Проект: "Развитие координационных способностей посредством скакалки"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №72»
ПРОЕКТ
по физической культуре:
Развитие координационных способностей посредством скакалки
Саратов 2021г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение 3-4
2. Координация, средства воспитания 5
2.1. Методы воспитания координационных способностей 6
2.2. Контрольные упражнения (тесты) для развития координационных способностей 7
3. Заключение 8
4. Литература 9
5. Приложение 10
2
1. Введение
Движение – это жизнь. Но в современных условиях у школьников возникает дефицит двигательной деятельности. Нагрузка на уроках физической культуры в школе является общедоступной возможностью, иногда единственной. Эта возможность зависит от материальных ресурсов родителей, наличие кружков и секций в месте проживания, желания ребенка, интереса к занятиям физической культурой и спортом. Возникает противоречие между физиологической потребностью в движении и отсутствием мотивации для занятий.
Проблема. Как организовать занятия, чтобы сформировать интерес к физической культуре?
Цель проекта: выявить наиболее эффективные методы развития координационных способностей.
Задачи проекта: 1. Изучить литературу, Интернет-ресурсы по заданной теме.
2. Рассмотреть методы развития координационных способностей
3. Разработать комплекс упражнений, подобрать игры и эстафеты для воспитания координационных способностей
4. Провести мастер-класс с учащимися шестых классов.
Изучив литературу, мы пришли к выводам, что мероприятия по реализации проекта для учащихся шестых классов будут проводиться четыре раза в неделю. Два раза в неделю на двадцати минутной перемене в классе и два раза в неделю после уроков в спортзале. Отбор участников проекта осуществляется по желанию детей. Количество участников постоянное. Физические упражнения подбираются таким образом, чтобы их можно проводить в спортивном зале, на пришкольной площадке, дома с соблюдением техники безопасности.
В проекте принимают участие два шестых класса 6 «В», «Д». В контрольную группу включили 6 «А» класс, в котором проводятся только уроки физической культуры. Тестирование координационных способностей (КС) учащихся шестых классов показало, что в 6 «А» уровень развития координационных способностей выше среднего.
Риски реализации проекта. Дети, увлеченные гаджетами, без желания принимают участие в дополнительных занятиях или отказываются от них. Противопоказаниями для скиппинга являются заболевания опорно-двигательного аппарата.
3
Рабочий план реализации проекта:
№ | Этапы | Сроки реализации | Результат этапа |
1 | 1. Подобрать и изучить информацию в разных источниках
| Сентябрь 2020г. | Определение проблемы |
2 | 1. Провести беседу: «Значение координации для учащихся 6 классов» 2. Определить уровень развития кординационных способностей учащихся 3. Разработать комплекс упражнений со скакалкой, подобрать упражнения, игры для развития координации | Сентябрь-ноябрь 2020г. | Презентация. Подведение итогов Тестирование (текущий контроль) Комплекс упражнений со скакалкой Упражнения со скакалкой, игры для развития координации |
3 | 1. Провести мастер-класс с учащимися 6 классов 2. Определить уровень развития кординационных способностей учащихся 3. Оформление работы | Декабрь 2020г. | Мастер-класс Тестирование (итоговый контроль)
|
4 | Представление результатов работы | Март 2021г. | Проект, выводы, предложения |
Ожидаемые результаты реализации проекта. Повышение уровня знаний участников проекта. Проведение беседы. Критерии оценивания результативности беседы – опрос.
Развитие КС учащихся. Проведение физических упражнений, игр. Критерии оценивания результативности – тестирование (входная и итоговая диагностика: челночный бег 3х10 м, прыжки через скакалку за 30с).
4
2. Координация, средства воспитания
Координация-это способность человека рационально согласовывать движения звеньев тела при решении конкретных двигательных задач. Термин «координация» происходит от латинского слова coordinatio-взаимоупорядочение.
Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).
Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, их можно разбить на три группы:
Первая группа. Способности точно соизмерять и регулировать пространственный, временный и динамические параметры движений.
Вторая группа. Способность поддерживать статическое и динамическое равновесие.
Третья группа. Способность выполнять двигательные действия без изменений мышечной напряженности.
Проявление координационных способностей зависит от: 1) способности человека к точному анализу движений; 2) деятельности анализаторов и особенности двигательного; 3) сложности двигательного задания; 4) уровня развития других физических способностей; 5) смелости и решительности; 6) возраста; 7) общей подготовленности занимающихся.
Так, дети 4-6 лет обладают нестабильной координацией симметрических движений. В возрасте 7-8 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности.
Период от 11 до 12 лет является сенситивным. У мальчиков уровень развития координационных способностей с возрастом выше, чем у девочек.
Основным средством воспитания координационной способности являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Упражнения, направленные на развитие координационных способностей эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, т.к. освоенное до навыка, двигательное действие не стимулирует дальнейшего развития координационных способностей [5, с. 135].
5
2.1. Методы воспитания координационных способностей
При развитии координационных способностей используются следующие методы: стандартно-повторного упражнения, вариативного упражнения, игровой, соревновательный.
При разучивании новых упражнений используют стандартно-повторный метод. Его применяют при большом количестве повторений в относительно стандартных условиях. Соревновательный метод используется в случаях, когда ребята физически и координационно подготовлены в предлагаемом для состязания упражнении. Игоровой метод предусматривает выполнение упражнений ограниченное время, в определенных условиях, определенными двигательными действиями. Возникающие двигательные задачи занимающийся решает сам. Метод вариативного упражнения отличается разнообразием и имеет более широкое применение [5, с. 137].
Ученикам 6 классов на дополнительных занятиях предложены игры, эстафеты, упражнения с мячом, скакалкой. Этот спортивный инвентарь недорогой и его можно приобрести в любом спортивном магазине. Учащихся проинформировали о рекомендациях к подбору скакалки и о технике безопасности при прыжках на скакалке. Для того чтобы определить правильную длину скакалки, ребенок должен взять ее за ручки и наступить в середине стопой. При натягивании скакалки концы должны касаться подмышек. Вращение скакалки выполняется только кистями слегка согнутых рук. Осуществляется небольшое сгибание ног в коленных суставах. Выпрямлением ног обеспечивается незначительное отталкивание, достаточное для прыжка. Приземление происходит на носки и слегка согнутые в коленях ноги. Прежде, чем приступить к тренировкам, необходима разминка и спортивная обувь: кеды или кроссовки.
С детьми занимались 15 минут два раза в неделю на переменах, два раза в неделю по 30 минут после уроков. Для скиппинга были приобретены скакакалки в спортивном магазине. Во время проведения занятий велся подсчет прыжков за 30с. Результаты фиксировались. Содержательно оценивая двигательную деятельность шестиклассников, задавали определенные ориентиры: повышение результативности выполняемых упражнений. Не всех детей нам удалось привлечь. Некоторые остались верны гаджетам. Родители не видят в этом проблему, так как предлагаемые нами занятия являлись дополнительными. Эффективным методом развития координационных способностей для учащихся 6 классов выявлен игровой метод. Мы выяснили, что для учащихся целесообразнее сочетание игрового метода и вариативного упражнения.
6
2.2. Контрольные упражнения (тесты) для развития координационных способностей
Мы выяснили, что многообразие видов двигательных координационных способностей не позволяет оценить их уровень по одному критерию. В связи с этим остановились на следующих показателях: сохранение устойчивости при нарушении равновесия; координационной сложности выполняемых двигательных заданий, точности выполнения двигательных действий по динамическим характеристикам техники. Упражнения на развитие координации требует соблюдения принципа систематичности. Занимаясь с детьми, придерживались следующих положений: нагрузки не должны вызывать значительного утомления; упражнения на координацию планируются сразу после разминки; интервалы между повторениями различных упражнений должны быть достаточными для восстановления работоспособности.
Перед началом занятий оценили текущий уровень развития координации. Требуется встать на одной ноге, согнув другую в колене и максимально развернув. Пятка кассается подколенной чашечки опорной ноги. Руки на поясе, голова прямо. Простояв минуту, повторить тест на другой ноге. Тот же самый тест с закрытыми глазами. Задача - удерживать положение тела на каждой ноге. Результат определяется по среднему показателю времени удержания равновесия (из трех попыток, с). Опорная нога должна быть прямой, а бедро как можно больше отведено кнаружи. Секундомер выключается сразу в момент потери равновесия.
Текущее и итоговое тестирование включает в себя: челночный бег 3х10м и прыжки через скакалку за 30с (на двух ногах на месте). Тестирование проводилось в спортивном зале.
Челночный бег. По команде «Марш!» ученик с высокого старта пробегает 10м, пересекает обеими ногами ограничительную линию, поворачивается на 180 градусов и продолжает бег в противоположном направлении за ограничительную линию, поворачивается на 180 градусов и бежит последний 10-метровый отрезок. Секундомер останавливается при пересечении учеником финиша.
Во время итогового тестирования учащиеся продемонстрировали прирост результатов на 30 %. Ученики контрольной группы показали прирост координационныхспособностей на 12 % за аналогичный промежуток времени.
7
3. Заключение.
Все физические качества можно воспитать посредством упражнений. Мы рассмотрели все методы развития КС и выяснили, что организация занятий в игровой форме способствует повышению мотивации. Разнообразием отличается метод вариативного упражнения. В результате работы над проектом у учеников повысился уровень знаний и двигательной активности. Вырос уровень развития координационных способностей. Увеличилась доля учащихся, выполняющих прыжки через скакалку (от 51 до 72) за 30 сек. По итогам проекта мы планируем предложить ученикам старших классов- волонтерам проводить дополнительные занятия «подвижные перемены» для учащихся начальной школы.
8
Использованная литература:
1. Бутин И.М., Бутина И.А. Физическая культура в начальных классах. М.ВЛАДОС-ПРЕСС 2001
2. Кулагина И.Ю., В.Н.Колюцкий. Возрастная психология. М.ТЦ Сфера 2002
3. В.И.Лях. Тестовый контроль. 5-9 классы. М.Просвещение 2009
4. Матвеев А.П. Физическая культура. Учебник для общеобразовательных учреждений 6-7 классы. М.Просвещение 2015
5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.Академа 2011
9
Приложение 1.
Примерный комплекс 1
1 подход: прыжки через скакалку за 30с.
2 подход на месте: прыжки через скакалку ноги врозь-вместе; прыжки через скакалку вперед-назад; прыжки через скакалку влево-вправо; прыжки с вращением скакалки назад; прыжки через скакалку с ноги на ногу
3 подход: прыжки через скакалку за 30с.
Примерный комплекс 2
1. Прыжки через скакалку с высоким подниманием бедра
2. Прыжки через скакалку с захлестыванием голени назад
3. Прыжки через скакалку обе стопы по диагонали
4. Прыжки через скакалку на двух ногах
5. Прыжки через скакалку, скрестив ноги
Примерный комплекс 3
1 подход: прыжки через скакалку за 30с.
2 подход в движении: прыжки через скакалку на двух ногах; левым и правым боком; с вращением скакалки назад; на левой и правой ноге
3 подход: прыжки через скакалку за 30с.
Приложение 2. Подвижные игры
1. Борьба за мяч. Участники делятся на две команды, каждая из которых выбирает капитана. Мяч вбрасывается в центре. Капитаны стараются отбить своим игрокам, которые овладев мячом, передают мяч друг другу, а игроки противоположной команды стараются его перехватить.
Команда, сделавшая 5 передач подряд, получает очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков [1, с. 156].
2. Успей занять место. Игроки образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. Ведущий становится в центре круга. Он громко называет два любых номера. Вызванные номера должны поменяться местами. Ведущий старается занять место одного из них.
Оставшийся без места игрок становиться водящим. Номера, присвоенные участникам в начале игры, не должны меняться, когда кто-то из них становится водящим [1, с.148].
10
Горбункова Ольга Ивановна