Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе.
МБДОУ «Косинский детский сад»
Детско-родительский проект
по нравственно-патриотическому воспитанию
Выполнила: воспитатель Олехова К.Н.
2023г.
Содержание
1. | Введение | 3 |
2. | Актуальность проекта | 4 |
3. | Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты проекта | 5 |
4. | Аннотация проекта | 6 |
5. | Этапы реализации проекта программы | 10 |
6. | План мероприятий | 11 |
7. | Ресурсы | 13 |
8. | Риски и пути преодоления рисков | 14 |
9. | Выводы | 14 |
10. | Литература | 15 |
1. Введение
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!
«Россия начиналась не с меча, она с косы и плуга начиналась. Не потому, что кровь не горяча, а потому, что русского плеча. Ни разу в жизни злоба не касалась... И вечно тем сильна моя страна, что никого нигде не унижала. Ведь доброта сильнее, чем война, как бескорыстие действеннее жала. Встает заря, светла и горяча. И будет так вовеки нерушимо. Россия начиналась не с меча, и потому она непобедима!»
Эдуард Асадов
Существует прекрасная поговорка: «Где родился, там и пригодился!» У каждого человека есть Родина. Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам с рождением.
Для меня Родина – это место, где я родилась, это мои родители и родственники. Я считаю, что каждый человек, имеющий Родину, – счастливый.
Я родилась в России. Это моя родина и моей семьи. Это прекрасная страна, которая богата своей природой: лесами и полями, реками и озерами. В России много красивых сел, деревень, городов. Но самое главное богатство — это трудолюбивые, гостеприимные, добрые люди, которые проживают в России.
Моя страна большая, многонациональная, свободная и миролюбивая. В нашей стране мир – это самое главное.
Россия – государство с федеративным устройством. Несмотря на то, что это многонациональная страна, объединяющая субъекты, все люди едины по гражданству – россияне. Чтобы разобраться в устройстве страны, начну с понятия «федерация». Это союз. Субъекты объединились в одно государство: республики, края, области.
У государства один закон – Конституция РФ. У каждого субъекта есть свои полномочия и права. Законы, которые принимают в субъектах, подчиняются Конституции.
Еще один объединяющий признак – язык государства. Русский язык изучается на всей территории России. На нем пишутся документы. Это не значит, что другие языки не могут существовать. Русский – общий язык, который используется всеми.
Что же такое Родина? Все говорят об этом, но что, же подразумевается под этим словом? Место, где ты появился на свет? Страна, где прошло твоё детство? Или, быть может, где ты встретишь старость? Нет, Родина не определяется местом жительства и рождения. Настоящая Родина - это место, где человек чувствует себя частью этого места. Та страна, куда человек стремится возвращаться независимо от возраста и обстоятельств. Родина - тот уголок, который мы стремимся сберечь, защитить, сохранить. Там, где нам хорошо и свободно. Где мы можем быть самим собой. Родина -это место, где он провёл лучшие годы своей жизни, детские годы; это его судьба, к которой он ощущает свою сопричастность. Защищать и любить Родину - это обязанность каждого человека. И не национальность или место проживания определяет это, а внутренние ощущения. Именно с детских лет, взрослые приучают маленького человека любить и гордиться Родиной, какой бы она ни была. Они учат уважать, любоваться, довольствоваться и развивать чувство патриотизма к своей стране. Познавая мир от взрослых, ребёнок приучается к традициям, религии и культуре своей семьи, а следственно и своего государства. В этом периоде жизни, он «впитывает всё как губка», запоминая даже малейшие детали.
2. Актуальность проекта
Патриотизм - сложное и высокое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям - матери, отцу, дедушке, бабушке, сестрам, братьям.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. "Родной дом" - сложное многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица. на которой стоит его дом, все это включается в представление ребенка о родном доме, своей "изначальной" родине.
Постепенно эти понятия расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом, улицей, но и родным городом, окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной, многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Так же равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И, конечно, недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно- патриотического воспитания в семье.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Тип проекта: коллективный, информационно – творческий.
Длительность работы над проектом – 6 месяцев.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатель группы.
3. Цель проекта:
Формирование и приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям путем комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма.
Задачи проекта:
Обучающие:
Формировать понятие Родины, как места, где человек родился, и страны, где он живёт;
Формировать общественную активность личности, гражданскую позицию;
Закрепить знания детей о государственных символах России;
Развивающие:
Развивать мышление, коммуникативные качества личности;
Развивать познавательный интерес к изучению истории, культуры, природы родного края;
Развивать самостоятельность, ответственность;
Развивать навыки познавательной, творческой деятельности;
Воспитательные:
Воспитывать любовь к Родине и чувство патриотизма;
Воспитывать любовь к родителям, близким.
Ожидаемый результат для детей: Для детей: Дети должны знать: символики России (флаг, герб, гимн России). Четырех- пяти народов, живущих на Земле, их быт, традиции, климатических и природных условий проживания в России Дети должны гордиться: своим народом и его достижениями.Для родителей:
Активное участие родителей в реализации проекта: в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности;
Укрепление взаимоотношений между детьми, родителями детей и педагогами;
Приобретение новых неизвестных до сих пор знаний об истории нашей Родины;
Осознание родителями важности гражданско-патриотического воспитания детей.
Для педагога.
Разработать методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
Повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, поможет сформировать заботливое отношение к нашей Родине.
Сформировать интерес к новому виду сотрудничества с семьей.
Сформировать мотивацию использования метода проектов в педагогической деятельности.
Создать методическую копилку по планированию проектной деятельности.
Продукт деятельности
Для детей:
Изготовление коллажа «Россия – Родина моя».
Организация выставок детского продуктивного творчества по плану проекта
Для родителей:
Оформление консультации для родителей в соответствии с планом проекта
Привлечение родителей в оказании посильной помощи в организации и реализации нравственно – патриотического проекта через расширение и обогащение предметно – развивающей среды;
Совместное участие в праздниках и развлечениях, в изготовлении экспонатов для выставок.
Фото отчеты о проведенных мероприятиях с детьми
Для педагога:
Формирование методической копилки по теме для осуществления совместной деятельности с детьми: «Стихи о Родине»;
Оформление ширмы-раскладушки «Наша - Родина Россия»
Разработка конспектов НОД; мероприятий в соответствии с планом проекта
Родительское собрание «»
4. Аннотация проекта
Проект разработан для работы с детьми подготовительного к школе дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.
5. Этапы реализации проекта
№ | Этапы | Цель | Сроки |
1. | Подготовительный этап | 1. информирование родителей по теме проекта; 2. пополнение предметно-развивающей среды; 3. подборка иллюстраций, картин, презентаций по темам занятий и бесед; 4. подборка детской литературы по тематике проекта; 5. выбор материалов для реализации проекта. | Сентябрь |
2. | Основной (практический | 1.Реализация проекта через взаимодействие с детьми, родителями; 2.внедрение различных форм работы во все виды деятельности детей. | Октябрь-январь |
3. | Обобщающе-результативный этап | 1.Создание условий для самовыражения и воплащения собственного замысла в совместной работе. | Февраль |
4. | Презентация | | Февраль |
6. План мероприятий:
№ п/п | Направление | Тема мероприятия | Форма проведения |
1. | «Физическое развитие» | 1. Физминутки; 2. Пальчиковые игры: «Семья». 3. Подвижные игры: «Змейка-папа, змейка-мама, змейка вся моя семья", 4. Спортивное развлечение«Моя страна, моя Россия», «Мы россияне». 5. Беседы:«Моя семья и я» 6. Хороводная игра«Детский сад», «Каравай». | НОД, совместная деятельностьв режимных моментах, сюжетно-ролевые игры, д\и, драматизация, работа с родителями |
2. | «Социально-коммуникативноеразвитие” | 1. Сюжетно-ролевые игры:«Мой адрес», «Малая Родина», «Гербы России, округа, города». 2. Ситуация«Где мы будем жить, если не будет дома?» 3. Беседы: «Москва –столица нашей родины» 4. Игровые ситуации:«Узнай, где я нахожусь?» 6. Игра-инсценировка«Россия-Родина моя!» 7. Дидактические игры: «Узнай наш флаг» «Кто в какой стране живет?» «Подбери родное слово» (подбор однокоренных слов к слову «береза») «Собери герб» 8. Виртуальная экскурсия по России (просмотр презентации«Достопримечательности Родины, поселка, края»). 9.Экскурсии: Экскурсии: Посещение библиотеки, Экскурсия в краеведческий музей Экскурсия к памятнику павших героев; | |
. | «Познавательное развитие». | 1. НОД: «Мое Отечество- Россия», «Мы все – жители планеты Земля», «Мой родной край: заповедные места и памятники природы» 2. Наблюдение(рассматривание): ближайших улиц села, за проезжей частью дороги, транспортом, пешеходами, водителями. 3. Д\и: «Мой адрес», «Поиски добрых слов», «Наша страна», «Малая Родина» 4. Беседа: «Береза – символ России» Презентация: «Любимое село - Коса» | |
4. | «Речевоеразвитие». | 1. НОД: Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина». 2. Чтениех/л:Ф. Глинка «Москва» Л. Кассиль «Памятник солдату», «Москва», «Твои защитники» А, Прокофьев «Нет на свете Родины красивей» И. Токмакова «Красная площадь» З. Александрова «Дозор» С. Алексеев «Первый ночной таран» Заучивание наизусть стихотворения С.Есенина «Белая береза» В.Брюсов «Москва» А.Прокофьев «Нет на свете Родины прекрасней» Н.Рубцов «Привет, Россия!» 3.Поговорки и пословицы о России 5. Беседы«Как велика моя земля, как широки ее просторы», «Народные традиции. «Хлебосольство» 6.Просмотр презентаций «Россия – Родина моя» | |
5. | «Художественно-эстетическоеразвитие». | 1. Аппликация»:«Дружба народов», «Российский Флаг», 2. Рисование: «Дадим шар земной детям». «Российский флаг» 3. Лепка: «Государственные символы России», «Флаг России», «Дружные ребята». 4. Музыка: Слушание песен о Москве «Я шагаю по Москве», Слушание Гимн России. Презентация: «Русская матрешка» | |
7. Ресурсное обеспечение проекта:
Информационные ресурсы:
СМИ, виртуальные экскурсии
Учебно-методические ресурсы:
Фонд методического кабинета:
Библиотека;
Игротека;
Материально-технические ресурсы:
- Оформление фотоальбомов достопримечательностей, памятного места,
- Атрибуты для игр (фигурки людей, животных, птиц);
- Оформление фотоальбомов мест проживания воспитанников, социальных объектов и предприятий.
- Канцелярские товары (картон, цветная бумага, пластилин, карандаши, краски, клей)
- Природный и бросовый материал.
Критерии оценивания проекта:
1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, интересом ребёнка к образовательной деятельности).
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиН.
3. Информированность родителей об организации воспитательной и образовательной деятельности дошкольника.
4. Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной школе.
8. Риски и пути преодоления рисков
Риски:
Снижение интереса воспитанников в ходе реализации долгосрочного проекта
Порча и утрата частей проекта в ходе свободной самостоятельной игры с макетом
Пути преодоления рисков:
Смена продуктивных видов деятельности в ходе работы над частями и составляющими проекта
Поддержка детской инициативы в ходе работы над проектом
Совместная работа всей группы детей с родителями.
Поддержание бережного отношения к наглядным пособиям, дидактическим играм, альбомам, не равнодушное отношение к совместному творчеству.
9. Выводы:
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы детей, бережному отношению к Родине, нравственно–патриотическому воспитанию и развитию игровой деятельности.
В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только создать методические материалы, дидактические игры как продукт реализации, но и дает толчок для дальнейшего развития и преобразования в ходе самостоятельной игры
Результатом освоения данного проекта является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно- нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.
10. Используемая литература:
Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа.
Гербова В.В.Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная группа.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.
Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2013. (Серия «Вместе с детьми».)
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2011.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа.- М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2009.
Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2010.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
Полынова В.К., Ветокина А.Я., Дмитренко С.П., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В., Савельева О.В. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011.
Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
Интернет ресурсы (презентации):
11