МБОУ «Чихачёвская средняя школа»
(Реализованный проект )
Содержание:
Актуальность и необходимость создания социального проекта
Основание для решения о разработке проекта
Цель проекта
Задачи проекта
Способы реализации проекта
Условия реализации проекта
Схема сотрудничества с социальными партнерами
Ожидаемые результаты
Проектные линии
Участники проекта
Этапы разработки проекта
Выбор проблемы
Анализ риска. Возможные препятствия
Пути преодоления
Разработка системы оценки проекта
Приложения
Актуальность и необходимость создания проекта
Школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно - экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Все эти качества зависят от физического здоровья.
В этой связи на образование как целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, нравственного и психического здоровья подрастающего поколения.
Для решения данной задачи Министерство образования Российской Федерации инициировало разработку в образовательных учреждениях специальных программ, направленных на укрепление здоровья обучающихся, составленных с учётом их возрастных, психофизиологических особенностей
Основание для решения о разработке проекта
На протяжении ряда лет в школе ведётся мониторинг заболеваемости учащихся. Результаты представлены в следующих диаграммах
поэтому перед педагогами нашей школы встала необходимость формирования сознательного отношения к здоровью у учащихся, как следствие – необходимость формирования здорового образа жизни.
Осуществляемая модернизация образования заставляет серьёзно проанализировать перспективу развития проблемы здоровья учащихся.
Здоровье в обществе, в первую очередь - в силу низкой культуры, ещё не встало на 1 место в иерархии потребностей человека. Из этого вытекает важнейшая роль воспитания у каждого члена общества отношения к здоровью, как главной человеческой ценности.
Цели проекта
активное формирование мотивации на здоровый образ жизни
содействие укреплению здоровья каждого школьника;
формирование у школьника представления об ответственности за собственное здоровье и за здоровье окружающих;
обеспечение учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
создание методологических и технологических оснований для моделирования различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья в образовательном учреждении, а также на изменение всего уклада школы с пользой для здоровья каждого её обитателя;
расширение и разнообразие взаимодействий школы и родителей на ниве укрепления здоровья детей.
Задачи проекта
привитие навыков ЗОЖ
реабилитация больных и ослабленных детей
медико-психолого-педагогическая коррекция с учётом исходного уровня здоровья
ориентация на медицинские профессии
Социальный проект призван научить каждого учащегося
Соблюдать режим дня и личную гигиену
Следить за своим здоровьем
Правильно питаться
Активнее заниматься спортом
Быть личностью, умеющей разумно организовать свой досуг и жизнедеятельность, стремящаяся к физическому и психологическому здоровью и совершенству
Личность по - разному может относиться к той социальной среде, в которой находится: позитивно - и тогда среда эта активно формирует в личности то, что в ней социально сложилось; индифферентно и негативно - и соответственно ее воздействие иное.
Возникает вопрос: что значит сформировать современную личность? Какие качества она должна для этого иметь?
Проект ставит своей целью формирование свободолюбивой и ответственной за свои поступки и решения личности. Школа-это модель общества. Если мы хотим, чтобы дети стали во взрослой жизни инициативными людьми, то надо сделать их инициативными уже в детской жизни. Если мы хотим, чтобы ребята выросли самостоятельными, то уже в школьные годы они должны быть самостоятельными, научить этому может помочь проектная деятельность. На наш взгляд, мы смогли бы приблизиться к решению поставленных вопросов и проблем: в результате работы над проектом, который открывает возможности для диалога, межличностного и межгруппового общения. Для ребят - это хорошая жизненная школа.
Способы реализации проекта
Дополнительные занятия с целью повышения уровня медицинских знаний
Занятия в спортивных секциях
Выпуск буклетов, листовок, плакатов о ЗОЖ
Проведение мероприятий о ЗОЖ
Встречи с медработниками, работниками ГИБДД, представителями РКК
Прохождение медосмотров
Проведение инструктажей по ТБ
Профилактическая работа с родителями
Спортивная площадка
Профилактика правонарушений
Условия реализации проекта
Разработка проекта, составление плана работы, распределение обязанностей;
Формирование и обучение творческой группы из числа волонтёров по профилактике социально-значимых заболеваний, оказанию первой медпомощи;
Привлечение внимания учащихся, взрослых к данной проблеме;
Поиск партнеров;
Вовлечение в свою деятельность компетентных специалистов
Социальные партнёры
Сотрудники ГИБДД
Дом Культуры села Чихачёво
Российский Красный Крест
МУ «Бежаницкая больница»
Администрация сельского поселения «Чихачёвская волость»
СПК «Рассвет»
МОУ ДОД «Дом детского творчества»
Ожидаемые результаты
Повышение функциональных возможностей организма учащихся.
Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.
Повышение приоритета здорового образа жизни.
Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.
Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников
Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.
Проектные линии
Участники проекта
Учащиеся школы;
Классные руководители;
Педагоги;
Родители;
Медицинские работники
Представители ГИБДД
Представители РК
Этапы разработки проекта
Подготовка учащихся к работе над проектом.
Выбор проблемы.
Сбор информации (анализ материалов СМИ, опрос населения).
Разработка собственного варианта решения проблемы.
Реализация плана действий:
-
Обращение к заинтересованным лицам
Собственное участие
Составление портфолио
Презентация
Изучение общественного мнения и определение актуальной проблемы
При выборе проблемы мы учитывали следующее:
Важность данной проблемы для города, микрорайона, школы;
Масштабность данной проблемы (какое количество людей заинтересовано в решении данной проблемы);
Возможность практической реализации проблемы учениками 5-11 классов.
Провели исследование ценностных ориентаций учащихся. (Ценностей целей -Приложение 1, ценностей средств – Приложение 2)
Исследованием установлено, что иерархия ценностей-целей доминирует “здоровье”. Основываясь на полученных данных, попытаемся очертить примерный ценностно-ориентационный портрет учащегося в современной социальной ситуации развития общества: “Главное в жизни здоровье, являющееся базой для обеспечения счастливой семейной жизни и активной, деятельной жизни. Наличие хороших и верных друзей, жизненная мудрость являются основой уверенности. Материальное благополучие обеспечивается наличием интересной работы и познанием (постоянным расширением кругозора, общей культуры). Любовь, общественное признание при условии стабильной обстановке в стране дают возможность творить и получать удовольствие от жизни. Что касается самостоятельности, переживания прекрасного в природе и искусстве, независимости в действиях и поступках – всё это желательно”.
Теперь обратимся к результатам, полученным при изучении ценностей-средств. Обращение к средним значениям даёт возможность проранжировать инструментальные ценности в порядке их значимости для учащихся школы. В иерархии ценностей доминируют воспитанность, аккуратность и образованность. Это показывает, во-первых, что в реальной жизни учащиеся более всего ценят отношения между людьми, основанные на вежливости и хороших манерах. Для них особое значение имеет образованность. Во-вторых, данные ценности отвечают потребностям школы в другом человеке, которого они хотели бы видеть воспитанным, аккуратным и образованным. В-третьих, будучи мотивами взаимодействия и деятельности, данные ценности составляют морально-ценностные представления учащихся. Можно полагать, что это истинные ценности-средства, с помощью которых учащиеся стремятся созидать жизнь, достойную человека.
Привлечение участников и общественности
для решения данного проекта
Разместили информацию о проекте в школе, представили презентацию данного проекта на совете ученического самоуправления и педагогическом совете.
Привлекли к сотрудничеству:
учащихся школы;
классных руководителей;
учителей предметников;
социальных педагогов;
родителей;
сотрудников ГИБДД;
представителей РКК;
медработников
Составили план работы
1. Учет состояния детей:
Анализ медицинских карт учащихся.
Определения группы здоровья.
Учет посещаемости занятий.
Контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
Организация работы спортивных секций, кружков.
Проведение ежедневной зарядки .
Динамические паузы.
Индивидуальные занятия.
Дни здоровья.
Физкультминутки для учащихся.
Организация летних оздоровительных лагерей при школе с дневным пребыванием.
3.Урочная и внеурочная работа.
Открытые уроки учителей физкультуры, ОБЖ.
Открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности.
Спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОПАГАНДЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции
Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма.
Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи
Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры.
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ , ПРОВЕДЁННЫЕ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ
1) 1-4 классы
Праздник здоровья.
Час – практикум «Моё здоровье»
Комплекс игр и упражнений для укрепления здоровья
Цикл бесед «Что такое здоровый образ жизни?»
День здоровья
Викторина «Мы с природой едины»
Урок «Я сегодня ел омлет»
Классный час «Правильное питание – залог здоровья»
Викторина «Осторожно – огонь»
Практическое занятие «Если хочешь быть здоров»
2) 5-7 классы
Практический час
Классный час – игра «Предупреждение заболевания чесотки»
-
«Как уберечься от гриппа»
«Здоровье и болезнь»
«Личная гигиена»
«Внешний вид»
3. Практической занятие «Если хочешь быть здоров»
Спортивный праздник «В здоровом теле – здоровый дух»
Информационный час «Опасности большого города»
Практический час «Проблемы наркотиков»
Тренинг «Пиво: иллюзии и реальность»
Семинар «Что мы знаем о СПИДЕ и наркотиках»
3) 8- 11 классы
Круглый стол « Какова роль семьи в формировании зависимости?»
Круглый стол «Решили не курить»
Цикл бесед «Здоровье и мода»
День здоровья
Ситуативно – ролевые игры
«Пути передачи ВИЧ – инфекции»
«Семья»
Мозговой штурм «Методы контроцепции»
Мозговой штурм «Причины употребления психоактивных веществ»
Программа «Основной инстинкт» по теме наркомания
Определение необходимых ресурсов и составление бюджета
План затрат:
1. Канцелярские товары – 100 р.
2. Призовой фонд – 500 р.
3. Распечатка материалов к анкетированию – 100 р.
4. Оформление папки-накопителя – 100 р.
5. Затраты на организацию и проведение массовых мероприятий – 1000 р.
Источники финансирования:
Средства, зарабатываемые силами учащихся (сбор металлолома, макулатуры, работа от биржи труда);
Спонсорская помощь (от частных предпринимателей, СПК «Рассвет»)
Анализ риска. Возможные препятствия
Пассивность учащихся;
Учебная загруженность учащихся;
Незаинтересованность состоянием своего здоровья;
Слабое желание и готовность ученического и педагогического коллектива к проектной деятельности
Пути преодоления
Введение дополнительного урока физкультуры;
Проведение спортивных соревнований, мероприятий о ЗОЖ;
Поощрение активных участников;
Поиск новых источников финансирования;
Организация рекламной компании проекта в школе и местных СМИ
Разработка системы оценки проекта
Проект будет удачным, если:
будет создана группа, агитирующая к активному и здоровому образу жизни;
удастся с помощью активной пропаганды привлечь как можно больше школьников:
Соблюдать режим дня и личную гигиену
Следить за своим здоровьем
Правильно питаться
Активнее заниматься спортом
Уметь разумно организовать свой досуг и жизнедеятельность,
Стремиться к физическому и психологическому здоровью и совершенству
Представление итогов проекта
Направление деятельности |
Формы представления результатов |
Разработка проекта |
презентация проекта |
Подготовка статьи о проекте и результатах работы |
школьная и районная газеты в течение всего периода |
Фоторепортажи о работе проекта |
фотографии в школьный альбом |
Выступление с презентацией на ученическом и педагогическом советах |
начало 2009 года |
Разработка информационных буклетов, листовок, плакатов о ЗОЖ |
размещение в сети Internet (школьный сайт, Сеть творческих учителей, программа «Путь к успеху») в течении всего периода |
Привлечение единомышленников к сотрудничеству |
в течении всего периода |
Проведение массовых мероприятий |
в течении всего периода по плану школы |
Весь коллектив нашей школы глубоко убеждён: