Рабочая программа кружка «Живая планета» 5- 6 классы

0
0
Материал опубликован 16 August 2017

МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

/Воротнева Н.А../

Протокол № 1 от

« » августа 2017г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «Ерышовская СОШ»

/______________/ Анфиногенова И.А..

« » августа 2017 г.

«Утверждаю»

Руководитель МОУ « Ерышовская СОШ »

/______________/ Березкина Л.А.

Приказ № _____ от

«___»___________20___г.

Программа по кружку

«Живая планета»

5-6 класс

Учитель: Оркиш Елена Геннадьевна

2017- 2018 учебный год

2.Пояснительная записка.

Пояснительная записка

Направленность программы: естественнонаучная.

Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач данного кружка.

Актуальность: Перед школой ставится задача формирования биологической культуры учащихся. Традиционный термин «охрана природы» лишь частично затрагивает весь комплекс биологических проблем современности, которые потребовали нового философского осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экономических вопросов, новых научных поисков и более полного последовательного отражения аспектов экологии в школьной программе по биологии.

Новизна: Первой задачей биологического образования является формирование у личности адекватных биологических представлений, экоцентрического сознания. Развитие дополнительного биобразования – исключительно важное направление работы образовательных и природоохранных учреждений и общественных организаций.

Педагогическая целесообразность: Настоящая программа предоставляет возможность педагогу планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня в совместной с детьми внеурочной познавательной деятельности. Рассмотрение вопросов биологии родного края - это повод привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества. Организация обсуждения школьниками данных проблем дает возможность педагогу влиять на формирование их отношений к Природе и Человеку как к базовым ценностям современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к жизни вообще. Это, в свою очередь, создает благоприятную почву для включения школьников в различные социально ориентированные, гуманитарные акции, позволяющие им приобретать важный для своего собственного развития опыт социальной деятельности.

Цели программы:

5класс

Усвоения учащимися основных положений биологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду

6 класс

Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли человека как социального существа;

Задачи кружка:

Обучающие:

дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;

научить применять на практике полученные знания;

формировать представления о краеведческой работе, о воинском долге и верности отечеству.

Развивающие:

развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;

формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при  взаимодействии с миром природы;

повышать общий интеллектуальный уровень подростков;

развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.

Воспитательные:

осуществлять индивидуальный подход к учащимся, подобрать такие виды деятельности для каждого, в которых в которых будут созданы ситуации успешности для каждого.

прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;

воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;

воспитывать потребность в общении с природой;

способствовать формированию биологического восприятия и сознания общественной активности;

способствовать укреплению здоровья ребят посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.

Основная задача кружка - не просто дать знания, а скорее научить учиться и воспитать человека, любящего свою Родину, счастливого, умеющего делать счастливыми других.

На занятиях кружка учащиеся учатся ставить проблемные вопросы и их решать, проявляя при этом творческие способности, умение аналитически мыслить.

Отличительные особенности: Внеклассная работа всегда способствует формированию у учащихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к предметам естественно – научного цикла, самостоятельность.

● Учащиеся учатся приобретать новые знания, самостоятельно находя их в дополнительной литературе.

● В связи с тем, что многие учащиеся в сельской местности знакомятся с алкоголем и никотином довольно рано, то антиалкогольные и противоникотиновые мероприятия помогают пропаганде среди школьников правильного образа жизни.

● Во внеклассной работе учащиеся могут лучше проявить свои знания, а также общепринятые человеческие качества.

Реализация программы опирается на полученные знания по экологии, биологии, географии, краеведению. Программа кружка рассчитана на учащихся 5 -6 классов, на 1 год, 1 занятие в неделю.

3. Планируемые метапредметные и личностные результаты освоения кружка «Живая планета»

● что такое природа;

● правила поведения в природе;

● что такое охрана природы;

● основные сведения об биологическом состоянии окружающей среды;

● глобальные биологические проблемы;

● биологическую ситуацию родного села, района и области;

● разнообразие комнатных растений, способы их выращивания;

● съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами;

● особенности растительного и животного мира Саратовской области, Ртищевского района, редкие и охраняемые растения и животные родного края;

● основы здорового образа жизни;

● влияние вредных факторов на здоровье человека;

● основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций;

● способы оказания первой помощи при травмах, ушибах, кровотечениях.

● оценивать биологическую ситуацию;

● выполнять правила поведения в природе;

● ухаживать за комнатными растениями;

● наблюдать за погодой, явлениями природы;

● составлять температурные графики;

● составлять карту местности;

● оказать первую помощь при ушибах, переломах, кровотечениях, отравлениях;

● правильно вести себя в ситуациях, опасных для жизни;

● участвовать в природоохранных акциях;

● изготовлять поделки из природных материалов;

● работать с научной литературой;

● самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.

4.Содержание программы кружка «Живая планета. 5-6 класс»

 

Название темы

Кол-во

часов

Изучаемые в теме вопросы

Практикум: к/р., пров./р., диктанты, сочинения, изложения, практ./р., л/.р., экскурсии.

Тема 1. Введение

1

Что такое биология? Роль науки в рациональном использовании природных богатств.

 

Тема 2. Зеленый пояс Земли

7

Растения – необходимое условие здоровья человека. Что такое лес? Панорама лесов. Типы лесов. Правовая охрана лесных ресурсов. Заочная экскурсия в лес. Лесные этажи – ярусы лиственного леса. Зеленая аптека - лекарственные растения. Растения под охраной. Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений»

Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений»

Тема 3. Жизнь под землей

4

Почва – среда жизни растений и организмов. Состав и структура почвы. Плодородие почвы. Деятельность червей, насекомых в процессе почвообразования. Практическая работа «Ознакомление с почвенным составом местности»

Практическая работа «Ознакомление с почвенным составом местности»

Тема 4. Разнообразие цветковых растений

7

Группы растений по их хозяйственному значению: дикорастущие и плодовоягодные. Медоносные растения. Значение пчел для нормальной жизни растений. Сорняки и их значение. Роль цветковых растений в природе и жизни человека. «Красная книга Саратовской области». Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям.

Практическая работа «Определение травянистых, лекарственных, древесных, кустарниковых растений с помощью определителя»

Тема 5. Удивительный мир животных

14

Муравьи – друзья леса, санитары леса. Охрана муравейников. Методика их расселения. Хищные насекомые, их роль в природе (жужелицы, божьи коровки, осы и др.) Насекомые – опылители. Пчела медоносная, бортовая, шмели. Действие антропогенного фактора на численность насекомых. Охрана насекомых. Видовой состав и разнообразие птиц Ртищевского района. Причины перелетов птиц. Действие природного и антропогенного факторов на гибель птиц при перелете. Охрана птиц. 1 апреля – Всемирный день птиц. Изучение видового состава зимующих птиц. Наблюдения о наиболее интересных явлениях из жизни птиц. Видовое многообразие млекопитающих Ртищевского района Особенности отношений «Хищник - жертва». Что значит «вредное» и «полезное» животное? Правовая охрана диких животных. Охраняемые виды млекопитающих нашей местности.

Практическая работа «По следам животных и птиц». Подкормка животных и птиц, развешивание кормушек для птиц.

 

 

5.Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Планируемые результаты

Материально- техническое обеспечение

Дата проведения

Кол-во часов

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

 

Тема 1 Введение (1 час).

познавательный интерес к изучению природы и влияния на неё человека;

бережное отношение к природе;

творческую активность к познанию окружающего мира;

духовно-нравственные качества, воспринимать себя как человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

 

регулятивные: целеполагание, планирование, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция и др;

познавательные: самостоятельное определение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, анализ, синтез объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование и др;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, владение речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка и т.д.

жизненное, личностное, профессиональное самоопределение, действия смыслообразования и нравственно-эстетического оценивания, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях и др;

     

1

Что такое биология ? Роль науки в рациональном использовании природных богатств.

         

1

 

Тема 2. Зеленый пояс Земли (7ч)

что такое природа;

правила поведения в природе;

что такое охрана природы;

основные сведения об биологическом состоянии окружающей среды;

глобальные биологические проблемы;

биологическую ситуацию родного села, района и области;

разнообразие комнатных растений, способы их выращивания;

съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами;

особенности растительного и животного мира Саратовской области, Ртищевского района, редкие и охраняемые растения и животные родного края;

основы здорового образа жизни;

влияние вредных факторов на здоровье человека;

основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций;

способы оказания первой помощи при травмах, ушибах, кровотечениях.оценивать биологическую ситуацию;

выполнять правила поведения в природе;

ухаживать за комнатными растениями;

наблюдать за погодой, явлениями природы;

составлять температурные графики;

составлять карту местности;

оказать первую помощь при ушибах, переломах, кровотечениях, отравлениях;

правильно вести себя в ситуациях, опасных для жизни;

участвовать в природоохранных акциях;

изготовлять поделки из природных материалов;

работать с научной литературой;

самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.

регулятивные: целеполагание, планирование, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция и др;

познавательные: самостоятельное определение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, анализ, синтез объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование и др;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, владение речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка и т.д.

жизненное, личностное, профессиональное самоопределение, действия смыслообразования и нравственно-эстетического оценивания, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях и др;

     

2

Растения – необходимое условие здоровья человека.

         

1

3

Что такое лес? Панорама лесов. Типы лесов. Правовая охрана лесных ресурсов.

         

1

4

Заочная экскурсия в лес

         

1

5

Лесные этажи – ярусы лиственного леса.

         

1

6

Зеленая аптека - лекарственные растения.

         

1

7

Растения под охраной

         

1

8

Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений»

         

1

 

Тема 3. Жизнь под землей (4x)

что такое природа;

правила поведения в природе;

что такое охрана природы;

основные сведения об биологическом состоянии окружающей среды;

глобальные биологические проблемы;

биологическую ситуацию родного села, района и области;

разнообразие комнатных растений, способы их выращивания;

съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами;

особенности растительного и животного мира Саратовской области, Ртищевского района, редкие и охраняемые растения и животные родного края;

основы здорового образа жизни;

влияние вредных факторов на здоровье человека;

основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций;

способы оказания первой помощи при травмах, ушибах, кровотечениях.оценивать биологическую ситуацию;

выполнять правила поведения в природе;

ухаживать за комнатными растениями;

наблюдать за погодой, явлениями природы;

составлять температурные графики;

составлять карту местности;

оказать первую помощь при ушибах, переломах, кровотечениях, отравлениях;

правильно вести себя в ситуациях, опасных для жизни;

участвовать в природоохранных акциях;

изготовлять поделки из природных материалов;

работать с научной литературой;

самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.

регулятивные: целеполагание, планирование, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция и др;

познавательные: самостоятельное определение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, анализ, синтез объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование и др;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, владение речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими основами родного языка

жизненное, личностное, профессиональное самоопределение, действия смыслообразования и нравственно-эстетического оценивания, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях и др;

     

9

Почва – среда жизни растений и организмов.

         

1

10

Состав и структура почвы. Плодородие почвы.

         

1

11

Деятельность червей, насекомых в процессе почвообразования

         

1

12

Практическая работа «Ознакомление с почвенным составом местности»

         

1

 

Тема 4. Разнообразие цветковых растений

( 7ч)

что такое природа;

правила поведения в природе;

что такое охрана природы;

основные сведения об биологическом состоянии окружающей среды;

глобальные биологические проблемы;

биологическую ситуацию родного села, района и области;

разнообразие комнатных растений, способы их выращивания;

съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами;

особенности растительного и животного мира Саратовской области, Ртищевского района, редкие и охраняемые растения и животные родного края;

основы здорового образа жизни;

влияние вредных факторов на здоровье человека;

основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций;

способы оказания первой помощи при травмах, ушибах, кровотечениях.оценивать биологическую ситуацию;

выполнять правила поведения в природе;

ухаживать за комнатными растениями;

наблюдать за погодой, явлениями природы;

составлять температурные графики;

составлять карту местности;

оказать первую помощь при ушибах, переломах, кровотечениях, отравлениях;

правильно вести себя в ситуациях, опасных для жизни;

участвовать в природоохранных акциях;

изготовлять поделки из природных материалов;

работать с научной литературой;

самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.

регулятивные: целеполагание, планирование, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция и др;

познавательные: самостоятельное определение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, анализ, синтез объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование и др;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, владение речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими основами родного языка

жизненное, личностное, профессиональное самоопределение, действия смыслообразования и нравственно-эстетического оценивания, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях и др;

     

13

Группы растений по их хозяйственному значению: дикорастущие и плодовоягодные.

         

1

14

Медоносные растения. Значение пчел для нормальной жизни растений.

         

1

15

Сорняки и их значение.

         

1

16

Роль цветковых растений в природе и жизни человека.

         

1

17

«Красная книга Саратовской области». Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям.

         

1

18

Зачем нужны цветковые растения?

     

Создание презентации, проекта

 

1

19

Практическая работа «Определение травянистых, лекарственных, древесных, кустарниковых растений с помощью определителя»

         

1

 

Тема 5. Удивительный мир животных

(16 ч)

что такое природа;

правила поведения в природе;

что такое охрана природы;

основные сведения об биологическом состоянии окружающей среды;

глобальные биологические проблемы;

биологическую ситуацию родного села, района и области;

разнообразие комнатных растений, способы их выращивания;

съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами;

особенности растительного и животного мира Саратовской области, Ртищевского района, редкие и охраняемые растения и животные родного края;

основы здорового образа жизни;

влияние вредных факторов на здоровье человека;

основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций;

способы оказания первой помощи при травмах, ушибах, кровотечениях.оценивать биологическую ситуацию;

выполнять правила поведения в природе;

ухаживать за комнатными растениями;

наблюдать за погодой, явлениями природы;

составлять температурные графики;

составлять карту местности;

оказать первую помощь при ушибах, переломах, кровотечениях, отравлениях;

правильно вести себя в ситуациях, опасных для жизни;

участвовать в природоохранных акциях;

изготовлять поделки из природных материалов;

работать с научной литературой;

самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.

регулятивные: целеполагание, планирование, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция и др;

познавательные: самостоятельное определение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, анализ, синтез объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование и др;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, владение речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими основами родного языка

жизненное, личностное, профессиональное самоопределение, действия смыслообразования и нравственно-эстетического оценивания, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях и др;

     

20

Муравьи – друзья леса, санитары леса. Охрана муравейников. Методика их расселения.

         

1

21

Хищные насекомые, их роль в природе (жужелицы, божьи коровки, осы и др.)

         

1

22

Насекомые – опылители. Пчела медоносная, бортовая, шмели

         

1

23

Действие антропогенного фактора на численность насекомых. Охрана насекомых.

         

1

24

Видовой состав и разнообразие птиц Ртищевского района

         

1

25

Причины перелетов птиц. Действие природного и антропогенного факторов на гибель птиц при перелете.

         

1

26

Охрана птиц. 1 апреля – Всемирный день птиц.

         

1

27

Изучение видового состава зимующих птиц.

         

1

28

Наблюдения о наиболее интересных явлениях из жизни птиц.

         

1

29

Видовое многообразие млекопитающих Ртищевского района

         

1

30

Особенности отношений «Хищник - жертва». Что значит «вредное» и «полезное» животное

         

1

31

Правовая охрана диких животных. Охраняемые виды млекопитающих нашей местности

         

1

32

Практическая работа «По следам животных и птиц».

         

1

33

Подкормка животных и птиц, развешивание кормушек для птиц.

         

1

34

Защита проектов

         

1

35

Защита проектов

         

1

6 Литература

Для педагога:

Конвенция о правах ребёнка. Нью – Йорк; ЮНИСЕВ 1991г.

Постановление правительства РФ от 7. 03. 1995г. За№233 «Об утверждении типового положения об учреждении дополнительного образования детей».

Энциклопедия большая советская. Москва 1978г. Том №29.

Энциклопедия для детей. Биология. Москва «Аванта +» 1993г.

Энциклопедия для детей. Геология. Москва «Аванта +» 1993г.

Биология газеты.

Биология в школе (журналы).

Изгаршев А.В. «Поговорим о них». Общество 1993.

Бадьева Э.А. «Животные в нашем доме». Свердловск 1990г.


Для учащихся:

Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.

Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.

Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 1999г.

Тайны живой природы М. Росмэн 1995г.

Соло для позвоночника А. Ситель Москва 2006г.

Целительные силы Г. П. Малахов АО «Комплект» 1995г.

Книга о здоровье под редакцией Ю.П. Лисицина Москва 1998г.

Журналы «Юный натуралист», «Вокруг света».

Александровская Л.П. Истории строки. Ростов-на-Дону, 2004.   

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.