МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребёнка – детский сад №417» г. Перми
Группа оздоровительной направленности
Проект разработали:
Килина Татьяна Владимировна
Маркевич Анастасия Сергеевна
Ахмарова Лилия Фирдэусовна
Пермь, 2024
Вид проекта: досугово-познавательный.
Продолжительность: краткосрочный
Срок реализации проекта:1июля -12 июля 2024г.
Участники проекта: дети группы оздоровительной направленности (5-7 лет),
воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Цель проекта: Приобщение детей к истокам русской народной культуры и сохранение славянских традиций.
Задачи:
Расширить знания детей о народной культуре, обычаях, праздниках.
Воспитывать патриотические чувства, духовно-нравственные ценности.
Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Иван Купала».
Вовлечь взрослых в работу по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.
Проблема
Дошкольный возраст самый неохваченный по ознакомлению детей с историей русской народной культуры. Многие дети не знают славянских праздников. А если видели или слышали, то не могут объяснить, что это такое.
Актуальность
Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в середине лета «Иван Купала». Непосредственное участие детей в праздничном гулянии составляет более полное и глубокое представление о нем, дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого праздника. Приобщая детей к народным праздникам, мы приобщаем их к истории русского народа, духовно-нравственным ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. И если в дошкольном возрасте воспитывать детей на традициях и ценностях национальной российской культуры, дети начинают осознавать себя частицей своей Родины, у них воспитывается чувство любви к Родному краю. Это непосредственно связано с развитием духовно-нравственной сферы личности.
Ожидаемые результаты проекта
Дети имеют достаточные знания и могут рассказать о празднике «Иван Купала».
Повысились активность родителей и познавательный интерес среди детей к родной истории.
Пополнился запас русских народных игр и хороводов у детей.
Получен навык плетения веночков у детей из полевых цветов.
Обогатился духовный мир детей.
Интеграция образовательных областей
Социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап.
Определение темы проекта.
Постановка цели и задач проекта.
Работа с источниками информации, сбор информации.
Выбор форм и методов работы с детьми.
Разработка конспектов.
Составление плана реализации проекта.
Определение и формулировка ожидаемых результатов.
Изучение условий для проведения проекта и подбор оборудования.
II. Основной этап.
Разучивание репертуара (игра «Горелки», хоровод «Ой, Купала», стихи)
Предварительная беседа с детьми.
Оформление памятки-передвижки для родителей «Иван Купала».
Привлечение родителей к работе по реализации проекта
(сбор полевых цветов, подготовка атласных ленточек для украшения дерева и загадывания желаний, творческие работы на тему «Иван Купала»).
Творческая деятельность детей: изготовление веночков из полевых цветов.
Досуговое мероприятие «Как на Ивана Купала»
III. Этап подведения итогов деятельности.
Оформление итоговой презентации проекта.
Оформление выставки творческих работ.
Анализ проделанной работы.
Результативность
Результаты показали, что праздник «Иван Купала» вызывает большой интерес у дошкольников, помогает оставить в детской памяти незабываемую радость и теплоту, желание стать лучше и добрее. Благодаря проведению подобных мероприятий, у детей в будущем появится стремление изучить традиции родной страны, пробудится желание встречаться, общаться и играть, петь песни и водить хороводы. Таким образом, проведение народных праздников в ДОУ – необходимая составляющая для развития духовно - нравственного воспитания дошкольников.
Используемая литература Капица, Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: справочник / Ф. С. Капица. – 3-е изд. – Москва: Флинта: Наука, 2001. Интернет-ресурсы
https://www.culture.ru/s/vopros/ivan-kupala// Культура РФ
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%9A%D1%83%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D0%B0 Википедия
https://www.advantour.com/rus/russia/traditions/ivan-kupala.htm Традиции Ивана Купала в России
Приложение 1
Беседа с детьми по знакомству с русскими народными традициями
«Иван Купала. История и традиции»
Ход беседы (с использованием иллюстраций)
Воспитатель: Ребята, много лет тому назад, у людей не было компьютеров, телефонов, интернета с прогнозом погоды и даже настенного календаря, указывающего какой сегодня день. В те далекие времена люди вели наблюдение за солнцем, обращали внимание на смену погоды, чередование дня и ночи. Следили за изменениями в природе, присматривались к смене времени года. Именно по таким наблюдениям, люди создавали календари. В такие календари вписывались основные задачи по работе: посев, обработка, сбор урожая и так далее.
Народные праздники – особенные дни, свободные от работы в поле и дома, полностью отданные для благодарения, восхваления природы. Люди верили, что солнце, луна, ветер и дождь – это живые существа. Во время праздников люди благодарили какую-либо из стихий, или обращались к ней с просьбой о хорошем урожае, теплом лете, просили дождя для полива растений.
Важнейшие праздники славян были связанны с положением солнца на небе. Это зимнее солнцестояние – самый короткий день и летнее солнцестояние - самый длинный день. Это дни - как новые точки отсчета времени, когда дни сокращаются, или наоборот, ночи удлиняются. Праздник «Иван Купала» посвящен летнему солнцестоянию, расцвету природы и победе света над тьмой. В этот день народ благодарит солнце за светлый день и самую короткую ночь в году.
Купала (Купало) - славянский бог лета, полевых плодов и летних цветов. В ночь на Ивана Купала проводили различные обряды, связанные травами, водой и огнем. Большая часть из них происходила ночью.
В ночь на Ивана Купалу девушки плели венки. Плели венки не просто так: девушки украшали ими волосы и гадали на них. Главный обряд с венком – опускание его в реку с зажженной маленькой свечкой или лучиной. Чей венок проплывет дольше всех, та и будет самой счастливой и обязательно, в скором времени выйдет замуж. Если быстро утонет, ждать несчастья. Если свеча долго горела в венке – удача в делах на целый год.
Купание в водоеме – одно из обязательных действий в празднике Купала. Люди верили, что в самую короткую ночь в году нечисть покидает все реки и озера и поэтому вода в эту ночь магическая. После разводили костры, выбирая просторные поляны на опушке. Костер в Купальную ночь тоже обладал магической силой – отгонял нечистую силу, способствовал богатству и счастью. В купальскую ночь молодые люди, парами, особенно влюбленные, прыгали через огонь – таким образом, очищая свою любовь и проверяя на прочность отношения. Если вслед паре полетят искры и их руки не разъединятся во время прыжка – значит быть в скором времени свадьбе. Смотрели, кто выше прыгнет, тот будет счастливее. Люди верили, что как и вода, огонь имел очищающую силу. Вокруг костров плясали, водили хороводы, через костры прыгали, а матери бросали в купальские костры одежду больных детей, чтобы вместе с ней сгорели и болезни. Напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры, потасовки, бег наперегонки.
Важной традицией праздника является собирание целебных трав. Травы в ночь на Ивана Купалу обретают волшебную силу: становятся особенно целебными, дают здоровье и жизненную энергию, защищают от нечисти. Травы собирали ночью или на рассвете по росе, сушили и пользовались ими целый год. В эту ночь главное было не заснуть, потому что самой короткой ночью в году спешила воспользоваться нечистая сила: ведьмы, оборотни, колдуны, лешие, водяные. Большой силой от нечисти обладала полынь, ее сушили и развешивали в доме.
А на рассвете было принято умываться росой. Волшебной в день Ивана Купалы считалась вся вода, даже роса. Женщины умывались росой, чтобы сохранить молодость, мужчины - в надежде стать сильнее и выносливее. Этой росой кропили стены своего дома, чтобы защитить жилье от нечистой силы и насекомых.
А еще существовало поверье, что в ночь на Ивана Купалу зацветает папоротник, и за те несколько мгновений, что цветет цветок, можно увидеть все клады, как бы глубоко они ни были спрятаны под землей. Впрочем, считалось, что клады, найденные не без помощи нечистой силы, не приносят людям счастья.
Купальское дерево становилось центром торжества. Обычно это была береза, клен или яблоня. Повязав яркие ленточки на дерево, можно было загадать желание.
Считается, что тот, кто примет участие в праздновании дня Ивана Купалы, обязательно найдет свое счастье и любовь.
В заключение нашей беседы я раздам вам раскраски. Девочки раскрасят веночки, а мальчики – костер.
Приложение 2
Памятка-передвижка для родителей
«Иван Купала»
Памятка-передвижка к летнему славянскому празднику летнего солнцестояния «Иван Купала». Традиции славян, как праздновали в старину, история праздника.
Приложение 3
Досуговое мероприятие
«Как на Ивана Купала»
Перед мероприятием дети вместе с воспитателем плетут из цветов веночки
Ход праздничного мероприятия
Марьюшка в русском национальном костюме выходит на участок к детям
Далее мероприятие проходит по различным локациям территории детского сада
Марьюшка: Здравствуйте, гости званые, гости желанные! Праздник красивый, праздник старинный сегодня встречаем, а называется он «Иван Купала». Праздник волшебный, в честь батюшки нашего главного Ивана Купала славного!
Сегодня праздник огня, воды и матушки Земли! Слышали о празднике таком?
1 ребенок: На Ивана, на Купала,
В ночь, на берегу реки,
Все усердно заплетают
Из цветов и трав венки.
2 ребенок: А потом с веселым смехом
Пустят их по струям вод,
Разожгут огонь до неба
И заводят хоровод.
Марьюшка: Купала - древнейший праздник благодарения солнца, зрелости лета и зеленого покоса. В старину на праздник Ивана Купалы пели много песен, водили хороводы, прыгали через костер, играли. А еще деревья украшали красивыми ленточками, завязывали их и загадывали желание. Вот и наша березка, стоит и ждет, когда мы ее нарядим.
Марьюшка раздает цветные ленточки из корзинки
Марьюшка: Березка, радуйся! К тебе детишки идут, цветные ленточки несут.
Подходят к березе, украшают цветными ленточками
Марьюшка: Березку мы украсили, желания загадали. Молодцы.
А теперь будем песни петь да хороводы вокруг костра водить.
Становись-ка, народ, в наш веселый хоровод!
Будем Солнце прославлять, дружно петь да плясать!
Хоровод «Ой, Купала»
Марьюшка: А теперь, ребятки, отгадайте-ка загадки! На день Ивана Купала, многие травы и растения, приобретают целебную и магическую силу.
Загадки о растениях
Марьюшка: А теперь чтобы сильным стать, у костра надо силы взять.
Давайте проверим наших мальчиков, как они умеют через костер прыгать.
Кто прыгнет через костер выше всех, тот будет самым счастливым целый год.
Марьюшка: Ребята, еще по традиции на день Ивана Купала девочки опускали в воду веночки. Чей венок уплывет дальше всех, та будет самой счастливой.
Марьюшка: Веночки мы в воду опустили, а теперь можно и поиграть.
На день Ивана Купала очень любили играть в «Горелки». Давайте встанем парами.
Игра «Горелки»
Марьюшка: Молодцы. Повеселились, порезвились, а теперь нас ждут испытания. В день Ивана Купала традиции связаны с водой?! Давайте и мы с вами с водицей поиграем.
Игра «Перенеси воду в коромысле»
Приглашается две команды. Предлагается перенести воду в коромысле от линии старта до конуса и обратно. Выигрывает та команда, у которой воды больше останется в ведерках.
Марьюшка: Вот и подошёл к концу наш праздник Солнца. Скажите, какое у вас сейчас настроение? (ответы детей) Я желаю, чтобы солнечное настроение было у вас всегда, а для этого просто нужно стать добрее, улыбнуться друг другу.
А теперь пришла пора
Нам проститься, детвора.
Без меня вы не скучайте,
Станет скучно – поиграйте.
Дети возвращаются на прогулочный участок
Кияйкина Наталья Федоровна