Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «День Победы»
Педагогический проект
по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе МБДОУ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД
на тему:
«День Победы».
Паспорт проекта
Вид проекта: познавательно- исследовательский
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатели. музыкальный руководитель, инструктор по физвоспитанию.
Проблема: В настоящее время все меньше времени со стороны родителей уделяется воспитанию духовности и патриотизма, уважению к героям ВОВ, укреплению связей поколений.
Обоснование проблемы:
1. Недостаточное внимание родителей к празднику – День Победы.
2. Нет знаний у детей о ВОВ, о существовании праздника в России День
Победы.
Цель проекта:
Формирование нравственных ценностей.
Задачи проекта:
1. Сообщить детям первоначальные сведения о Великой Отечественной Войне. Дать знания о защитниках отечества, о функциях армии.
2.Познакомить с произведениями художественной литературы, искусства и музыки военных лет;
3. Активировать слуховые и зрительные анализаторы, развивать у детей речь, воображение и мышление. Развивать умения взаимодействовать друг с другом, побуждать детей к совместной деятельности.
4. Воспитывать трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
5. Активизировать словарь: Родина, герой, ветеран, победа, солдат, армия, защитник, георгиевская лента, белый голубь – символ мира, красная звезда.
Предполагаемый результат:
1. Заинтересованность детей темой «День Победы», проявление их
познавательной активности.
2. Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы; проявляют
творчество и детальность в работе.
3. С удовольствием рисуют, играют.
4. Участие в совместной деятельности родителей.
Продукт проектной деятельности:
Оформление группы и приемной;
Создание коллективной художественной работы с детьми «Вечный огонь»;
Выставка поделок «Победа была за нами» (дети совместно с родителями).
Актуальность педагогического мероприятия:
Прошло более 70 лет со дня Великой Победы – победы нашей страны над фашистской. А что знают наши дети о событии, которое перевернуло новейшую историю и изменило судьбы всего мира? Что для них 9 мая и как сегодняшним родителям рассказывать детям о Великой Отечественной войне?
Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего времени. Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка.
Перед специалистами дошкольного образования стоит задача найти наиболее верный метод приобщения ребенка к социально значимым ценностям. Социокультурная ситуация современного общества обусловливает необходимость применять инновационные формы работы с дошкольниками. Проводя воспитательно образовательную программу, педагоги должны понимать, что любовь к Родине – высшее проявление любви ребенка к своим родителям, близким и родному городу, поэтому формировать гражданственность нужно начиная с малых, понятных детям вещей. Патриотизм необходимо прививать через любовь к истории своей семьи.
В данном проекте мы обращаемся к теме Великой Отечественной войны, потому что это способствует связи поколений. Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, помогает осознать свою национальную принадлежность, особенность истории своей страны, призывает любить Родину и близких.
Задачи проекта:
1. Сообщать детям первоначальные сведения о Великой Отечественной Войне. Дать знания о защитниках отечества, о функциях армии.
2. Активировать слуховые и зрительные анализаторы, развивать у детей речь, воображение и мышление. Развивать умения взаимодействовать друг с другом, побуждать детей к совместной деятельности.
3. Воспитывать у детей гордость и уважение к ветеранам ВОВ, чувство гордости за Родину, умение слушать взрослых.
4. Активизировать словарь: Родина, герой, ветеран, победа, солдат, армия,
Для детей:
• обратиться к родителям и родственникам с просьбой рассказать о прадедушках, прабабушках, участвовавших в боевых действиях и переживших войну.
• Формировать представления детей о людях военных профессий,о героях прошедшей войны
• Формировать представления детей о военной технике и о её предназначении,
Для педагогов:
• стимулировать возникший детский интерес;
• помочь каждому ребенку иметь представление о людях военной профессии и военной технике.
Для родителей:
• Предложить вместе с детьми понаблюдать за военными (выправка, поведение форма и т. д.)
• Провести беседу с детьми о военных и военной технике.
• Привлечь родителей к проектной деятельности
• Изготовление атрибутов к игровым ситуациям на военную тематику
Предполагаемый результат:
1. Заинтересованность детей темой «День Победы», проявление их познавательной активности.
2. Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, просмотр фильмов о войне, участвуют в беседах, задают вопросы; проявляют творчество и детальность в работе.
3. С удовольствием рисуют, играют.
4. Участие в совместной деятельности родителей.
Продукт проектной деятельности:
Оформление группы и приемной;
Создание коллективной художественной работы с детьми «Никто не забыт, ничто не забыто…!» ; выставка рисунков, поделок( дети совместно с родителями).
Воспитатели:
-Создание цикла бесед о ВОВ; просмотр фильмов о войне.
-Приблизят семью к детскому саду.
-Актуальность педагогического мероприятия Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени.
-Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка.
-Перед специалистами дошкольного образования стоит задача найти наиболее верный метод приобщения ребенка к социально-значимым ценностям.
-Социокультурная ситуация современного общества обусловливает необходимость применять инновационные формы работы с дошкольниками. Проводя воспитательно-образовательную программу, педагоги должны понимать, что любовь к Родине – высшее проявление любви ребенка к своим родителям, близким и родному городу, поэтому формировать гражданственность нужно начиная с малых, понятных детям вещей. Патриотизм необходимо прививать через любовь к истории своей семьи. В данном проекте мы обращаемся к теме Великой Отечественной войны, потому что это способствует связи поколений. Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, помогает осознать свою национальную принадлежность, особенность истории своей страны, призывает любить Родину и близких.
Предполагаемый результат.
-В ходе реализации проекта у детей будут сформированы начальные представления о войне, празднике 9 Мая. Реализация проекта будет способствовать формированию чувства любви к Родине, гордости за героизм нашего народа.
-Дети станут проявлять большую заинтересованность, познавательную активность; станут отражать новые знания в своей деятельности.
Подготовительный этап
Изучение литературы, подбор материала, нахождение и установление
эффективных связей с родителями
Подбор музыкальных произведений на военную тему
Подготовка цикла бесед о ВОВ
Определение проблемы, цели и задач.
Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта, составление плана мероприятий;
организация предметно – пространственной развивающей среды (дидактические игры с патриотическим содержанием; подборка наглядно – дидактического материала на тему Великой Отечественной войны и солдатских будней; художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике 9 мая, военных, о мире; песен военных лет; материалов для продуктивной деятельности детей)
создание презентаций;
информирование родителей о начале работы над проектом, приглашение к участию.
Реализация проекта.
2 этап. Основной.
Познавательное развитие.
Рассматривание картин, иллюстраций, фотографийи презентаций о войне.
«Герои ВОВ»,
«Дети – герои ВОВ».
Презентация «Детям о войне».
Рассматривание материала по теме «День Победы», открыток «Города герои», иллюстраций и альбомов «Великая Отечественная Война»
Рассматривание солдатиков.
-Учить детей рассматривать игрушки (солдатиков, их внешний вид, части тела, форму, строение фигуры.
-Учить детей выстраивать солдатиков друг за другом. Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя.
Рассматривание детских рисунков старших групп, посвященных Дню Победы
Рассматривание иллюстраций и фотографий «ВОЕННЫЕ ПРОФЕССИИ».
Цель: дать начальное представление об Армии, родах войск, о защитниках Отечества.
Рассматривание альбома «Великая Победа» и беседа по фотографиям и иллюстрациям.
Рассматривание материала по теме «День Победы», иллюстраций и альбомов «Великая Отечественная Война»
Знакомство детей с памятниками, посвященным дню Победы
Загадки о войне и Родине.
Речевое развитие
Знакомство с художественной литературой:
Е. Благинина «Шинель», отрывки из книги С. Баруздина «Шел по улице солдат»,
А. Митяев «Землянка», «Мешок овсянки», «Почему армия родная? »,
З. Александрова «Много звёзд»,
С. Михалков «Дядя Стёпа – ветеран».
Знакомство и разучивание пословиц и поговорок о войне, чести, доблести, славе.
С. Алексеев "Они защищали Москву",
Л. Кассиль "Твои защитники",
С. Михалков "День Победы",
подборка стихов к празднику на тему «День Победы»
А. Барто «Флажок», «Самолет», «Кораблик».
-Приобщать детей к рассматриванию иллюстраций в книгах.
-Предоставлять возможность договаривать слова, фразы при чтении знакомых стихотворений.
Твардовского «О мальчике герое».
Чтение стихотворений на тему «День Победы»
Заучивание стихотворения «Чтобы солнце улыбалось» М. Пляцковский.
Чтение рассказов о Героическом Севастополе. Рассказ детям о Боре Кулешине, С. Баруздин «Рассказы о войне».
-Формировать умение внимательно слушать рассказ, воспитывать уважение к героям войны.
Чтение стихотворения «Почему ты шинель бережешь», беседа по содержанию стихотворения, работа над новыми словами.
Чтение и заучивание стихов о героях, войне.
Чтение из сборника рассказов «Дети — герои Великой Отечественной войны»;
Цель: воспитывать чувство патриотизма, уважение к истории нашего народа, к героям Великой Отечественной Войны. Развитие умения выразительно читать стихи, используя средства интонационной речевой выразительности (силу голоса, интонацию, ритм, темп речи, передавая своё отношение к героям и событиям.
Социально коммуникативное развитие
Беседа
О приближающейся дате и о Великой Отечественной войне.
Цель: воспитывать детей в нравственно- патриотическом духе; закреплять их знания о том, как наш народ защищал свою Родину в годы Великой Отечественной войны. Сформировать представление о Дне Победы, традициях его празднования, Великой Отечественной войне, жизни людей на войне; воспитывать любовь к родине, уважение к ветеранам.
Индивидуальные и коллективные беседа о Великой Отечественной войне.
«Мы идем на праздник».
-Учить рассматривать картинку о празднике, называть изображенные на ней предметы, их качества, действия людей. Обогащать словарь детей существительными, обозначающими название предметов, транспортных средств, а так же глаголами, прилагательными, наречиями
«Будем сильными, будем смелыми, будем защитниками»,
«Таких не берут в солдаты»
«Праздник День Победы»
Беседы о здоровье, питании солдат.
«Что такое героизм?»,
«Боевые награды»
«Подвиги детей в ВОВ».
Сюжетно – ролевая игра
«Мы – моряки»,
«На границе»,
«Мы солдаты»
«Моряки»
-Формирование умения выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Учить действовать в импровизации самостоятельно. Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.
Словарная работа: якорь, капитан, корабль, штурвал, рулевой, матрос.
Инсценировка «В военном госпитале» с использованием костюмов медсестры, солдата, аптечки.
-Воспитание духовности напримере медицинских работников. Развить способность сопереживать, чувствовать, умение слушать окружающих; воспитывать чувство патриотизма.
Игровая ситуация: «ТАНКИСТ».
- Дать представления о танкистах, о танке и его предназначении.
Игровая ситуация: «ЛЕТЯТ САМОЛЕТЫ»
Цель: Воспитывать чувство гордости за наших славных летчиков.
Дидактические игры:
«Назови рода войск»,
«Кому, что нужно?»
«Что для чего» (закрепление знаний детей предназначений предметов военного времени), «Скажи наоборот»,
«Кто больше назовет качеств героя»,
«Чья форма?».
«Составь изображение» (составить фигуру с изображением солдата) : упражнять в составлении целого из частей
«Наши защитники»
Цель: Дать понятие о празднике День защитников Отечества, уточнить представление детей о военных профессиях, о защитниках Отечества.
Настольно-печатная игра «Вещи военного времени».
Трудовое поручение
« Наведем порядок по - солдатски».
Высадка луковиц цветов в горшки.
Художественно – эстетическое развитие
Художественно – творческая деятельность.
Рисование
«Пусть всегда будет солнце»,
«Летят самолёты»,
«Салют в честь Дня Победы»,
«Открытка для ветерана»;
Рисование «Салют в честь Дня Победы»
«Вот, какой у нас салют! ».
-Создавать у детей интерес к экспериментированию с красками.
-Продолжать развивать умение рисовать пальчиком в технике «принт».
-Вызвать у детей эмоциональный отклик на праздничный салют.
-Развивать восприятие формы и цвета.
Нетрадиционные способы рисования гвоздики
-Учить детей рисовать цветы ладошками, формировать умения рисовать гуашью, передавать в рисунке особенности внешнего вида цветка.
«Вечный огонь»
-Развивать творческую фантазию, умения передавать в рисунке свои чувства, впечатления; расширять знания об истории своей страны; воспитывать патриотическое чувство к Родине, гордости за героизм нашего народа, уважительное отношение к людям, защищавшим нашу Родину.
Аппликация
«Красивые флажки на ниточке»,
«Георгиевская ленточка»,
«Голубь мира»
«Открытка Ветеранам»
Аппликация коллективная «Вечный огонь»
Коллективная аппликация «Тюльпаны для ветеранов».
«Салют».
-Воспитывать интерес к аппликации.
-Совершенствовать умение наклеивать готовые формы для создания аппликативного образа из звезд одного размера, но разного цвета.
-Развивать умение называть основные цвета.
«КОРАБЛИК»
«Танк»
«Открытка с тюльпанами»
Цель: Развивать мелкую моторику, образное мышление. Обучить приёмам составления гармоничной композиции в заданном формате, сформировать представление о выразительном художественном образе и некоторых путях его передачи (цвет, расположение элементов на плоскости).
Лепка –
«Самолёт»; создание мини – музея «Военная техника»
«Танк»
-Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами; научить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
«Салют Победы»
Конструирование
Постройка танков и самолётов из конструктора лего;
«Строим корабль» (из крупного конструктора)
Выкладывание из счетных палочек и геометрических фигур салюта, танка, самолета.
Прослушивание произведенийи песен о войне:
«День победы» муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.
«Ехал я из Берлина» муз. И. Дунаевского, сл. Л. Ошанина.
«Синий платочек» муз. Е. Петербургский , сл. Я. Галицкого,
М. Максимова. «Темная ночь» муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова.
«В землянке» муз. К. Листова, сл. А. Суркова.
«Священная война» муз. А. В. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача.
«Алеша».
«Мы идем с флажками»;
«Наша Родина сильна». А. Филлипенко,
«Песенка о войне» Г.Фрида,
«Прадедушка» Ермолова, сборник военных песен,
«День Победы» Л.Лещенко,
« О той войне»
"Мы идем с флажками" .
-Развивать способности эмоционально воспринимать музыку.
-Воспитывать гордость за героя советского солдата, умение слушать песню.
Слушание песен военных лет «Катюша».
-Воспитывать умение слушать песню, понимать содержание. Развивать эмоциональную отзывчивость, учить петь легким, подвижным звуком.
Физическое развитие
Подвижные игры:
«Полоса препятствий»,
«Меткий стрелок»,
«Будь внимателен»,
«Передай снаряд»,
«Кто быстрее соберет посылку на фронт!»
«Лётчики готовы к полёту»,
«На земле, на воде, в воздухе»;
игры в солдатики.
с платочками «Найди себе пару».
«Корабли и самолеты»
Развитие двигательных навыков: «ЛЁТЧИКИ, ТАНКИСТЫ, МОРЯКИ»
«Самолеты»
-Упражнять детей в беге, в разном направлении не наталкиваясь друг на друга.
Физкультминутки:
«Салют»,
«Смелый солдат»
Просмотр мультфильмов и фильмов.
«Легенда о старом маяке». Фильм посвящен патриотической теме - освобождению родной земли от фашистских захватчиков в период Великой Отечественной войны. В основе сюжета - приключения ребят, помогающих зажечь маяк, чтобы советские корабли вошли в бухту и разгромили гитлеровцев.
Цель:Расширять и углублять знания детей, о детях военных лет, помогающих в борьбе за победу.
«Дети войны»,
«Великая Отечественная война 1941-1945г.г.»,
«Подвиги детей во время ВОВ».
«Салют»,
«Солдатская сказка»
«Воспоминание»
«Сильные духом крепче стены».
Работа с родителями
Выставка семейного творчества на тему: «Великой войны победу мы не должны забывать!»
Консультация для родителей на тему: «Как рассказать ребенку о войне».
Консультация для родителей «Книги о войне для дошкольников».
Разучивание стихотворений к празднику, посвященному Дню Победы.
Папка – передвижка «Этих дней не смолкнет слава», «Великая Отечественная война», «Стихи для детей о войне»
Консультация для родителей «Как рассказать ребенку о Великой Отечественной Войне?»
Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Наша Армия родная».
Информационный стенд для родителей «Что и как рассказывать детям о войне»
Оформление альбома «Мы за мир» (совместные рисунки родителей и детей) .
Выставка поделок и рисунков «Никто не забыт, ничто не забыто…!»
3 этап заключительный
Коллаж «Мы на параде».
Прогуляться с детьми на «Мемориал» или по городу и рассмотреть праздничное украшение города.
Физкультурный досуг «Соревнования сильнейших» (с участием мальчиков).
-Упражнять в выполнении общеразвивающих упражнений (ходьбе, беге, ползании, подлезании, метании). Развивать ловкость, внимание, быстроту реакции, координацию движений.
Коллективная работа: «Спасибо за Победу».
Цель: формировать умение рисовать нетрадиционными способами – ставить отпечатки ватным тампоном, рисовать пальчиками.
Изготовление поделок на военную тему из бросового материала
Цель: развивать мелкую моторику, абстрактное мышление
Презентация Стенгазеты
Цель:систематизировать знания детей о Великой Отечественной войне, полученные во время бесед, просмотра видеоматериалов и чтения художественной литературы.
Создание коллективной творческой работы «Никто не забыт, ничто не забыто…»( аппликация)
Заключение.
Итоги проекта.
Дети знают о празднике "День Победы".
Создан фотоальбом «ветераны Великой Отечественной войны».
Проведена выставка детского творчества и совместных работ родителей и детей.
Группа и раздевалка оформлены к празднику День Победы.
Рассказы о ВОВ не оставили равнодушным ни одного ребенка.
Дети проявляли большой интерес, задавали много вопросов, проявляли сострадание к людям павших на полях на полях битвы.
С удовольствием приняли участие в изготовлении открытки для ветерана.
Большинство из низ сходили на парад, возложили цветы к памятнику воинам.
1. Выставка детского творчества (аппликация).
2. Коллективная работа с детьми «Никто не забыт, ничто не забыто!...».
3. Выставка поделок, рисунков (детей и родителей)
4. Развлечение «День Победы -9 Мая»
5. Возложение цветов к памятнику погибшим воинам.
Выставка семейных работ "Военная техника"
Оформление выставки «С ДНЕМ ПОБЕДЫ».