Проект «Развитие речи и речевого общения дошкольников посредством использования комбинаторных заданий в практической деятельности»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 28»
г Вязники , Владимирская область
Педагогический проект
«Развитие речи и речевого общения дошкольников посредством использования комбинаторных заданий в практической деятельности»
Автор:
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 28»
Краснова Г.В.
2020г
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Развитие речи и речевого общения дошкольников посредством использования комбинаторных заданий в практической деятельности» (далее – Проект) |
Участники проекта | Кураторы проекта: педагог-психолог, учитель-логопед, старший воспитатель Исполнители проекта: педагоги, музыкальный руководитель, родители (законные представители), воспитанники дошкольных групп Учреждения |
Цель проекта | Создание условий обеспечивающих формирование гибкого, продуктивного мышления как одной из важнейших предпосылок оптимального развития речи дошкольников. |
Задачи проекта | Задачи для заведующего и старшего воспитателя: 1. Проанализировать владение педагогами знаний об инновационных и развивающих технологиях в развитии мышления и речи дошкольников; 2. Создать систему локальных проектов, раскрывающую структуру применения комбинаторики в практической деятельности для развития речи и речевого общения. 3. Оценить результативность проекта и определить перспективы работы педагогического коллектива по использованию комбинаторики в совместной деятельности воспитателя и ребенка. 4. Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия учреждения и семьи по вопросам становления связной речи детей. Задачи для педагогов: 1. Обобщить и систематизировать знания педагогов о применении комбинаторики в различных видах детской деятельности (в частности для развития речи); 2. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников; 3. Использовать комбинаторные задания в образовательной деятельности и в совместной деятельности педагога с воспитанниками; 4. Оснастить развивающую предметно-пространственную среду дидактическими играми/пособиями по комбинаторике и развитию речи. Задачи для детей: Овладение детьми связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, что формирует психологическую готовность к обучению к школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования. Задачи для детей с ОВЗ: 1. Преодолевать речевой и неречевой негативизм у детей (чувство неуверенности, ожидание неуспеха); 2. Формировать устойчивый эмоциональный контакт со сверстниками, развивать положительные эмоциональные отношения детей к занятиям; 3. Развивать интерес к окружающей действительности и познавательную активность детей; 4. Развивать потребности в общении и формировать элементарные коммуникативные умения, обучать детей взаимодействию с окружающими взрослыми и сверстниками; 5. Формировать элементарные общие речевые умения. Задачи для родителей: 1. Привлечь к участию в образовательном процессе родителей (законных представителей) воспитанников дошкольных групп Учреждения; 2. Наладить сетевое взаимодействие с родителями (законными представителями) для комплексного решения проблемы воспитания ребенка, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками |
Участники | Воспитанники, педагоги, родители (законные представители) |
Срок | Проект рассчитан на 2 года |
| 2020-21учебный год- основной этап 2021-22 учебный год- заключительный этап |
| |
Актуальность.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет, а также установил целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. Поэтому развитие всех компонентов речи (формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны) - одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование. На сегодняшний день, практика показывает, что в речи детей существуют множество проблем:
1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
3. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
4. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
5. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
6. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
7. Плохая дикция.
Актуальность проекта обусловлена еще и тем, что педагоги, несмотря на то, что уделяют достаточно времени для речевого развития воспитанников, но не применяют на практике педагогические инновации, имеющие широкий спектр практической направленности. Да и родители мало уделяют внимания на эту проблему, по причине неосведомленности о новых, современных методах и приёмах в развитии речи. Практически все опрошенные родители (92%) хотели бы освоить приемы работы по развитию речи ребенка, познакомиться с различными методиками и технологиями по развитию речи, которые можно применять в домашних условиях, узнать о речевых играх, в которые можно играть дома с ребенком. Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы педагогов и родителей по развитию речи дошкольников в разных видах деятельности. Предпосылкой развития речи и речевого общения является развитие мышления ребёнка и развитие таких качеств мышления как системность, гибкость, продуктивность, многовариативность, избирательность. Все эти качества характеризуют комбинаторный стиль мышления. Поскольку в основе метода лежит искусственное комбинирование признаков известного, привычного объекта, в данном случае- слова, которое нужно усовершенствовать, совместить с различными признаками других, случайных слов, объектов, позволяет получить новые слова, необычные свойства, позволяет развить речь ребёнка, гибкость мышления, коммуникативные навыки.
Таким образом, цель проекта: Создание условий обеспечивающих формирование гибкого, продуктивного мышления как одной из важнейших предпосылок оптимального развития речи дошкольников.
Гипотеза исследования: состоит в том, что целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с использованием речевых и комбинаторных заданий, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.
Новизна: Использование широкого спектра практической направленности комбинаторики в комплексном подходе (создание локальных групповых проектов) для эффективного взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников.
Теоретическая значимость заключается в разработке:
— системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников с использованием комбинаторных заданий в практической деятельности;
— разработка картотеки комбинаторных заданий в различных видах детской деятельности.
Практическая значимость:
— внедрение системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в педагогическую работу ДОУ.
— в обогащении предметно – развивающей среды по развитию речи дошкольников;
- в разработке картотеки комбинаторных заданий в различных видах детской деятельности.
Ожидаемый результат:
— развитие речи дошкольников;
— родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию речи дошкольников.
Механизм оценки результатов:
«Экспресс – анализ и оценка детской деятельности» (Методические основы) под редакцией О.А. Сафоновой, Н.Новгород.1995г.
Методика А.Н.Поддьякова «Подбери костюм для мишки»
Этапы реализации проекта:
Реализация проекта включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный
1этап — подготовительный этап (октябрь 2020 года)
— изучение психолого-педагогической методической литературы;
— проведение педагогической диагностики;
-разработка локальных групповых проектов, направленных на применения комбинаторики в практической деятельности для развития речи и речевого общения.
2 этап — основной этап (ноябрь 2020 года –апрель 2022года)
Реализация локальных групповых проектов, с возможностью обмена на все возрастные группы.
Создание картотеки комбинаторных заданий в различных видах детской деятельности
Обогащение предметно – развивающей среды:
-оформление книжных центров в групповых ячейках ДОУ
-оформление картотеки комбинаторных заданий в различных видах детской деятельности ДОУ
— оформление памяток для родителей и педагогов.
Работа с детьми:
-реализация проектов
-НОД по перспективному плану с применением картотеки комбинаторных заданий в различных видах детской деятельности
Работа с родителями:
1) Консультации: «Как говорит ваш ребенок», «Игротека в кругу семьи», «Песочная терапия для развития речи дошкольников», «Влияние связной речи на школьное обучение», «Метод комбинаторных игр как средство развития воображения и речи дошкольников»
2) памятки: «Мелкая моторика и речевое развитие», «Пальчиковая гимнастика», «Говорю с ребенком на языке игры».
3) Родительские собрания «Речевые и комбинаторные игры в работе по развитию речи дошкольников»,
«Нетрадиционные формы обучения в развитии речи дошкольников».
Работа с педагогами:
Консультации: «Внедрение КОМБИНАТОРИКИ в образовательный процесс», «ТРИЗ –эффективное внедрение педагогической технологии в развитие речи дошкольников».
3 этап — заключительный этап (май 2022год)
Рефлексия деятельности по реализации проекта, выявление достижений и неудач проведенной работы:
— организация и проведение итоговой диагностики воспитанников;
—презентация проекта (итоговое совместное мероприятие с детьми, родителями, педагогами);
— анализ проведенного проекта.
Перспективы развития проекта
Разработка системы организации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по развитию речи в ДОУ. Система взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи через использование педагогических инноваций будет применяться педагогическими работниками в рамках сотрудничества, обмена опытом работы. Идёт поиск новых идей, приобретаются знания, развиваются новые формы работы, новый взгляд и своевременная позиция на решение проблемы.
В результате реализации проекта качественно изменится работа педагогов во взаимодействии детского сада семьями воспитанников не только в области речевого развития, но и в эффективном решении задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста, установятся прочные связи со школами в решении проблем преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.
Содержание и реализация проекта
Организационно-подготовительный этап:
№ | Мероприятия | Срок реализации | Ответственные |
Работа с педагогами | |||
1 | Самооценка профессионализма педагогов по разделу речевое развитие дошкольников (анкетирование «Речевое развитие дошкольников с учетом ФГОС ДО») | Октябрь 2020г | Старший воспитатель |
2 | Изучение методической литературы по теме «Речевое развитие детей». Работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», «Дошкольник» и др. | В течении месяца | Учитель-логопед, педагог-психолог, старший воспитатель |
3 | Разработка плана мероприятий для детей, направленных на формирование речевой активности | | Учитель –логопед Старший воспитатель Музыкальный руководитель Воспитатели дошкольных групп |
| Разработка плана мероприятий для родителей, направленных на формирование речевой активности детей дошкольного возраста в домашних условиях | | Учитель –логопед Старший воспитатель Музыкальный руководитель Воспитатели дошкольных групп |
| Разработка локальных групповых проектов, направленных на применения комбинаторики в практической деятельности для развития речи и речевого общения | Октябрь 2020г | Учитель –логопед Старший воспитатель Музыкальный руководитель Воспитатели дошкольных групп |
Работа с детьми | |||
| Мониторинг речевого развития дошкольников, в том числе и дети с ОВЗ («Экспресс –анализ и оценка детской деятельности» О.А.Сафонова) | Октябрь 2020г | Старший воспитатель Педагоги дошкольных групп Учитель-логопед |
| Диагностика комбинаторных способностей «Одень мишку» А.Н.Поддьяков. | Октябрь 2020г | Старший воспитатель Педагоги дошкольных групп Педагог-психолог |
Работа с родителями | |||
| Анкетирование родителей «Речевое развитие ребенка дошкольного возраста». Изучение потребностей родителей (законных представителей) по данному вопросу. | Октябрь-Ноябрь 2020г | Старший воспитатель Педагоги дошкольных групп |
| | | |
Предполагаемые результаты 1 этапа:
1.Проведено анкетирование педагогов и родителей; входной мониторинг развития речи дошкольников;
2.Изучена методическая литература, направленная на ознакомление педагогов и родителей с современными технологиями в ОО «Речевое развитие» и с применением комбинаторики в практической деятельности для совершенствования развития речи и речевого общения.;
3.Разработаны локальные групповые проекты
4.Разработан план мероприятий для педагогов, родителей и детей, направленный на формирование речевой активности дошкольника.
Основной этап.
№ | Мероприятия | Срок реализации | Ответственные |
Работа с педагогами | |||
1 | Организация и проведение консультаций | 1 раз в квартал (6 консультаций) | Старший воспитатель,педагог-психолог, учитель-логопед |
| Проведение открытых просмотров НОД по развитию речи. Проведение открытых просмотров проектной деятельности. | 1 раз в квартал | |
| Пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими пособиями, играми, схематичным материалом, мнемотаблицами, алгоритмами, картотеками комбинаторных заданий по разным видам детской деятельности и т.д.: -смотр-конкурс РППС «Микроцентр «Развитие речи» в группах» - смотр-конкурс РППС «Микроцентр «Комбинаторика» в группах» | Ноябрь 2020г –май 2021г | |
Работа с родителями | |||
| Вовлечение родителей в совместную творческо-речевую деятельность. Проведение интерактивных мероприятий, направленных на развитие речи в домашних условиях: - Консультация «Комбинаторика. Что это такое?» -Родительское собрание «Речевое развитие ребенка –дошкольника» - Мастер-класс «Занимательные словесные и пальчиковые игры» -Консультация «Комбинаторика в помощь развитию речи» -семейная гостиная «Играем, развивая речь» Мероприятия в рамках реализации локальных групповых проектов. | 1 раз в квартал | |
Работа с дошкольниками | |||
| Участие воспитанников дошкольных групп в мероприятиях: -Городской фестиваль-конкурс детского творчества «Первоцвет» -Городской литературный конкурс чтецов -Проект «Скоро, скоро Новый год!» -Конкурс художественного чтения «О тебе, мой край, родной!» -Фольклорный праздник «Святки, колядки!» -Фольклорный праздник «Широкая Масленица» -Участие в городском интеллектуальном конкурсе «УМНЯША» - Участие в региональных и международных дистанционных конкурсах, и викторинах по родной речи детей с нарушением речи и ОВЗ | | |
| Мониторинг речевого развития дошкольников, в том числе и дети с ОВЗ («Экспресс –анализ и оценка детской деятельности» О.А.Сафонова) | Май 2021г | |
| Диагностика комбинаторных способностей «Подбери костюм для мишки» А.Н.Поддьяков. | Май 2021г | |
Предполагаемые результаты основного этапа:
Предполагается проведение 6 консультаций(по отдельному тематическому плану);
Предполагается проведение открытых просмотров НОД по развитию речи и занятия для детей с нарушением речи и ОВЗ во всех возрастных группах, с целью апробации комбинаторных заданий для речевого развития дошкольников;
Предполагается проведение открытых просмотров по проектной деятельности групп.
4. Предполагается проведение смотр-конкурс РППС «Микроцентр «Развитие речи» в группах». Предполагается проведение смотр-конкурс РППС «Микроцентр «Комбинаторика» в группах»
5. Предполагается проведение открытых мероприятия с родителями.
6. Разрабатываются рекомендации для родителей по развитию речи у детей младшего и старшего дошкольного возраста, а также для детей с нарушением речи и ОВЗ .
7. Воспитанники дошкольных групп – активные участники конкурсов и викторин различных уровней.
3 этап. Заключительный
№ | Мероприятия | Срок реализации | Ответственные |
Работа с педагогами | |||
1 | Предварительный анализ и оценка результатов проекта: мониторинг эффективности реализации Проекта; динамика уровня достижений воспитанников, результаты участия воспитанников, педагогов в мероприятиях различного уровня по направлению речевого развития, анкетирование педагогов, родителей (законных представителей) | Октябрь-Декабрь 2022г | |
2 | Распространение опыта работы в проектной деятельности между педагогами ДОУ (возможность применить созданные локальные проекты в другой группе) | В течении учебного года 2021-2022гг | |
3 | Публикация отчетов на сайте ДОУ | Апрель 2022г | |
4 | Определение новых перспектив | Апрель-май 2022г | |
5 | Итоговый Совет Педагогов по теме: «Создание условий обеспечивающих формирование гибкого, продуктивного мышления . как и одного из важнейших предпосылок оптимального развития речи дошкольников» | Май 2022г | |
Работа с родителями | |||
1 | Анкетирование родителей (законных представителей) по методике «Изучение удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения по речевому развитию»" (онлайн-опрос) | | |
Работа с дошкольниками | |||
| | | |
| Мониторинг речевого развития дошкольников, в том числе и дети с ОВЗ («Экспресс –анализ и оценка детской деятельности» О.А.Сафонова) | Май 2021г | |
| Диагностика комбинаторных способностей «Подбери костюм для мишки» А.Н.Поддьяков. | Май 2021г | |
Предполагаемые результаты заключительного этапа.
1.Проведен итоговый Совет Педагогов по теме: «Создание условий обеспечивающих формирование гибкого, продуктивного мышления . как и одного из важнейших предпосылок оптимального развития речи дошкольников» ;
2.Педагогами подготовлены к публикации авторские материалы (проекты, картотеки комбинаторных заданий в разных видах детской деятельности, НОД по развитию речи, мастер-классы, консультации и т.д.) ;
3.Проведен анализ по изучению удовлетворенности родителей деятельностью учреждения по речевому развитию;
4.Проведен сравнительный анализ мониторинга воспитанников по ОО «Развитие речи»;
5.Открыта интернет-страничка для родителей с рекомендациями на сайте Учреждения.
Перспективы развития проекта
Разработка системы организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию речи в ДОУ. Система взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи через использование комбинаторных заданий в практической деятельности будет применяться педагогическими работниками в рамках сотрудничества, обмена опытом .
Тесное сотрудничество с родителями, с социальными службами города в целях формирования у дошкольников связной, грамматически правильной речи.
. Презентация проекта и создание методических рекомендаций для педагогов других ДОУ.
Список используемой литературы:
1.Экспресс-анализ и оценка детской деятельности» под ред.О.А.Сафоновой Н.Новгород 1995г
2. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). –– М.: Просвещение, 1981
3. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста М.,1993
4. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г
5. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи М., 1983
6. «Гибкость как свойство продуктивного мышления и её развитие в детском возрасте» г.Шуя 1999г
7. «Формирование гибкости мышления у дошкольников» //Вопросы психологии// № 4 -1999г
8. «Обучение решению комбинаторных задач детей 4-10 лет» /Начальная школа № 11-2005г//