ПРОЕКТ «Организация развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке в ДОУ»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 13 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
ПРОЕКТ
«Организация развивающей предметно-пространственной среды
на прогулочном участке в ДОУ»
Выполнили: Гудырева Анжелика Вячеславовна,
Ватаманова Анна Алексеевна, воспитатели
2024 год
Актуальность
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Прогулка развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей, а также решает вопросы нравственного воспитания.
Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой и радостью.
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.
Для воспитателей прогулка — это уникальная возможность не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями, развить внимание, память и т. п.
Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.
Для реализации данных задач необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду на прогулочном участке, а именно: установить оборудование для развития движений, которое бы имело привлекательный вид, было прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовало возрасту и силам детей, гарантирующее охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников.
Правильно созданная развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечить:
- духовно-нравственное развитие и воспитание детей;
- высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей;
- быть комфортной по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам;
- соответствовать требованиям ФГОС ДО.
Цель проекта:
Разработка развивающей предметно-пространственной среды на участке дошкольного образовательного учреждения, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей.
Задачи проекта:
Создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников - игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой.
Обогащение предметно - развивающей среды участка оборудованием и инвентарём для эффективного проведения прогулок.
Содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке в ДОУ. Упрочение связей «детский сад-родитель», «ребенок-родитель».
Описание проекта:
Проект направлен на улучшение художественного оформления участков детского сада, создание максимально комфортных и благоприятных условий для активного отдыха, воспитания и развития детей; способствует активизации творческих возможностей педагогов, детей и родителей, а также дает возможность поиска новых форм оформительского мастерства участков ДОУ.
Участники проекта: пелагоги, дети, родители воспитанников.
Тип: практико-ориентированный проект
Вид: Творческий
Срок реализации: Проект рассчитан на 3 месяца.
Основания для разработки проекта:
Желание изменить уже сложившуюся среду территории детского сада, создать индивидуальный и стильный облик дошкольного учреждения, соответствующий общим законам организации пространства под открытым небом, интересный детям и родителям, позволяющий более интересно организовать свободную деятельность детей на прогулочном участке.
Стратегии реализации проекта:
• Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей;
• Создание комфортных условий для развития личности ребенка;
• Активизация творческого потенциала педагогов и родителей;
Ожидаемые результаты:
организация развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУ, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей.
создание условий для отдыха, занятий спортом, игры и экспериментирования детей;
создание условий для охраны и укрепления здоровья детей;
изучение педагогами новые подходы в организации развивающей предметно пространственной среды на прогулочном участке ДОУ, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников
формирование у педагогов и родителей понятия: развивающей предметно-пространственная среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке в ДОУ
родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке в ДОУ.
удовлетворенность деятельностью дошкольного учреждения со стороны родителей, воспитанников;
Этапы и мероприятия реализации проекта
Этап - Подготовительный
Изучение по содержанию и организации прогулочного участка в ДОУ
Изучение современных научных разработок в области развивающей предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста
Анализ развивающей предметно-пространственной среды других прогулочных участков
Разработка проекта организации прогулочного участка, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности
Разработка проекта
Разработка плана по реализации проекта и определение ответственных лиц
Детальное обследование территории, определение границ участка
этап - Реализационный (июнь-июль 2014 г.)
Проведение субботника (уборка территории будущего прогулочного участка)
Демонтаж металлических построек
Изготовление игрового оборудования родителями
Ограждение территории участка
Столярные, малярные работы на участке
Зонирование участка согласно рекомендациям и принципам построения развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке в ДОУ
Оформление участков в соответствии с задачами проекта и требованиями охраны жизни и здоровья детей
3 этап – Итоговый
Написание и оформление проекта
Участие в приёмке
Создание фото презентации по итогам работы над проектом
Участие во всероссийском дистанционном конкурсе
Размещение фотоотчета о реализации проекта на сайте МАДОУ
Обеспечение сохранности территории.
Результаты работы над проектом
За время внедрения проекта на территории, который имеет:
- ограждение;
- зоны отдыха - беседки, лавочки, где дети могут отдохнуть, уединиться, поиграть в спокойные игры;
- зону изучения ПДД;
- зону экологического воспитания - разбиты клумбы с учетом цветовой композиции, видового разнообразия, за которыми ухаживают сами дети;
На сайте детского сада демонстрируются творческие продукты воспитателей и воспитанников, а также будут изданы публикации о достижениях по работе проекта.
Благодаря успешной реализации проекта создан новый прогулочный участок, организована развивающая предметно-пространственная среда на прогулочном участке. Укрепилась заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом. Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения, наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы, получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы, смогли реализовать свои творческие способности.
Проект ценен тем, что деятельность его не ограничится определенными сроками. Оборудованная территория детского сада позволит вести системную физкультурно-оздоровительную и воспитательную образовательную работу с детьми дошкольного возраста во время проведения прогулок, спортивных досугов, праздников и развлечений, познавательной деятельности, организовывать досуг семей воспитанников детского сада. Кроме того, данный проект может быть реализован на любом другом участке, на базе любого ДОУ.
На сайте ДОУ размещен фотоотчет о реализации проекта.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Создание многофункционального игрового участка, отвечающего современным требованиям, посредством применения инновационных подходов к оформлению территории участка.
Приложение:
Демонтаж металлических конструкций
Изготовление ограждений для цветников и покраска
Изготовление и покраска ограждений на площадке
Изготовление песочницы
Покраска