Проект по организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Моя Родина»
Проект по организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Моя Родина»
Никифорова Альфида Фазыляновна,
Муниципальное бюджетное детское общеобразовательное учреждение детский сад №3 с.Верхнеяркеево, воспитатель
Оглавление
Паспорт проекта
Актуальность и обоснованность проекта.
Цели и задачи.
Ожидаемые результаты.
Этапы реализации проекта.
Формы взаимодействия с детьми и родителями.
Распределение содержания по разделам
«Мой дом, моя семья»
«Мой детский сад»
«Моя улица, достопримечательности, замечательные люди»
«Мой край»
«Моя страна Россия»
Заключение
Паспорт проекта
1. | Вид проекта | Творческо-информационный |
2. | Продолжительность | Долгосрочный |
3. | Участники проекта | -Дети -Родители -Воспитатель |
4. | Общая характеристика проекта | Проект состоит из пяти взаимосвязанных разделов: 1.«Мой дом, моя семья» 2.«Мой детский сад» 3.«Моя улица, достопримечательности, замечательные люди» 4.«Мой край» 5.«Моя страна Россия» Итоговое мероприятие: викторина «Моя родина» |
Актуальность и обоснованность проекта
«…вопрос о патриотическом воспитании
молодежи – это разговор о самом главном:
о ценностях, о нравственных основах,
на которых мы можем и должны строить
нашу жизнь, воспитывать детей,
развивать общество, в конечном итоге
укреплять нашу страну»
В.В. Путин
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения одна из наиболее актуальных. В содержании ФГОС отмечается необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольников. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для воздействия на ребенка, так как образы детства очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. А что может быть естественнее чувств? Поэтому именно нравственно-патриотическое воспитание может естественным образом вести развитие ребенка, развивая его природные качества, удовлетворяя страсти.
Целью нравственно-патриотического воспитания является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
В связи с этим, очевидна и неоспорима актуальность решения проблем патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Цель проекта:
Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о природе родного края, об улице, на которой живет ребенок, родном городе, о быте наших предков, о России.
Задачи проекта:
расширять представления детей о семье, доме, городе, в котором они живут, о России.
Формировать нравственно-патриотические чувства посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства, литературы, музыки, архитектуры.
Развивать познавательный интерес дошкольника, его творческие способности.
Вовлекать родителей воспитанников в процесс патриотического воспитания детей.
Обогащать предметно-пространственную развивающую среду группы.
Предполагаемый результат:
У детей будут сформированы и расширены представления по следующим разделам проекта: «Мой дом, моя семья», «Мой детский сад», «Моя улица, достопримечательности, замечательные люди», «Мой край», «Моя страна Россия».
У детей будут сформированы нравственные качества, необходимые для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, достойных граждан России.
Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность дошкольников.
Установится взаимодействие между всеми участниками проекта.
Обогатится предметно-пространственная развивающая среда группы, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Этапы реализации проекта
Этап | Мероприятия | Сроки |
1 этап
| Подготовительный: -Изучение интереса детей для определения целей проекта. -Подбор методического материала, художественной литературы, музыкального репертуара, наглядности
| Сентябрь 2022г |
2 этап | Основной | 2022-2023г |
3 этап | Заключительный | Май 2023 |
4 этап | Презентация результатов деятельности | Май 2023 |
Формы взаимодействия с детьми и родителями
Формы взаимодействия с детьми:
непосредственная образовательная деятельность;
совместная деятельность детей и педагогов;
экскурсия;
чтение художественной литературы;
беседы, ситуативные разговоры;
слушание музыки;
игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и коммуникативные)
презентации
Формы взаимодействия с родителями:
консультации по проблемам патриотического воспитания детей;
сотворчество детей и родителей.
Формы и методы реализации проекта
«Я и моя семья»
Основные направления дошкольного образования | Форма работы |
Познавательно-речевое развитие | Познавательное занятие «Я и моя семья» Беседа «Семейные традиции» Составление рассказов на тему: «Мамины помощники» Экскурсия по фотовыставке «Семья – это семь Я» Решение проблемных ситуаций «Что такое хорошо, и что такое плохо…», «Чем я могу помочь?» Заучивание стихотворения М. Шварца «Семья» |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование: «Дом моей семьи», «Семь Я» Прослушивание аудиозаписей: С.В. Бархатова, В.А. Фурсова, С.В. Бартанова «Моя семья», М. Танич, В. Шаинский «Песенка про папу» Утренник, посвященный Международному женскому дню. «День отца» «День матери» Развлечение «День защиты детей» |
Физическое развитие | Подвижная игра "Коршун и наседка" Пальчиковая гимнастика «Семья» Развлечения «Мама, папа и я – самые спортивные» |
Социально - личностное развитие | Сюжетно-ролевая игра "Мамины помощницы" Чтение сказки "Гуси-Лебеди" Дидактическая игра "Назови ласково" Просмотр мультфильма по сказке А.С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане…» |
Взаимодействие с родителями | Сотворчество детей с родителями: «Родословное древо нашей семьи» Фотоальбомы «Моя семья», «Профессии моих родителей», «Семейный отдых, хобби» |
« Мой детский сад»
Основные направления дошкольного образования | Форма работы |
Познавательно-речевое развитие | Беседа на тему: «Наш любимый детский сад» Чтение стихотворения И. Гуриной «Мой любимый детский сад» ООД «Мой детский сад» Экскурсия по детскому саду |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование: «Детский сад будущего» Прослушивание аудиозаписей: Т.Волгина, А. Филиппенко «Детский сад», Е. Асеева «Детский сад» Конструирование «Город в песочнице» Развлечения «День знаний», «День дошкольного работника» |
Физическое развитие | Подвижные игры «Мы – веселые ребята», «Найди свой домик» |
Социально - личностное развитие | Коллективное дело: ремонт порванных книг, коробок Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» |
Взаимодействие с родителями | Сотворчество детей с родителями: Книжка-малышка «Мой любимый детский сад» |
«Улицы села, достопримечательности, замечательные люди»
Основные направления дошкольного образования | Форма работы |
Познавательно-речевое развитие | ООД «Мое село» Составление рассказов на тему: «Что я видел на нашей улице?» Рассматривание схем безопасного маршрута от дома до детского сада Слайдовая презентация «Село, в котором мы живем» Дидактическая игра «Путешествие по селу» |
Художественно-эстетическое развитие | Коллаж «Наше село Верхнеяркеево» Развлечение «С днем рождения, родное село» |
Физическое развитие | Малоподвижная игра «Краски» Подвижные игры «Автобусы», «Светофор» |
Социально - личностное развитие | Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по Верхнеяркеево» Дидактическая игра «Сложи герб с.Верхнеяркеево» Игра – аттракцион «Внимание, пешеход!» |
Взаимодействие с родителями | Создание фотоальбома «Достопримечательности с.Верхнеяркеево» |
«Моя Республика»
Основные направления дошкольного образования | Форма работы |
Познавательно-речевое развитие | Заучивание стихотворения Г. Ладонщикова «Край родной», М. Пляцковского «Родные места» Рассматривание репродукции картин Рассматривание картинок, иллюстраций, изображающих людей разных профессий, рассматривание предметов, необходимых людям разных профессий. Беседа «Богатства моего края». Дидактические игры «Животные нашего леса», «Зеленая аптека», «С какого дерева лист?» |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование: «Река Агидель» Аппликация «Березка» . Прослушивание: А.Вивальди «Времена года»; Р.Шуман «Веселый крестьянин»; «Зима пришла», «Тройка» Г.Свиридов и т.д. Праздник дружбы «Дуслык бэйрэме», посвященный Дню Республики Башкортостан |
Физическое развитие | Подвижная игра «Мы – веселые ребята» , «Золотые ворота» Физкультурный досуг «Игры народов Республики Башкортостан» |
Социально - личностное развитие
| Настольно-печатная игра «Люби и знай свой край», «Краеведческое лото» Лэпбук «Речные рыбы» Сюжетно-ролевая игра «Поездка в лес за грибами» |
Взаимодействие с родителями | Фоторепортаж «Где я был? Что я видел?» Консультация для родителей «Герои-земляки» Стенгазета «Наши ветераны». |
«Моя страна Россия»
Основные направления дошкольного образования | Форма работы |
Познавательно-речевое развитие | ООД «Этот день Победы…» Презентация «Символы России» Видеофильм «Россия – наша Родина» Чтение художественной литературы: И.Векшеногова «Москва» Мини-музей «Куклы в народных костюмах» Презентация «Народы России» Познавательное занятие «Москва – столица России» Конкурс чтецов «Я Родину свою хочу прославить» |
Художественно-эстетическое развитие | Лепка: «Флаг России» Рисование: «Люблю березу русскую», «Наши ветераны» Прослушивание: гимна РФ, народных песен Выставка рисунка «Любимая Родина» Праздник, посвященный «Дню Защитника Отечества» «Будем в армии служить и Россией дорожить» Развлечение «Путешествие в космос» Экологический досуг «День Земли» Праздничные мероприятия, посвященные Дню Победы |
Физическое развитие | Русские народные игры: «Гуси-лебеди», «Горелки с платочком», «Гори, гори ясно!» |
Социально - личностное развитие | Дидактическая игра «Народные промыслы» Просмотр мультфильма «Край, в котором ты живешь» Чтение русских народных сказок: «По щучьему велению», «Хаврошечка» Сюжетно-ролевая игра «Пограничники» |
Взаимодействие с родителями | Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота?» Конкурс семейных газет «С чего начинается Родина?» Выставка плакатов «Здоровые дети – здоровая Россия» |
Заключение:
Сегодня вопросы нравственно-патриотического воспитания дошкольников снова становятся актуальными и приоритетными, их основой служит преемственность поколений и национальная культура. Помимо этого, большое внимание обращается на правовое развитие и социализацию молодежи.
Можно найти немало методической литературы по данной теме, но часто в ней затрагиваются лишь отдельные вопросы патриотического воспитания, и отсутствует цельная система, которая в полной мере отражала бы проблему. Возможно, это закономерно, так как патриотизм многогранен по своей сути. Это и гордость за свой народ, и любовь к родине, стремление сохранить ее богатства и приумножить их, ощущение неразрывной связи с окружающим миром.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание – это важная задача дошкольных образовательных учреждений.