Тематический образовательный проект в подготовительной к школе группе «Северные народы Сибири»

2
0
Материал опубликован 16 March 2019 в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №26

Дошкольное отделение

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Северные народы Сибири»

В подготовительной к школе группе № 15 «Непоседы»

Реализовали:

Воспитатели группы №15 «Непоседы» Молостова Анна Владимировна, Михеева Анна Владимировна, инструктор по физической культуре Новгородцева Ася Александровна

 

Новосибирск – 2017

Вид проекта: творческо-информационный.

По числу участников: групповой.

Сроки реализации: 11.12.2017 г. – 17.12.2017 г.

Участники проекта: дети, воспитатели, помощник воспитателя, родители воспитанников, инструктор по физической культуре.

Актуальность проекта: На крайнем севере Западной Сибири, веками живут коренные малочисленные народы: ненцы, коми, ханты, селькупы, долганы и нганасаны, удэгейцы, чукчи, алеуты, саамы. Народы Севера Сибири прошли сложный путь исторического развития, сумев не только сохранить, но и укрепить свою этническую идентификацию и традиционную культуру. Актуальность темы защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера подчеркивается на государственном уровне. Всем известно, что в дошкольные годы жизни ребенка идет становление основ его личности. Воспитание любви к родному краю, формирование интереса к истории и культурному наследию народов Севера необходимо начинать с детского сада. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.

Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера Сибири.

Задачи проекта:

Образовательные:

-Развивать знания детей о народах Севера.

-Обобщать знания детей о животных Севера.

-Развивать у детей познавательный интерес к жизни народов и жизни животных Севера.

-Способствовать развитию интереса и стремление к познавательной активности в ходе образовательной деятельности;

-Закреплять умение внимательно воспринимать познавательную информацию в ходе образовательной деятельности, делать обобщающие выводы.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь к природе и уважение к национальностям народа севера.

- Формировать умения видеть красоту природы Севера.

Развивающие:

-Развивать интерес к жизни животных Севера.

-Развивать интерес к жизни коренных жителей Севера.

-Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление.

-Развивать речь детей, обогащать словарный запас.

-Развивать связную речь.

-Продолжать развивать умения давать полные ответы на вопросы воспитателя.

Формы реализации проекта

- непосредственно - образовательная деятельность в игровых ситуациях

- дидактические, познавательные игры

- познавательные беседы, направленные на проявление детского интереса к истории и культуре народов севера, животном и растительном мире;

- рассматривание иллюстраций, открыток

- просматривание мини- фильмов, презентаций о достопримечательностях природы севера, растительном и животном мире народов севера;

- работа с родителями

Ожидаемые результаты:

- пополнятся у детей знания о красоте природы севера

- расширятся представления о жизнедеятельности и быте народов севера, растительном и животном мире севера;

-пополнится запас знаний в области познавательного развития;

- расширить и пополнить уголки краеведения информационными материалами (картины, иллюстрации, истории, картотеки, фото-альбомы, открытки, макеты жилищ народов севера).

Сроки и этапы реализации:

I. Подготовительный этап

- Постановка цели, задач.

- Изучение методической литературы.

II. Разработка проекта

- Подбор методической литературы.

- Выбор форм работы с детьми и родителями.

- Выбор основных мероприятий.

- Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.

- Определение и формулировка ожидаемых результатов.

III. Внедрение проекта

- Проведение бесед, опытов, поисково-исследовательской деятельности с детьми при участии родителей, художественной деятельности, чтение художественной и познавательной литературы, загадок и пословиц.

- Беседы и практическая деятельность детей по теме проекта.

- Составление памяток, рекомендаций для родителей.

- Оформление буклетов, листовок.

- Украшение группы.

- Оформление «картинной галереи»

- Проведение тематической НОД.

- Организация самостоятельной деятельности детей.

IV. Итоговый этап

- Изготовление яранги – переносного жилища народов севера, украшение группы по северному для встречи Нового года.

Реализация проекта

I часть проекта. Организация «точки удивления», возбуждающей интерес детей и создающей мотивацию для познавательной активности

После того, как оформили «картинную галерею» с изображениями народов севера Сибири на шкафах в группе, обратить внимание детей на содержание картин. Провести беседу по теме проекта, используя методику трех вопросов: Дети, что вы знаете о народах Севера? Что хотите узнать? Как узнать?

II часть проекта. Планирование

Воспитатель фиксирует вопросы, заданные детьми. Ребята совместно планируют, каким образом постараются получить ответы на эти вопросы: совместно с воспитателем и родителями – чтение художественной литературы, беседы с детьми, создание коллекций, открыток, книжек, придумывание сказок и рассказов; самостоятельная деятельность – придумывание игр и развлечений, закрепление знаний с помощью не сложных опытов, рисование картин.

Дети, что вы знаете о народах Севера.

Что хотите узнать?

Как узнать?

На Севере очень

холодно, поэтому люди одеваются очень тепло. Делают проруби, ловят рыбу, чтобы поесть. В домах очень тепло.

Как называются дома народов Севера, из чего их делают? Из чего шьют одежду? Чем занимаются люди? Как они разжигают огонь, чтобы приготовить пищу? Чем питаются? Что пьют? В какие игры играют дети?

Спросить у взрослых, прочитать в книгах дома или сходить в библиотеку. Задать вопрос компьютеру.

III часть проекта. Реализация запланированных мероприятий

Совместная деятельность педагога и детей

Перспективно – календарный план НОД в ходе реализации проекта.

Понедельник 11.12.2017 г.

Образовательная область

Тема

Задачи

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская деятельность «Как велика наша страна!»

- введение в тематический образовательный проект;

- постановка целей и задач;

- нахождение методов достижения цели;

- знакомство с народами севера Сибири.

Художественно-эстетическое развитие

Изо деятельность

«Как ветер к великой горе ходил»

- сюжетное рисование карандашами по якутской народной сказке;

- знакомство с литературным творчеством северных народов;

- вызвать познавательную активность в ходе образовательной деятельности

Физическая культура на улице

Подвижная игра «Ручейки и озера»

- воспитывать ловкость, выдержку;

- развивать скоростные умения;

Совместная деятельность воспитателя и детей

Сюжетно-ролевая игра «Полярники – покорители севера».

Чтение ненецких сказок «Лисица, птичка и ворон», «Собака», «Два брата».

Беседа «Кто они – жители севера?»

- пополнить словарный запас новыми понятиями: юрта, иглу, оленеводство и др.;

- вызвать интерес и активность в ходе познавательной деятельности;

- развивать речевую активность

Самостоятельная деятельность детей

Рассматривание иллюстраций с изображениями быта народов севера Сибири

- познакомить детей с народами севера, их жизнедеятельностью, бытом, обычаями, устоями;

- вызвать познавательную активность в ходе образовательной деятельности

Работа с родителями

Знакомство с проектом

- познакомить родителей с целями и задачами проекта;

- методами добывания информации детьми

Вторник 12.12.2017 г.

Образовательная область

Тема

Задачи

Речевое развитие

«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера»

- познакомить детей с жизнью народов севера;

- развивать познавательную активность, воображение;

- активизировать словарный запас у детей: аркан, мунэк, юрта, камус, тэти, оленевод;

- воспитывать у детей уважение к народам севера;

Художественно-эстетическое развитие

Конструирование «Чум, юрта»

- познакомить детей с устройством жилища народов крайнего севера;

- учить самостоятельно находить различия в строениях, способы постройки;

Физическая культура

«Знакомство с народами севера»

Оздоровительные:

Развивать крупную и мелкую мускулатуру рук, ног, туловища;

             Образовательные:

Научить детей играть в подвижные игры хантов и манси;

Упражнять в ходьбе и беге по ограниченной площади;

Развивать внимание, быстроту реакции, ловкость, силу, координацию.

Обогащать словарный запас детей.

            Воспитательные:

Воспитывать интерес и любовь к играм народов севера

Совместная деятельность воспитателя и детей

Сюжетно-ролевая игра «Мы – северные люди».

Чтение шорских сказок «Догадливая выдра», «Как птицы огонь добывали».

Беседа «Кто живет в чуме?»

- закреплять в сюжетно-ролевых играх полученные знания;

- учить находить смысловое значение в сказках

Самостоятельная деятельность

Рассматривание иллюстраций с изображением быта, обустройства жилища и разнообразного национального ремесла народов севера; сюжетно-ролевые игры «Полярники», «Мы - северные люди».

Изо деятельность по замыслу детей.

-продолжать знакомить детей с жизнедеятельностью, бытом, обычаями, устоями народов севера;

- закреплять в сюжетно-ролевых играх полученные знания;

- закрепление изученных техник изо деятельности

Работа с родителями

Беседа с родителями на тему «Сказки народов севера Сибири»

- напомнить родителям о важности чтения детям;

- пояснить важность рассказывания скрытого смысла прочитанной сказки;

- отметить поучительность сказок народов севера

Среда 13.12.2017 г.

Образовательная область

Тема

Задачи

Познавательное развитие

ФЭМП Квест-игра «Юный оленевод»

Обучающие: Уточнить представление о животных Крайнего Севера. Продолжать учить детей счету в пределах 10.

Закреплять умения пользоваться порядковым и количественным счетом.

Закреплять знание детей о последовательности времен года, месяцев, дней недели.

Развивающие: Упражнять в решении примеров на сложение и вычитание. Уточнить представления детей о геометрических фигурах. Закрепить умение анализировать форму геометрических фигур в целом. Формировать навыки ориентировки в окружающем пространстве и на листе бумаги. Способствовать развитию логического мышления, внимания.

Воспитательные: Воспитывать усидчивость, умение слушать.

Формировать у детей взаимоотношения сотрудничества при решении общих задач, воспитывать умение сопереживать успехам и неудачам товарищей. Закреплять умение справедливо оценивать свои успехи.

Художественно-эстетическое

Изо деятельность, Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом «Северный олень»

Образовательные задачи: дать представление об образе

жизни северных оленей, о том, как они приспособлены к жизни в суровых

природных условиях; учить лепить фигуру оленя скульптурным приемом

составления, передовая строение тела животного, пропорции и характерные

детали; научить использовать стеку для придания необходимой структуры;

Развивающие задачи: развивать мелкую моторику, координацию движения

рук, глазомер; моторную память, слуховое и зрительное внимание; фантазию

и творческое мышление;

Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к природе;

усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до

конца;

Совместная деятельность воспитателя и детей

Сюжетно-ролевая игра «На севере».

Чтение сказок народов севера. Беседа «Кто живет на севере?»

- пополнить словарный запас новыми понятиями: юрта, иглу, оленеводство и др.;

- вызвать интерес и активность в ходе познавательной деятельности;

- развивать речевую активность

Самостоятельная деятельность

Рассматривание иллюстраций с изображением быта, обустройства жилища и разнообразного национального ремесла народов севера; сюжетно-ролевые игры «Полярники», «Мы - северные люди», «На севере» и другие.

Изо деятельность по замыслу детей.

- познакомить детей с народами севера, их жизнедеятельностью, бытом, обычаями, устоями;

- вызвать познавательную активность в ходе образовательной деятельности

Работа с родителями

Беседа с родителями на тему «Проектная деятельность»

- познакомить родителей с целями и задачами проектной деятельности;

- методами добывания информации детьми

Четверг 14.12.2015 г.

Образовательная область

Тема

Задачи

Речевое развитие

Ознакомление с художественной литературой «Пересказ мансийской сказки «Зайчик»

 

Подготовка руки к письму

«Традиционные орнаменты северных народов»

Расширить кругозор детей при знакомстве с северными национальными орнаментами.

Привить интерес к культуре северных народов.

Воспитывать любовь к национальным видам искусства.

Готовить руку к письму

Физическая культура

«В гостях у народов севера»

Оздоровительные:

Развивать крупную и мелкую мускулатуру рук, ног, туловища;

             Образовательные:

1. Научить детей играть в подвижные игры хантов и манси;

Упражнять в ходьбе и беге по ограниченной площади;

Развивать внимание, быстроту реакции, ловкость, силу, координацию.

Обогащать словарный запас детей.

      Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес и любовь к играм народов севера

Совместная деятельность педагога и детей

Сюжетно-ролевая игра «На севере».

Чтение сказок народов севера. Беседа «Кто живет на севере?»

- пополнить словарный запас новыми понятиями: юрта, иглу, оленеводство и др.;

- вызвать интерес и активность в ходе познавательной деятельности;

- развивать речевую активность

Самостоятельная деятельность детей

Рассматривание иллюстраций с изображением быта, обустройства жилища и разнообразного национального ремесла народов севера; сюжетно-ролевые игры «Полярники», «Мы - северные люди», «На севере» и другие.

Изо деятельность по замыслу детей.

- познакомить детей с народами севера, их жизнедеятельностью, бытом, обычаями, устоями;

- вызвать познавательную активность в ходе образовательной деятельности

Работа с родителями

Предложить дома с детьми посмотреть познавательные видео о народах севера

- улучшить работу с родителями,

- закрепление материала с детьми.

Пятница 15.12.2017 г.


 

Образовательная область

Тема

Задачи

Познавательное развитие

Ознакомление с окружающим миром. Викторина «Народы севера, быт и жизнедеятельность» 

- обобщить и закрепить полученный материал у детей старшего дошкольного возраста в ходе образовательной деятельности;

- развивать активную речь;

- способствовать развитию у детей мотивации принять участие в познавательной викторине по данной тематике

Социализация / Коммуникация

Сюжетно-ролевая игра «В гостях у нанайцев»

- пополнить словарный запас новыми понятиями: юрта, иглу, оленеводство и др.;

- вызвать интерес и активность в ходе познавательной деятельности;

- развивать речевую активность

Совместная деятельность воспитателя и детей

Сюжетно-ролевая игра «На севере», «Северные юди» и другие.

Чтение сказок народов севера. Беседа «Зачем оленю рога?»

- пополнить словарный запас новыми понятиями: юрта, иглу, оленеводство и др.;

- вызвать интерес и активность в ходе познавательной деятельности;

- развивать речевую активность

Самостоятельная деятельность

Рассматривание иллюстраций с изображением быта, обустройства жилища и разнообразного национального ремесла народов севера; сюжетно-ролевые игры «Полярники», «Мы - северные люди», «На севере» и другие.

Изо деятельность по замыслу детей.

- познакомить детей с народами севера, их жизнедеятельностью, бытом, обычаями, устоями;

- вызвать познавательную активность в ходе образовательной деятельности

Работа с родителями

Предложить дома с детьми посмотреть познавательные видео о народах севера, почитать познавательную и художественную литературу по теме проекта

- улучшить работу с родителями,

- закрепление материала с детьми.


 

Полученные результаты: в ходе проекта задачи были выполнены, цель достигнута. Дети многое узнали о народах севера Сибири. Проигрывали жизненные ситуации в сюжетно-ролевых играх, закрепляя материал на практике. Развивался познавательный интерес, закреплялся ранее полученный материал. Улучшилась работа с родителями, родители активно принимали участие.


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации