Проект «Логопедическая кухня»

Не секрет, что значительную часть времени вы проводите на кухне. И где же, как не на кухне, заниматься развитием речи, ведь именно здесь мы проводим значительную часть времени. И мы постарались использовать его для общения с ребенком. Да и различных «дидактических» материалов на кухне – более чем достаточно.

Мы создали свой проект по развитию речи, который назвали «Логопедическая кухня».

На занятиях Логопедической кухни:

У нас единовременно занимается до 8 детей в возрасте от 5 до 7 лет.

Занятия проводит логопед ДОУ.

Занятия проводятся один раз в 2 недели;

Продолжительность всего занятия от 20 до 25 минут.

Обычно занятия проводятся по Вторникам во вторую половину дня с 17.00 часов.

Целью наших занятий является способствование развитию речи детей средствами интересной и любимой для многих детей формы кулинарных мастер-классов.

Основная задача нашей кулинарной деятельности:  развитие речи, общение с ребенком с помощью различных «дидактических» материалов на кухне.

На занятиях мы используем только натуральные и гипоалергенные продукты питания: тесто, натуральные овощи и фрукты, сухофрукты, свежая зелень, крупы, макаронные изделия и т.д.

Все занятия у нас проходят в виде тематических кулинарных мастер-классов, направленных на:

обогащение словарного запаса,

развитие артикуляции и мелкой моторики,

развитие звукового восприятия,

развитие грамматического строя речи детей и

расширения представлений об окружающем,

исправление ошибок в употреблении падежей и предлогов;

сенсорное развитие детей;

а так же получение простейших кулинарных навыков (например, приготовления «фруктовых шашлычков», засолка капусты осенью, приготовление блинов к Масленице и т.д.)

Преимущества этого формата занятий являются:

реализация творческого потенциала ребенка;

развивающее значение мастер-класса (развитие речи, общей и мелкой моторики, сенсорного восприятия);

воспитательная функция занятия (дети, заинтересовавшись готовкой, с удовольствием будут помогать родителям на кухне);

познавательная роль кулинарного шоу (ребята узнают много нового из мира блюд, учатся пользоваться кухонной утварью, знакомятся с некоторыми кулинарными тонкостями).

При проведении занятий мы не забываем про соблюдение техники безопасности и о требованиях по подготовке и проведению занятий, и каждый раз в самом начале проводим инструктаж, с которым вы можете ознакомиться на экране.

Все проводимые игры на занятиях можно разделить на группы:

игры и игровые упражнения на развитие мелкой моторики:

Игры с крупами:

Крупу можно перебирать,

пересыпать из одной емкости в другую с помощью ложки или просто так,

рисовать пальчиками на рассыпанной на плоском подносе манке,

искать спрятанные в крупе мелкие игрушки,

проталкивать горошины или фасоль в узкое горлышко бутылки, нанизывать макароны на шнурок и т. д.

игры на развитие звукового восприятия, слухового внимания, слуховой дифференциации:

Предложите отвернувшемуся ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки:

- Потрите на терке сырую морковку,

- Прошуршите пакетиками со специями,

-Погремите горохом или гречкой в стеклянной банке,

Помешайте ложкой в стакане, закрывая крышкой кастрюлю, и т. д.

игры на обогащение словарного запаса:

«Составь из двух слов одно»:

Предложите ребенку составить из двух слов одно сложное: кофе мелет - кофемолка, мясо рубит - мясорубка, сок выжимает – соковыжималка, варит на пару – пароварка, скоро варит – скороварка и т.д.

«Подбери слова».

Попросите назвать «только посуду», «только овощи», «только фрукты», «только мебель».

Можно дать задания сложнее: назвать «только молочные продукты», «только мясные продукты» и т.д..

игры на развитие грамматического строя речи:

Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?»

Апельсин Какой он? Вкусный, круглый, оранжевый, душистый, большой, экзотический…

А булка какая? Мягкая, сдобная, вкусная, сладкая,

Игра «Скажи ласково»

использование уменьшительно-ласкательных суффиксов (апельсин – апельсинчик, булка – булочка, и т.д.).

Предлоги:

Куда мы положим мясо? Правильно,

в холодильник. Фрукты оставим

на столе, а печенье уберем на полку,

и т.д.

игры на развитие фонематического слуха и по подготовке к звуковому анализу слов:

1. «Покупки»

Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии, которых есть звук «Р». Если ребёнок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы: Кар-р-р-тофель или капусту? Ар-р-р-буз или дыню? Пер-р-р-сики или бананы? Лук или огур-р-р-цы? Помидор-р-ры или баклажаны?

Ребёнок отвечает на вопросы.

2. «Необычный ужин»

Попробуем приготовить необычный ужин. В названии блюд должен быть звук «С». Что можно приготовить? Не путайте твёрдые и мягкие согласные звуки! И если ребёнок скажет «селёдка», то похвалите его, но интонацией дайте почувствовать разницу между звучанием твёрдого и мягкого звука. Поэтому же принципу придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки.

Ребёнок: Салат, сырники, морс, суп.

игры на развитие связной речи:

1. «Кухонные сказки».

Можно придумывать сказки или истории про различные предметы, например про старую кастрюлю (банан, картофелину, кухонные часы и т.п.).

Если ребёнку нужны подсказки, задайте ему наводящие вопросы. Например, вот

картофелина. Как ты думаешь, где она росла? Кого картофелина могла встретить, пока находилась в земле? Почему она выросла такая большая (тёмная, неправильной формы)? Что из неё можно приготовить?

Ребёнок рассказывает сказочную историю.

Игровое упражнение на слоговую структуру слов -

Назови продукты в которых один, два, три слога.

- Возьми столько макарон, горошин, фасоли и т.п. сколько в этом слове слогов.

- Раскатай из теста два, три шарика, подбери слова с таким количеством слогов.

- Отстучите определенное количество раз и предложите найти на кухне предмет с таким количеством слогов.

игры на формирование речевого дыхания:

1.«Чайник закипел», «Буря в стакане».

Для организации игры понадобится стакан, вода и трубочка для коктейля.

В стакан с водой вставить трубочку для коктейля.

Сначала потихоньку выдыхаем воздух в трубочку - чайник закипает, усиливаем выдох - он кипит, еще усиливаем выдох - вода бурлит.

Ребёнок выполняет действия.

2. «Кораблики».

Для игры нужны таз с водой, мелкие плавающие предметы.

Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик, чтобы он поплыл по блюдечку с водой. Можно пускать кораблики – губки по воде или крышечки. Можно на кораблики сажать моряков – например, фасоль.

Дуем на кораблики с разной силой. Можно устроить соревнование.

3. «Что пахнет»

Для игры «Что пахнет?» нужны фрукты и овощи.

Нарезать фрукты, овощи кусочками. Разложить в блюдца. Завяжем глаза и начинаем играть. Сделать глубокий вдох носом, на выдохе сказать: « Ах, как пахнет лимон (апельсин, чеснок и т.п.)!»

Ребёнок: Вдох - выдох

-Ах как пахнет лимон!

Игры на развитие психических процессов:

«Где что спряталось? Чего не стало?»

найти «спрятавшиеся» предметы: кастрюлю, половник, табуретку…

Оказывается, кастрюля «прячется» в шкафу, половник – на полке и т.д.

Не стало тарелки, ножа, вилки и т.д.

Посчитаем одна ложка, 2 ложки, …5 ложек; 1 нож, 2 ножа, 5 ножей и т.д.

В заключение я хочу сказать, что регулярные занятия Логопедической кухни, направленные на развитие речи, являются залогом успешного и своевременного овладения ребенком этой важнейшей способностью, а так же ещё и замечательная возможность сделать это занятие увлекательным и полезным для ребенка.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Молодец, Маша, что Вы так развиваете детей! Когда появятся у меня внуки, обязательно попробую Вашу методику...

15 November 2020

Спасибо за приятные слова

17 November 2020