Проект «Развитие речи и речевого общения дошкольников посредством использования комбинаторных заданий в практической деятельности»

1
0
Материал опубликован 7 October 2020

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 28»

г Вязники , Владимирская область











Педагогический проект

«Развитие речи и речевого общения дошкольников посредством использования комбинаторных заданий в практической деятельности»















Автор:

старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 28»

Краснова Г.В.













2020г



Паспорт проекта

Наименование проекта

«Развитие речи и речевого общения дошкольников посредством использования комбинаторных заданий в практической деятельности» (далее – Проект)

Участники проекта

Кураторы проекта: педагог-психолог, учитель-логопед, старший воспитатель

Исполнители проекта: педагоги, музыкальный руководитель, родители (законные представители), воспитанники дошкольных групп Учреждения

Цель проекта

Создание условий обеспечивающих формирование гибкого, продуктивного мышления как одной из важнейших предпосылок оптимального развития речи дошкольников.

Задачи проекта

Задачи для заведующего и старшего воспитателя:

1. Проанализировать владение педагогами знаний об инновационных и развивающих технологиях в развитии мышления и речи дошкольников;

2. Создать систему локальных проектов, раскрывающую структуру применения комбинаторики в практической деятельности для развития речи и речевого общения.

3. Оценить результативность проекта и определить перспективы работы педагогического коллектива по использованию комбинаторики в совместной деятельности воспитателя и ребенка.

4. Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия учреждения и семьи по вопросам становления связной речи детей.

Задачи для педагогов:

1. Обобщить и систематизировать знания педагогов о применении комбинаторики в различных видах детской деятельности (в частности для развития речи);

2. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников;

3. Использовать комбинаторные задания в образовательной деятельности и в совместной деятельности педагога с воспитанниками;

4. Оснастить развивающую предметно-пространственную среду дидактическими играми/пособиями по комбинаторике и развитию речи.

Задачи для детей:

Овладение детьми связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, что формирует психологическую готовность к обучению к школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Задачи для детей с ОВЗ:

1. Преодолевать речевой и неречевой негативизм у детей (чувство неуверенности, ожидание неуспеха);

2. Формировать устойчивый эмоциональный контакт со сверстниками, развивать положительные эмоциональные отношения детей к занятиям;

3. Развивать интерес к окружающей действительности и познавательную активность детей;

4. Развивать потребности в общении и формировать элементарные коммуникативные умения, обучать детей взаимодействию с окружающими взрослыми и сверстниками;

5. Формировать элементарные общие речевые умения.

Задачи для родителей:

1. Привлечь к участию в образовательном процессе родителей (законных представителей) воспитанников дошкольных групп Учреждения;

2. Наладить сетевое взаимодействие с родителями (законными представителями) для комплексного решения проблемы воспитания ребенка, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Участники

Воспитанники, педагоги, родители (законные представители)

Срок

Проект рассчитан на 2 года


2020-21учебный год- основной этап

2021-22 учебный год- заключительный этап







Актуальность.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет, а также установил целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. Поэтому развитие всех компонентов речи (формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны) - одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование. На сегодняшний день, практика показывает, что в речи детей существуют множество проблем:

1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

3. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

4. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

5. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

6. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

7. Плохая дикция.

Актуальность проекта обусловлена еще и тем, что педагоги, несмотря на то, что уделяют достаточно времени для речевого развития воспитанников, но не применяют на практике педагогические инновации, имеющие широкий спектр практической направленности. Да и родители мало уделяют внимания на эту проблему, по причине неосведомленности о новых, современных методах и приёмах в развитии речи. Практически все опрошенные родители (92%) хотели бы освоить приемы работы по развитию речи ребенка, познакомиться с различными методиками и технологиями по развитию речи, которые можно применять в домашних условиях, узнать о речевых играх, в которые можно играть дома с ребенком. Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы педагогов и родителей по развитию речи дошкольников в разных видах деятельности. Предпосылкой развития речи и речевого общения является развитие мышления ребёнка и развитие таких качеств мышления как системность, гибкость, продуктивность, многовариативность, избирательность. Все эти качества характеризуют комбинаторный стиль мышления. Поскольку в основе метода лежит искусственное комбинирование признаков известного, привычного объекта, в данном случае- слова, которое нужно усовершенствовать, совместить с различными признаками других, случайных слов, объектов, позволяет получить новые слова, необычные свойства, позволяет развить речь ребёнка, гибкость мышления, коммуникативные навыки.

Таким образом, цель проекта: Создание условий обеспечивающих формирование гибкого, продуктивного мышления как одной из важнейших предпосылок оптимального развития речи дошкольников.

Гипотеза исследования: состоит в том, что целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с использованием речевых и комбинаторных заданий, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.

Новизна: Использование широкого спектра практической направленности комбинаторики в  комплексном подходе (создание локальных групповых проектов) для эффективного взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников. 

Теоретическая значимость заключается в разработке:

системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников с использованием комбинаторных заданий в практической деятельности;

разработка картотеки комбинаторных заданий в различных видах детской деятельности.

Практическая значимость:

внедрение системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в педагогическую работу ДОУ.

в обогащении предметно – развивающей среды по развитию речи дошкольников;

- в разработке картотеки комбинаторных заданий в различных видах детской деятельности.



Ожидаемый результат:

развитие речи дошкольников;

родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию речи дошкольников.

Механизм оценки результатов:

«Экспресс – анализ и оценка детской деятельности» (Методические основы) под редакцией О.А. Сафоновой, Н.Новгород.1995г.

Методика А.Н.Поддьякова «Подбери костюм для мишки»

Этапы реализации проекта:

Реализация проекта включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный

1этап — подготовительный этап (октябрь 2020 года)

изучение психолого-педагогической методической литературы;

проведение педагогической диагностики;

-разработка локальных групповых проектов, направленных на применения комбинаторики в практической деятельности для развития речи и речевого общения.

2 этап — основной этап (ноябрь 2020 года –апрель 2022года)

Реализация локальных групповых проектов, с возможностью обмена на все возрастные группы.

Создание картотеки комбинаторных заданий в различных видах детской деятельности

 Обогащение предметно – развивающей среды:

-оформление книжных центров в групповых ячейках ДОУ

-оформление картотеки комбинаторных заданий в различных видах детской деятельности ДОУ

оформление памяток для родителей и педагогов.

Работа с детьми:

-реализация проектов

-НОД по перспективному плану с применением картотеки комбинаторных заданий в различных видах детской деятельности

Работа с родителями:

1) Консультации: «Как говорит ваш ребенок», «Игротека в кругу семьи», «Песочная терапия для развития речи дошкольников», «Влияние связной речи на школьное обучение», «Метод комбинаторных игр как средство развития воображения и речи дошкольников»

2) памятки: «Мелкая моторика и речевое развитие», «Пальчиковая гимнастика», «Говорю с ребенком на языке игры».

3) Родительские собрания «Речевые и комбинаторные игры в работе по развитию речи дошкольников»,

«Нетрадиционные формы обучения в развитии речи дошкольников».

Работа с педагогами:

Консультации: «Внедрение КОМБИНАТОРИКИ в образовательный процесс», «ТРИЗ –эффективное внедрение педагогической технологии в развитие речи дошкольников».

3 этап — заключительный этап (май 2022год)

Рефлексия деятельности по реализации проекта, выявление достижений и неудач проведенной работы:

организация и проведение итоговой диагностики воспитанников;

презентация проекта (итоговое совместное мероприятие с детьми, родителями, педагогами);

анализ проведенного проекта.

Перспективы развития проекта

Разработка системы организации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по развитию речи в ДОУ. Система взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи через использование педагогических инноваций будет применяться педагогическими работниками в рамках сотрудничества, обмена опытом работы. Идёт поиск новых идей, приобретаются знания, развиваются новые формы работы, новый взгляд и своевременная позиция на решение проблемы.

В результате реализации проекта качественно изменится работа педагогов во взаимодействии детского сада семьями воспитанников не только в области речевого развития, но и в эффективном решении задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста, установятся прочные связи со школами в решении проблем преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

Содержание и реализация проекта

Организационно-подготовительный этап:

Мероприятия

Срок реализации

Ответственные

Работа с педагогами

1

Самооценка профессионализма педагогов по разделу речевое развитие дошкольников (анкетирование «Речевое развитие дошкольников с учетом ФГОС ДО»)

Октябрь 2020г

Старший воспитатель

2

Изучение методической литературы по теме «Речевое развитие детей». Работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», «Дошкольник» и др.

В течении месяца

Учитель-логопед, педагог-психолог, старший воспитатель

3

Разработка плана мероприятий для детей, направленных на формирование речевой активности


Учитель –логопед Старший воспитатель Музыкальный руководитель Воспитатели дошкольных групп


Разработка плана мероприятий для родителей, направленных на формирование речевой активности детей дошкольного возраста в домашних условиях


Учитель –логопед Старший воспитатель Музыкальный руководитель Воспитатели дошкольных групп


Разработка локальных групповых проектов, направленных на применения комбинаторики в практической деятельности для развития речи и речевого общения

Октябрь 2020г

Учитель –логопед Старший воспитатель Музыкальный руководитель Воспитатели дошкольных групп

Работа с детьми


Мониторинг речевого развития дошкольников, в том числе и дети с ОВЗ («Экспресс –анализ и оценка детской деятельности» О.А.Сафонова)

Октябрь 2020г

Старший воспитатель Педагоги дошкольных групп Учитель-логопед


Диагностика комбинаторных способностей «Одень мишку» А.Н.Поддьяков.

Октябрь 2020г

Старший воспитатель Педагоги дошкольных групп

Педагог-психолог

Работа с родителями


Анкетирование родителей «Речевое развитие ребенка дошкольного возраста». Изучение потребностей родителей (законных представителей) по данному вопросу.

Октябрь-Ноябрь 2020г

Старший воспитатель Педагоги дошкольных групп





Предполагаемые результаты 1 этапа:

1.Проведено анкетирование педагогов и родителей; входной мониторинг развития речи дошкольников;

2.Изучена методическая литература, направленная на ознакомление педагогов и родителей с современными технологиями в ОО «Речевое развитие» и с применением комбинаторики в практической деятельности для совершенствования развития речи и речевого общения.;

3.Разработаны локальные групповые проекты

4.Разработан план мероприятий для педагогов, родителей и детей, направленный на формирование речевой активности дошкольника.

Основной этап.



Мероприятия

Срок реализации

Ответственные

Работа с педагогами

1

Организация и проведение консультаций

1 раз в квартал

(6 консультаций)


Старший воспитатель,педагог-психолог, учитель-логопед


Проведение открытых просмотров НОД по развитию речи.

Проведение открытых просмотров проектной деятельности.

1 раз в квартал





Пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими пособиями, играми, схематичным материалом, мнемотаблицами, алгоритмами, картотеками комбинаторных заданий по разным видам детской деятельности и т.д.:

-смотр-конкурс РППС «Микроцентр «Развитие речи» в группах»

- смотр-конкурс РППС «Микроцентр «Комбинаторика» в группах»


Ноябрь 2020г –май 2021г









Работа с родителями


Вовлечение родителей в совместную творческо-речевую деятельность.

Проведение интерактивных мероприятий, направленных на развитие речи в домашних условиях:

- Консультация «Комбинаторика. Что это такое?»

-Родительское собрание «Речевое развитие ребенка –дошкольника»

- Мастер-класс «Занимательные словесные и пальчиковые игры»

-Консультация «Комбинаторика в помощь развитию речи»

-семейная гостиная «Играем, развивая речь»

Мероприятия в рамках реализации локальных групповых проектов.








1 раз в квартал


Работа с дошкольниками


Участие воспитанников дошкольных групп в мероприятиях:

-Городской фестиваль-конкурс детского творчества «Первоцвет»

-Городской литературный конкурс чтецов

-Проект «Скоро, скоро Новый год!» -Конкурс художественного чтения «О тебе, мой край, родной!»

-Фольклорный праздник «Святки, колядки!»

-Фольклорный праздник «Широкая Масленица»

-Участие в городском интеллектуальном конкурсе «УМНЯША»

- Участие в региональных и международных дистанционных конкурсах, и викторинах по родной речи детей с нарушением речи и ОВЗ





Мониторинг речевого развития дошкольников, в том числе и дети с ОВЗ («Экспресс –анализ и оценка детской деятельности» О.А.Сафонова)

Май 2021г



Диагностика комбинаторных способностей «Подбери костюм для мишки» А.Н.Поддьяков.

Май 2021г


Предполагаемые результаты основного этапа:

Предполагается проведение 6 консультаций(по отдельному тематическому плану);

Предполагается проведение открытых просмотров НОД по развитию речи и занятия для детей с нарушением речи и ОВЗ во всех возрастных группах, с целью апробации комбинаторных заданий для речевого развития дошкольников;

Предполагается проведение открытых просмотров по проектной деятельности групп.

4. Предполагается проведение смотр-конкурс РППС «Микроцентр «Развитие речи» в группах». Предполагается проведение смотр-конкурс РППС «Микроцентр «Комбинаторика» в группах»

5. Предполагается проведение открытых мероприятия с родителями.

6. Разрабатываются рекомендации для родителей по развитию речи у детей младшего и старшего дошкольного возраста, а также для детей с нарушением речи и ОВЗ .

7. Воспитанники дошкольных групп – активные участники конкурсов и викторин различных уровней.



3 этап. Заключительный



Мероприятия

Срок реализации

Ответственные

Работа с педагогами

1

Предварительный анализ и оценка результатов проекта: мониторинг эффективности реализации Проекта;

динамика уровня достижений воспитанников, результаты участия воспитанников, педагогов в мероприятиях различного уровня по направлению речевого развития, анкетирование педагогов, родителей (законных представителей)

Октябрь-Декабрь 2022г


2

Распространение опыта работы в проектной деятельности между педагогами ДОУ (возможность применить созданные локальные проекты в другой группе)

В течении учебного года 2021-2022гг


3

Публикация отчетов на сайте ДОУ

Апрель 2022г


4

Определение новых перспектив

Апрель-май 2022г


5

Итоговый Совет Педагогов по теме: «Создание условий обеспечивающих формирование гибкого, продуктивного мышления . как и одного из важнейших предпосылок оптимального развития речи дошкольников»

Май 2022г


Работа с родителями

1

Анкетирование родителей (законных представителей) по методике «Изучение удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения по речевому развитию»" (онлайн-опрос)










Работа с дошкольниками






Мониторинг речевого развития дошкольников, в том числе и дети с ОВЗ («Экспресс –анализ и оценка детской деятельности» О.А.Сафонова)

Май 2021г



Диагностика комбинаторных способностей «Подбери костюм для мишки» А.Н.Поддьяков.

Май 2021г


Предполагаемые результаты заключительного этапа.

1.Проведен итоговый Совет Педагогов по теме: «Создание условий обеспечивающих формирование гибкого, продуктивного мышления . как и одного из важнейших предпосылок оптимального развития речи дошкольников» ;

2.Педагогами подготовлены к публикации авторские материалы (проекты, картотеки комбинаторных заданий в разных видах детской деятельности, НОД по развитию речи, мастер-классы, консультации и т.д.) ;

3.Проведен анализ по изучению удовлетворенности родителей деятельностью учреждения по речевому развитию;

4.Проведен сравнительный анализ мониторинга воспитанников по ОО «Развитие речи»;

5.Открыта интернет-страничка для родителей с рекомендациями на сайте Учреждения.

Перспективы развития проекта

Разработка системы организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию речи в ДОУ. Система взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи через использование комбинаторных заданий в практической деятельности будет применяться педагогическими работниками в рамках сотрудничества, обмена опытом .

Тесное сотрудничество с родителями, с социальными службами города в целях формирования у дошкольников связной, грамматически правильной речи.

. Презентация проекта и создание методических рекомендаций для педагогов других ДОУ.

Список используемой литературы:

1.Экспресс-анализ и оценка детской деятельности» под ред.О.А.Сафоновой Н.Новгород 1995г

2. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). –– М.: Просвещение, 1981

3. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста М.,1993

4. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г

5. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи М., 1983

6. «Гибкость как свойство продуктивного мышления и её развитие в детском возрасте» г.Шуя 1999г

7. «Формирование гибкости мышления у дошкольников» //Вопросы психологии// № 4 -1999г

8. «Обучение решению комбинаторных задач детей 4-10 лет» /Начальная школа № 11-2005г//

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации