ. - Развивать мелкую моторику и координацию движений, внимание и память. Воспитательные задачи: - Создать положительную мотивацию к самостоятельному экспериментированию. - Воспитывать умение работать в коллективе, чувство взаимопомощи. |
Проблемныйвопрос | С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии с взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире. |
Продуктпроекта | Фотовыставка Картотека опытнической деятельности |
Срокиреализации | Август 2024 |
Подготовительныйэтап:
Задачи этапа: анализ ситуации, определение целей и задач, создать техническую базу для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы) подбор дидактического и методического материала, изучить методическую литературу.
Дата
| Мероприятия, инициированные воспитателем | Материально-техническоеи дидактическое обеспечение проекта | Риски | Результаты |
Август | Оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта; привлечение воспитанников к предстоящей творческой работе. Беседы с детьми, для выявления знаний детей об экспериментах | Сбор бросового, природного материала, фотографий, иллюстраций. Чтение книг. Рисование рисунков, проведение опытов. | Недостаточная мотивация воспитанников. Недостаточная материально-техническая база. Особенности физического развития. | Создание дидактического материала, пособий, атрибутов для проведения опытов. |
Основнойэтап:
Задачи этапа: организовать практическую деятельность через проведение тематических мероприятий.
Дорожнаякартаосновногоэтапапроекта:
Дата | Местов режимедня | Мероприятия | Промежуточные результаты |
Август: 1 неделя 2 неделя | 13.08.2024 1 половина дня. 14.08.2024 1 половина дня. 15.08.2024 1 половина дня . 16.08.2024 1 половина дня 17.08.2024 1 половина дня 20.08.2024 1 половина дня 21.08. 2424 1 половина дня 22.08.2024 1 половина дня. 23.08.2024 1 половина дня | Знакомство с атрибутами для опыта- эксперимента Эксперимент-наблюдение «Окрашивание листьев китайской капусты» Наблюдение за окрашенными листьями Эксперимент «Радуга в стакане» 1. Рассматривание иллюстраций с изображением радуги. Беседа с детьми. 2. Чтение потешек, загадывание загадок, пальчиковая гимнастика. 3. Рисование радуги. Практическая деятельность: «Радуга в стакане» Эксперимент «Домашний дождик» 1. Беседа с детьми о погодных явлениях. Рассказ о дожде. 2.Рассматривание иллюстраций с изображением дождя. 3. Рисование дождя. 4. Подвижные игры. Практическая деятельность «Домашний дождь» Эксперимент «Изучаем плавучесть тела» Эксперимент «Цветы в воде» Беседа с детьми о цветах, рассматривание цветов 1. Изготовление бумажных цветов 2. Аппликация «Волшебные цветы» Практическая деятельность «Цветы в воде» | Познакомились с атрибутами опыта. Беседа о полученных результатах опыта, делают умозаключения, отвечают на вопросы. Беседа с детьми, вопросы, ответы. (Дети с восторгом замечают, что листья стали еще ярче, изменили цвет). Получили много интересной информации о радуге. Выставка рисунков Беседа о полученных результатах опыта, делают выводы, отвечают на вопросы Получили много новой и интересной информации о погодном явлении – дождь. Выставка рисунков. Положительные эмоции. Беседа о полученных результатах опыта, делают выводы, отвечают на вопросы. Познакомились с плавучестью некоторых тел. Беседа о полученных результатах опыта, делают выводы, отвечают на вопросы. Получили много информации о разнообразии садовых и комнатных цветов. Закрепили навыки работы с ножницами. Выставка цветов. Беседа о полученных результатах опыта, делают выводы, отвечают на вопросы. |
Заключительный этап:
Задачи этапа: Обобщение материалов проекта, анализ деятельности детей.
Дата | Мероприятия, инициированныевоспитателем | Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта | Риски | Результаты |
Август 2024 | Беседа, наблюдение. Рисование. Аппликация. Участие в опытах, экспериментах. | Картинки, фотографии, атрибуты для опытов, компьютер, ножницы, цветная бумага, краски. | Недостаточная мотивация воспитанников | Получены знания о явлениях природы (дождь, радуга). Познакомились с экспериментальной деятельностью. Узнали много нового о свойствах воды, познакомились с плавучестью тел. Выставка детских работ. Узнали, что растения пьют воду и могут менять цвет. |
План проекта - «Хотим все знать!»
№ | Тема | Дата |
Подготовительный этап: | ||
1 | Оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта; привлечение воспитанников к предстоящей творческой работе. Беседы с детьми, для выявления знаний детей об экспериментах. | Август 6.08-07.08 2024 |
Основной этап: | ||
2 | Эксперимент- наблюдение «Окрашивание листьев китайской капусты». Наблюдение за окрашенными листьями. | 13.08.2024 14.08.2024 |
3 | Эксперимент «Радуга в стакане» 1. Беседа с детьми на тему «Что такое радуга?». Рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, пальчиковая гимнастика. 2. Занятие по изо «Какого цвета радуга» рисование. Практическая деятельность: эксперимент «Радуга в стакане» | 15.08.2024 16.08.2024 |
4 | Эксперимент «Домашний дождик» 1. Беседа с детьми на тему «Где живет дождик?», Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением дождя. 2. Занятие по изо «Дождик, дождик, кап, кап, кап.» рисование Практическая деятельность: эксперимент «Домашний дождик» | 17.08.2024 20.08.2024 |
5 | Эксперимент – наблюдение «Изучаем плавучесть тел» | 21.08.2024 |
6 | Эксперимент «Цветы в воде» 1. Беседа с детьми о цветах, рассматривание цветов 2. Занятие по изо «Волшебные цветы» аппликация Практическая деятельность: эксперимент «Цветы в воде» | 22.08.2024 23.08.2024 |
Заключительный этап: | ||
7 | Выставка детских работ. Фотовыставка | Август 2024 |
Перспективное планирование экспериментальной деятельности
1. «Окрашивание китайской капусты»
Эксперимент – наблюдение «Окрашивание листьев китайской капусты» проводился при непосредственном активном участии ребят по подгруппам.
Задачи эксперимента:
- воспитать у детей интерес к экспериментальной деятельности, к длительным наблюдениям;
- наглядно показать естественный процесс питания растения, движение воды по мелким капиллярам;
- поощрять стремление детей принимать самое активное участие в экспериментальной деятельности.
Оборудование для проведения экспериментальной деятельности: пластиковые прозрачные стаканчики, листья китайской капусты, красители жидкие пищевые пяти цветов (оранжевый, красный, зелёный, жёлтый, синий, лейки с обычной водопроводной водой, чайные ложечки).
Ход экспериментальной деятельности.
Ребята группы принимали самое активное и непосредственное участие в проведении экспериментальной деятельности.
Перед проведением эксперимента вспомнили о правилах безопасного поведения во время экспериментальной деятельности.
1. Ребята наполнили пять пластиковых прозрачных стаканов водой, в каждый стаканчик осторожно вылили из пакетиков жидкие пищевые красители зелёного, красного, синего, оранжевого и жёлтого цветов и размешали чайной ложечкой.
2. В стаканчики с окрашенной в разный цвет водой ребята поместили листья китайской капусты. Обменялись мнениями о том, что должно произойти с листьями и поставили стаканчики на подоконник.
3. Через час дети с удивлением отметили, что листья китайской капусты начали окрашиваться в тот цвет, которым была окрашена вода в стакане.
4. На следующий день ребята с восторгом замечают, что листья стали окрашены ещё ярче, они с большим интересом рассматривают листья с изменившимся цветом и делают умозаключения, что произошло это потому, что окрашенная вода по мелким капиллярам от среза поднимается вверх листьев.
2. «Радуга в стакане».
Методика проведения эксперимента:
Берем 4 одинаковых стаканчика и пронумеровываем их.
В стаканчики насыпаем сахар. В 1-ый стакан 1 ложку, во 2-ой – 2 ложки, в 3-ий – 3 ложки и в 4-ый стакан 4 ложки сахара.
В каждый стакан с сахаром добавляем по 3 ложки воды и размешиваем. Получатся жидкости разной плотности (чем больше сахара, тем больше плотности).
Берем 4 стакана с небольшим количеством воды, добавим краску (1 стакан – красная, 2 стакан – желтая, 3 стакан - зеленая, 4 стакан – синяя) и перемешаем, вода окрасится.
Добавим окрашенную воду в стаканчики с сахаром в соответствии с номерами и размешаем.
Берем чистый стакан. Набираем из стакана № 4 30 мл (3 шприца по 10 мл) синей сладкой жидкости, и наливаем в чистый стакан.
Набираем из стакана № 3 30 мл (3 шприца по 10 мл) зеленой сладкой жидкости, и добавляем по стенке стакана к синей жидкости.
Набираем из стакана № 2 30 мл (3 шприца по 10 мл) желтой сладкой жидкости, и добавляем по стенке стакана к полученной жидкости.
Набираем из стакана № 1 30 мл (3 шприца по 10 мл) красной сладкой жидкости, и добавляем по стенке стакана к полученной жидкости.
В конце эксперимента видно, что появились слои разного цвета, и образовалась радуга. Жидкость не смешалась из-за разной плотности воды, так как количество сахара в каждом стакане было неодинаковым.
Результаты экспериментирования:
1. Изучив разнообразную литературу, можно получить много интересной информации о радуге.
2. Смешав разное количество сахара и одинаковое количество воды можно получить разную плотность воды.
3. Добавив в разную по плотности воду краски разных цветов, и соединив их можно увидеть цветные слои, которые образуют радугу.
3. «Домашний дождик».
Задачи:
Сформировать представление детей о дожде, как о погодном условии.
Поддерживать интерес к созданию новых опытов.
Закрепить знания о дожде и тучах.
Вызывать желание творческих способностей детей.
Материалы:
-прозрачный контейнер, стакан или банка с водой
-пена для бритья,
-Гуашь синяя или разведенный в воде пищевой краситель (подойдет краска для пасхальных яиц).
-пипетка, кисточка или трубочка для коктейля.
Ход опыта:
В прозрачный сосуд с водой поместить пену для бритья.
В небольшом количестве воды развести синий пищевой краситель (примерно на кончике ножа). Капнуть несколько капель разведенного красителя на
пену в центр. Краска медленно просочится через пену, и можно будет наблюдать, как из пушистых белых облаков идет цветной дождик.
Под действием солнечного тепла вода испаряется с поверхности земли, океанов, морей, озёр и рек. Водяной пар поднимается вверх, в небо. Там под действием холода пар начинает конденсироваться (снова превращаться в жидкое состояние). Миллионы маленьких водяных капелек собираются вместе и образуют облака. Когда капельки воды становятся слишком тяжёлыми, чтобы удерживаться в воздухе, они падают вниз в виде дождя. Зимой, когда воздух холодный, водяные капельки замерзают и превращаются в маленькие ледяные кристаллики. Они прилипают друг к другу, тяжелеют и падают вниз в виде снега. Попавший на землю дождь или снег снова испаряется под действием тепла. И снова попадает в облако. Так совершается круговорот воды.
5. «Изучаем плавучесть тела»
Что такое плавучесть? Это свойство предметов удерживаться на поверхности воды. Этот эксперимент поможет нам выяснить, от чего именно она зависит. Если от тяжести, то почему тогда корабли не тонут? Может, дело в другом? Это мы и выясним.
Для опыта понадобится: Ёмкость с водой. Пластилин.
1. Сначала из пластилина скатаем шарик и опустим его в воду. Что произойдёт? Шарик утонет.
2. Достанем шарик из воды, разомнём его и сделаем лепёшку, слегка приподняв края. Опустим его в воду. На этот раз лепёшка будет плавать. Делаем вывод: один и тот же кусок пластилина может, и тонуть, и плавать. Его плавучесть зависит не от веса, а от формы. Лепёшка вытесняет больше воды, а значит, с большей силой выталкивается наверх. А погружной объём у шарика меньше, соответственно, и выталкивающая сила будет слабее. Дополнительно в дело вступает плотность предметов. На поверхности воды может удерживаться только тот предмет, плотность которого меньше. У лепёшки образовалось больше пустот, нежели в сжатом шарике, благодаря им она и удерживалась на плаву. Кстати, внутри корпуса корабля тоже делают специальные воздушные прослойки, это и помогает ему плавать.
6. «Цветы в воде»
Бумажные цветы распускаются в воде.
Цветная бумага, ножницы и вода, это всё, что нам понадобится. Вода отлично подходит для исследования и проведения различных опытов. Мы часто используем её в своих экспериментах. Вот и в этот раз без воды не обошлось, дополнительно надо вырезать несколько бумажных цветов.
После того, как цветы готовы, загибаем лепестки внутрь. Чем больше цветов вы подготовите, тем зрелищнее будет ваш эксперимент.
Наполняем любую ёмкость водой. Далее аккуратно опускаем цветы в воду и наблюдаем за процессом.
Что же будет происходить?
«Такое волшебство" происходит благодаря эффекту капиллярности. Вода проникает в пустое пространство между волокнами бумаги и заполняет их. В итоге, бумага разбухает, сгибы распрямляются, и цветок распускается
Конспекты коррекционно-развивающих занятий, бесед.
Беседа «Что такое радуга?»
Цель: формирование знаний детей о явлениях неживой природы.
Задачи: развивать у детей интерес к наблюдениям в природе. Формировать представления детей о причине возникновения радуги. Познакомить детей с народными приметами о радуге. Воспитывать у детей любовь к природе.
Наблюдение с детьми на прогулке:
Возможность понаблюдать с ребятами за появлением радуги нам посчастливилось в один из летних дней.
Обратила внимание детей на радугу, которая появилась в небе после дождя. Предложила ребятам полюбоваться разноцветной радугой.
Рассказала детям, что радуга красивое природное явление, и появляется она, когда солнечные лучи проникают сквозь капельки воды в воздухе, в результате чего преломляются, и образуют разноцветную полоску, которая в науке называется «спектр».
Яркой, радуга обычно бывает после летней грозы, а при моросящем дожде цвета у неё бледные, расположение, и количество цветов в радуге всегда одно и то же.
Предложила ребятам назвать все цвета радуги.
Загадала загадку:
Дождик с Солнцем смастерил
Мост высокий без перил.
От чудесного моста
Всему миру красота… (Радуга)
Народные приметы:
- Если к вечеру появилась крутая радуга, будет такой же ясный день, а если пологая - жди дождя с ночи.
- Если радуга появляется до дождя, дождь прекратится, а если после, то дождь будет продолжаться.
- Если радуга появляется при хорошей погоде - наступит ненастье, а если при плохой, то будет сухо.
- Если радуга протянется высоко, то тотчас после этого прояснится, если низко - то скоро будет дождь.
Поговорки и пословицы:
- Воду из реки ведром не вычерпаешь, радугу с неба рукой не схватишь.
- Когда видят радугу, то ожидают перемены погоды.
Стихотворение «Радуга, ты, Радужка»
Радуга, ты, Радужка!
В небе задержалась.
Как красиво платьишко,
Что тебе досталось!
Ты, прекрасней радуга
Всех чудес на свете!
Объясни, твоя дуга
Почему так светит?
Отвечала Радуга
В небе расписная.
Всех хочу я радовать!
Потому такая!
Автор: Донская В.
Подвижная игра: «Радуга»
Цель: упражнять в умении быстро бегать, быть ловким, соблюдать правила игры.
Ход игры
Считалкой выбирается Радуга, он становится лицом к играющим, расставив руки в стороны (в течение всей игры он остается на своем месте).
Радуга называет какой-либо цвет. Игроки находят этот цвет в одежде у себя или у кого-нибудь из соседей (можно держаться за одежду других) и, касаясь этого цвета, спокойно проходить под Радугой (под его руками). Если у игрока нет нужного цвета, и нет возможности коснуться названного цвета, он должен быстро пробежать под Радугой. Если Радуга осалил игрока, то он становится новой Радугой, и игра продолжается.
Итог прогулки:
- Что мы увидели после дождя в небе?
- При каких условиях появляется радуга?
- Сколько цветов в радуге?
Конспект коррекционно-развивающего занятия по рисованию «Какого цвета радуга»
Цель: формирование умения самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях.
Задачи: развивать умение ориентироваться на листе. Развивать знания детей о семи цветах радуги, мелкую моторику. Воспитывать интерес к созданию рисунков.
Материалы к занятию.
Плотные альбомные листы на каждого ребенка, кисточки, подставки для кисточек, акварельные краски, салфетки, клеёнки для стола, вода, картинка «Радуга».
Ход занятия: здравствуйте, ребята! Сегодня утром я шла по дороге на работу
и нашла конверт с письмом, в котором была написана загадка. Только я не смогла её отгадать, поможете мне? (ответы детей)
Загадка:
Разноцветно коромысло
Над дорогою повисло.
Семь цветов - одна дуга,
Это чудо-… (радуга)
-Правильно, как же я сразу не догадалась. Я даже знаю одну историю про радугу, хотите её послушать?
-Высоко-высоко в небе, на большом и красивом облаке живет Радуга. Она большая домоседка, с облака ее выманить довольно трудно. Выходит она из своего облачно-пушистого домика только после дождя. Чуть только покажется солнышко, как она уже прыгает по последним капелькам дождика, смотрит на своё отражение и смеётся. Такая хохотушка! Через всё небо протягивает свои разноцветные полоски. А всего полосок семь. Радуга, глядя на них, ещё и считать училась, когда была совсем маленькая. Первая полоска-красная, вторая-оранжевая, третья-жёлтая, четвертая-зелёная, пятая-голубая, шестая-синяя, седьмая-фиолетовая. Всего семь полосок. Она была всегда радостная.
-Ребята, а кто знает, что такое радость? (ответы детей)
-Скажите, а на что похожа радуга? (ответы детей)
-После чего можно наблюдать радугу? ответы детей (после дождя)
-А что ещё можно увидеть после дождя? ответы детей (солнышко и др.)
-Правильно, ребята. Итак, после дождя в воздухе висят незаметные капельки воды. Солнечные лучи, которые просвечивают через них, видны нам в виде разноцветных полос, которые мы и знаем, как радугу. Посмотрите на картинку и назовите мне цвета радуги, начиная с верхней дуги. (ответы детей)
-А теперь, когда я картинку убрала, прошу вас вспомнить порядок следования цветных дуг. Запомнить цвета радуги совсем не сложно.
Достаточно выучить следующую фразу: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Первая буква каждого слова этой фразы соответствует первой букве в названии цвета. (дети хором повторяют текст)
Пальчиковая гимнастика:
Гляньте, - радуга над нами, (нарисовать рукой над головой полукруг).
Над деревьями, (руки поднять вверх, пальцы разомкнуты).
Домами (руки сложены над головой крышей).
И над морем, над волной, (нарисовать волну рукой).
И немного надо мной, (дотронуться до головы).
-Сегодня мы с вами нарисуем, радугу, для этого нам понадобиться лист белой бумаги.
-Давайте возьмём кисточку, намочим её в воде, и окунём в красную краску и нарисуем большой первую дугу. (Показ воспитателя)
И так по очереди рисуем оранжевую дугу, жёлтую дугу, зелёную дугу, голубую, синюю и фиолетовую дугу.
Самостоятельная работа детей. (Помощь воспитателя если потребуется)
Физкультминутка:
В небе дождь, гроза. (Поднимаем руки вверх)
Закрывай глаза! (Закрываем глаза руками)
Дождь прошел, трава блестит. (Руки в стороны)
В небе радуга стоит. (Руками рисуем радугу над головой)
Дети продолжают и завершают работу.
- Смотрите, какие красивые переливы у нас получились!
Радость, видите какая!
В небе радуга сияет!
Краски дивной красоты
У небесной радуги.
Семь цветов сложились вместе,
Словно ноты в дружной песне.
Здесь и солнце в жёлтом цвете,
Зелень всех лесов планеты,
Синь небесной глубины,
Фиолетовые сны.
- Ребята, давайте вспомним о каком явлении природы мы сегодня с вами говорили?
- Давайте ещё раз повторим цвета радуги.
- Что вам больше всего понравилось на нашем занятии
Беседа «Где живет дождик?»
Цель: формирование знаний детей о природном явлении «дождь».
Задачи: сформировать у детей представление об образовании дождя. Научить детей делать анализ о прослушанном материале. Воспитывать у детей любовь к природе
Воспитатель: ребята, чтобы вы поняли на какую тему мы с вами сегодня будем беседовать, я загадаю вам загадки, а по отгадкам все будет понятно.
Загадки:
1.Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг! (дождь)
Воспитатель: правильно ребята, это дождь.
2. Стало в комнате темно,
Стук послышался в окно.
Ты на улицу идешь?
Зонт возьми - там льётся (Дождь).
Воспитатель: да, это дождь. Наша беседа будет о дожде.
Воспитатель: ребята, а кто мне скажет какое сейчас время года?
Дети: сейчас лето.
Воспитатель: правильно, лето. А для чего природе дождь?
Дети: поливать растения, деревья и цветы.
Воспитатель: Ребята, а давайте отдохнем и сделаем физкультминутку.
Физкультурная минутка «Дождик».
Дождик, дождик, что ты льешь? - 4 хлопка,
Погулять нам не даешь. - притопы.
Дождик, дождик, полно лить, - 4 хлопка
Деток, землю, лес мочить. - Прыжки на месте.
После дождика на даче - Ходьба.
Мы по лужицам поскачем. - Прыжки "через лужицы”
Воспитатель: А как вы думаете, что такое дождь?
Дети: это вода.
Воспитатель: правильно ребята, дождь, это капельки воды.
Воспитатель: отгадайте загадку ребята.
Загадка:
По городу дождик весенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует - оно задрожит. (лужа)
Дети: лужа
Воспитатель: правильно, лужа.
Воспитатель: Ребята, а вот интересно, откуда появилась лужа? Как вы думаете?
Дети: когда тает снег, когда идет дождь.
Воспитатель: правильно. А где прячется дождик?
Дети: в тучках.
Воспитатель: всё верно, ребята, дождик прячется в тучках. Когда тает снег появляется очень много луж. Особенно много луж весной.
Давайте мы с вами присядем на стульчики и узнаем откуда появляется дождик, как появляются лужи.
Давайте возьмем в руки губки, это наши тучки. Смотрите, сначала тучки легкие, в них нет воды, ни капельки воды. А в тарелочках у нас с вами моря, океаны, речки, озера, из которых наши тучки набирают воду. Давайте с вами опустим тучку, набираем водичку. Тучка наша наполняется, а затем поднимается наверх и становится какой? Была легкая, а становится какая?
Дети: тяжелая.
Воспитатель: правильно, тяжелая. И вот из тучки начинает капать дождик. Смотрите, ребята, какие капельки! А какие капельки бывают?
Дети: холодные и теплые.
Воспитатель: правильно, холодные и теплые. А еще?
Дети: большие и маленькие.
Воспитатель: Давайте еще раз. Тучка поднимается, поднимается и из нее идет дождь. Смотрите, ребята, сколько лужиц у нас с вами появилось.
А теперь положим губки, вытрем руки. Теперь вы знаете, как капает дождик.
Воспитатель загадывает загадку.
Загадка:
Если дождик моросит
И асфальт дождем залит,
Ты с собой его берешь
И на улицу идешь,
Ты под ним всегда сухой,
В непогоду он с тобой. (Зонт).
Воспитатель: правильно, ребята, это зонтик. А давайте поможем зонтику быстрее высохнуть, для этого нужно сдуть с него все дождинки.
Дыхательная гимнастика «Дождик».
Сдувание струй дождя, выполненных из новогоднего украшения «дождик», закрепленных на картонных зонтиках.
Воспитатель: молодцы, ребята. Всем зонтикам помогли!
А еще с зонтиками можно поиграть в игру «Солнышко и дождик».
Дети играют 2-3 раза. «Когда светит солнышко, все весело гуляют, но вдруг, подует холодный ветер, солнышко спрячется за тучи и пойдет дождь. Он сначала будет капать потихоньку, а потом все сильнее и сильнее. Где же можно спрятаться от дождя? Конечно, под зонтиком!».
После объяснения даем детям команду: «Солнышко ярко светит».
Дети произвольно бегают или ходят по комнате.
По команде воспитателя: «Пошел сильный дождь!».
Воспитатель раскрывает зонт, и дети под него прячутся.
Воспитатель барабанит сверху по зонтику пальцами и быстро произносит: «Кап – кап – кап!».
Воспитатель: «Прошел дождик, снова выглянуло солнышко, можно идти гулять». Игра повторяется.
Воспитатель: Молодцы ребята, но наше занятие на тему «Дождь» подходит к завершению. Ребята, какие вы у меня уже взрослые, смышленые и ответили на все вопросы! Вам понравилось?
Ответы детей.
Конспект коррекционно- развивающего занятия по рисованию «Дождик, дождик, кап, кап, кап»
Цель: создание условий для развития творческих способностей детей.
Задачи: формировать у детей интерес к изобразительной
деятельности. Развивать умение рисовать дождь прямыми линиями сверху вниз, мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к природе
Материалы: -лист бумаги с изображение тучки, синяя гуашь, стаканчик с водой, кисть, подставка для кисти, салфетка.
Предварительная работа: наблюдение с детьми за дождем, рассматривание иллюстраций о дожде, чтение стихов и отгадывание загадок о дожде.
Ход занятия:
Воспитатель: здравствуйте ребята. Сегодня на занятии по рисованию мы будем рисовать дождь. Скажите пожалуйста, какое сейчас время года? По каким признакам вы определили, что лето?
Стихотворение:
Мелкий дождик моросил.
Моросил что было сил!
А под вечер перестал.
Оттого ли, что устал?
Или понял, что не нужен?
Иль решил начать с утра?
Воспитатель: ребята, кто любит дождливую погоду? Никто? Почему? Знаете, в дождливую погоду не всегда бывает грустно. В такую погоду можно играть, рисовать, отгадывать загадки.
Загадки:
1.Может дождь нам подарить
И от солнца заслонить.
То слоном, а то бараном,
То фигурой очень странной
Может нам вдруг показаться.
Ну, смогли вы догадаться?
-Может это ваты кучка?
Нет же, это просто …(тучка)
2.С неба капает уныло –
Всюду мокро, влажно, сыро.
От него легко укрыться,
Стоит зонтику раскрыться (Дождь)
Воспитатель: правильно, это тучка и дождь!
Посмотрите у каждого на листе бумаги изображена тучка.
Что из тучки падает на землю? Правильно - дождь. И сейчас, мы нарисуем дождь, который идет из нашей тучи.
Воспитатель: ребята, давайте вспомним правила, которые мы соблюдаем на занятии по рисованию.
-засучили рукава.
-взяли в руки кисть.
-намочили кисть в воде
-обмакнули кисть о край стаканчика, чтобы убрать лишнюю воду.
-на кисточку набрали синюю гуашь
-кончиком кисти сверху вниз рисуем тоненькие, коротенькие полосочки. (Воспитатель показывает все на своём примере)
Пальчиковая гимнастика:
«Дождик-дождик не шуми»
Кап, кап, кап (указательным пальцем стучим по ладошке)
Кап, кап, кап (вытягивают руки ладошками вверх)
Вот когда пойдем мы спать
Кап, кап, кап (складываем ладошки к ушам)
Зашумишь тогда опять, кап, кап, кап (хлопаем в ладошки)
Самостоятельная работа детей. (Помощь воспитателя по необходимости)
Физкультминутка:
«Дождик»
Капля - раз (прыжок)
И капля - два (прыжок)
Очень (прыжок)
Медленно (прыжок)
Сперва (прыжок)
А потом, потом, потом (частые прыжки)
Все бегом, бегом, бегом (частые прыжки)
Зонтики свои открыли (руки в стороны)
От дождя себя укрыли (руки домиком над головой).
Солнышко светит, гуляют дети (дети под музыку гуляют).
Дождик начинается, все дети в домик собираются.
Продолжение и завершение работы.
Молодцы! Все нарисовали веселый дождь.
Все рисунки вывешиваются на доску.
Воспитатель: скажите пожалуйста, по каким признакам, мы определяем, что наступило лето? И с каким настроением мы встречаем каждый летний день? Молодцы! Я желаю Вам всегда быть весёлыми, здоровыми и счастливыми.
Беседа о цветах
Цель: создание условий для уточнения и расширения знаний детей о многообразии мира цветов.
Задачи: расширять знания детей о цветах, развивать умение различать садовые цветы от полевых и комнатных. Развивать внимание, память. Воспитывать бережное отношение к цветам.
Организационный момент
Земля — это частичка Вселенной, на ней много красивых растений — тех, что растут самостоятельно и тех, что посажены руками людей. Человек не может не любить природу, он ведь сам — часть её. Особенно человека восхищают цветы. Эти невероятной красоты создания притягивают наш взгляд, они – источник радости, доброго настроения, хорошего самочувствия. Цветы в доме, за окном – и мир нам кажется приветливее, уютнее, счастливее. Вокруг мы видим много разных цветов. Предлагаю сегодня отправиться вам вместе со мною в волшебное путешествие в мир цветов.
Беседа по теме:
Рассматривание цветов на картинках.
Воспитатель: что общего между всеми ними?
Дети: это цветы. У них есть корень, стебель, листья, цветок
Воспитатель: зачем цветку нужен корень? Что будет с цветком, если он останется без корня?
Дети: он засохнет, потому что он пьет воду из земли с помощью корня, который находится глубоко под землей.
Воспитатель: а зачем цветку стебли, листья, семена?
Дети: с помощью стебля цветок растет, и тянется к солнцу. Листья вбирают в себя, энергию солнечного света, необходимую цветку для роста, семена нужны для того, чтобы вырастали новые цветы.
Воспитатель: чем цветы отличаются от деревьев, кустарников?
Дети: они ниже ростом.
Воспитатель: а чем эти цветы отличаются друг от друга?
Чем отличаются их стебли, листья, цветки?
Дети: по размеру, форме, расположению, окраске.
Воспитатель: ребята, для чего нужны цветы?
Дети: для красоты, любоваться.
Воспитатель: где растут садовые цветы?
Дети: там, где их посадил человек, в клумбах.
Воспитатель: назовите садовые цветы. (Показ картинок)
Дети: лилия, нарцисс, ирис, ромашка, бархатцы и т.д.
Воспитатель: а где растут цветы полевые, лесные?
Дети: в поле, в лесу.
Воспитатель: назовите полевые, лесные цветы?
Дети: одуванчик, тысячелистник, ландыш, мать-и мачеха и т.д.
Воспитатель: кто ухаживает за цветами в саду?
Дети: взрослые
Воспитатель: чем садовые цветы отличаются от луговых и полевых?
Дети: садовые цветы выращивает человек, а полевые растут сами по себе.
Воспитатель: какую пользу приносят цветы?
Дети: некоторые цветы лечат, из них делают лекарства, цветами украшают люди свое жилище, дарят их друг другу на праздники. Некоторые животные питаются ими, например, корова или коза.
Воспитатель: а у нас в группе растут садовые или полевые цветы?
Дети: в группе растут комнатные цветы.
Воспитатель: почему они так называются?
Дети: комнатные цветы, это цветы, которые растут в помещении.
Воспитатель: как вы ухаживаете за комнатными цветами?
Дети: мы помогаем воспитателям поливать цветы, вытирать пыль с листочков, обрывать засохшие листья.
Воспитатель: молодцы, приглашаю вас поиграть в игру, которая называется “Забывчивый покупатель”
Игра: «Забывчивый покупатель»
Воспитатель: правила этой игры просты. Покупателю нужно купить цветок, но он забыл его название. Он описывает этот цветок, а тот, кто продавец должен догадаться по описанию и отгадать этот цветок. Все вместе проверяем.
Дети: я хочу купить цветок, но забыл его название, он растёт в саду, на стебле есть шипы, бывает красной, белой, жёлтой. (Роза).
В вашем магазине, я хочу купить один цветок, но забыл его название, это полевой цветок голубого цвета, его форма похожа на колокол. (Колокольчик).
Дидактическая игра с мячом: «Скажи наоборот».
Воспитатель берёт в руки мяч и предлагает детям выйти на ковёр и встать в круг.
Воспитатель: давайте поиграем в уже знакомую вам игру «Скажи наоборот», вы будете заканчивать начатое мной предложение.
Воспитатель: цветки бывают большие, а бывают (маленькие).
Воспитатель: цветы можно рвать, а можно (сажать).
Воспитатель: стебли у цветов могут быть длинные, а могут быть (короткие).
Воспитатель: цветы можно уничтожать, а можно (беречь).
Физкультминутка «Раз – цветок, два – цветок»»
Вместе по лугу идём (Ходьба на месте).
Спешим, не отстаём (Потягивание, руки в стороны).
Вот выходим мы на луг (Наклониться и коснуться левой
ступни правой рукой).
Тысяча цветов вокруг (Потом наоборот - правой ступни левой рукой)
Вот ромашка, василёк
Медуница, кашка-клевер.
Расстилается ковёр, направо и налево. (Повороты вправо, влево).
Чтоб сорвать в лесу цветочки (Наклоны вперед, сначала к правой
до носочков ноге, затем к левой).
Раз цветок, два цветок, а потом сплети венок. (Руки поднять над головой, а затем опустить до уровня головы надеть венок на голову).
Ходьба на месте, мы идём по лесу. (Потягивания, руки в стороны).
А вокруг так интересно! Отдохнуть пора, дружок, присядем на пенёк.
Дети садятся на места.
Дидактическая игра "Четвертый лишний"
Воспитатель предлагает найти один «лишний» цветок из группы картинок, назвать его и сказать к какой группе (луговые, полевые, садовые, комнатные и т.д.) цветов он относится.
Воспитатель: что надо делать людям, чтобы редкие цветы и растения не исчезали с нашей Земли?
Дети: не рвать, уничтожать цветы, а бережно относиться к природе.
Воспитатель: конечно же, полевые и луговые цветы нужно беречь. Лучше любоваться полевыми цветами, рисовать их или фотографировать их, потому что сорванный цветок живёт недолго.
Пусть он растёт, чтобы им могли любоваться все!
Коррекционно-развивающее занятие по аппликации «Волшебный цветок»
Цель: формирование умения наклеивать многолепестковые цветы.
Задачи: развивать любознательность, мышление, мелкую моторику. Продолжать учить аккуратно работать с клеем. Развивать умение правильно располагать детали на листе бумаги. Воспитывать бережное отношение к цветам.
Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением лекарственных цветов, фото леса, лесная полянка с цветами; фото цветущего луга, фото клумбы; конверт от Феи Цветов, модель цветка, образец.
Раздаточный материал: листы белого тона для основы, ножницы, салфетки тканевые, клей, клеенки. Цветная бумага прямоугольной формы, квадрат желтого цвета для сердцевины цветка.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за цветами, растущими на клумбе. Рассматривание иллюстраций с изображением цветов. Чтение книг, разучивание стихов, физкультминутки о цветах. Ухаживание за цветами в группе и на участке, заучивание стихов о цветах.
Ход занятия.
Ребята, сегодня к нам в группу принесли письмо от Феи Цветов.
Чувствуете, какой кругом аромат? А чем это так приятно пахнет? Давайте прочтем это письмо.
«Дорогие ребята, наступило лето и мне хотелось бы, чтобы наши луга, поля и клумбы стали еще краше. Но одной мне не справиться. Не могли бы вы мне помочь сделать много красивых цветов»
- Ребята, вы готовы помочь Феи Цветов?
- Ребята, для чего нужны цветы? Для красоты, чтобы ими любоваться. Цветы могут быть кормом для животных. Из цветов делают лекарства. Пчелы собирают пыльцу, из которой делают мед. Цветы дарят друг другу на праздники.
- А какие бывают цветы? Цветы бывают садовые, полевые, лесные, комнатные.
- Где растут садовые цветы? В саду, на клумбах.
- Назовите садовые цветы. Роза, тюльпан, пион, астра. (показ фото клумбы)
- Луговые цветы? (показ фото луга) Колокольчик, ромашка.
- Лесные цветы? (фото леса, лесная полянка) Ландыш, подснежник.
- Скажите мне кто ухаживает за цветами в саду? Люди.
- А за полевыми? А полевые цветы растут сами по себе.
- Назовите лекарственные цветы? (показ фото лекарственных цветов, дети называют)
- А у нас в группе растут садовые или полевые цветы? В группе растут комнатные цветы.
- Как вы ухаживаете за комнатными цветами? Поливаем, рыхлим землю, вытираем пыль с листочков, обрываем засохшие листья.
- Давайте повторим, что есть у цветов? Корень, стебель (длинный, прямой, зеленый); листья (зеленые, круглые, овальные, резные); лепестки (синие, красные, желтые, острые, овальные, круглые, резные, семена.
- Молодцы ребята. Вы много знаете о цветах и без труда сможете помочь фее цветов.
- Ребята, а это цветок, который мы должны помочь сделать Фее Цветов. (достаю образец)
- Давайте пройдем за столы и рассмотрим его (дети рассаживаются за столы)
Показ образца. Показ воспитателя как правильно вырезать детали и наклеивать их.
- Сначала вспомним, правила обращения с ножницами (Дети называют их, ориентируясь на картинку)
Правила работы с ножницами.
Не оставлять ножницы в открытом виде
Передавать ножницы в закрытом виде колечками вперед
При работе следить за пальцами левой руки
Стихотворение «Ножницы»
С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути
И, держа за острый край,
Другу их передавай.
Лишь окончена работа -
Ножницам нужна забота:
Не забудь ты их закрыть
И на место положить.
Чтобы хорошо ножницы держать, надо пальчики размять.
Пальчиковая гимнастика «Наши нежные цветки».
Наши нежные цветки (Руки в вертикальном положении).
Распускают лепестки. (Развести пальцы рук).
Ветерок чуть дышит, (Ритмичные движения пальцев рук).
Лепестки колышет.
Наши нежные цветки
Закрывают лепестки. (Соединить пальцы вместе).
Тихо засыпают, (Небольшие покачивания рук со сжатыми пальцами).
Головой качают.
Дети приступают к работе. (Помощь воспитателя по необходимости)
Физкультминутка.
«Выросли цветочки»
Раз –два-три, выросли цветы, (Дети сидели на корточках, медленно встают).
К солнцу потянулись высоко (Тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (Смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебельки качал. (Раскачивают руками влево - вправо над головой)
Влево качнулись- низко прогнулись. (Наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко прогнулись. (Наклоняются вправо)
Ветерок, убегай! (Грозят пальцем)
Ты цветочки не сломай! (Приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (Медленно приподнимаются, руки вверх, раскрывают пальчики)
Продолжение, завершение работы.
Ребята с воспитателем оформляют выставку.
- Ребята тут еще, что, то есть в конверте. Да это продолжение письма.
«Дорогие ребята, берегите и охраняйте природу, ведь она так красива и беззащитна».
- Давайте пообещаем Фее Цветов любить природу и беречь её (все вместе произносят слово «обещаем»)
- И тогда над нашей планетой всегда будет сиять яркое, ласковое солнце, в полях и лесах будет много ягод, грибов и цветов, а над ними будут порхать веселые пестрые бабочки.
Итог работы:
- Ребята, скажите мне, пожалуйста, кому мы сегодня с вами помогали?
- Что мы пообещали Фее Цветов? Молодцы ребята. Вы справились с заданием. Вам понравилось помогать Фее?
Загадки:
•Я капризна и нежна,
К любому празднику нужна.
Могу быть белой, желтой, красной,
Но остаюсь всегда прекрасной! (Роза)
•Куст оконный и балконный.
Лист - пушистый и душистый,
А цветы на окне -
Словно шапка в огне. (Герань)
•Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)
•Я шариком пушистым белею в поле чистом,
а дунул ветерок - остался стебелек. (Одуванчик)
•У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник)
•Стоит в саду кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? (Ромашка)
•Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит. (Колокольчик)
•В саду есть петушок -
Лиловый гребешок,
А хвостик - боевой,
Сабелькой кривой. (Ирис)
•Есть у весеннего цветка
Приметы, чтоб не ошибиться:
Листик — как у чеснока,
А корона — как у принца! (Нарцисс)
•Хоть не зверь я и не птица,
Но сумею защититься!
Растопырю коготки -
Только тронь мои цветки! (Роза)
•Из луковки вырос,
Но в пищу негож.
На яркий стаканчик
Цветок тот похож. (Тюльпан)
•Наступила осень,
Дышат холода...
И горит на клумбе
Последняя звезда. (Астра)
Стихотворения:
Пион
Пион расцвел на грядке
И удивил красою,
Он весь покрыт росою -
На нас глядит украдкой.
Нарциссы
В апреле юном, так малы
Ещё листочки были,
Когда лимонные чехлы
Нарциссы распустили.
И звёздно-жёлтый водопад,
На солнышко похожий,
Безумно радовал мой взгляд
И мамин с папой тоже!
Тюльпан
Май, тепло и скоро лето.
В зелень всё и вся одето.
Словно огненный фонтан -
Раскрывается тюльпан.
Герань
На окне в такую рань
Распустилася герань.
Круглые листочки,
Пышные цветочки
Даже очень хороши –
Так решили малыши.
Роза
На самом красивом участке в саду
Я розу прекрасного цвета найду,
Я буду ее поливать и беречь
От лишних с жуками и бурями встреч…
Так в доме у нас год за годом идет,
И в доме прекрасная Роза растет.
Она не цветок, а чудесный ребенок,
Она улыбается даже спросонок,
Она хороша как все розы в саду,
Вот только цветет каждый месяц в году!