12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Муралева Ирина Николаевна317
Моя педагогическая деятельность началась с 1993 года. В настоящее время работаю учителем музыки в МОУ "Оршанская средняя общеобразовательная школа" (Республика Марий Эл), имею первую квалификационную категорию.
Россия, Марий Эл респ., пгт.Оршанка

Автор проекта: Муралева Ирина Николаевна, учитель музыки и искусства,

МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школа»

пгт.Оршанка, Республика Марий Эл.

ПРОЕКТ «РОДНИКИ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА»

Проект «Родники народного творчества» предназначен для осуществления учащимися общеобразовательной школы на уроках искусства в 9 классе по теме «Декоративно-прикладное искусство» и во внеурочное время. Реализация данного проекта – путь к саморазвитию личности обучающихся через самореализацию в предметной деятельности. Каждый приобретает новые знания путем самостоятельной работы с информационными источниками.

Обучающиеся выполняют творческие работы – изделия одного из видов ДПИ.

На заключительном этапе проводится самоанализ и презентация работ. В процессе творчества школьники получают полное и глубокое удовлетворение от выполненной работы, развивается их творческая активность. Помимо работы над конкретной темой, предполагается широкий спектр личностных коммуникативных связей с педагогами, ребятами в группе, родителями, социумом.

Тема проекта: «Народные промыслы. Традиции и современное развитие».

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проектуискусство.

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: информатика, технология, изобразительное искусство, музыка.

Тип проектаинформационный, творческий.

Девиз проекта: "Твори, познавай, прояви себя, получи результат".

Дидактические цели учебного проекта:

1.Расширить и углубить знания о народных художественных

промыслах России.

2.Создать условия для творческого самовыражения и самоутверждения.

3.Воспитывать культуру восприятия произведений декоративно-прикладного искусства; формировать способность воспринимать его исторические и национальные особенности.

Компетентности, формируемые учебным проектом:

Учебно-познавательная

Информационная компетентность

Коммуникативная

Рефлексивная

Методические задачи:

Развивать способность выделять проблемы, выдвигать идеи, способствующие их решению;

Формировать умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию из различных источников;

Совершенствовать умения обобщать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения в публичном выступлении;

Развивать умение оценивать эффективность своей работы и деятельность одноклассников;

Пополнить багаж знаний о выразительных средствах декоративно-прикладного искусства; развивать творческие способности;

Совершенствовать навыки работы с компьютером.

Основополагающий вопрос:

«Народные промыслы – это забытое прошлое или славное настоящее?»

Проблемные вопросы:

 Как зародилось и развивалось на Руси

декоративно-прикладное искусство?

В чём главные секреты мастеров?

Продолжаются ли народные традиции в современном мире?

Каково значение народного творчества в нашей жизни?

Необходимое оборудование: ПК, информационные источники, проектор, интерактивная доска.

Оборудование для выполнения творческих работ: гуашь, клей ПВА, акриловые краски, кисти, лак, деревянные заготовки для изготовления разделочных досок, гипсовые заготовки для росписи дымковской игрушки, салфетки для выполнения работы в технике «декупаж», заготовка для изготовления подноса.

Аннотация:

Декоративно-прикладное искусство существовало уже на ранней стадии развития человеческого общества.

Конец ХХ века обозначил рост интереса к духовной культуре нации. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.

Народное декоративно-прикладное искусство открывает перед нами мир красоты и мудрости, раскрывает душу народа, его изобретательность, любовь к природе, труду.

Мы – современное поколение людей – являемся потомками и наследниками народной культуры, переданной нам нашими предками.

Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории, бережного отношения к национальной традиции весьма актуально.

Самостоятельные исследования учащихся о народных промыслах:

Роспись по дереву – «Где живёт Жар-птица?»

Керамический промысел – «Гжельская сказка»

Игрушки из глины – «Глиняное чудо»

Резьба по дереву

Роспись подносов – «Цветущее Жостово»

Предполагаемые продукты проекта – презентации:

«Где живёт Жар-птица?»

«Гжельская сказка»

«Глиняное чудо»

Резьба по дереву

Виртуальная экскурсия в центр традиционных народных художественных промыслов Вятки

Ролик «Цветущее Жостово»

Творческие работы учащихся:

Роспись разделочной доски (Городец);

Шкатулка в технике квиллинг (Хохлома);

Живописное панно, выполненное в стиле Гжели;

Изготовление разделочной доски (резьба по дереву);

Поднос, украшенный в технике «декупаж» (Жостово).

Оформление выставки «Умелых рук творение»

Кроссворд

Буклет.

Проект рассчитан на 4 урока и внеурочную деятельность.

Этапы работы над проектом:

1.Установочное занятие (погружение в проект): цели, задачи проектных работ, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущих проектов, анкетирование «Мои способности и проект». (Приложение №1)

2.Организация деятельности:

Определение источников информации.

Постановка задач и выбор критериев оценки результатов.

Выдача письменных рекомендаций будущим авторам:

  • тема;
  • требования к оформлению проектных папок;        (Приложение №2)
  • правила создания презентаций;                            (Приложение № 3)
  • карта успешности (для самооценки);                    (Приложение № 4)
  • правила публичного выступления (защита проекта); (Приложение № 5)
  • критерии оценивания выступления;                      (Приложение № 6)
  • анкета «Подводные камни проекта» (рефлексия); (Приложение № 7)
  • формулирование идеи и замыслов, формирование проектных групп;
  • утверждение тематики, составление индивидуальных планов работы над проектами;
  • определение технологии выполнения творческой работы по теме проекта, подбор материалов, инструментов.

3.Поисково-исполнительный этап:

Сбор и уточнение информации;

Опрос, анкетирование.

Обработка и анализ полученных знаний.

Изготовление изделий ДПИ в соответствии с выбранной темой.

Промежуточные отчеты учащихся, индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.

4.Обобщающий этап: оформление результатов.

Предзащита проектов. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений, подготовка к публичной защите проектов.

5.Заключительный этап: публичная защита проектов.

Презентация проекта.

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач).

Анализ достижения поставленной цели.

6.Итоговый этап. Благодарности участникам, обобщение материалов, оформление отчетов о выполненной работе.

Оценивание

самооценка; оценивание одноклассниками; оценка руководителем проекта.

План-конспект урока по теме «Народное декоративно-прикладное искусство» в 9 классе (Защита проекта «Родники народного творчества»).

1.Организационный момент.

2.Минутка вхождения в урок.

«Знакомство с истоками родного искусства –
это знакомство со своей Родиной.
В искусстве люди выражают свою душу,
свой склад ума и характера».
Б.М.Неменский, академик, народный художник.

Учитель: Сегодня у нас заключительный урок по данной теме. Народное декоративно-прикладное искусство существовало задолго до возникновения самой эстетической науки и профессионального искусства. С древнейших времен свойственно человеку стремление к красоте в окружающем его предметном (вещном) мире. С этой целью на простые ткани наносились вышитые узоры, керамику украшали орнаментом и изображениями. Узор, украшение как бы “прикладывались” к предмету, и он становился красивее, богаче, наряднее.

Если порыться в старых бабушкиных сундуках, то можно найти много интересных вещей.

В каждом доме и квартире

Сказка рядышком живет.

Сказка – умница и прелесть –

Красоту нам создает.

А что такое красота? Это жар-птица. Залетит в дом, осветив его ярким пламенем, и засияют в доме тысячи её искр переливчатых и чистых: и на деревянных тарелках, и на хлебницах, и на разделочных досках, и на одежде, и на украшениях. И радует эта красота и взор наш, и душу нашу.

А создана эта красота руками людскими, руками умелыми. Многие люди творили её: одни – работая с деревом, другие – с металлом, третьи – с тканями, четвертые – с глиной. И глядишь, из куска дерева рождалось сказочное блюдо, а из комка глины – прелестные детские игрушки.

В России почти не было таких мест, где люди с давних пор не занимались бы каким-нибудь видом прикладного искусства.

«Работа хороша, если в ней польза и душа», - так говорится в русской пословице. Я предлагаю вашему вниманию небольшой ролик, и надеюсь, что наставления, пожелания, в которых отражена народная мудрость, вы возьмете себе на заметку не только для работы на сегодняшнем уроке, но и в жизни.

Демонстрация ролика.

3.Целеполагание.

Учитель: В течение нескольких уроков мы работали над проектом по теме «Народные промыслы. Традиции и современное развитие».

Какова цель нашего сегодняшнего урока?

Учащиеся: Сегодня мы подведём итоги работы над проектом.

Учитель: Верно, сегодня вы должны представить результаты своей деятельности. А также мы обобщим знания, полученные на уроках и во внеурочной деятельности в ходе реализации проекта.

(Учащиеся называют цель, задачи, проблемные вопросы проекта.)

Проект «Родники народного творчества».

Цель: Расширить и углубить знания о народных художественных промыслах России.

Задачи: 1.Изучить историю возникновения традиционных народных

художественных промыслов.

2.Выявить особенности современных форм бытования народного искусства.

3.Провести социологический опрос

«Декоративно-прикладное искусство в нашей жизни».

4.Выполнить творческую работу по теме проекта.

5.Оформить выставку изделий народного творчества «Умелых рук

творение».

Основополагающий вопрос: «Народные промыслы – это забытое прошлое или славное настоящее?»

Проблемные вопросы:

Как зародилось и развивалось на Руси
декоративно-прикладное искусство?

В чём главные секреты мастеров?

Продолжаются ли народные традиции в современном мире?

Каково значение народного творчества в нашей жизни?

4.Актуализация.

Учитель: Народные промыслы – это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел». А какие промыслы вам знакомы? Предлагаю выполнить следующее задание: назвать традиционные народные художественные промыслы (демонстрируются слайды с изображением изделий ДПИ).

5. Защита проекта.

Учитель: В ходе реализации проекта были проведены исследования и оформлены проектные папки, результаты представлены наглядно в виде презентаций и роликов. Откройте, пожалуйста, таблички для оценивания выступлений, переходим к защите проекта.

Презентация «Глиняное чудо».

Цель: собрать подробную информацию и найти ответы на следующие вопросы:

Когда зародилось керамическое искусство в окрестностях Каргополя, Тульской области и на Вятской земле?

Каковы особенности производства глиняных игрушек?

Где находит применение глиняная игрушка в настоящее время?

(Учащиеся задают вопросы выступающему)

Вопросы классу после выступления:

Чем грунтуют дымковскую игрушку перед росписью?

Что означают узоры на каргопольских игрушках?

Какими красками расписывают филимоновскую игрушку?

В чём отличие лепки каргопольской игрушки от дымковской и филимоновской?

Гжельская керамика. Презентация «Гжельская сказка»

Цель: Изучить историю возникновения и развития Гжельского промысла.

Проблемные вопросы:

Почему мастера Гжели исстари говорили: «Не землей мы кормимся, глина здесь - золото»?

В чем самобытность мастеров Гжели?

Какова история и перспектива развития Гжельского промысла?

(После выступления учащиеся задают вопросы)

Живописное панно, выполненное в стиле Гжели.

Учитель задает вопросы классу:

Чем отличалась посуда, выполненная в технике майолики, от изделий гжельских мастеров второй половины 19 в.?

Как отличить настоящие изделия гжельских мастеров от изделий, выполненных «под гжель»?

Работа на интерактивной доске. Отгадывание анимированного кроссворда «Традиционные народные художественные промыслы».

Демонстрация презентации «Где живёт Жар-птица?»

Цель: Изучить и систематизировать информацию о видах росписи по дереву.

Проблемные вопросы:

1.Каковы наиболее известные виды росписи по дереву и как они зарождались?

2.В чем своеобразие каждого из этих промыслов?

3.Какова техника выполнения росписи?

4.Почему народные промыслы не забыты?

(Учащиеся задают вопросы)

Хохломская роспись.

Вопросы задает учитель:

Хохлому называют золотой. Как получается золотой фон на хохломских изделиях?

Какие цветы используют для городецкой росписи?

Почему изделия Полхов-майданской росписи отличаются особой яркостью?

Демонстрация презентации «Резьба по дереву».

Цель: собрать и обобщить информацию по данной теме.

Задачи:

Изучить историю резного дела в России;

Выявить характерные особенности разных типов резьбы по дереву.

(Учащиеся задают вопросы)

Учитель задает вопросы классу:

В чем отличие плосковыемчатой и рельефной резьбы?

Какой вид резьбы самый сложный?

Демонстрация ролика «Цветущее Жостово»

Цель работы:

Изучить особенности Жостовской росписи и развитие декоративной живописи в настоящее время.

Проблемные вопросы:

Где изготовляли первые лакированные подносы из металла?

Кем была открыта первая мастерская в Жостово?

В чем уникальность народного промысла?

Как развивается Жостовское искусство сегодня?

(Учащиеся задают вопросы по содержанию)

Работа на интерактивной доске. Задание классу: соединить стрелками название вида ДПИ с изображением.

Учитель: Как говорится в русской народной пословице, деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах. Все выполнили творческие работы в соответствии с темой проекта, побывав в роли мастеров и даже современных художников-прикладников. Ведь современный художник свободен в воплощении своего творческого замысла. Переходим к презентации творческих работ.

Презентация творческих работ.

роспись разделочной доски (Городец);

Уч-ся: Наши доски расписные,

Посмотрите, вот какие!

Все хотим вам показать

И подробно описать.

По розанам и купавкам

Городецкий скачет конь,

И в цветах весь утопает,

До чего красивый он!

(демонстрация разделочной доски и шкатулки, украшенной росписью под хохлому и орнаментом, выполненным в технике квиллинг).

t1577199999aa.jpg

шкатулка в технике квиллинг (Хохлома)

t1577199999ab.jpg

Хохломская роспись –

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы.

Рощи, перелески,

Шёлковые всплески

Солнечно-медовой

Золотой листвы.

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

t1577199999ac.jpgВ сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней

Наша Хохлома.

Живописное панно, выполненное в стиле Гжели.

t1577199999ad.jpg

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье.

Русская звонкая Гжель.

(демонстрация панно «Гжельская сказка») 

j1577442326.JPG

Разделочная доска

(резьба по дереву)

На мою работу полюбуйтесь,

Только не торгуйтесь!

Дощечки точеные, узоры кручёные! (демонстрация изделий)

t1577199999af.jpg

Роспись дымковской игрушки

t1577199999ah.jpg t1577199999ai.jpg

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

Полюбуйтесь, девица в венце,

Румянец на лице.

Собой хороша,

Стоит не дыша.

(демонстрация расписных игрушек и комментарии к работе)

t1577199999aj.jpg

Поднос, украшенный в технике «декупаж» (в стиле Жостово)

t1577199999ak.jpg

На жостовском подносе

В зеркальной глади лака

Ржаная медь колосьев,

Степной румянец мака,

Багрянец поздних листьев,

Лесной подснежник первый,

А жостовские кисти

Нежнее мягкой вербы.

(демонстрация работы, пояснения)
t1577199999al.jpg

Учитель: Хорошо, а сейчас мы отправляемся в виртуальное путешествие в г.Киров в центр традиционных народных художественных промыслов. Просмотр презентации.

Учитель: Решетова Юлия и Чернядьева Анастасия познакомят с результатами социологического опроса на тему «Декоративно-прикладное искусство в нашей жизни».

Результаты социологического опроса (демонстрация презентации).

Вопросы

Ответы

1.Назовите виды декоративно-прикладного искусства.


1. Наиболее известными видами ДПИ, по мнению участников опроса, являются: вязание, вышивка, резьба, керамика.

2. Какие народные промыслы вам знакомы?

2.Дымковская игрушка, Гжель, Хохлома, Городец и Жостово находятся в рейтинге первыми.

3. Востребованы ли народные промыслы в современном обществе?


40% - утвердительный ответ

31% - «да, иногда»

17% - «не очень востребованы»

11% - «нет»

3. Каким видом творчества вы занимаетесь?


Наиболее распространено среди населения вязание, вышивка, резьба и роспись по дереву.

4. Назовите народных умельцев нашего поселения


М.С. Моричев (д. Олинские) – плетение из ивовых веток

В. Мальцев (м. Знаменка) - лозоплетение

В.А.Моисеев ( д. Побекнур) – роспись по дереву

С. А.Шатунов ( с. Салобеляк) – резьба по дереву

К.А. Лебедева ( д. Козловаж) – вышивка

Н.Н. Щеглова ( д. Шкаланка) – резьба по дереву, вязание

И.В. Чернядьева (д. Шкаланка) – роспись по дереву, вязание


5. Как возрождать интерес к народным промыслам?

Варианты ответов: участвовать в районной программе «Возрождение народных промыслов»; приобщать с детских лет;

организовывать конкурсы на лучшее изделие ДПИ, устраивать праздники, посвященные народным промыслам; водить школьников на экскурсии в музеи ДПИ; создавать кружки, проводить мастер-классы с участием мастеров ДПИ; рассказывать историю и технологию выполнения на уроках и внеклассных занятиях; организовывать выставки изделий ДПИ; проводить мероприятия.

6. Почему нужно беречь народное искусство?


Народные промыслы – это раритет.

Народные промыслы – это ценная ручная работа.

Традиции нужно помнить, сохранять и дорожить.

Народные промыслы нужно сохранять, чтобы использовать в быту.

Народные промыслы – это красиво.

Народные промыслы - это доход.

Народные промыслы – это история нашей страны.

Самооценка.

Учитель: Оцените свои презентационные и рефлексивные умения в карте успешности. (Приложение № 4).

Учитель: А сейчас подведем итоги вашей работы над проектом. Какие выводы вы сделали?

Учащиеся делают выводы по проекту:

Декоративно-прикладное искусство возникло в глубокой древности и стало одной из важнейших областей народного творчества.

Его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью народных мастеров и профессиональных художников.

Декоративное искусство не только продолжает жить в современном мире, но и находит новые формы, материалы, средства выразительности.

Народные художественные промыслы прочно укрепили свои позиции. В тех городах и сёлах, где они родились, созданы производства по созданию этих оригинальных изделий. И главное их достоинство – именно оригинальность.

Предметы быта украшали повсеместно, но такие промыслы, как Гжель, Хохлома, Городец, Жостово, Дымковская игрушка отличаются единством стиля, ограниченной цветовой гаммой, особыми приёмами письма и обработки изделий.

Произведения традиционных народных художественных промыслов знакомы, их любят во всём мире.

Они являются визитной карточкой России.

Рефлексия. Результаты анкетирования. (Приложение №6)

Учитель: Свои впечатления о работе над проектом вы отразили в анкете «Подводные камни» проекта.

С какими трудностями вы столкнулись, работая над проектом?

Какие «подводные камни» были препятствием в ходе проектной работы, зависящие от вас, от других?

Назовите удачные моменты – паруса вашего проекта.

Работа на интерактивной доске.

Оцените свою активность участия в проекте и обозначьте, насколько пополнился багаж ваших знаний.

Итог урока.

Всем большое спасибо за работу. Вы молодцы, не смотря на вашу занятость, нехватку свободного времени и другие трудности, вы справились с поставленными целями и задачами. А оценим мы вашу работу на следующем уроке, рассмотрев результаты самооценки и внешней оценки ваших результатов. Спасибо за урок!


Приложение №1.           Анкета «Мои способности»
Оцени свои способности по шкале от «0» до «5».

Способности    
Математические    012345
Умею быстро считать.
Математически точно формулирую мысль                        
Лингвистические
Умею грамотно излагать свою мысль.
Много читаю для получения информации и для удовольствия.
Умею писать сочинения, составлять письменные тексты, публичные выступления.                        
Технические         012345
Умею решать разнообразные технические задачи.
Умею пользоваться различными приборами, инструментами.
Умею составлять и читать чертежи, техническую документацию. 

                       
Творческие           012345
Мои артистические способности на сцене
Мои художественные способности.
Мои музыкальные способности.  

                     
Учебные               012345
Я прилежный в учебе, умею учиться.
Люблю решать трудные задачи.
Владею компьютером, Интернетом.

                        
Коммуникативные 012345
Я общительный.
Умею слушать и понимать.
Я лидер своих ровесников. 

                       
Спортивные          012345
Хорошо играю в спортивные игры.
Занимаюсь в спортивных секциях.                        
Способность утвердить себя
Я принципиальный.
Я добиваюсь своего.
Я могу идти против общего мнения.
Я ответственный и самостоятельный. 

                       
Организаторские   012345
Умею налаживать успешную совместную работу людей.
Быстро нахожу оптимальное решение и удачный выход из сложной ситуации.
Могу руководить действиями других, оказывать на них влияние.                        
Результаты самооценки:

1.Отметь свои наиболее ярко выраженные способности 
(то, что ты оценил баллами 4, 5)   __________________________________________________

2.Отметь те умения, которые тебе нужно развивать (то, что ты оценил баллами 0, 1, 2)
_____________________________________________________________________________
Укажи стрелками разной длины наиболее важные или менее значимые для выполнения твоего проекта способности/

Результаты:

1.Отметь на схеме стрелками другого цвета свои способности, которые наиболее ярко выражены.
2.Сделай вывод, какие умения тебе необходимо развивать, чтобы успешно выполнить проект._____________________________________________________


Приложение №2. Требования к оформлению проектной папки.

В состав проектной папки входит:
    паспорт проекта
    планы выполнения проекта и отдельных его этапов 
    индивидуальное задание каждого участника проектной группы
    вся собранная информация по теме проекта, результаты исследований, записи всех

      идей и решений;
    краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам

      (результаты анкетирования «Подводные камни проекта»);
    эскизы, чертежи, наброски продукта;
    материалы к презентации;
    памятки по выполнению и защите проекта.
    
Требования к качеству оформления проектной папки:
    полнота представленных материалов;
    четкость и ясность, читаемость;
    эстетика оформления.
В день презентации (защиты ) проекта проектная папка сдается руководителю проекта.


Приложение №3.
Параметры оценивания презентации    
Композиция, её монтаж

Критерии оценивания:

  • Интригующее начало.
  • Нарастание темпов событий.
  • Полный калейдоскоп событий.

Содержание    
Информация

  • Достоверность (соответствие информации действительности, истинность информации).
  • Полнота (отражение источником информации всех существенных сторон исследуемого вопроса).
  • Отсутствие неопределенности, неоднозначности.
  • Современность источника.
  • Разумная достаточность (ограничения с точки зрения используемых источников и детализации освещаемого вопроса).

Текст  

  • Научность (построение всех положений, определений и выводов на строго научной основе).
  • Логичность (наличие логических связей между излагаемыми понятиями).
  • Доступность (текст должен быть понятен).
  • Однозначность (единое толкование текста различными учащимися).
  • Лаконичность (текстовое изложение должно быть максимально кратким и не содержать ничего лишнего).
  • Завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено).
  • Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.

Оформление  

  • Заголовки привлекают внимание.
  • Использование коротких слов и предложений.
  • Наличие иллюстраций по заданной теме.
  • Текст легко читается на фоне презентации.
  • Используются анимационные эффекты.
  • Использование для фона слайда тона, приятного для глаз зрителя.
  • Соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации.
  • Использование единого стиля оформления.
  • Использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста).
  • Отсутствие острых углов у фигур, «рванных» и изломанных линий.
  • Анимационные эффекты не отвлекают внимание от содержания слайда.
  • «Читаемость» шрифта.
  • Расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней).
  • Объём информации на слайде (не стоит заполнять один слайд слишком большим объёмом информации (люди могут запоминать не более трех фактов, выводов, определений); наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде).
  • Объём презентации (презентация в среднем должна содержать около 12 слайдов).


Приложение №4.
Карта успешности  обучающегося 9 класса  ____________________  
Умения проектирования            Умения             Шкала оценки уровня развития

Проблематизация                                                   1    2    3    4    5

 Могу выявлять проблемы       
 Умею выбирать из множества проблем главную   
 Умею решать проблемы самостоятельно               
Целеполагание                                                        1    2    3    4    5

 Могу ставить цели и  добиваться их                         
 Осуществляю поиск способов достижения цели   
Планирование                                                          1    2    3    4    5
Умею планировать свою деятельность                

Могу организовать планирование в группе           
Поисковые, исследовательские                            1    2    3    4    5

Умею проводить исследование                               

Владею компьютером                                           

 Умею пользоваться Интернетом                           

 Умею отбирать нужную информацию                   

 Умею работать самостоятельно                         

 Могу достигать результатов в совместной деятельности    

Коммуникативные                                                  1    2    3    4    5

Внимателен к людям               
Проявляю толерантность                                     
Умею слушать и сопереживать                             
Умею конструктивно сотрудничать                     

Помогаю людям в трудных ситуациях                   
Презентационные                                                  1    2    3    4    5

Умею публично выступать         
Могу составить план выступления                         
Умею логически мыслить и выражать своё мнение 
Могу сжато излагать мысли                                  
Рефлексивные                                                       1    2    3    4    5

Могу оценить вклад каждого участника проекта       

Умею оценить результативность решения проблемы   
Могу проводить самоанализ деятельности               
Могу оценить результаты совместной деятельности 

(Самооценка по каждому умению проектирования по шкале от 1 до 5)

Приложение №4.                                  

 Защита проекта


1. Общие рекомендации:
•    хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени (не бо¬лее 15 минут)

     изложение материала с использованием интересных примеров;
     логика изложения позволяет слушателям лучше понять выступающего;
•    следует употреблять только понятные термины;
•    хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста;
•    выступление выиграет, если будет максимально использоваться наглядный материал;
•    постарайтесь предупредить возможные вопросы.
2. Техника подготовки:
•    проведите предварительный хронометраж своего выступления и доведите его до нужной

     продолжительности;
•    выпишите на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в

     выступлении, и разложите их по порядку;
• заранее продумайте детали своего рабочего места;
•    приготовьте четкий и красочный наглядный материал;
•    проведите тренировочное выступление перед друзьями, родственниками.
3. Рекомендации выступающему:    
•    начните свое выступление с приветствия;
•    огласите название вашего проекта, сформулируйте его основную идею и причину выбора темы;
•    не забывайте об уважении к слушателям в течение всего выступления (говорите внятно);
•    поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя за помощь;

•    старайтесь ответить на все вопросы.


Приложение №5.
Критерии оценивания выступления.
Индивидуальная карта обучающегося 9 класса  
__________________________________________

Этапы  Критерии оценки
Защита

  • Представление (до 15 баллов)(Логичность, последовательность, полнота раскрытия темы, содержание презентации, оформление презентации).
  • Ответы на вопросы (до 15 баллов)

Процесс проектирования  

  •  Интеллектуальная активность (до 10 баллов)
  •  Творчество (до 10 баллов)
  •  Практическая деятельность (до 10 баллов)

Итог  

  •  Достигнутый результат (до 15 баллов)
  •  Оформление (до 15 баллов)

Суммирование:

  • 85-100 баллов - «отлично»;
  • 70-85 балов -    «хорошо»;
  • 50-70 баллов -  «удовлетворительно»;
  • менее 50 балов -«неудовлетворительно».

Приложение № 6.
«Подводные камни» проекта


r1577211683.jpg
При выполнении проекта вы могли столкнуться с трудностями – «подводными камнями».
Укажите эти трудности. Обозначьте «камни», связанные с вашими личностными качествами, красным цветом, а «камни», зависящие от других людей (одноклассников, педагогов и др.), - синим цветом.
Внимание! Размер «камней» (а значит, и трудностей) разный!

Напишите на парусе проекта его удачные моменты.
Выводы:
1.    «Камни» какого цвета преобладают? Над чем следует поработать?
__________________________________________________________________________

2.    Ваши предложения по разрушению «подводных камней»
__________________________________________________________________________


Список использованной литературы:

Киселёва, Н.В. Информационные технологии на уроках МХК/авт.-сост.Н.В.Киселёва. – Волгоград: Учитель, 2009.

Критская Е.Д., Кашекова И.Э., Сергеева Г.П., Искусство 8-9 класс. – М.: Просвещение, 2017

Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – 3-е изд., испр. и доп./ Н.Ю.Пахомова. – М.:АРКТИ, 2008.

Полунина, В.Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством/В.Н.Полунина. – М.: ВНМЦ НТ КПР МК, 2000.

Свиридова, О.В. Изобразительное искусство: предметная неделя в школе/О.В.Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2007.

Сеннова, А.П. Где живет Жар – птица. – Горький: Волго – Вятское кн. изд-во, 2000.

Сергеев, И.С., Блинов, В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие/ И.С.Сергеев, В.И.Блинов. – М.:АРКТИ, 2007.

Туманова, Е.С., Романова, Л.Ю., Старостина, Т.В. Изобразительное искусство.4-8 классы. В мире красок народного творчества: уроки, внеклассные мероприятия/авт.-сост. Е.С.Туманова, Л.Ю.Романова, Т.В.Старостина. – Волгоград: Учитель, 2009.

Хапилина, И.А. Азбука народных промыслов: дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии/авт.-сост. И.А. Хапилина. – Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2012.

Щербакова, С.Г.Формирование проектных умений школьников: практические занятия/С.Г.Щербакова. – Волгоград: Учитель, 2009.







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.