12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Моздыкова Светлана Юрьевна15


Родное слово – основа всякого

умственного развития

и сокровищница всех знаний.

К. Д Ушинский

Родной язык, его всестороннее развитие – это основа воспитания. Развивающаяся речь способствует развитию личности в целом, и любая из сторон развития личности содействует развитию языка.

Недостаточное развитие речи может стать причиной неуспеваемости ребенка в школе, поэтому работа по выявлению детей «группы риска», у которых проявились трудности в адаптации к учебному процессу, началась в 1 классе. Во время наблюдения за детьми на уроках и на занятиях внеурочной деятельности выяснилось, что у 75% детей в классе проблемы с речью.

Вывод: необходимо работать над повышением уровня развития речи обучающихся.

Цель: повышение уровня развития связной, грамматически правильной монологической речи через мероприятия, способствующие выработке у детей правильного, отчетливого и чистого произношения слов, обогащение словарного запаса.

Задачи:

воспитывать звуковую культуру речи;

формировать грамматический строй речи;

обучать связной речи;

способствовать обогащению и активизации словарного запаса детей;

развивать мыслительную деятельность;

сохранять в ребенке стремление развивать свою речь и превращать это стремление в привычку;

учитывать индивидуальные особенности каждого ученика;

вовлечь учащихся в творческую и поисково-исследовательскую деятельностьактивизируя процесс познания;

развить способности ориентироваться в реальном мире, в природных и социальных явлениях.

Задачи учителя заключаются в следующем:

- обобщить педагогический опыт о современных методах и приемах развития связной, грамматически правильной монологической речи детей младшего школьного возраста;

- организовать хорошую речевую среду для учащихся (восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание художественных произведений в аудиозаписи);

- создавать условия для возникновения речевых ситуаций;

- способствовать правильному усвоению учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизации употребления слов;

- вести систематическую работу по развитию речи на уроках русского языка и литературного чтения, во внеурочной деятельности;

- поддерживать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи;

- сотрудничать с сельской библиотекой по повышению читательской культуры детей.

Звуковая культура речи – это правильное и четкое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, громкость, а также речевой слух.

Чтобы выработать у ребенка хорошую дикцию, обеспечить четкое и благозвучное произнесение им слов и каждого звука в отдельности, необходимо развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух, нужно учить слушать речь, различать звуки не только при произношении, но и на слух, правильно воспроизводить их в слове.

Словесные игры развивают память, внимание, активизируют и расширяют словарь, способствуют проявлению и развитию творческих способностей.

Речевые разминки и упражнения со словами требуют от детей большой интеллектуальной и речевой активности, повышают их интерес к слову, обогащают словарь.

С целью активизации мыслительной деятельности на протяжении всей работы по совершенствованию речи школьников, используются пословицы, загадки, скороговорки. Не менее важно, что в пословицах и поговорках богатство мыслей и чувств раскрывается точным и ярким русским словом. Это оказывает положительное влияние на развитие речи, пробуждение чувств к родному языку.

Скороговорки – эффективный вид упражнений, который влияет на развитиефонематического слуха, совершенствует артикуляционно – речевые навыки обучающихся. Заучивание скороговорок обогащает, пополняет словарный запас детей.

Отработке техники чтения содействуют такие приемы, как заучивание стихотворений, пересказ прослушанного и прочитанного текста по вопросам, составление рассказа по картинкам.

Чтение учителя должно быть образцом выразительного чтения.

Совершенствование навыков речевого развития невозможно без расширения словарного запаса. Работа по обогащению словаря тесно связана с ознакомлением младшего школьника с миром вещейпредметов, явлений, их свойствами, качествами.

Праздники в классе имеют большое значение для развития речи детей. Дети могут читать стихи, прозаические произведения, разыгрывать сценки, рассказывать о каких – либо явлениях или событиях, проводить конкурсы, викторины. При этом оттачивается их речь, развивается уверенность в себе, находчивость, открывается простор для творчества.

Музыкально – вокальное образование детей оказывает влияние на развитие их языка, связано с культурой слуха, а культура слуха – один из важнейших факторов в деле развития речи.

Все мероприятия плана работы по методической теме способствуют выработке у детей правильного, отчетливого и чистого произношения слов, развивают умения слышать звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки; данный материал способствует обогащению и активизации словарного запаса детей, развивает мышление, память, воображение; способствует повышению их интереса к речевым явлениям, делает их способными более внимательно относиться к своей речи, к речи других. Все это облегчает дальнейшее усвоение родного языка, благоприятствует воспитанию культуры речи.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.