Проект «Школа общения»
Программа школы общения «Дружба» направлены на развитие общения детей старшего дошкольного возраста.
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
Роль общения в дошкольном детстве имеет важное значение. Именно в дошкольном возрасте активно развивается речь, накапливается словарный запас, воспитывается активность в словотворчестве, и в то же время закладываются основы правильного произношения слов, основы культуры речи.
Поэтому дошкольное детство-наиболее благоприятное время для развития общения. Общение – необходимое условие психического развития ребёнка. Потребность в общении рано становится основной социальной потребностью ребёнка.
Травкина А.Е
Дзержинск
2019 г.
Содержание | |
Игры на вербальное и невербальное общение.................................... | 4 |
Организованная деятельность детей..................................................... | 6 |
Игра на формирование дружелюбного отношения к сверстникам.... | 6 |
Конспект занятия «Моя семья»............................................................. | 7 |
Психогимнастические упражнения (этюды)........................................ | 11 |
Работа с родителями............................................................................... | 13 |
Родительское собрание: «Учим детей общению»................................ | 13 |
Консультация: «Взаимоотношение родителей и ребенка»................. | 16 |
Семейная гостиная: «Традиции нашей семьи».................................... | 19 |
Работа со специалистами....................................................................... | 25 |
Семинар-практикум: «Эмоции в жизни детей» (психолог)............... | 25 |
Консультация: «Игры для снятия психоэмоционального напряжения у детей» (психолог).................................................................. | 29 |
Повышение педагогической культуры родителей............................... | 33 |
Рекомендации для родителей: «Как помочь ребенку завести друзей»............................................................................................................ | 33 |
Памятка: «Бесконфликтное общение с ребенком».............................. | 35 |
Список использованных источников.................................................... | 37 |
Игры на вербальное и невербальное общение
Невербальное общение
“Как говорят части тела”
Цель: Обучение невербальным способам общения.
Воспитатель дает ребенку разные задания. Покажи:
как говорят плечи “Я не знаю”;
как говорит палец “Иди сюда”;
как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”;
как говорит голова “Да” и “Нет”;
как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”.
Остальные дети должны отгадать. Какие задания давал воспитатель.
“Здороваемся без слов”
Цель: Развитие умения использовать жест, позу в общении.
Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.). Затем пары по очереди демонстрируют способ приветствия.
“Люблю – не люблю”
Цель: Развитие воображения и мимических движений
Воспитатель, а затем и дети называют разнообразную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту.
«Немое кино»
Цель: Понимание жестов и мимики
Дети становятся в круг. Воспитатель движениями, жестами, мимикой сообщает о своих намерениях, желаниях, сомнениях. Дети угадывают смысл сообщения.
«Разговор через стекло»
Цель: Развитие умения использовать мимику и жесты при общении.
Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать «Ты забыл надеть шапку», «Мне холодно», «Я хочу пить», «Пойдем играть», «Я хочу спать», «Я хочу к маме», «Ты сидишь на занятии»,
а другой группе отгадывать то, что они увидели.
Игры на вербальное и невербальное общение
Вербальное общение
«Вежливые слова»
Цель: развитие уважения в общении, умение пользоваться вежливыми
словами.
Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя
вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый
день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности
(спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините,
простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной
ночи).
«Пойми меня»
Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и
коммуникативных ситуациях.
Ребенок выходит вперед и придумывает речь из 4-5предложений, Дети
должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель,
литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова.
Например, ―И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,! – старт! (Ситуация –
соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).
«Испорченный телефон»
Дети по цепочке передают на ухо друг другу какое-нибудь слово. Последний
должен назвать это слово вслух. Затем ребята выясняют, какое слово должны
были передать, где "телефон" испортился.
«Ау!»
Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.
Один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся
в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен
угадать, кто его звал.
«Обратная связь»
Цель: развития умения говорить человеку приятные слова.
Группа разбивается на пары по желанию. Каждый в паре по очереди должен сказать своему партнеру: «Мне в тебе не нравится …» (1 раз). «Мне в тебе нравится …» (3 раза).
Организованная деятельность детей
Игра «Цветок дружбы»
Цель: формирование дружелюбного отношения к сверстникам
Материал: цветик-семицветик и кукла Карлсона.
Ход игры:
Воспитатель вносит игрушку Карлсона и объясняет детям, что он очень расстроен. Педагог предлагает малышам спросить у Карлсона, почему он грустит. Он рассказывает: «На мой день рождения Малыш подарил мне волшебный цветок дружбы. Однажды я увидел, что все лепестки с волшебного цветка опали. А перед этим мой друг Малыш обиделся на меня и ушел. Помогите мне понять, чем я мог обидеть своего друга, что я сделал не так».
Воспитатель объясняет Карлсону, что дети обязательно помогут ему, ведь они знают, кто такие настоящие друзья. Дошкольники высказывают свои предположения, постепенно собирая цветок дружбы. После этого передают его Карлсону. Он благодарит ребят за помощь и говорит, что теперь он понял, почему обиделся Малыш и как не должен поступать настоящий друг.
Конспект занятия
Тема: Моя семья.
Цель: Формировать представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе.
Задачи:
1. Уточнять и обогащать знания детей о семье. Обобщить представление: семья – это все, кто живет вместе с ребенком.
2. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память, воображение, логическое мышление.
3. Совершенствовать умение составлять короткий рассказ о своей семье.
4. Воспитывать чувство любви и заботливое отношение к членам семьи.
Способы: Беседа, художественное слово, вопросы, использование фотографий, игры.
Ход.
В. Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся.
– Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Наталья Николаевна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Артемушка, Машенька.).
– Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, пригожих, я приглашаю на стульчики.
В. – Скажите, ребята, пожалуйста, куда вы торопитесь вечером после детского сада? (домой). Правильно, домой. А почему? (ждет семья). Да, вас ждет ваша семья!
В. - Сегодня мы с вами поговорим о семье.
В. – Семья моя – мое богатство
Любовь, защита, нежность, братство.
Здесь ценят нежность и уют,
Здесь никогда не придадут.
Все вместе праздники встречают,
Да и по будням не скучают.
И твердо знаю я, друзья,
Что в жизни главное – семья!
В: Как вы понимаете слово «семья»? А, что же такое – семья? Кто живет в семьях?
- семья – это папа, мама – я;
- семья – это близкие и родные люди;
- семья – это, где тебя все любят;
- семья – это самое дорогое, что есть у человека.
Правильно, семья – это близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка, братишка, которые всегда рядом с нами, живут в одном доме, оказывают внимание, любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.
Ребята у меня есть фотографии, скажите, а что объединяет все эти фотографии? Кто изображен на этих фотографиях? (Семьи).
Почему вы решили, что на фотографиях изображены семьи? Они ведь такие разные? (На фотографиях изображены родители и дети: мамы и папы, дочери, сыновья. Здесь есть фотография, на которой изображены дедушка, бабушка, папа, мама и дети.)
В: Мы будем выполнять массаж активных точек на наших пальчиках. А чтобы веселее было, будем проговаривать слова потешки:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – Я!
Вот и вся моя семья!»
Давайте заглянем в ваш семейный альбом.
Предложить детям выбрать свою фотографию и рассказать о ней: назвать имена и отчества родных, место работы, какую работу по дому выполняют.
Прошу рассказать, как зовут родителей, где они работают (рассматривают семейные фотографии). Рассказывает о том, что в семье главное, чтобы были мир, уважение, любовь друг к другу. Спрашивает, как их ласково называют в семье, что могут рассказать о маме (нежная, ласковая, добрая, о папе (сильный, смелый, добрый, спрашивает, что умеет делать бабушка (вязать, печь пироги, дедушка помогает дома бабушке.
– Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе.
Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая. А кто живет в ваших семьях?
У каждого есть своя семья. А скажите все ли семьи одинаковые? Или, может быть они разные? Чем они отличаются? (Семьи все разные – бывают большие и маленькие. Люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, внешностью, они живут в разных домах, в разных квартирах).
Игра "Что бы хотели пожелать своей семье" (пожелания детей)
В: что нужно делать, чтобы в семье у всех было радостное настроение (не ссориться, помогать, не обижать, трудиться, получать хорошие оценки и т. д.)
Игра "Какая у вас семья"
Дети рассказывают (большая, дружная, маленькая, хорошая, заботливая, крепкая, счастливая, веселая, трудолюбивая и т. д.)
Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев и сестер. Это наши родные, родственники, родня. Сейчас, я хочу познакомить вас со стихотворением Я. Акима «Моя родня».
Мама с папой – моя родня.
Нет роднее родни у меня.
И сестренка родня, и братишка
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю,
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухне – волшебная щетка,
Молоток настоящий братишке,
Мяч – сестренке, конфета – Тишке.
А еще друг есть у меня,
Друг Сережка мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.
Как вы считаете, все ли персонажи, герои этого стихотворения являются членами одной семьи? Все ли они родные, родня? (Не все являются членами одной семьи. Мама, папа, братишка, сестренка – это родня. Друг Сережка – не член семьи и не родственник, он друг. Щенок Тишка может считаться членом семьи, но он не человек, а животное, поэтому не является родней героя стихотворения.)
В: Дидактическая игра "Кто кому кем приходится".
Дети становятся в круг, воспитатель в центре. Воспитатель бросает одному из ребят мяч и задает вопрос, ребенок бросает мяч обратно воспитателю и отвечает.
1. Твоему папе (маме) он папа, а тебе?
2. Твоему папе жена, а тебе?
3. Папе он родной брат, а тебе?
4. Маме она родная сестра, а тебе?
5. Кто ты для бабушки?
6. Кто такие бабушка и дедушка?
7. Кто ты для своего папы?
8. Кто ты для своего братика?
9. Кто ты для своей сестры?
В: Молодцы, ребята. Вот как хорошо вы знаете своих родственников!
Народная мудрость гласит: «Не нужен клад, когда в семье лад». Как вы понимаете её? В какой семье клад? А в какой лад? Что такое «лад»? (Умение ладить с собой и с людьми - это самое ценное качество в человеке.)
В. Есть много пословиц о семье.
«В семье, где лад, счастье дорогу не забывает».
«В семье и каша гуще».
«Вместе тесно, а врозь гуще».
«Есть родня, есть возня».
«Семья сильна, когда над ней крыша одна».
«Вся семья вместе и душа на месте».
«Русский человек без родни не живет».
«Золото, серебро не стареет, отец и мать цены не имеют»
«Нет такого дружка, как родная матушка».
«Семья ладом полна».
«При солнышке тепло, при матери – добро».
Ребята, о чем мы сегодня говорили? (О семье, о родственниках).
Все вы молодцы! Слушая ваши рассказы, ваши голоса, я почувствовала с какой любовью и нежностью вы относитесь к своим родным.
Психогимнастические упражнения
(Этюды)
Упражнение «Солнечный зайчик»
Цель: Снятие напряжения мышц лица.
Ведущий:
Хотите поиграть с "Солнечным зайчиком"? (Звучит музыка)
Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот — погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним. Отлично! Мы подружились с "Солнечным зайчиком", глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу. Как здорово, что мы с вами встретились!
Упражнение «Гроза»
Цель: Развитие общей и артикуляционной моторики, улучшение координации движении, укрепление мышц. Передать звучащими жестами характер музыкального образа
Закапали капли (постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Идет дождь (постучать четырьмя пальцами)
Он льет как из ведра! (стучим сильнее)
Пошел град (косточками пальцев выбиваем дробь)
Сверкает молния (шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе)
Гремит гром! (барабаним кулаками или хлопаем в ладошки)
Все быстро убегают домой (прячем руки за спину)
А утром снова ярко светит солнце! (описываем руками большой круг)
Упражнение «Ласковые лапки»
Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.
Описание игры: Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; взрослый объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасается к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Комментарий: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
Упражнение «Клубочек».
Цель: концентрация внимания, снятие эмоционального напряжения.
Описание игры: Ребенку можно предложить смотать в клубок яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, он успокаивается. Когда подобная игра станет для детей привычной, они сами обязательно будут просить взрослого дать им «волшебные нитки» всякий раз, как почувствуют: огорчение, усталость или «возбуждение».
Упражнение - этюд «Радуга»
Цель: Совершенствовать умение детей создавать образы с помощью пластики и жестов. Пробуждать радостные эмоции при общении с природой.
Предварительная работа: Знакомство с радугой, как природным явлением.
Ведущий раздает играющим разноцветные шарфики (радуга), картинки (солнышко и дождик) и читает текст. Звучит музыка, дети выполняют действия с предметами:
Дождик, дождик, не дожди,
Не дожди ты, подожди!
Выйди, выйди, солнышко,
Золотое донышко!
Я на радугу-дугу
Полюбуюсь побегу -
Семицветную - цветную
На лугу подстерегу.
Я на красную дугу
Наглядеться не могу,
За оранжевой, за жёлтой
Вижу новую дугу.
Эта новая дуга
Зеленее, чем луга.
А за нею голубая,
Точно мамина серьга.
Я на синюю дугу
Насмотреться не могу,
А за этой фиолетовой
Возьму да побегу...
Солнце село за стога,
Где ты, радуга-дуга?
Упражнение «Спящий котенок"
Цель: снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног.
Описание: Представь себе, что ты веселый, озорной котенок. Котенок ходит, выгибает спинку, машет хвостиком. Но вот он устал, начал зевать, ложится на коврик и засыпает. У котенка равномерно поднимается и опускается животик, он спокойно дышит (повторить 2-3 раза).
Работа с родителями
Родительское собрание в подготовительной группе
«Учим детей общению»
Цель: Активизация интереса родителей к теме формирования у детей коммуникативных навыков, умения общаться с окружающими.
Задачи:
• способствовать установлению доверительных отношений между родителями и ДОУ.
• показать значимость общения для развития ребёнка;
• обратить внимание родителей на проблемы общения, возникающие у детей.
• формировать у родителей желание оказывать эмоциональную и когнитивную (обучение социальным навыкам) помощь ребенку.
План проведения:
1. Вступительная часть: Вступительное слово воспитателя
2. Информационная часть:
- Упражнение «На мостике»
- Упражнение «Трудная ситуация»
- Упражнение «Вопрос — ответ»
3. Заключительная часть: подведение итогов родительского собрания.
Материалы и оборудование:
2 шнура, мяч.
Ход проведения.
1. Вступительная часть
(родители сидят полукругом в музыкальном зале)
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады новой встрече с Вами. Тема нашего вечера - «Учим детей общению». Выбрана она не случайно. Мы хотим заострить Ваше внимание на этом вопросе, потому совсем немного остается времени до выпуска и поступления детей в школу. Это означает, что для них начнется новый период – школьный, где все будет по - новому. Новые взрослые - учителя, новая обстановка - класс и, конечно новые сверстники вокруг – одноклассники. Ребенку придется строить отношения с окружающими его новыми людьми, взаимодействовать с ними. Ведь общение является необходимым условием жизни любого человека. Даже взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, попадая в новую среду, испытывают затруднения. А у детей опыт общения достаточно мал и они нуждаются в помощи взрослого.
Неумение строить отношения с окружающими людьми ограничивает круг друзей, вызывает ощущение дискомфорта у детей, может появиться нежелание посещать школу.
2. Информационная часть:
Именно развитию общения у детей нашей группы была посвящена серия занятий по изобразительной деятельности (рисованию, которые мы провели в этом учебном году. Во время этих занятий ребята учились работать в парах. От того, как они сумеют договориться друг с другом, согласовать свои действия с напарником и зависел результат их работы. Этот опыт общения им пригодится в дальнейшем.
Также для развития у детей навыков общения существует множество игр и упражнений. Мы выбрали несколько и предлагаем Вам поучаствовать в этих упражнениях.
Первое упражнение называется «На мостике».
Упражнение «На мостике»
(На полу выкладывается из шнуров мостик — полоска шириной 30-40 см. Воспитатель предлагает пройти по мостику через пропасть. По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что, когда он остался один, мостик перевернулся). Условие: приступив к игре, участники должны договориться о темпе движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика — аккуратно поменяться местами и дойти до конца.
(После проведения упражнения, воспитатель задает вопрос присутствующим родителям: «Как вы думаете, что помогает развивать это упражнение?» Родители высказывают мнение. Воспитатель обобщает: упражнение учит умению договариваться, согласовывать свои действия с действиями другого.
Часто к нам обращаются дети со своими проблемами в отношениях со сверстниками, и порой бывает очень трудно принять правильное решение. Предлагаем Вам рассмотреть такую ситуацию и высказать свое мнение.
Упражнение с родителями «Трудная ситуация»
(Родителям предлагается оценить варианты выхода из ситуации и определить самый эффективный с точки зрения обучения ребёнка справляться с трудностями).
Ребёнок жалуется, что его Саша обзывает, Катя обижает, Паша с ним не играет.
Реакция родителей:
- вскипает, пытается сам разобраться с обидчиком вместо ребёнка
- обращается к воспитателю с просьбой решить проблему
- обращается к родителям обидчика
- успокаивает «Не расстраивайся, уже всё прошло»
- обвиняет «сам виноват»
- принимает чувства ребёнка «Тебе обидно»; вместе ищут пути выхода из конфликта.
(Родители вместе с воспитателем обсуждают варианты и определяют наиболее подходящий для данной ситуации).
Умение справиться с конфликтом - навык, которому должен научиться ребенок. Вы можете поддержать ребенка, но ребенок должен научиться разрешать проблему сам. Помогите ему в этом.
Следующее упражнение, которое мы предлагаем Вашему вниманию, направлено на развитие у детей умения вести диалог, поддерживать беседу.
Называется оно «Вопрос – ответ»
Упражнение «Вопрос — ответ”
(Воспитатель кидает мяч первому родителю, и задает вопрос. Например: «Какое у тебя настроение?», «Где ты был в воскресенье?» и т. д. Поймав мяч, родитель отвечает на вопрос и перебрасывает его другому родителю, при этом задаёт собственный вопрос и т. д.)
Уважаемые родители. Сегодня мы постарались показать Вам, как важно для каждого из нас уметь находить общий язык с окружающими, а особенно это нужно детям. Поэтому призываем Вас, активно помогать им постигать науку под названием общение.
3. Заключительная часть
На этом наша с Вами встреча завершается. Теперь, я думаю вы понимаете, как важно строить с ребёнком крепкие взаимоотношения! Спасибо за внимание!
Консультация на тему:
«Взаимоотношение родителей и ребенка»
Цель: подведение родителей к осознанию важности взаимопонимания в общении с ребёнком.
Ход:
Добрый день, уважаемые родители! Сегодня, я хочу поговорить с вами о взаимоотношениях родителей и ребёнка.
Когда в семье подрастает малыш, перед родителями часто встают вопросы:
Как построить нормальные отношения с ребенком?
Что сделать, чтоб он слушался?
Можно ли поправить отношения, если они разладились?
Как сделать развитие малыша более эффективным?
В последние десятилетия психологи доказали влияние стиля общения с ребенком на развитие его личности. Стала бесспорной истина, что общение также необходимо малышу, как и пища. Сегодня мы поговорим об эффективном взаимодействии взрослого и ребенка.
Проблемные, трудные, непослушные дети, также как дети забитые, несчастные, с комплексами, — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Если удается восстановить благоприятную атмосферу в семье, даже очень трудные проблемы воспитания разрешаются.
Мы не будем обсуждать взаимоотношения между взрослыми членами семьи. Но родители всегда должны помнить: теплые партнерские отношения мамы и папы — залог эмоционального благополучия ребенка, важнейшее условие его развития.
Стиль родительского взаимодействия непроизвольно запечатлевается в психике ребенка и происходит это очень рано, еще в дошкольном детстве. Став взрослыми, мы воспроизводим этот стиль как естественный. Большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.
Все ли мы делаем для того, чтобы наши дети росли счастливыми? Давайте попробуем совместными усилиями разобраться и попытаться ответить на этот вопрос.
Ваш ребенок балуется за столом, отказывается есть, капризничает. Какие слова вы скажете ему? Как будете влиять на ситуацию? Родители высказываются. Психолог анализирует ответы, подводя родителей к выводу о необходимости безусловного принятия ребенка. Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он умный, послушный, красивый и так далее, а просто так, просто за то, что он есть.
Одна из главных потребностей любого человека (маленького или большого) — потребность в любви, нужности другому. Удовлетворение этой потребности — необходимое условие нормального развития ребенка.
Попробуйте дома в течение одного дня (а лучше двух-трех) подсчитать, сколько раз вы обратились к своему малышу с эмоционально положительным высказыванием и сколько — с отрицательным (упреком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных высказываний равно числу положительных или перевешивает его, с общением у вас не все благополучно.
Ребенок еще очень мал, и хочется броситься ему на помощь, ведь он все равно не сделает так, как надо. Как же раздражает категоричный отказ ребенка принять эту помощь! И как в такой момент следовать совету о том, что необходимо постоянно сообщать ребенку, что он нам нужен и важен?
Представьте себе годовалого малыша, который учится ходить. Вот он отцепился от вашего пальца и делает первые неуверенные шаги. Он доволен и горд этим. А теперь представьте, что вы ему говорите: «Разве так ходят? Смотри, как надо! Не качайся, не маши руками. Ну-ка пройди еще раз так, как надо!» Конечно, это нелепо и смешно. Никому из нас и в голову не могло такое прийти. Так почему же мы позволяем себе подобные высказывания и критические замечания в адрес наших подросших детей, которые только учатся что-либо делать самостоятельно?
Очень трудно удержаться и не указать на ошибки малыша, да и как научить, если этого не делать? Указывать на ошибку нужно особо осторожно: не тогда, когда малыш увлечен делом. Наконец, замечания надо делать на фоне общего одобрения. Ваш ребенок уже «идет», как тот годовалый малыш. Завтра будет лучше, чем вчера!
Если ребенок не просит помощи, не вмешивайтесь в дело, которым он занят, но если он попросил об этом, обязательно помогите ему. Ответ: «Ты что, маленький? Сам уже можешь справиться» — недопустим. Обращение ребенка к вам — сигнал: помощь необходима. Помогая ребенку, возьмите на себя только то, что он не может сделать сам, остальное предоставьте ему. Постепенно, по мере освоения ребенком новых действий передавайте их ему. Будьте терпимее, давайте ребенку возможность попробовать. Признайте его право на ошибки.
Наверняка ваши дети могут убрать на место разбросанные игрушки. Однако вспомните, часто ли вы получаете отказ выполнить это нехитрое действие? Что делать, когда ребенок может, но не хочет что-то делать?
Все зависит от причин «непослушания».
Ситуация провокации
Психолог говорит повелительным тоном, сухо дает команды: «Все возьмите ручки, пододвиньте к себе листы бумаги. Нарисуйте алгоритм действия вашего ребенка в ситуации непослушания». Фраза подобрана так, чтобы задание было максимально непонятным.
На недоуменные вопросы родителей психолог отвечает: «Что здесь непонятного? Надо нарисовать и все!»
Обсуждение ситуации
Психолог просит родителей рассказать о том, что они почувствовали в момент получения задания и почему, не захотелось ли им отказаться от такой «совместной деятельности», подумать, не используют ли они такой стиль общения со своими детьми.
Попробуйте услышать ребенка, подумайте, в чем причина непослушания. Возможно, ребенку трудно организовать себя, а может быть ему нужны ваше участие, поддержка, или ваш тон был недостаточно дружелюбным.
Такой «руководящий тон» прекращает сотрудничество на равных. Ставит взрослого в положение «над» ребенком, а дети этого просто не выносят и в отличие от взрослых сразу начинают бунтовать.
Иногда бывает и так: родители готовы помогать сколько угодно и следят за своим тоном, а ребенок не хочет что-то делать. Это происходит с излишне заботливыми родителями, которые предвосхищают все желания ребенка, буквально хотят за него. Ребенок развивается только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Разобравшись, что для вашего ребенка интересно и важно, отнесясь с уважением к его занятию, вы сможете разделить с ним его увлечение. И тогда у вас появится возможность передавать малышу то, что вы считаете полезным, не встречая противодействия с его стороны.
Чтобы добиться выполнения практических дел, постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему. Позвольте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия). Только при этих условиях ваш ребенок будет взрослеть и становиться сознательным.
Попробуйте дома составить таблицу из двух частей — «Сам» и «Вместе». Это позволит вам осознать, что ваш ребенок может делать самостоятельно, а когда ему нужна ваша помощь.
Родительская гостиная на тему:
«Семейные традиции как основа духовно – нравственного воспитания детей»
Цель:
ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей;
раскрыть понятия «духовно-нравственное воспитание», «духовно- нравственные ценности», «традиции», «семейные традиции»;
привлечь внимание родителей к проблеме духовно – нравственного воспитания в семье.
Ход мероприятия.
1. Организационный момент.
2. Беседа с родителями.
3. Игра «Ромашка».
4. Проблемные ситуации.
5. Подведение итогов.
Материалы и оборудование: проектор, экран, компьютер, «лепестки» для игры, памятки для родителей.
Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить на тему: «Семейные традиции как основа духовно – нравственного воспитания детей».
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.
Уважаемые родители, что Вы понимаете под понятием «духовно – нравственное воспитание»? (ответы родителей)
• Духовно-нравственное воспитание - воспитание личности, направленное на формирования её нравственных чувств — совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма; нравственного облика — терпения, милосердия, кротости, незлобивости; нравственной позиции — способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний; нравственного поведения — готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли.
А что вы понимаете под понятием «духовно-нравственные ценности»? (ответы родителей)
Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.
Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо уже сейчас осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Повышенная занятость родителей поиском дополнительного заработка за последние десятилетия существенно сократила время их общения с детьми.
Основы духовно-нравственного воспитания ребенка закладываются в традициях семьи.
Что включает в себя понятие «традиция»? (ответы родителей)
Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи).
А что тогда по – вашему «семейные традиции»? (ответы родителей)
Семейные традиции - духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей.
Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность. У каждого из нас было детство.
Какие традиции из своего детства Вы помните?
Правильно, у каждого в сознании возникнет что-то особенное, присущее только Вам.
Это «что-то» и есть семейная традиция. А запоминается она только потому, что много раз повторялась, прочно поселилась в детской памяти и уже неразрывно связана с определенной реакцией на какое-либо событие.
Существуют ли традиции в вашем доме сейчас? (ответы родителей)
Я предлагаю Вам рассмотреть несколько видов семейных традиций, которые воспитывают такие нравственные качества, как доброту, отзывчивость, честными, доброжелательными, внимательными.
Традиция 1. Семейные праздники
Как вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье? (ответы)
Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Для ребенка праздник не то, что для нас взрослых. Праздник, это событие в детской жизни и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как и мы, свои годы от одного события до другого.
Как вы устраиваете детские праздники в семье? (ответы)
Праздник не для взрослого, а для ребенка. Иногда малышу скучно на своем дне рождения (о нем все забыли) и наоборот все внимание на него и ребенок свидетель взрослых разговоров и участник, тогда он привыкает быть в центре внимания, что развивает в нем нескромность, развязность.
Как вы думаете нужно оформлять квартиру к празднику? Что это дает ребенку? (ответы родителей)
Все любят подарки, особенно дети.
Какие вы дарите подарки детям? (ответы родителей).
Подарок должен быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка должна развивать ребенка, развивать память, мышление, внимание. Развивать физически: мячи, скакалки. Для развития мелкий моторики – карандаши, пластилин. При этом надо обратить внимание на то, как ребенок принимает подарок и как благодарит за него.
Вспомните, пожалуйста, какие подарки дарились раньше. Когда не было такого изобилия игрушек, книг, игр. Очень ценились подарки, сделанные своими руками. В наше время легче купить, чем сделать самому. А ведь очень приятно получать от своего ребенка открытку, рисунок, подделку, сделанную им самим. Ведь сколько труда, времени, любви вложил ребенок в свою работу.
Традиция 2. Семейные архивы
- У кого в семье есть семейный архив?
Это не прошлое, это всегда завтрашнее.
Семья должна иметь свой архив: почетные грамоты, медали отцов, дедов, историю рода и фамилии.
Скажите, а что еще поможет нам сохранить историю семейного рода (семейный альбом).
Традиция 3. Семейный альбом
Ведется ли семейный альбом в Вашей семье? Когда вы его листали в последний раз? Обновляете ли Вы его?
Отбор фотографий, оформление страниц альбома – именно то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями.
Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.
Традиция 4. Семейный отпуск на природе
- Скажите, у кого из вас есть традиции выезжать за город, на дачу вместе с ребенком?
Природа оказывает на ребенка огромное влияние на развитие личности дошкольника, дает возможность хорошего общения с ребенком, а прогулки в природу благоприятно влияют на здоровье человека, развивает его, учит беречь окружающую природу, знакомится с жизнью растений, животных, птиц, насекомых.
Традиция 5. Семейное посещение театров, музеев, выставок
- Кто из вас постоянно ходит с детьми в музеи, театры, выставки?
Человеку всегда свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции. Мы взрослые должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты, природы, искусству. Посещение музеев должно стать праздником для всей семьи.
Традиция 6. Коллекционирование
Очень хорошо что есть в семье традиция, если же нет то можно предложить собирать какие либо коллекции, особенно после посещения музея появляется выбор (камешки, ракушки, коряги, фантики, бусинки, марки).в результате этого у ребенка пробуждается потребность к сознательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей.
Традиция 7. Игры с ребенком
- Скажите, в какие игры и как вы играете с ребенком?
Мы с уверенностью можем сказать Детство – игра, игра – это детство.
Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, пополнился эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизнь в нем начала свое движение. Ирга – это жизнь ребенка и выбор игр должен стать традиционной в каждой семье. Игр и игрушек много. Следует вдумчиво подходить к их подбору. Играть надо в различные игры: настольные, подвижные, словесные, развивающие.
Хороши игры типа лото, домино, шашки, шахматы.
Проблемные ситуации:
Ситуация № 1. Дима (6 лет) привык, чтобы его хвалили. Нарисует рисунок и бежит к соседям показывать; угостит конфетой маму и тут же резюмирует: «Я добрый»; после прогулки положит свои вещи на место и ходит за мамой: «Правда, я молодец?». – Молодец! Ты ведь у нас самый - самый, - подтверждают родители. Часто хвалят сына в его присутствии: и рисует он хорошо, лучше, чем другие, и песен знает много, и стихи читает выразительно и ростом –то выше своих сверстников. При случае награждают игрушкой, лакомством за то, что не капризничал, за то, что сегодня хорошо себя вел и т.п.
- Хорошо или плохо, что Диму часто хвалят? Как это отражается на воспитании ребенка? В каких случаях следует поощрять ребенка?
Важно подчеркнуть.
Поощрение – один из методов воспитания детей. Поощрение оправдано, если оно содействует моральному росту ребенка. Однако, применяемое часто и непродуманно, оно не только утрачивает свою ценность, но и развивает в ребенке отрицательные качества: исключительность, превосходство, стремление поступать хорошо напоказ. Нет ничего аморальнее «примерного» поведения, хороших поступков напоказ, за награду.
Ситуация № 2. -Папа, меня сегодня Нина Петровна похвалила: я запомнила стихотворение быстрее всех! Хочешь, расскажу?
- Лучше расскажи мне о своем поведении, что ты натворила вчера! – строго говорит отец. Лицо дочери меркнет. Напрасно весь день вынашивала она в себе заряд радости . . . Дома девочка делает еще один «заход»:
- Мама, хочешь расскажу стихотворение про елочку?
- Мне не до елочки сейчас. В следующий раз расскажешь.
Сделайте предположение, как в дальнейшем может отразиться невнимание родителей к делам ребенка на установление доверительных отношений. Как Вы относитесь к делам своего ребенка, стараетесь ли поддержать его стремление поделиться с Вами своими радостями и огорчениями?
Важно подчеркнуть.
Ребенок нуждается в серьезном, заинтересованном отношении взрослых к себе. Но если он постоянно наталкивается на равнодушие, нежелание взрослых разделить с ним радости и волнения, то потребность нести близким самое сокровенное постепенно затухнет. В результате детское стремление к контакту с родителями ослабевает. И как знать, не станут ли вскоре родители сожалеть об этом! Когда ребенок становится школьником и его дела начинают нас волновать, мы ждем от него рассказов о школе, друзьях, событиях в классе. Нам интересно, что думает, чем живет, что интересует, волнует ребенка. Но при таком отношении к его интересам, как это видно из примера, напрасно ждать от него в дальнейшем откровения, не следует удивляться его замкнутости: взрослые сами положили тому начало, когда проявляли нетерпение к его нехитрому рассказу, не принимали всерьез его ребячьи заботы, а иногда и подсмеивались над его бедой, кажущейся с нашей, взрослой точки зрения незначительной.
Ситуация № 3. Утренний прием детей. На участке детского сада детский гомон и смех. И оживленные лица ребят, и торопливые расставания с родителями – все говорит о том, что выходной день был радостным для детей, и им есть о чем рассказать в детском саду. Прислушаемся, о чем говорят старшие дети.
- Мой папа гулял со мной, он учил меня кататься на коньках.
- А мы с папой ходили в кино. И еще он мне разное очень интересное рассказывал.
- А мы с папой смастерили вертолет. Это игрушка такая из бумаги для ветра.
- А я гуляла с мамой, а папа сдавал последний экзамен. Он рассказывал мне, как это трудно. Теперь мой папа называется инженер.
- А у нас дома в воскресенье был настоящий субботник: все, все трудились. Папа сказал: это полезно – мускулы потренировать. И я тоже помогал. Мама нас хвалила!
- А моя мама всегда играет со мной и в куклы, и в мяч . . .
- Думаете, папа не играет со мной? Еще как! Научил в шашки играть, я уже один раз выиграл у него. А бабушка мне вчера сказки рассказывала.
Видя, что Марина молча вслушивается в разговоры ребят, воспитатель спросил ее, играет ли с ней кто – нибудь дома. Девочка, опустив голову, нехотя ответила:
- Я играю с соседским Колей . . . А маме и папе некогда.
Достаточно ли внимания уделяют родители общению с детьми? В каких формах взрослые осуществляют общение с ребенком? Сказывается ли недостаток общения взрослых с ребенком на установлении отношений между ними и на воспитании ребенка в целом? В чем это может выразиться? На чем основывается Ваше общение с детьми?
Важно подчеркнуть.
Общение ребенка с близкими людьми носит интимный характер и основан на родственных эмоциональных связях, обоюдной любви и привязанности.
Это и обогащение его духовного мира, и постижение им явлений окружающей действительности, и воспитание характера. Постоянно соприкасаясь со взрослыми членами семьи, ребенок многому у них учится. Малыш развивается, приобретает самостоятельность, нравственный опыт благодаря активному взаимодействию со взрослыми. Безразличие родителей, не удовлетворяющих стремление ребенка к общению, к совместной эмоциональной деятельности, приводит к замедлению усвоения норм, правил, традиций, привычек социального поведения.
Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или – пытаетесь придумать и привить семье нечто новое, помните, что детство формирует ребенка на всю жизнь. И главное в детстве – чтобы оно у ребенка было. Старайтесь знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой «свободы маневра», перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, - передают ребенку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной.
Работа со специалистами
Семинар-практикум: «Эмоции в жизни детей»
Цель:
1. Формирование эмоций и чувств, сопереживания и пути их становления у дошкольников.
2. Формирование семейных и нравственных традиций.
Задачи:
1. Определение самооценки воспитанников.
2. Выявление причин преобладания негативных и позитивных эмоций у ребенка.
3. Знакомство родителей с методами формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у ребенка.
Предварительная подготовка:
- мониторинг воспитанников
- тестирование родителей
Форма проведения: семинар-практикум
Материалы: буклеты, интерактивная доска, клубок ниток, цветная бумага, ножницы, клей, ватман.
Ход:
Вступительная игра:
Уважаемые родители! Для более интересной и продуктивной работы предлагаю вам поиграть в игру «Связующая нить»
Ведущий: Предлагаю Вам встать по кругу и передавать клубок ниток так, чтобы все взялись за нить. При передаче клубка расскажите о том, какой вы родитель.
Когда клубок возвращается к ведущему, участники натягивают нить. Ведущий обращает внимание на то, что искренность ответов и доброжелательный настрой сделают наше собрание интересным и познавательным.
Ведущий: Отношения родителей и детей играют ведущую роль в становлении психического здоровья ребенка. Эмоции в жизни дошкольника имеют ключевое значение. Они помогают адекватно воспринимать действительность и откликаться на нее. Родительский труд – это необходимость каждый день реагировать ну ту или иную ситуацию, ведь наши дети растут и меняются. Повседневая жизнь насыщена трудностями: «Ты убрал игрушки?», «Поторопись, давай быстрее!» Более 50% обращений родителей к ребенку – это указания и запреты.
Ведущий: Давайте расссмотрим с вами фразы, которые вы часто говорите своим детям и выясним, что же на самом деле они в себе несут (фразы выводим на интерактивную доску, в виде слайда):
1. «Если еще раз увижу».
2. «Я так и знала»
3. «Сколько раз можно вам повторять».
4. «Папе бы очень не понравилось то, что ты говоришь».
5. «От вас никогда ничего хорошего не дождешься».
6. «Расскажите, как это было».
7. «А вот Миша с Колей из соседнего подъезда всегда играют дружно, а вы?»
8. «Ты что! Разве так можно говорить!»
9. «Меня утомляет громкий крик!»
10. «Значит, ты хочешь, чтобы игрушки убирал кто угодно, только не ты?»
11. «А ну-ка, закрой свой рот!»
(Обсуждение и ответы родителей)
Ведущий: А теперь давайте рассмотрим ответы, которые разработали специалисты в области эмоционального развития ребенка.
Правильные ответы (выводятся на интерактивную доску в виде слайда):
1. Угроза
2. Упрек
3. Нотация
4. Привлечение союзников
5. Отрицательная превосходящая оценка
6. Выяснение мотива несправедливого отношения к сверстникам
7. Сравнение
8. Прямое порицание
9. Убеждение и разъяснение
10. Прием смены ролей
11. Порицание
(обсуждение и комментарии родителей)
Ведущий: При общении с ребенком советуем вам пользоваться следующими выражениями (фразы выводятся на интерактивную доску в виде слайда):
«Ты у меня самый умный (красивый!»
«Как хорошо, что ты у меня есть!»
«Ты у меня молодец!»
«Я тебя очень люблю!»
«Ты моя опора и помощник!»
«Поплачь, станет легче!»
«Попробуй еще раз и все получится!»
«Люди всегда могут договориться!»
Ведущий: Часто ли вы используете их в общении со своими детьми? (рассуждения родителей)
Ведущий: Уважаемые родители, Вам будут предложены очень распространенные ситуации, для начала решите ситуацию привычным для Вас способом, а потом попробуйте ответить ребенку с точки зрения положительных эмоций.
Игровое упражнение «Выбери адекватный ответ»
Ситуация 1.
Мама занята важным делом. К ней обращается ребенок и просит поиграть с ним. Ваша реакция?
- Не сейчас, я работаю.
- Займись делом: поиграй во что-нибудь.
- Я сейчас работаю и не могу играть с тобой, но когда я освобожусь мы обязательно поиграем.
Ситуация 2.
Вы заходите в комнату и видите, что там беспорядок. Вы сердитесь. Ваша реакция?
-Сколько раз я тебе говорила, как надо играть!
-Меня сердит,когда ты не убираешь угрушки на место.
- «Ну и неряха! Опять устроил свалку из игрушек!»
Ситуация 3.
Ребенок приходит с улицы грязный. Ваша реакция?
-Вечно ты приходишь с улицы как поросенок! В кого ты такой?
-Посмотри, каким чистым приходит с улицы Саша, а ты!
- Как приятно смотреть на тебя когда ты чистый и опрятный.
Ситуация 4.
Встретившись с подругой, вы разговорились. Ваш ребенок постоянно перебивает вас: «Мама, пойдем!» Ваша реакция?
-Ты что не видишь я разговариваю!
-Мне трудно разговаривать, когда меня отвлекают!
-Не мешай нам!
Игра: «В лучах родительского солнца»
Цель игры: сплотить родителей и закрепить позитивную атмосферу. Родители обводят контур руки на листе цветной бумаги. В центре ладони родители пишут имя своего ребенка. Вырезанные ладошки приклеиваем на ватман по кругу в виде солнца.
Ведущий: Посмотрите, какое наше родительское солнышко лучистое. Оно, как и то, под которым мы живем, щедро дарит нам своё тепло, ласку, не выбирая время и место для этого. Так и мы, родители, должны любить своих детей, без каких либо на то условий, безусловно.
Трудно переоценить влияние семьи на развитие, обучение и воспитание ребенка. Это было известно людям издавна и нашло своё отражение в крылатых фразах, афоризмах.
Давайте вспомним пословицы и поговорки, в которых говорится о семейном воспитании (ответы и обсуждения родителей):
-Человек без воспитания – тело без души.
-Яблоко от яблони далеко не падает.
-Богатство родителям – порча детям.
-К чему ребенка приучишь, то от него и получишь.
-Кто детям потокает, тот потом слезу проливает.
-Когда отец говорит «так», а мать – «сяк», растет ребенок, как сорняк.
-Что учат дома дети, то знают и соседи.
Ведущий: Высказывание С. Соловейчика, по моему мнению, наиболее точно дает нам понять, как правильно и позитивно строить отношения с нашими детьми, сохраняя их любовь и доверие.
«Где не хватает терпения надо бы постараться понять, где не понимаю – постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребёнка, всегда люблю». (цитата выводится на интерактивную доску в виде слайда, родители обсуждают и комментируют данное высказывание).
Итог семинара-практикума
Ведущий: У нас с вами сегодня получился очень насыщенный разговор. Я попрошу вас оценить сегодняшнюю нашу работу, закончите предложение: «Из сегодняшнего разговора мне понравилось…».
Консультация
«Игры для снятия психоэмоционального напряжения у детей» (психолог)
Цель: обучение родителей методам и приемам снятия психо-эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного образа.
Задачи:
1. Развивать активный интерес у родителей к воспитанию и психо-эмоциональному состоянию своего ребенка.
2. Расширять педагогические знания родителей по вопросам воспитания и развития детей в играх.
3. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи.
Форма проведения: круглый стол
Участники: воспитатели, родители.
Подготовительная работа: проведение анкетирования родителей, разработка памяток по данной тематике для родителей.
Оборудование:
- столы расставлены по кругу, листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры для творческой работы родителей, мультимедийная система, магнитофон.
Ход мероприятия
– Добрый вечер, Уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами за нашим круглым столом. Предлагаем Вашему вниманию следующую тему для обсуждения: «Игры и упражнения для снятия психо-эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста».
Детские эмоции влияют на будущее поведение человека. Эмоции способствуют также социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных большинству родителей и воспитателей вопросов “Что такое хорошо? Что такое плохо?” эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна.
Наблюдая за развитием ребенка нетрудно заметить: способность чувствовать возникает у него раньше, чем способность мыслить. Часто у ребенка чувство, как правило, преобладает над разумом. Сильные эмоциональные переживания быстрее вызывают в ребенке стрессовое состояние, способствуют истощению нервной системы. Такое же травмирующее действие оказывает и быстрая смена эмоций, особенно положительных на отрицательные.
Могу сказать с уверенностью, что Вас, Уважаемые родители, тревожит появление у детей несобранности, излишней активности, напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Все это признаки внутреннего психо-эмоционального напряжения, следствие какой-то «детской» проблемы, в которой мы с Вами взрослые еще не разобрались. Как помочь ребенку в такие моменты? Самое правильное – научить его помогать самому себе, то есть познакомить с методами саморегуляции. Некоторые упражнения ребенок сможет выполнить самостоятельно, в других ему должны помочь Вы, дорогие родители. Вы как самые близкие взрослые для ребенка можете снизить психо-эмоциональное напряжение, тревожность, агрессию используя специальные психологические игры. Как правило, эти игры направлены на снятие мышечного и эмоционального напряжения, повышение самооценки.
Я хочу Вам предложить несколько вариантов таких игр.
Но прежде я предлагаю Вам сейчас попробовать самим поиграть в эти игры и снять свое волнение и не ловкость.
ИГРА «ЩЕПКИ НА РЕКЕ»
Цель. Эта игра способствует созданию спокойной, доверительной атмосферы в группе.
Содержание. Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это - берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. По реке сейчас поплывут Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке. Он сам решит, как будет двигаться: быстро или медленно. Участники игры - «берега» - помогают руками, ласковыми прикосновениями движению щепки, которая сама выбирает путь: она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад. Когда Щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь. Упражнение можно проводить как с открытыми, так и с закрытыми глазами (по желанию самих Щепок).
Обсуждение. Участники делятся своими ощущениями, возникшими у них во время «плавания», описывают, что они чувствовали, когда к ним прикасались ласковые руки, что помогало им обрести спокойствие во время выполнения задания.
ИГРА «ЛАСКОВЫЙ МЕЛОК»
Цель. Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущений.
Содержание. Существует хорошее развлечение — рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено. Данная игра нравится многим детям, но, к сожалению, не очень подходит тревожным мальчикам и девочкам, т. к. они, пытаясь разгадать задумки партнера по игре, могут волноваться, переживать, вследствие чего напрягать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому мы предлагаем модификацию данной игры. Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце ласковым мелком?» И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим ласковым хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.
ИГРА «НАСОС И МЯЧ»
Цель. Расслабить максимальное количество мышц тела.
Содержание. «Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса. Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение». Затем играющие меняются ролями.
ИГРА «ЗЛАЯ ДОБРАЯ КОШКА»
Цель: снятие общей агрессии.
Содержание. На полу, лежит физкультурный обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, кивок головой) превращается в злую кошку: шипит и царапается. При этом выходить из «волшебного круга» нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют: «Сильнее, сильнее, сильнее…», - и ребенок, изображающий кошку, делает все более активные «злые» движения. Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается. Игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злой кошке» стать доброй и ласковой. По сигналу дети «превращаются» в добрых кошек, которые жестами, мимикой и голосом показывают добрых кошек.
Игры для снятия агрессии.
Однако далеко не всегда дети ограничиваются (словесной) реакцией на события. Очень часто импульсивные дети сначала пускают в ход кулаки, а уж потом придумывают обидные слова. В таких случаях нам также следует научить детей справляться со своей физической агрессией.
Игра «Подушка для битья».
Цель: Снятие физической агрессии.
Легкие мяч, которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить; резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить – все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.
Видя, что дети распетушились и уже готовы вступить в бой можно мгновенно отреагировать и организовать, к примеру, спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей.
Также помочь детям доступным способом выразить гнев, может так называемый “Мешочек для криков”: когда закипает гнев, можно подойти к “Мешочку для криков” и как можно громче покричать в него. Таким образом, он “избавляется” от своего крика.
Игра «Обзывалки».
Цель: снять словесную агрессию, помочь ребёнку выплеснуть гнев в приемлемой форме.
Содержание: "Когда накаляется обстановка, можно заранее договориться называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели).
Каждое обращение должно начинаться со слов: “А ты., морковка!” Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будём. В заключительной пикировке обязательно следует сказать что-нибудь приятное, например: “А ты., солнышко!”.
Уважаемые родители, я надеюсь, что данные игры помогут Вам лучше узнать, понять и помочь Вашему ребенку. Мы верим, что не решаемых проблем в воспитании не бывает, а добрые и искрение слова мамы или папы помогут решить любую детскую проблему. Добра Вам и терпения!
Повышение педагогической культуры родителей
Рекомендации для родителей: «Как помочь ребенку завести друзей»
Как помочь ребёнку завести друзей.
Ничто и никто не может заменить ребёнку общения со сверстниками. Даже всецело окруженный вниманием взрослых ребёнок нуждается в компании таких же детей, как и он сам. Задача взрослых − привить ребёнку желание знакомиться, общаться и заводить друзей, научить доверять людям.
Советы родителям:
Ребёнка следует научить здороваться и улыбаться тому, с кем он хочет познакомиться.
Расскажите малышу, как лучше присоединиться к группе сверстников. Подойдя к группе, ребенок должен выбрать одного из детей и, глядя ему в глаза, спросить, может ли он присоединиться к ним. Если ответ будет отрицательным, малышу следует улыбнуться и отойти в сторону. А вам следует сказать ему, что в следующий раз обязательно получится. Если же группа разрешит, следует поблагодарить ее участников.
Чаще напоминайте ребёнку, как важно быть вежливым и доброжелательным с окружающими. В любой компании ценят жизнерадостных и оптимистичных людей − для ребенка это верный способ подружиться со многими.
Если ваш ребёнок не посещает детский сад, запишите его на кружок или секцию, там он сможет общаться с детками, которые увлечены тем же, что и он.
Учите ребёнка сопереживать, быть внимательным к собеседнику, учите слушать собеседника, не перебивать, анализировать его и свои действия и поступки.
Ходите в гости к друзьям, у которых тоже есть дети, приглашайте их к себе домой. Показывайте на своем примере, как нужно общаться и дружить. Дети впитывают все и перенимают, поэтому ваш положительный опыт будет только на пользу.
Со своей стороны вы как родители можете сделать следующее:
приглашайте в гости одноклассников ребёнка, так вы лучше их узнаете и сможете контролировать и влиять на их взаимоотношения;
помогайте классному руководителю в проведении внешкольных мероприятий, это поможет сплотить класс и, кроме того, укрепит ваши с ребёнком взаимоотношения;
дайте ребёнку самостоятельность в выборе друзей и разрешении конфликтов, а если все же вмешиваетесь, то выясняйте отношения не с обидчиком, а с его родителями, и не по телефону, а прилюдно, например, на родительском собрании;
учите не бояться ошибок, рассказывайте о своих проблемах в детстве, о том, как вы их переживали и как с ними справлялись, этим вы снизите излишнюю тревогу и напряженность у вашего ребёнка, улучшите его поведение и привлекательность для сверстников;
разрешайте проявлять негативные эмоции, т.к. подобный запрет может вызвать сложности в установлении взаимоотношений с людьми (например, ребёнок будет избегать любых физических контактов, даже с целью защиты; на уроках физкультуры откажется играть в баскетбол; с опаской будет кидать «снежок», сделанный из бумаги). Человек, живущий полноценной жизнью, позволяет себе и радоваться, и гневаться; кстати, мальчишеские драки – это, в основном, результат потребности в тактильном контакте, т. к. удовлетворить эту потребность другим путем мальчики не могут;
подумайте, не являются ли ссоры ребёнка с друзьями следствием ваших ошибок в его воспитании: если дома он центр вселенной, то ждёт такого же отношения со стороны других детей, добивается своего, провоцируя конфликты; если ребёнок заброшен, он испытывает обиду и злость – вымещает в ссорах накопившиеся в его душе чувства; если часто является свидетелем ссор между родителями или другими членами семьи – начинают подражать их поведению;
обсуждайте с ребёнком причины конфликтов с друзьями, постарайтесь сами стать для него другом;
объясните, что такое «кодекс дружбы».
«Кодекс дружбы»
Делиться новостями.
Оказывать поддержку, добровольно помогать в случае необходимости.
Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе.
Доверять.
Защищать друга в его отсутствие.
Не критиковать друга публично.
Не быть назойливым, не поучать.
Родителям не обязательно вмешиваться и пытаться помочь детям подружиться. Главное − помнить, что дети очень нуждаются в поддержке и понимании, когда старательно строят дружеские отношения с окружающими.