12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Капралова Татьяна Николаевна18
0

Проект «Кукла - как средство социализации и развития коммуникативности ребёнка»

Проект: «Кукла - как средство социализации и развития коммуникативности

ребёнка»

Автор: Капралова Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ д/с№18 «Солнышко»

г.Набережные Челны

Пояснительная записка
Номинация: Проектная деятельность в ДОУ
Тема работы: Кукла - как средство социализации и развития коммуникативности ребёнка»
 
Отличительной чертой времени, в котором мы живём, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Современные дети подражают любимому герою компьютерной игры или телепередачи. Не вызывает уже сомнения, что они способны с завидной лёгкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Таким образом, не редко дети попадают в зависимость от «компьютерного друга», забывая эмоциональное человеческое общение, и становятся не готовыми к общечеловеческим отношениям в обществе. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Вопрос о том ,как и какими методами воспитывать нравственность, как вооружить ребёнка средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
А для этого нет лучшего пути, чем активизировать игру ребёнка с куклой, самой первой игрушкой с момента рождения, которая сопровождает его на всём пути детства. Мы решили, что справиться с этой проблемой нам поможет обычная кукла. 
 
Проект соответствует образовательным областям ФГОС и направлено на развитие и образование детей:
 
Социально –коммуникативное развитие- работа направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
 
Познавательное развитие – работа направлена на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира(форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, ,числе, и целом, и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира. 
 
  Речевое развитие- включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи. 
 
  Художественно –эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), становление эстетического отношения к окружающему миру; фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) 
 
  Физическое развитие включает приобретение опыта в двигательной деятельности, направленной на формирование координации движений и развитие крупной и мелкой моторики обеих рук. 
  Актуальность
Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – верный спутник детских игр, самая популярная и доступная детская игрушка в виде фигурки человека. Кукла имитирует взрослый мир, тем самым, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становиться другом и партнером ребёнка. Он действует с ней так как ему хочется, заставляя её осуществлять свои, порой тайные мечты и желания. Игра в куклы, таким образом, имеет серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, и большой опыт будущих социальных отношений.
 
  Цель проекта: с помощью активизации игровой деятельности детей с куклой, способствовать формированию правильного эмоционального отношения детей к окружающему миру, обучать умению общаться друг с другом и взрослыми, имитируя отношения последних в социуме, развивая коммуникативные стороны личности, тем самым подготавливать ребёнка к серьёзным социальным отношениям в мире взрослых. 
  Задачи проекта:

1.Совершенствовать эмоциональную сферу личности, культуру восприятия.

2. Пробуждать активную познавательную деятельность, образное, творческое мышление.

3. Воспитывать нравственно - осознанное отношение к миру.

4. Познакомить детей с историей возникновения народной куклы на Руси, её видах и задачах.

5. Познакомить с современной русской куклой и национальными куклами народов России.

6. Расширять представление о зарубежных куклах.

7. Воспитывать толерантное отношение к культурному наследию народов мира.

 

Проект долгосрочный, предназначен для реализации в детских дошкольных учреждениях, в подготовительной группе

Этапы реализации проекта.

 

Подготовительный

- Сбор информации

- Ознакомление родителей с темой на родительском собрании с целью подключения их

к участию в проекте.

2. Организационно – методический

- Оформление методического материала.

- Подбор кукол разных видов.

- Написание конспектов занятий и бесед.

- Подбор видео-роликов для детского просмотра.

3. Практический:

- Цикл ООД об истории возникновения русской народной куклы.

- Беседы о типах и назначениях народной куклы.

- Просмотр видео-материалов.

- Рассматривание иллюстраций, подобранных кукол с беседами о них.

- Тематические занятия по ИЗО (лепка, аппликация, рисование)

- Изготовление с детьми простейших игровых тряпичных кукол (зайчик, куватка,

ангелочек)

- Привлечение родителей к сбору и изготовлению некоторых видов кукол.

4. Итоговый:

Создание группового мини-музея кукол.

4. Перспективный план работы:

 

1.Цикл ООД:

- «Знакомство с русской народной куклой »

- «Виды кукол на Руси» (по назначению). Куклы – обереги, игровые, обрядовые.

- Составление творческого рассказа на тему: «Моя любимая кукла»

- «Русская матрёшка как один из видов куклы»

- « Куклы народов Поволжья в национальных костюмах»

- Заучивание стихотворения «Кукла Катя» Г.Заславской.

- Художественное творчество.

«Танцующая матрёшка» - рисование

« Куколка в длинном платье» - лепка

« Хоровод кукол» - аппликация.

2.Беседы:

- « Виды кукол по материалу изготовления»

( восковые, механические, фарфоровые, деревянные, тряпичные, резиновые)

- « Как родилась тряпичная кукла на Руси»

- « Какие куклы есть у тебя дома»

- « Огородное пугало – современная самодельная кукла»

 

3. Просмотр презентаций:

- « Куклы народов мира»

- « Американские куклы»

- « Китайские куклы»

- «Русская матрёшка»

- «Современные игровые куклы»

 

4. Рассматривание иллюстраций и подобранных кукол в свободное время.

5. С.Р.И : «Оденем куклу на прогулку», «Купание куклы Кати», « Кукла Таня простудилась», «Кукла Таня собирается в гости», «Кукла Катя пришла в библиотеку», «Кукла Катя собирается в школу» и т.д.

5.Практическая мастерская по изготовлению игровой куклы « Зайчик - на – пальчик»

6. Итоговое мероприятие:

- Создание мини- музея кукол.

Ожидаемые результаты:

- Изучена история национальной русской куклы и её видов.

- Освоена техника изготовления тряпичной куклы.

- Достигнуты умения определять национальную принадлежность кукол.

- Ознакомление с куклами народов мира.

- Активизация игровой деятельности детей с куклами.

- Развитие коммуникативной стороны личности детей.

Методическая литература

1.О.Л.Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Санкт –Петербург Издательство «АКЦЕНТ» 1997г.

2.С.В.Петерина «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»

Москва «Просвящение» 1986г.

3.Журнал «Куклы в народных костюмах» выпуск №19 ООО « Де Агостини», Россия 2012г.

4. Народные куклы. народные игрушки [ Электронный ресурс]. URL: http//www.rukukla.ru (дата обращения 05.10.2011)

5. Шайдурова Н.В Традиционная тряпичная кукла. –СПБ: Детство –пресс,2011

6. Л.Князева,М.Д.Маханева”Приобщение детей к истокам русской народной культуры”

Санкт – Петербург Издательство “АКЦЕНТ”1997г

7.С.В.Петерина “Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста”

Москва “Просвящение”1986г.

8.Журнал “Куклы в народных костюмах” выпуск №19 ООО “Де Агостини”, Россия 2012г.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.