Проект «Секреты неживой природы» для развития связной монологической речи
Паспорт учебного проекта
Название образовательной организации Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Волгоградская школа-интернат №1»
Тема проекта «Секреты неживой природы»
Тип проекта монопредметный, общешкольный, внутренний, краткосрочный, практико-ориентированный
Срок реализации проекта 01-30 апреля 2021 г.
Аннотация проекта Проект объединяет обучающихся 1 доп.-4х классов. С помощью педагогов обучающиеся узнают об объектах неживой природы с использованием адаптированных статей, экологических историй и устного народного творчества.
Береги землю родимую,
как мать любимую
(русская пословица)
Актуальность проекта
Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление с окружающей средой. У детей формируются способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.
Составные экологической культуры личности младшего школьника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности – в играх, в труде, повседневной жизни.
Одним из залогов успешного экологического обучения — создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности. Проект ориентирован на комфортную атмосферу взаимодействия взрослых с детьми.
Дети должны уметь высказывать свое отношение к увиденному – сломанному дереву, разбросанному мусору, сорванному и брошенному букету цветов, подожженной траве, красивому пейзажу, распустившемуся цветку, пению птиц. Решая задачи экологического образования детей с ОВЗ, проект в первую очередь формирует систему знаний о природе, учит понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями.
Процесс экологического образования и воспитания проходит несколько этапов. Проект реализуется на I этапе, когда происходит усвоение экологических знаний и ценностных ориентаций (на уровне фактов, представлений, идей, законов), а также навыков и умений интеллектуального, практического и поведенческого характера.
Одновременно с восприятием эстетической стороны неживой природы авторы проекта дают нравственные правила отношения к ней, поэтому этические оценки, совпадая, образуют нравственно-эстетические нормы, по мере усвоения которых можно будет судить о степени сформированности гуманных чувств и интереса к неживым объектам.
Цель: формирование представления у детей о необходимости бережного отношения к объектам неживой природы.
Задачи: знакомить с представителями живой и неживой природы; формировать умение обобщать и систематизировать представления о воде, воздухе и почве как явлениях неживой природы
Целевая аудитория обучающиеся 1 доп.-4х классов.
Формы работы:
педагоги: объяснение проектного задания; объяснение и показ объектов неживой природы; поддержание интереса к проектному заданию;
обучающиеся: знакомство с содержанием предстоящих действий; внеурочные занятия; рефлексия.
Этапы проекта
этап | сроки | Деятельность участников проекта |
подготовительный | 01-02 апреля 2021 г. | Педагоги Формулируют проблему, цель и задачи проекта. Подбирают стихи, загадки, рассказы (сказки), пословицы и поговорки (по 6) к каждому выбранному объекту неживой природы. Готовят презентационные материалы в виде книжек-малышек. Привлекают к поиску материалов, в том числе иллюстраций, родителей. |
основной | 05-27 апреля 2021 г. | Педагоги Знакомят с условиями реализации проекта. Организуют актуализацию имеющихся знаний по теме проекта. Показывают короткие видеоролики с комментариями, вопросами об объектах неживой природы. Побуждают к обсуждению и высказываниям своего мнения. |
Обучающиеся Знакомятся с содержанием предстоящей работы. Читают книжки-малышки про воздух, воду, песок, камни, горы, солнце. Рассматривают и подбирают иллюстрации, подходящие к стихам, пословицам, загадкам и рассказам про неживую природу. | ||
заключительный | 28-30 апреля 2021 г. | Педагоги Обобщают результаты проектных действий. Оценивают работы участников и стимулируют самооценку. Окончательно оформляют книжки-малышки иллюстрациями, которые выбрали обучающиеся начальных классов. |
Обучающиеся Рефлексируют. Рассказывают стихи и пословицы. |
Технологии: технология проектной деятельности, фототерапия, личностно-ориентированные технологии, технологии коррекционно-развивающего обучения, объяснительно – иллюстративные технологии.
Ожидаемые результаты уточнение представлений об объектах неживой природы, сборники (книжки-малышки) стихов, пословиц, загадок рассказов о неживой природе.
Практическая значимость проекта сборник можно использовать в ходе разнообразных классных и массовых экологических мероприятий.
Литература:
Грехова, Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л.И. Грехова. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2001.
Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска» - Москва; ТЦ Сфера, 2004
Маневцева Л.М. «Мир природы и ребёнок» - Санкт – Петербург:
Детство-пресс, 2003.
Масленникова О.М., Филлипенко А.А. «Экологические проекты в детском саду» - Волгоград: учитель 2011.
Шорыгина Т. А. «Познавательные сказки». Беседы с детьми о Земле и её жителях. – М.: «ТЦ Сфера». 2014.
Иллюстрации скачаны:
https://mypresentation.ru/documents/d7cf7df915559e0d5bcf7e33552f956f/img6.jpg
https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0c8d/00085d74-6c21bc98/img3.jpg
https://fs01.urokinachalki.ru/e/001c23-003.jpg
Кияйкина Наталья Федоровна
Зубова Ольга Алексеевна
Кравченко Наталия Владимировна