12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга Елистратова(Костылева)193


Театрализованная деятельность

                    






Мини – проект Игровой центр «Мир

на песке» (песочная терапия)





Составила:

Елистратова О.А.




















Методические рекомендации

             

Игровой центр «Мир на песке» (Песочная терапия)

Сказкотерапевтический подход в песочной терапии.

Попав на благодатную российскую почву, песочная терапия приобрела сказкотерапевтическую индивидуальную и групповую формы. На данном этапе игра в песок служит психотерапевтическим, дидактическим и развивающим целям.

Дополнительную привлекательность этому методу придает то, что он может быть использован не только специалистами с большим опытом, но и начинающими (исключая интерпретационную сторону). Ибо психолог, педагог, родитель фактически создают контекст, безопасную среду, в которой происходит великое таинство переноса мира внутреннего вовне — на песочный "лист". Это стимулирует бессознательные процессы, направленные на активизацию потенциальных личностных структур.

Метод  сказкотерапевтической песочной терапии позволяет значительно расширить возрастной диапазон применения. Нижняя граница использования "спустилась" до 2—2,5 лет. Играя с ребенком в песочнице, взрослый передает знания о мире и системе отношений в нем. "Песочные" сказки и истории значительно облегчают понимание маленького человека и переводят процессы взаимодействия с ним на близкий ему язык (это обстоятельство уже полезно и родителям). Что касается верхней границы применения — она пока не обнаружена.

Работа в рамках песочной терапии с детьми показала, что этот метод не только стабилизирует психоэмоциональное состояние, но и способствует развитию мелкой моторики, социального ориентирования, помогает разгадать тайны внутренних процессов  детей.

В чем же секрет "песочных" сказок? Мы уже знаем, что, строя картину из песка, человек переносит на песочный "лист" ландшафт внутреннего мира и "диспозицию" в нем на данный момент. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, человек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций (ведь мы знаем, что сказочный образ всегда потенциален, успешен). Этот опыт в виде "концентрата",попадает в бессознательное (пока глубинный смысл проигранного на песке может не осознаваться). Некоторое время наше бессознательное активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда мы можем заметить в поведении человека определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой "песочный" опыт! Таким образом осуществляется, если перефразировать известное явление, "круговорот переносов в природе". Сначала внутренняя реальность переносится вовне — на песочный лист, потом опыт песочной сказки переносится обратно во внутренний мир, где перерабатывается бессознательным и уже в виде некоторых моделей переносится на реальное поведение человека и так далее.


Ребенку предлагается взять плоскую корзинку или поднос, подойти к столу или стеллажу с коллекцией фигурок и выбрать те, к которым тянется рука, те, которые хочется взять. Инструкция не ограничивает человека выбором только того, что нравится. Он может выбирать и "злые" фигурки, проецируя на них существующее в данный момент внутреннее напряжение. Бремя выбора обычно не ограничивается. Каждый выбирает в своем темпе. Для бессознательного нашего пациента психотерапевтический процесс уже начался — он "ощупывает" фигурки, ища в них персоналии внутренних процессов. Если Ваш пациент берет все подряд и в неограниченном количестве — он проживает этап "хаоса" и сейчас ему важно "проработать" свое внутреннее напряжение. В этом случае выбор фигурок и его последовательность фиксировать бесполезно. В протоколе занятия просто можно сделать пометку "Хаос".

Темп выбора фигурок расскажет нам о скорости психических процессов пациента или о глубине переноса. Если выбор был сделан слишком быстро, мы можем предположить, что либо скорость реакции высока, либо перенос достаточно поверхностен. Если  ребёнок, большую часть времени потратил на выбор фигурок , то имеет смысл задуматься:  либо он стремится к высокому уровню обобщения, в его бессознательном есть доминирующий процесс, он спустился в экзистенциональный, бытийный пласт, либо он имеет замедленный темп реакции. Более точный вывод можно сделать, когда мы познакомимся с его песочной картиной.

Специалист в таинстве выбора не участвует. Он как будто "растворяется", но при этом фиксирует в Протоколе выбор фигурок.

Когда выбор сделан, мы приглашаем нашего пациента к подносам с песком и предлагаем ему выбрать, с каким песком ему сегодня будет приятней играть: с влажным или сухим. Если у Вас пока есть только один ящик — рядом с ним можно поставить кувшин с водой.

С влажным песком приятней взаимодействовать достаточно напряженным, тревожным людям, некоторым гиперактивным детям. Сухой песок рассыпается, и это их раздражает. Замечу, что переход от влажного песка к сухому часто является показателем проявления стабилизирующих психических процессов, позитивной динамики.

Мы можем дать "сказочную" инструкцию: "Представь себе, что ты —Волшебник (Волшебница). Он долго путешествовал. Он искал место, где еще никто не жил, где не ступала нога человека. И наконец, он пришел в пустыню. И задумал Волшебник превратить ее в Сказочную страну и населить ее разными существами... Преврати пустыню в тот мир, какой ты захочешь".

Безусловно, это не единственный вариант "введения" в песочную среду. В зависимости от наших целей и возраста пациента (маленький ребенок, как правило, не нуждается в инструкциях, когда видит песок) инструкции будут звучать по-разному: "Создай то, что хочешь", "Создай наиболее яркий эпизод твоего сна", "Создай свою семью и расскажи о ней" и др. Можно дать дополнение к инструкции: "Если окажется, что какие-то фигурки лишние, их можно вернуть обратно, а если чего-то не хватит, можно подойти и взять то, чего не достает".

Маленькому или "особому" ребенку имеет смысл показать возможности песочницы: раскопать дно, показать синий цвет — воду, выстроить гору и пр. Однако перед началом его самостоятельного процесса необходимо все разровнять.

Некоторые начинают построение песочной картины с ландшафта: прокладывают реки, озера, моря, горы, долины и пр. После этого населяют мир разными существами. У других создание ландшафта происходит параллельно с привнесением фигурок на песочный лист. Третьи сразу выставляют фигурки на ровную песочную плоскость.   Безусловно, это тоже важная информация для нас. Люди, создающие богатый разноплановый ландшафт, чаще всего оказываются натурами динамическими, глубоко и сильно чувствующими (правда, это может скрываться от взгляда поверхностного наблюдателя), имеющими склонность к рефлексии, исследователь по натуре и пр. "Во всем мне хочется дойти до самой сути, в работе, поиске путей, сердечной смуте" — пожалуй, эта строчка Б.Пастернака лучше всего опишет их внутренний ритм. Если мы видим отсутствие ландшафта или его условность (например, озеро или река выглядят как небольшое углубление в песке — до синего дна песочницы еще очень далеко, и автор картины указывает на эту ямку как на водоем),  тоскорее всего это проявление тенденции к внутренней стабилизации. По каким-либо причинам в данный момент нашему пациенту "не хочется" углубляться в недра бессознательного, "раскапывать" первопричины ситуаций и пр. Он желает сохранить найденное равновесие. "Плоскую" песочную картину часто можно встретить у совсем маленьких и "особых" детей.

 Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.

                                                     Методы работы с песком.

« Злые и добрые»

Ребенок выбирает отдельно злых и добрых персонажей, может о них рассказать.

« Хаос»

Игрушки в песочнице располагаются без задания, по желанию ребенка.

« Я – Волшебник»

Создание Сказочной страны в пустыне.

« Мой сон»

Создать эпизод сна, рассказать о нем.

«Город, в котором живу»

Создать ландшафт и расположить постройки и зеленые насаждения.

«Семья»

Из предложенных мелких игрушек создать семью, расположить на песке и рассказать,чем заняты члены семьи.

« Плоская песочная картина»

Выкладывание картин песком на любую тему.

« Космос»

Создать ландшафт любой планеты солнечной системы и прокомментировать свой выбор.

« Моя реакция»

Изобразить при помощи фигурок на песке свою реакцию на рассказ, сказку, поэму, отрывок из музыкального произведения.

« Подарок»

Создай подарок, который тебе хотелось бы получить или  что вам хотелось бы подарить.

-Кто мог бы его подарить?

-Кому мог бы его подарить?

Дети используют мелкие фигурки, символы, знаки.


Эта работа с песком хороший способ стимулировать словесное выражение чувств у детей, которым не достает таких способностей. В процессе такой деятельности дети ведут замечательные беседы друг с другом. Они взаимодействуют на новом уровне, делятся друг с другом соображениями, мыслями, ощущениями.













Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.