Урок музыки в 5 классе «Что роднит музыку с литературой в сказке»
План-конспект урока по музыке в 5 классе
на тему:
«Что роднит музыку с литературой в сказке»
Учитель Киселёва Мария Витальевна
Предмет: Музыка.
Учебный план: 1 час в неделю.
Класс: 5.
Тема: «Что роднит музыку с литературой в сказке».
Тип урока: комбинированный.
Цель урока:
продолжить изучение темы: «Что бы стало с литературой, если бы не было музыки»;
направлять учащихся в осмысление музыкального образа в литературе, в частности в сказках;
воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства.
Задачи урока:
развивать образное восприятие, умение слышать и выделять главное;
направлять учащихся в осмысление музыкального образа в литературе, в частности в сказках;
воспитывать чувство прекрасного чрез произведения искусства.
Музыкальный материал:
-
«Волшебный смычок» - норвежская народная песня (слушание) – исполнение и игра учителя;
«Песенка друзей» из м\ф «Бременские музыканты» - (слушание);
3. «Улыбка» из м\ф «Крошка Енот» - (слушание).
Оборудование:
Мультимедиопроектор;
Презентация;
CD – запись музыки;
Инструмент.
Структура урока:
-
Организационный этап – 2 мин;
Постановка урока – 3 мин;
Изучение новой темы через повторение – 15 мин;
Прослушивание музыкальных записей – 6 мин;
Физминутка – 2 мин;
Закрепление объектов изучения – 5 мин;
Подведение итогов и выставление оценок за урок – 5 мин;
Домашнее задание – 2 мин.
Ход урока
Этапы урока и их содержание |
Время (мин.) |
Деятельность |
|
Учителя |
Учащегося |
||
Организационный этап. |
1 |
Организационная. |
Сообщают об отсутствующих. |
Постановка цели. СЛАЙД № 1. На предыдущих уроках мы с вами начали разговор о том, важна ли музыка в литературе. Давайте вместе вспомним вопрос, на который мы с вами пытались ответить? СЛАЙД № 2. |
3 |
Сообщает тему урока, дату проведения урока, цель урока. |
Внимательно слушают и записывают в тетрадь. Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? |
Изучение новой темы через повторение. Сейчас я вам предлагаю вспомнить некоторые литературные жанры, которые вы знаете, и разгадать кроссворд, где ключевое слово ЛИТЕРАТУРА. СЛАЙД № 3. Жанры: 1- стих; 2- повесть; 3- басня; 4- легенда; 5- миф; 6- роман; 7- рассказ; 8- сказка. Молодцы ребята! Кроссворд отгадан и теперь ответьте мне пожайлуста на вопрос: Как вы считаете, какой из этих литературных жанров самый музыкальный и что было бы со стихами, если бы не было музыки? Ответ: Стихи, поэзия. Если бы не было музыки, многие бы стихи так и не стали бы песнями. Ведь многие писались специально для того чтобы стать песней. СЛАЙД № 4. Давайте прочитаем слова неизвестного автора и подумаем, почему именно поэзия является самым музыкальным жанром в литературе и что роднит её с музыкой? Ответ: Наблюдаются черты сходства – интонация, темп, ритм. Мелодичность фраз. Сейчас ребята, давайте отгадаем загадку: Движенья плавные смычка Приводит в трепет струны, Мотив журчит издалека Поёт про ветер лунный. (Скрипка) СЛАЙД № 5. СЛАЙД № 6. Сейчас мы прослушайте норвежскую народную песню «Волшебный смычок» под аккомпонимент фортепиано. |
15 |
Оформление доски. Совместно с учащимися разгадывает кроссворд. Следит за верностью рассуждений учащихся. Помогает в выборе правильного ответа. |
Предлагают варианты ответов. Внимательно слушают и отвечают на заданный вопрос. Читают стих и отвечают на вопрос. Анализируют и отвечают. |
Слушание песни (исполнение и игра учителя). |
2 |
Во время прослушивания песни предлагает учащимся посмотреть на слайд со словами и осмыслить песню. |
Внимательно слушают и следят за словами. |
Прослушав песню, ответьте на вопросы: Кто и кому отказался продавать волшебный инструмент и почему? Ответ: Старичок отказался продавать скрипку богачу за амбар хлеба. Так как она была волшебной и обладала необыкновенной силой в музыке, под которую танцевали и веселились люди. Вопрос: Почему песня называется «Волшебный смычок»? Ответ: Потому что в ней говорилось о волшебном музыкальном инструменте – скрипке. Вопрос: Можно ли назвать песню музыкальной сказкой? Ответ: Да, так как сюжет сказочный. |
Развивает образное мышление учащихся. |
Проанализировав песню отвечают на вопросы. |
|
Физминутка. Буратино потянулся (руки вверх, ноги на носочках) Раз нагнулся, два нагнулся (наклоны). Видно ключик не достать (повороты головы) На носочки надо встать (встать на носочки и на ступню). |
2 |
Следит за правильным выполнением движений. |
Правильное выполнение движений со словами. |
Отдохнули немножко и продолжим наш урок. Не только музыка и поэзия имеют схожие черты, и не только песнями обогащает музыка литературу. Музыка часто становится главным героем литературных произведений, где проявляет свою волшебную силу: помогает пережить трудные минуты. Она пробуждает чувства, борется со злом и нельзя представить себе сказки без музыкального сопровождения. На фоне звучания песни «Улыбка» из м\ф «Крошка Енот» (слушание) появляется СЛАЙД № 7. Ответьте на вопрос: Чему учат сказки? Ответ: сказки учат творить добро, побеждать зло и быть самим добрыми. Вопрос: Почему нельзя прожить на свете без сказок? Ответ: Потому что сказки – это детство каждого человека и они очень интересны и поучительные. Вопрос: Назовите сказки, в которых звучит музыка? Ответ: Снегурочка, Морозко, Финист ясный сокол и др. |
2 |
Предлагает прочитать стих и ответить на вопросы. |
Чтение стиха и осмысление прочитанного.Ответы на вопросы. |
Закрепление объектов изучения. Сейчас мы с вами закрепим полученные знания и заглянем в картинную галерею сказок. Сегодня там представлены живописные произведения их различных сказок (сказка-былина «Садко», «Золушка» Ш.Перро). Во многих сказках мира звучит музыка, которая их украшает. СЛАЙД № 8 СЛАЙД № 9 Посмотрите внимательно на экран и послушаем музыкальные фрагменты из м\ф «Бременские музыканты». «Песенка друзей» - слушание (фрагмент). Послушав фрагменты песен, ответьте на вопросы: Какое место в мультфильме занимает музыка? Ответ: Весь мультфильм создан совместно с музыкой.
|
5 3 |
Обсуждает совместно с учащимися фрагменты из урока. Следит за верностью рассуждений учащихся. |
Активно включаются в работу. Отвечают на заданные вопросы. |
Домашнее задание. Прочитать и выучить в учебнике тему: «Что роднит музыку с литературой в сказке» на страницах 6-9. |
2 |
Поясняет домашнее задание. |
Внимательно послушав пояснение учителя, записывают домашнее задание. |
Подведение итогов и выставление оценок за урок. Всё то, что есть прекрасное в искусстве, возвышенно в литературе и способствовало появлению сказок у разных народов мира. Ведь музыка помогает охарактеризовать героя, его переживания и победить зло. Поэтому музыка часто является темой самой литературы. Вопрос: проанализировав урок, что из этого можно выделить самое главное? Ответ: Ясно одно – что в сказке в одно сливаются и музыка и литература. Тем самым, дополняя друг друга. Сегодня на уроке все вы работали очень активно, хорошо, молодцы! СЛАЙД №10 Выставление оценок. |
5 |
Обсудить вместе с учащимися главного вопроса урока. |
Ответы на главный вопрос. |