Значение конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста
Игру чудесную устроим
И город сообща построим,
Пусть будут в нем дома, дороги и мосты,
А рядом сад растет для красоты.
Л.В. Лычангина
Конструирование в ДОУ — это процесс создания детьми поделок и построек из различных материалов (бумаги, пластилина, природного и бросового материала, специальных строительных наборов и конструкторов).
Одной из задач занятий по конструированию является развитие глазомера и способности оценить пространственные соотношения (построить небольшой гараж для маленькой машинки, большую кроватку — для крупной игрушки). Воспитатель учит малышей использовать постройки в дальнейшей игре, способствует развитию фантазии детей. Например, дорожка из пластинок может быть тропинкой через лес, автомобильной дорогой, железнодорожным полотном, взлётной полосой для самолётов и т. д. Развивать фантазию детей также помогут различные природные материалы, из которых можно соорудить разнообразные поделки.
Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.
Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе — распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.; работать дружно, не мешая друг другу.
Уже в первой группе раннего возраста проводятся игры со строительным материалом. Деревянный строительный конструктор является основным материалом для занятий в младшем дошкольном возрасте. В каждой группе должен быть такой набор.
Задания по конструированию включают в себя элементарные действия. Прежде чем начать обучение, необходимо познакомить детей с самим изображаемым предметом, как в целом, так и с частями, объясняя их фактическое назначение. Для этого важным является целенаправленное рассматривание предметов.
Правильно организованные игры с материалами способствуют развитию высокой культуры деятельности: в них широко развивается фантазия ребенка, причем «творческая рабочая фантазия». Когда перед детьми ставится задача не воспроизведения постройки по образцу, а более сложная — самостоятельного создания ее на основе представлений, которые сформировались ранее в процессе наблюдений, или по заданным условиям.
Через конструирование развивается логическое мышление, пространственное воображение, память, мелкая моторика. Именно поэтому педагоги уделяют такое внимание этому виду деятельности и организуют его не только на занятиях, но и в свободное время. Конструирование на свободную тему развивает воображение и творческие способности.
Для воспитания эстетических чувств важен не только результат стройки, но и организация самой работы детей. Воспитатель учит их умению создавать и поддерживать определенный порядок в процессе работы. После постройки необходимо показать, как разбирается постройка. Необходимо учить детей убирать детали в коробку.
Благодаря конструированию в детях открываются новые таланты, формируется способность активно думать, осознанно ставить перед собой задачи и находить пути их решения. При этом ребёнок производит необходимые умственные операции, проверяя их практикой. У него развивается также творческое воображение, что немаловажно для любой деятельности, как в детском саду, так и в школе.
Использованные интернет ресурсы: