12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Балашова Елена Евгеньевна34

Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов на лучшую методическую разработку «Современный урок музыки, рисования или МХК»

Урок музыки

5 класс

Тема урока: «Что роднит музыку с изобразительным искусством?»

Автор: Балашова Елена Евгеньевна,

учитель музыки ГБОУ СОШ № 29 г.Сызрани

1. Организационный момент Музыкальное приветствие «Здравствуйте»

Я –Сегодня урок музыки у вас проведу я, меня зовут Елена Евгеньевна, и хотя с начала урока прошло всего лишь несколько минут, мне показалось, что между нами установился контакт! Как вы думаете, благодаря чему это произошло? Что нас всех объединило?

Ответ детей –музыка.

Я –Я рада встрече с вами, встрече с музыкой. Я надеюсь, что мое настроение передастся и вам. Ведь еще древние люди знали, что через музыку можно передать не только свое настроение, но и эмоции, мысли, самые глубокие чувства, с помощью музыки можно рассказывать о различных событиях, в том числе, исторических.

2. Основная часть урока.

Я- Посмотрите в окно. Какими бы красками вы нарисовали сегодняшнее утро?

Ответы детей- серое, светлое, ясное

Я- А чувства можно изобразить цветом?

Дети: Да

Я- Какого цвета доброта? Дружба? Любовь?

Я- Что мы можем изобразить при помощи красок?

Ответы детей: все.

Я- А можно ли музыкой изобразить свое настроение, нарисовать картины природы, изобразить какие-то события?

Дети: да

Я- Сегодняшний урок я назвала «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку..»

Лев Николаевич Толстой говорил: «Музыка - высшее в мире искусство».

Как вы понимаете это высказывание?

Дети: помогает осмыслить, познать действительность (это идеал ответа)

Я- Так о чем же сегодня пойдет речь на уроке?

Дети: музыка- изобразительное средство.

Я- Можем ли мы увидеть музыку? Можем ли мы услышать живопись? Вернемся к этим вопросам в конце урока.

На экране картина «Рассвет»

Я - Ребята, что изображено на этой картине?

Ответы детей- Рассвет, восход солнца…

Я - Да это действительно рассвет. Автор этой картины художник Алексей Сарычев, она так и называется «Летний рассвет». И я хочу сегодня вам предложить самим сочинить, смоделировать музыку, которая могла бы показать образ рассвета, попробуем свои силы в роли композиторов.

Как вы думаете, с чего начинает свою работу композитор?

Дети: ищет образ, вдохновение, озарение

Я- Я предлагаю вам самим составить образ рассвета, основываясь на увиденной картине, которая для нас на уроке будет вдохновением..

На экране «Мы-композиторы»

Я –Глядя на картину, послушайте себя. Подумайте, какую интонацию вы бы взяли за основу, чтобы показать рассвет. Слайд в помощь. Постарайтесь среди них найти ту, которая на ваш взгляд более созвучна той музыке, которая у вас сейчас звучит внутри. Подберите, пожалуйста, подходящие характеристики интонации и назовите их.

Слайд «Интонация» (нежная, плавная, отрывистая и т.д.)

Ответы детей.

Я- Хорошо, молодцы, теперь подумаем, а какого ритма у нас должна быть музыка рассвета?

Слайд «Ритм» пунктирный (острый) и ровный

Ответ детей – острый или ровный.

Я- Вы считаете, что острый ритм может нам помочь показать образ рассвета?

Попробуйте простучать острый ритм. Что у нас получается?

Ответы детей- марш

Я- конечно, марш! Так может ли марш, с его точностью, резкостью, показать нам рассвет?

Ответы детей.

- Ну, а с точки зрения звуковедения мелодии?

Слайд «Мелодия»

Я- Ну а как быть с характером мелодии? Какая она должная быть по вашему?

Ответ детей- плавная, ровная.

Я – Хорошо. Как правило, музыку исполняет оркестр или ансамбль. Продирижируйте отчетливую мелодию. Какой инструмент мы можем использовать для исполнения нашей музыки?

Дети дирижируют.

Я- А теперь плавную, ровную.

Слайд «Темп»

Я- А как вы думаете, какой темп мы можем взять для своей мелодии? Вспомните свой жест. И подумайте, какой темп поможет нашей музыке проявить себя?

Ответы детей- адажио, анданте.

Я - А почему вы выбрали только медленные темпы, почему не быстрые?

Ответы детей.

Слайд «Динамика»

Я- Какой вид динамики поможет нам воплотить нашу задумку?

Ответы детей- тихо, умеренно тихо.

Слайд «Лад»

Я - Ну. а с точки зрения лада, какая музыка должна быть- мажорная или минорная?

Ответы детей- мажор.

Слайд «Тембр» окраска

Я- Ну, а если говорить о тембре. Как вы считаете, какой должна быть музыка рассвета- вокальной, которую исполняет хор или певец, или инструментальной, которую исполняет только оркестр?

Ответы детей- инструментальная.

Я – Молодцы, ну, а теперь подведем итоги нашего творчества.

Проговариваем получившуюся модель мелодии.

Я- А сейчас ребята, я предлагаю вам услышать звуки рассвета с помощью музыкальных инструментов. Итак, я приглашаю из каждой группы по 3 человека, которые, объединившись, образуют оркестр. Разберите, понравившиеся вам музыкальные инструменты. Ваша задача, внимательно слушая мое повествование о рассвете, воспроизвести его звуки с помощью своих инструментов по моему знаку.

Последние звезды тихо гаснут в посветлевшем небе (треугольники).

Утро. Начало светать… первые лучи теплого весеннего солнца разлились по еще не проснувшемуся небу (арфа).

Воздух ранним утром чист и прозрачен. Иногда можно увидеть легкий золотой туман. Край неба, обращенный к востоку, начинает розоветь. На фоне светлеющего неба проступают силуэты деревьев, и кустарников, с которых ветер осторожно срывает капельки росы (металлофон). Вот показался краешек солнышка, и все вокруг заискрилось, засверкало тысячами разноцветных переливающихся огоньков (колокольчики) и вдруг оно выкатилось на простор золотым колесом со своими огненными лучами (гусли). Вместе с солнечным светом начинает оживать природа. Тихо веет теплый ветерок, неся с собой сорванные листочки (маракасы). Просыпаются птицы, дятел застучал по дереву (барабан), а тут и пастух начал собирать свое стадо (блок-флейта).

Я- Молодцы. Спасибо.

Я- А сейчас я вам предлагаю послушать музыкальный фрагмент оперы великого русского композитора 19 века Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина», точнее, вступление к опере, которое автор назвал «Рассвет на Москве-реке» и посмотреть, как композитор использует средства музыкальной выразительности. А также попробуйте увидеть в этой музыке образ рассвета.

СЛУШАНИЕ Звучит «Рассвет на Москве-реке» (2 мин)

Я- Какие образы встали у вас перед глазами, слушая это произведение?

Ответы детей.

Я- Молодцы ребята, а вы услышали в самом начале вступления мелодия поднимается вверх, передается от низких, сумрачных виолончелей к светлым скрипкам? Это звучит как первые проблески света утра. Вдали покрикивают петухи, сонно, мягко звучит песенная мелодия, и светлые искристые блики-огоньки игриво отражаются, поблескивают в воде. В средней части этого произведения появляются колокола.

Я- А сейчас мы поработаем в группах, у вас на партах лежат «Листки слушателя» заполните их по критериям (как работали сами выше, этот же план) а ребята-художники, с помощью красок, нарисуют нам цвета рассвета.

Слайд- «Задание» 1. Внимательно прослушайте музыку. 2. Обратите внимание на выразительные средства

Я- Проверим, что у вас получилось. Ребята, как вы считаете, совпала ли наша музыкальная мысль о рассвете с замыслом М.Мусоргского? (разобрать совпадения и различия, заполнить на доске столбец «Мелодия»- интонация, ритм, мелодия, динамика, темп, тембр, лад)

Мне показалось, что вы были очень близки к авторскому варианту. Как вы думаете, о чем это говорит? Вы почувствовали образ рассвета и показали его в своей музыке!

Возвращаясь к названию нашего урока «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку» можем ли мы сказать, что мы сегодня услышали музыку?

Ответы детей – Да

Я- можем ли мы сказать, что мы «увидели» музыку?

Ответы детей- Да.

Я- Действительно, Мусоргский через свою музыку показывает нам природу России, культуру нашего народа. «Рассвет на Москве реке» - всегда вызывает у слушателей яркие зримые картины. С чем у вас ассоциируется рассвет? С каким действием, с каким чувством? Таков и был замысел композитора – открыть оперу светлым и чистым образом Руси, рассветом как символом пробуждающейся новой жизни. М.П.Мусоргского называют художником в музыке. Не случайно, в ночь на 9 мая 1945 года по радио объявили об окончании Великой Отечественной войны, и в это время по радио зазвучал…… «Рассвет на Москве реке». Создавалось впечатление, что М.П.Мусоргский написал не просто утро, а именно рассвет Дня Победы, новой мирной жизни. Я думаю, и вы со мной согласитесь, что для сегодняшней новой, возрождающейся России эта музыка тоже актуальна.

Я- Сейчас я предлагаю послушать отрывок из произведения Георгия Струве «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку»

СЛУШАНИЕ.

Я- Что вы почувствовали, слушая это произведение? Есть ли связь с теми образами музыки и художественного искусства, о которых мы сегодня говорили на уроке?

Автором слов этой песни является ваша ровесница, 10-летняя Ира Исакова.

Я предлагаю исполнить эту песню, поем один куплет и припев.

Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку.
Что такое эта музыка?
Расскажите мне скорей!
Птичьи трели- это музыка,
И капели- это музыка.
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей.
 

Я – Урок подходит к концу.. Я хочу вас попросить продолжить фразу «Урок музыки для меня- это урок…»

Ответы детей-урок творчества, урок искусства, урок души.

Я- Благодарю вас, ребята за урок, надеюсь на то, что он оставил в ваших душах определенный след. До свидания.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.