Проект «Логопедическая кухня»
Проект «Логопедическая кухня»
Не секрет, что значительную часть времени вы проводите на кухне. И где же, как не на кухне, заниматься развитием речи, ведь именно здесь мы проводим значительную часть времени. И мы постарались использовать его для общения с ребенком. Да и различных «дидактических» материалов на кухне – более чем достаточно.
Мы создали свой проект по развитию речи, который назвали «Логопедическая кухня».
На занятиях Логопедической кухни:
У нас единовременно занимается до 8 детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Занятия проводит логопед ДОУ.
Занятия проводятся один раз в 2 недели;
Продолжительность всего занятия от 20 до 25 минут.
Обычно занятия проводятся по Вторникам во вторую половину дня с 17.00 часов.
Целью наших занятий является способствование развитию речи детей средствами интересной и любимой для многих детей формы кулинарных мастер-классов.
Основная задача нашей кулинарной деятельности: развитие речи, общение с ребенком с помощью различных «дидактических» материалов на кухне.
На занятиях мы используем только натуральные и гипоалергенные продукты питания: тесто, натуральные овощи и фрукты, сухофрукты, свежая зелень, крупы, макаронные изделия и т.д.
Все занятия у нас проходят в виде тематических кулинарных мастер-классов, направленных на:
обогащение словарного запаса,
развитие артикуляции и мелкой моторики,
развитие звукового восприятия,
развитие грамматического строя речи детей и
расширения представлений об окружающем,
исправление ошибок в употреблении падежей и предлогов;
сенсорное развитие детей;
а так же получение простейших кулинарных навыков (например, приготовления «фруктовых шашлычков», засолка капусты осенью, приготовление блинов к Масленице и т.д.)
Преимущества этого формата занятий являются:
реализация творческого потенциала ребенка;
развивающее значение мастер-класса (развитие речи, общей и мелкой моторики, сенсорного восприятия);
воспитательная функция занятия (дети, заинтересовавшись готовкой, с удовольствием будут помогать родителям на кухне);
познавательная роль кулинарного шоу (ребята узнают много нового из мира блюд, учатся пользоваться кухонной утварью, знакомятся с некоторыми кулинарными тонкостями).
При проведении занятий мы не забываем про соблюдение техники безопасности и о требованиях по подготовке и проведению занятий, и каждый раз в самом начале проводим инструктаж, с которым вы можете ознакомиться на экране.
Все проводимые игры на занятиях можно разделить на группы:
игры и игровые упражнения на развитие мелкой моторики:
Игры с крупами:
Крупу можно перебирать,
пересыпать из одной емкости в другую с помощью ложки или просто так,
рисовать пальчиками на рассыпанной на плоском подносе манке,
искать спрятанные в крупе мелкие игрушки,
проталкивать горошины или фасоль в узкое горлышко бутылки, нанизывать макароны на шнурок и т. д.
игры на развитие звукового восприятия, слухового внимания, слуховой дифференциации:
Предложите отвернувшемуся ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки:
- Потрите на терке сырую морковку,
- Прошуршите пакетиками со специями,
-Погремите горохом или гречкой в стеклянной банке,
Помешайте ложкой в стакане, закрывая крышкой кастрюлю, и т. д.
игры на обогащение словарного запаса:
«Составь из двух слов одно»:
Предложите ребенку составить из двух слов одно сложное: кофе мелет - кофемолка, мясо рубит - мясорубка, сок выжимает – соковыжималка, варит на пару – пароварка, скоро варит – скороварка и т.д.
«Подбери слова».
Попросите назвать «только посуду», «только овощи», «только фрукты», «только мебель».
Можно дать задания сложнее: назвать «только молочные продукты», «только мясные продукты» и т.д..
игры на развитие грамматического строя речи:
Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?»
Апельсин Какой он? Вкусный, круглый, оранжевый, душистый, большой, экзотический…
А булка какая? Мягкая, сдобная, вкусная, сладкая,
Игра «Скажи ласково»
использование уменьшительно-ласкательных суффиксов (апельсин – апельсинчик, булка – булочка, и т.д.).
Предлоги:
Куда мы положим мясо? Правильно,
в холодильник. Фрукты оставим
на столе, а печенье уберем на полку,
и т.д.
игры на развитие фонематического слуха и по подготовке к звуковому анализу слов:
1. «Покупки»
Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии, которых есть звук «Р». Если ребёнок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы: Кар-р-р-тофель или капусту? Ар-р-р-буз или дыню? Пер-р-р-сики или бананы? Лук или огур-р-р-цы? Помидор-р-ры или баклажаны?
Ребёнок отвечает на вопросы.
2. «Необычный ужин»
Попробуем приготовить необычный ужин. В названии блюд должен быть звук «С». Что можно приготовить? Не путайте твёрдые и мягкие согласные звуки! И если ребёнок скажет «селёдка», то похвалите его, но интонацией дайте почувствовать разницу между звучанием твёрдого и мягкого звука. Поэтому же принципу придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки.
Ребёнок: Салат, сырники, морс, суп.
игры на развитие связной речи:
1. «Кухонные сказки».
Можно придумывать сказки или истории про различные предметы, например про старую кастрюлю (банан, картофелину, кухонные часы и т.п.).
Если ребёнку нужны подсказки, задайте ему наводящие вопросы. Например, вот
картофелина. Как ты думаешь, где она росла? Кого картофелина могла встретить, пока находилась в земле? Почему она выросла такая большая (тёмная, неправильной формы)? Что из неё можно приготовить?
Ребёнок рассказывает сказочную историю.
Игровое упражнение на слоговую структуру слов -
Назови продукты в которых один, два, три слога.
- Возьми столько макарон, горошин, фасоли и т.п. сколько в этом слове слогов.
- Раскатай из теста два, три шарика, подбери слова с таким количеством слогов.
- Отстучите определенное количество раз и предложите найти на кухне предмет с таким количеством слогов.
игры на формирование речевого дыхания:
1.«Чайник закипел», «Буря в стакане».
Для организации игры понадобится стакан, вода и трубочка для коктейля.
В стакан с водой вставить трубочку для коктейля.
Сначала потихоньку выдыхаем воздух в трубочку - чайник закипает, усиливаем выдох - он кипит, еще усиливаем выдох - вода бурлит.
Ребёнок выполняет действия.
2. «Кораблики».
Для игры нужны таз с водой, мелкие плавающие предметы.
Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик, чтобы он поплыл по блюдечку с водой. Можно пускать кораблики – губки по воде или крышечки. Можно на кораблики сажать моряков – например, фасоль.
Дуем на кораблики с разной силой. Можно устроить соревнование.
3. «Что пахнет»
Для игры «Что пахнет?» нужны фрукты и овощи.
Нарезать фрукты, овощи кусочками. Разложить в блюдца. Завяжем глаза и начинаем играть. Сделать глубокий вдох носом, на выдохе сказать: « Ах, как пахнет лимон (апельсин, чеснок и т.п.)!»
Ребёнок: Вдох - выдох
-Ах как пахнет лимон!
Игры на развитие психических процессов:
«Где что спряталось? Чего не стало?»
найти «спрятавшиеся» предметы: кастрюлю, половник, табуретку…
Оказывается, кастрюля «прячется» в шкафу, половник – на полке и т.д.
Не стало тарелки, ножа, вилки и т.д.
Посчитаем одна ложка, 2 ложки, …5 ложек; 1 нож, 2 ножа, 5 ножей и т.д.
В заключение я хочу сказать, что регулярные занятия Логопедической кухни, направленные на развитие речи, являются залогом успешного и своевременного овладения ребенком этой важнейшей способностью, а так же ещё и замечательная возможность сделать это занятие увлекательным и полезным для ребенка.
Паненкова Ирина Михайловна
Маша