Тематический образовательный проект в подготовительной к школе группе «Северные народы Сибири»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №26
Дошкольное отделение
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Северные народы Сибири»
В подготовительной к школе группе № 15 «Непоседы»
Реализовали:
Воспитатели группы №15 «Непоседы» Молостова Анна Владимировна, Михеева Анна Владимировна, инструктор по физической культуре Новгородцева Ася Александровна
Новосибирск – 2017
Вид проекта: творческо-информационный.
По числу участников: групповой.
Сроки реализации: 11.12.2017 г. – 17.12.2017 г.
Участники проекта: дети, воспитатели, помощник воспитателя, родители воспитанников, инструктор по физической культуре.
Актуальность проекта: На крайнем севере Западной Сибири, веками живут коренные малочисленные народы: ненцы, коми, ханты, селькупы, долганы и нганасаны, удэгейцы, чукчи, алеуты, саамы. Народы Севера Сибири прошли сложный путь исторического развития, сумев не только сохранить, но и укрепить свою этническую идентификацию и традиционную культуру. Актуальность темы защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера подчеркивается на государственном уровне. Всем известно, что в дошкольные годы жизни ребенка идет становление основ его личности. Воспитание любви к родному краю, формирование интереса к истории и культурному наследию народов Севера необходимо начинать с детского сада. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.
Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.
Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера Сибири.
Задачи проекта:
Образовательные:
-Развивать знания детей о народах Севера.
-Обобщать знания детей о животных Севера.
-Развивать у детей познавательный интерес к жизни народов и жизни животных Севера.
-Способствовать развитию интереса и стремление к познавательной активности в ходе образовательной деятельности;
-Закреплять умение внимательно воспринимать познавательную информацию в ходе образовательной деятельности, делать обобщающие выводы.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к природе и уважение к национальностям народа севера.
- Формировать умения видеть красоту природы Севера.
Развивающие:
-Развивать интерес к жизни животных Севера.
-Развивать интерес к жизни коренных жителей Севера.
-Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление.
-Развивать речь детей, обогащать словарный запас.
-Развивать связную речь.
-Продолжать развивать умения давать полные ответы на вопросы воспитателя.
Формы реализации проекта
- непосредственно - образовательная деятельность в игровых ситуациях
- дидактические, познавательные игры
- познавательные беседы, направленные на проявление детского интереса к истории и культуре народов севера, животном и растительном мире;
- рассматривание иллюстраций, открыток
- просматривание мини- фильмов, презентаций о достопримечательностях природы севера, растительном и животном мире народов севера;
- работа с родителями
Ожидаемые результаты:
- пополнятся у детей знания о красоте природы севера
- расширятся представления о жизнедеятельности и быте народов севера, растительном и животном мире севера;
-пополнится запас знаний в области познавательного развития;
- расширить и пополнить уголки краеведения информационными материалами (картины, иллюстрации, истории, картотеки, фото-альбомы, открытки, макеты жилищ народов севера).
Сроки и этапы реализации:
I. Подготовительный этап
- Постановка цели, задач.
- Изучение методической литературы.
II. Разработка проекта
- Подбор методической литературы.
- Выбор форм работы с детьми и родителями.
- Выбор основных мероприятий.
- Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.
- Определение и формулировка ожидаемых результатов.
III. Внедрение проекта
- Проведение бесед, опытов, поисково-исследовательской деятельности с детьми при участии родителей, художественной деятельности, чтение художественной и познавательной литературы, загадок и пословиц.
- Беседы и практическая деятельность детей по теме проекта.
- Составление памяток, рекомендаций для родителей.
- Оформление буклетов, листовок.
- Украшение группы.
- Оформление «картинной галереи»
- Проведение тематической НОД.
- Организация самостоятельной деятельности детей.
IV. Итоговый этап
- Изготовление яранги – переносного жилища народов севера, украшение группы по северному для встречи Нового года.
Реализация проекта
I часть проекта. Организация «точки удивления», возбуждающей интерес детей и создающей мотивацию для познавательной активности
После того, как оформили «картинную галерею» с изображениями народов севера Сибири на шкафах в группе, обратить внимание детей на содержание картин. Провести беседу по теме проекта, используя методику трех вопросов: Дети, что вы знаете о народах Севера? Что хотите узнать? Как узнать?
II часть проекта. Планирование
Воспитатель фиксирует вопросы, заданные детьми. Ребята совместно планируют, каким образом постараются получить ответы на эти вопросы: совместно с воспитателем и родителями – чтение художественной литературы, беседы с детьми, создание коллекций, открыток, книжек, придумывание сказок и рассказов; самостоятельная деятельность – придумывание игр и развлечений, закрепление знаний с помощью не сложных опытов, рисование картин.
Дети, что вы знаете о народах Севера. |
Что хотите узнать? |
Как узнать? |
На Севере очень холодно, поэтому люди одеваются очень тепло. Делают проруби, ловят рыбу, чтобы поесть. В домах очень тепло. |
Как называются дома народов Севера, из чего их делают? Из чего шьют одежду? Чем занимаются люди? Как они разжигают огонь, чтобы приготовить пищу? Чем питаются? Что пьют? В какие игры играют дети? |
Спросить у взрослых, прочитать в книгах дома или сходить в библиотеку. Задать вопрос компьютеру. |
III часть проекта. Реализация запланированных мероприятий
Совместная деятельность педагога и детей
Перспективно – календарный план НОД в ходе реализации проекта.
Понедельник 11.12.2017 г.
Образовательная область |
Тема |
Задачи |
Познавательное развитие |
Познавательно-исследовательская деятельность «Как велика наша страна!» |
- введение в тематический образовательный проект; - постановка целей и задач; - нахождение методов достижения цели; - знакомство с народами севера Сибири. |
Художественно-эстетическое развитие |
Изо деятельность «Как ветер к великой горе ходил» |
- сюжетное рисование карандашами по якутской народной сказке; - знакомство с литературным творчеством северных народов; - вызвать познавательную активность в ходе образовательной деятельности |
Физическая культура на улице |
Подвижная игра «Ручейки и озера» |
- воспитывать ловкость, выдержку; - развивать скоростные умения; |
Совместная деятельность воспитателя и детей |
Сюжетно-ролевая игра «Полярники – покорители севера». Чтение ненецких сказок «Лисица, птичка и ворон», «Собака», «Два брата». Беседа «Кто они – жители севера?» |
- пополнить словарный запас новыми понятиями: юрта, иглу, оленеводство и др.; - вызвать интерес и активность в ходе познавательной деятельности; - развивать речевую активность |
Самостоятельная деятельность детей |
Рассматривание иллюстраций с изображениями быта народов севера Сибири |
- познакомить детей с народами севера, их жизнедеятельностью, бытом, обычаями, устоями; - вызвать познавательную активность в ходе образовательной деятельности |
Работа с родителями |
Знакомство с проектом |
- познакомить родителей с целями и задачами проекта; - методами добывания информации детьми |
Вторник 12.12.2017 г.
Образовательная область |
Тема |
Задачи |
Речевое развитие |
«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера» |
- познакомить детей с жизнью народов севера; - развивать познавательную активность, воображение; - активизировать словарный запас у детей: аркан, мунэк, юрта, камус, тэти, оленевод; - воспитывать у детей уважение к народам севера; |
Художественно-эстетическое развитие |
Конструирование «Чум, юрта» |
- познакомить детей с устройством жилища народов крайнего севера; - учить самостоятельно находить различия в строениях, способы постройки; |
Физическая культура |
«Знакомство с народами севера» |
Оздоровительные: Развивать крупную и мелкую мускулатуру рук, ног, туловища; Образовательные: Научить детей играть в подвижные игры хантов и манси; Упражнять в ходьбе и беге по ограниченной площади; Развивать внимание, быстроту реакции, ловкость, силу, координацию. Обогащать словарный запас детей. Воспитательные: Воспитывать интерес и любовь к играм народов севера |
Совместная деятельность воспитателя и детей |
Сюжетно-ролевая игра «Мы – северные люди». Чтение шорских сказок «Догадливая выдра», «Как птицы огонь добывали». Беседа «Кто живет в чуме?» |
- закреплять в сюжетно-ролевых играх полученные знания; - учить находить смысловое значение в сказках |
Самостоятельная деятельность |
Рассматривание иллюстраций с изображением быта, обустройства жилища и разнообразного национального ремесла народов севера; сюжетно-ролевые игры «Полярники», «Мы - северные люди». Изо деятельность по замыслу детей. |
-продолжать знакомить детей с жизнедеятельностью, бытом, обычаями, устоями народов севера; - закреплять в сюжетно-ролевых играх полученные знания; - закрепление изученных техник изо деятельности |
Работа с родителями |
Беседа с родителями на тему «Сказки народов севера Сибири» |
- напомнить родителям о важности чтения детям; - пояснить важность рассказывания скрытого смысла прочитанной сказки; - отметить поучительность сказок народов севера |
Среда 13.12.2017 г.
Образовательная область |
Тема |
Задачи |
Познавательное развитие |
ФЭМП Квест-игра «Юный оленевод» |
Обучающие: Уточнить представление о животных Крайнего Севера. Продолжать учить детей счету в пределах 10. Закреплять умения пользоваться порядковым и количественным счетом. Закреплять знание детей о последовательности времен года, месяцев, дней недели. Развивающие: Упражнять в решении примеров на сложение и вычитание. Уточнить представления детей о геометрических фигурах. Закрепить умение анализировать форму геометрических фигур в целом. Формировать навыки ориентировки в окружающем пространстве и на листе бумаги. Способствовать развитию логического мышления, внимания. Воспитательные: Воспитывать усидчивость, умение слушать. Формировать у детей взаимоотношения сотрудничества при решении общих задач, воспитывать умение сопереживать успехам и неудачам товарищей. Закреплять умение справедливо оценивать свои успехи. |
Художественно-эстетическое |
Изо деятельность, Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом «Северный олень» |
Образовательные задачи: дать представление об образе жизни северных оленей, о том, как они приспособлены к жизни в суровых природных условиях; учить лепить фигуру оленя скульптурным приемом составления, передовая строение тела животного, пропорции и характерные детали; научить использовать стеку для придания необходимой структуры; Развивающие задачи: развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер; моторную память, слуховое и зрительное внимание; фантазию и творческое мышление; Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к природе; усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца; |
Совместная деятельность воспитателя и детей |
Сюжетно-ролевая игра «На севере». Чтение сказок народов севера. Беседа «Кто живет на севере?» |
- пополнить словарный запас новыми понятиями: юрта, иглу, оленеводство и др.; - вызвать интерес и активность в ходе познавательной деятельности; - развивать речевую активность |
Самостоятельная деятельность |
Рассматривание иллюстраций с изображением быта, обустройства жилища и разнообразного национального ремесла народов севера; сюжетно-ролевые игры «Полярники», «Мы - северные люди», «На севере» и другие. Изо деятельность по замыслу детей. |
- познакомить детей с народами севера, их жизнедеятельностью, бытом, обычаями, устоями; - вызвать познавательную активность в ходе образовательной деятельности |
Работа с родителями |
Беседа с родителями на тему «Проектная деятельность» |
- познакомить родителей с целями и задачами проектной деятельности; - методами добывания информации детьми |
Четверг 14.12.2015 г.
Образовательная область |
Тема |
Задачи |
Речевое развитие |
Ознакомление с художественной литературой «Пересказ мансийской сказки «Зайчик» |
|
Подготовка руки к письму |
«Традиционные орнаменты северных народов» |
Расширить кругозор детей при знакомстве с северными национальными орнаментами. Привить интерес к культуре северных народов. Воспитывать любовь к национальным видам искусства. Готовить руку к письму |
Физическая культура |
«В гостях у народов севера» |
Оздоровительные: Развивать крупную и мелкую мускулатуру рук, ног, туловища; Образовательные: 1. Научить детей играть в подвижные игры хантов и манси; Упражнять в ходьбе и беге по ограниченной площади; Развивать внимание, быстроту реакции, ловкость, силу, координацию. Обогащать словарный запас детей. Воспитательные:
|
Совместная деятельность педагога и детей |
Сюжетно-ролевая игра «На севере». Чтение сказок народов севера. Беседа «Кто живет на севере?» |
- пополнить словарный запас новыми понятиями: юрта, иглу, оленеводство и др.; - вызвать интерес и активность в ходе познавательной деятельности; - развивать речевую активность |
Самостоятельная деятельность детей |
Рассматривание иллюстраций с изображением быта, обустройства жилища и разнообразного национального ремесла народов севера; сюжетно-ролевые игры «Полярники», «Мы - северные люди», «На севере» и другие. Изо деятельность по замыслу детей. |
- познакомить детей с народами севера, их жизнедеятельностью, бытом, обычаями, устоями; - вызвать познавательную активность в ходе образовательной деятельности |
Работа с родителями |
Предложить дома с детьми посмотреть познавательные видео о народах севера |
- улучшить работу с родителями, - закрепление материала с детьми. |
Пятница 15.12.2017 г.
Образовательная область |
Тема |
Задачи |
Познавательное развитие |
Ознакомление с окружающим миром. Викторина «Народы севера, быт и жизнедеятельность» |
- обобщить и закрепить полученный материал у детей старшего дошкольного возраста в ходе образовательной деятельности; - развивать активную речь; - способствовать развитию у детей мотивации принять участие в познавательной викторине по данной тематике |
Социализация / Коммуникация |
Сюжетно-ролевая игра «В гостях у нанайцев» |
- пополнить словарный запас новыми понятиями: юрта, иглу, оленеводство и др.; - вызвать интерес и активность в ходе познавательной деятельности; - развивать речевую активность |
Совместная деятельность воспитателя и детей |
Сюжетно-ролевая игра «На севере», «Северные юди» и другие. Чтение сказок народов севера. Беседа «Зачем оленю рога?» |
- пополнить словарный запас новыми понятиями: юрта, иглу, оленеводство и др.; - вызвать интерес и активность в ходе познавательной деятельности; - развивать речевую активность |
Самостоятельная деятельность |
Рассматривание иллюстраций с изображением быта, обустройства жилища и разнообразного национального ремесла народов севера; сюжетно-ролевые игры «Полярники», «Мы - северные люди», «На севере» и другие. Изо деятельность по замыслу детей. |
- познакомить детей с народами севера, их жизнедеятельностью, бытом, обычаями, устоями; - вызвать познавательную активность в ходе образовательной деятельности |
Работа с родителями |
Предложить дома с детьми посмотреть познавательные видео о народах севера, почитать познавательную и художественную литературу по теме проекта |
- улучшить работу с родителями, - закрепление материала с детьми. |
Полученные результаты: в ходе проекта задачи были выполнены, цель достигнута. Дети многое узнали о народах севера Сибири. Проигрывали жизненные ситуации в сюжетно-ролевых играх, закрепляя материал на практике. Развивался познавательный интерес, закреплялся ранее полученный материал. Улучшилась работа с родителями, родители активно принимали участие.