Проектно-исследовательская работа «Школа-Вуз»
Фестиваль инновационных проектов,посвященный Дню независимости Республики Казахстан
Направление: Общее среднее образование
Номинация: Лучший проект "Вуз-школа"
Проект
Школа-Вуз
Авторы: Утепова Асия Бахиджановна зам.директора по УВР,
Мусайбекова Гульжан Канашовна зам.директора по УВР
Канжигалин Олжас Болатович учитель истории
Кишкенекольской средней школы №1
Северо-Казахстанская область, Уалихановский район
Контактный телефон : (871542 ) 22655
Электронный адрес : Kzltu_school@ mail.ru
с. Кишкенеколь
Аннотация проекта.
Многие ученики, закончив среднюю общеобразовательную школу, стремятся поступить в ВУЗ. Знания, получаемые учащимися в школе и требования, предъявляемые при поступлении в ВУЗ, зачастую далеки друг от друга. Поэтому необходимо помочь ученику в преодолении этого барьера. Для этого нужно создать такие условия обучения на старшей ступени школы, которые были бы приближены к вузовской системе. Вузы и средние общеобразовательные школы заинтересованы в подготовке к поступлению школьников старшей ступени обучения и должны проводить большую подготовительную работу. Очень важно помочь выпускникам сделать правильный выбор для дальнейшего обучения, подготовиться к продолжению образования в высшей школе, а так же важно способствовать конструированию ценностных ориентиров каждого школьника Так возникло направление нашей работы, отражающее преемственность средней и высшей школы.
Актуальность проекта.
В ХХI веке, веке высоких технологий, проблемы образования становятся приоритетными как в отдельно взятой стране, так и в мире в целом. И это не случайно, так как именно от образования зависит, каким будет развитие, прогресс, благосостояние и в итоге, будущее страны.
Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы, нацелена на модернизацию образования. Сейчас для человека важны такие качества, как умение ориентироваться в быстро меняющейся экономической ситуации, осознание необходимости постоянного профессионального роста, быть функционально грамотным и мобильным. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозировать результат. Этот социальный заказ обращён ко всем звеньям образования и, прежде всего к общему среднему и вузовскому, то есть к тем его ступеням, где в основном и происходит становление личности молодого человека.
Этот новый аспект функций и целей образования, общий для школы и вуза, является важным фактором их интеграции, условием оптимизации их преемственности. Подобная преемственность позволяет не только дать ученику полное среднее образование, подготовить его к поступлению в вуз, но и способствовать развитию его познавательных и коммуникативных возможностей, формированию творческого и научного мышления.
В связи с такими значительными переменами взаимодействие "Вуз - школа" будет активно развиваться.
Проблема: Отсутствие преемственности средней и высшей школы для обучения учеников и студентов, соответствующих требованиям нового социального заказа.
Цель проекта:
Создание условий для преемственности в обучении и успешного взаимодействия "Школа- ВУЗ"
Задача проекта:
Разработать систему взаимодействия высшей и средней школы
Гипотеза : Создание системы взаимодействия с ВУЗами обеспечит преемственность
и успешную адаптацию выпускников общеобразовательной школы.
Сроки реализации:
Два года (в процессе обучения в 10–11-х классах).
Партнёры
Доктор исторических наук, профессор, академик Международной академии информатизации и Российской академии естественных наук, Генеральный директор Международного института интеграции социогуманитарных исследований «Интеллект-орда» Мажитов Саттар Фазылович
Преподаватели КУАМ, кафедра истории ОмГПУ , студенты – выпускники школы.
Содержание проекта.
№ |
Направление деятельности |
Содержание деятельности |
1. |
учебно-методическое. |
-деятельность по обновлению и адаптации содержания профильного обучения в соответствии с особенностями избранной образовательной ориентацией; -подготовку и апробацию учебников, учебных и дидактических пособий для учащихся и учителей, работающих во взаимодействующих средних образовательных учреждениях; -руководство учебной деятельностью по профильным дисциплинам; -личные профессиональные контакты учителей средних образовательных учреждений с преподавателями вузов по обмену опытом; |
2. |
научно-методическое |
-работой факультативов и кружков на базах вузов и средних образовательных учреждений; -совместным проведением предметных олимпиад, семинаров и конкурсов средними образовательными учреждениями и вузами; -разработкой образовательных программ и обучающих технологий, обеспечивающих непрерывность и преемственность школьного и вузовского образования; -осуществлением экспертной оценки и оказанием методической помощи преподавателями вузов при разработке учебных программ средних образовательных учреждений по профильным дисциплинам; -совместным интеллектуальным трудом учащихся и студентов в научно-исследовательских работах (НИР), рецензированием НИР учащихся средних образовательных учреждений преподавателями вузов; -совместным проведением научно-практических конференций учителей и учащихся средних образовательных учреждений со студентами и преподавателями вузов; |
3. |
кадровое |
-переподготовку кадров, включающее в себя повышение уровня подготовки учителей и адаптацию преподавателей вузов к особенностям работы в среднем образовательном учреждении; -прохождение учащимися средних образовательных учреждений практики на базе вузов и профильных предприятий и организаций; -направление специалистов вузов в средние образовательные учреждения для обеспечения учебного процесса и участия в учебно-методической работе; -обеспечение учебного процесса средних образовательных учреждений высококвалифицированными педагогическими кадрами для преподавания профильных дисциплин; |
4. |
профориентационное |
создание и развитие внутрисистемных связей в образовании, осуществляемых через пропаганду профессий по которым готовят взаимодействующие образовательные учреждения; -информирование о правилах приема и условиях обучения в базовых образовательных учреждениях и профильных вузах; -демонстрацию фильмов и рекламных вузовских буклетов о профильных вузах в средних образовательных учреждениях; -выступление представителей профильных вузов в средних образовательных учреждениях с лекциями о специальностях, по которым готовят профильные вузы; -обеспечение работы подготовительных курсов на базе взаимодействующих вузов; -проведение установочных консультаций для учителей и учащихся средних образовательных учреждений по предметам и программам вступительных экзаменов; -беседы с учителями, учащимися и их родителями о правилах приема в вуз и условиях обучения в нем; -проведение пробных экзаменов для учащихся средних образовательных учреждений, изъявивших желание учиться в профильном вузе; -проведение дней открытых дверей во взаимодействующих образовательных учреждениях; -участие в общегородских и международных выставках. |
Этапы и сроки:
1. Подготовительный этап -2014г
2. Организационный- 2015 сентябрь-декабрь
3. Основной 2016 январь-декабрь
4. Аналитический- 2017 г январь
Наз Название этапа |
Задачи |
Мероприятия |
Результаты |
Подготовительный Цель: Определение уровня профильной подготовки учащихся и профориентационная диагностика |
1 Обсудить и скоординировать действия по реализации проекта с участниками |
Совещание с участниками проекта, анкетирование и тестирование учащихся |
Мониторинг, диагностичес кая карта |
2 Сформировать банк диагностических материалов для изучения профессионально личностного развития учащихся 3. руководство учебной деятельностью по профильным дисциплинам |
Формирование «карты развития » учащихся
|
||
Организационный Цель: Организация системы взаимодействия "Школа-ВУЗ"
|
Наладить связи с ВУЗами Составление и подписание договоров о сотрудничестве с КУАМ , ОмГПУ Создание сетевого профессионального сообщества |
совместным проведением предметных олимпиад, семинаров и конкурсов средними образовательными учреждениями и вузами; -совместным проведением научно-практических конференций учителей и учащихся средних образовательных учреждений со студентами и преподавателями вузов; -работа факультативов и кружков на базах вузов и средних образовательных учреждений с учетом профилизации |
Наличие договора о сотрудничестве с ВУЗами , план работы |
Основной Цель: Организовать интерактивные формы работы с ВУЗами по обучениюучеников и студентов, профессиональному взаимодействию преподавателей
|
-переподготовку кадров, включающее в себя повышение уровня подготовки учителей и адаптацию преподавателей вузов к особенностям работы в среднем образовательном прохождение учащимися средних образовательных учреждений практики на базе вузов и профильных предприятий и организаций; обеспечить дистанционное обучение профильных дисциплин преподавателями ВУЗов |
Он- лайн лекции Вебинары Экскурсии в ВУЗы Семинары НПК Олимпиады по профильным дисциплинам подготовительных курсов
|
Планы коучингов, менторинга |
информирование о правилах приема и условиях обучения в базовых образовательных учреждениях и профильных вузах; |
демонстрация фильмов и рекламных вузовских буклетов о профильных вузах в средних образовательных учреждениях |
||
разработкой образовательных программ и обучающих технологий, обеспечивающих непрерывность и преемственность школьного и вузовского образования; |
Семинар Круглый стол Конкурс программ профильного обучения |
Образовательная программа профильного обучения |
|
осуществление экспертной оценки и оказанием методической помощи преподавателями вузов при разработке учебных программ средних образовательных учреждений по профильным дисциплинам; |
Консультации менторинг |
Дневник наблюдения |
|
Аналитический Цель: Рефлексивный анализ, планирование дальнейшего развития |
Проанализировать выполнение целей и задач проекта |
Анализ проведенных работ 2 Анализ руководителем и учителем нового опыта 3 Проектирование дальнейших действий |
Аналитическая справка Презентация и творческий отчет по реализации проекта |
Мониторинг результативности проекта.
- подготовка учащихся к успешной сдачи экзамена в форме ЕНТ по профильным предметам
- углубленное изучение школьных предметов;
- ориентация учащихся на остродефицитные специальности нуждающихся в высококвалифицированных кадрах;
- обучение учащихся дистанционным методом путем внедрения в учебный процесс активных методов и технических средств обучения электронной техники, мультимедиа продуктов;
- проведение агитационно-профориентационной работы среди учащихся.
4 Динамика участия и результативности учащихся и учителей в конкурсах, фестивалях ,конференциях ,олимпиадах.
5 Реализация программ профильного обучения.
Перспектива развития
Положительные результаты деятельности участников проекта послужат началом дальнейшего развития школы с ВУЗом на более высоком уровне. Создав модель инновационной школы, посредством сотрудничества учителей высшей и средней школы, мы перейдем от экспериментальной работы к исследовательской. Дальнейшую работу можно будет строить по выявленным новым проблемам. Транслировать свой опыт работы, совершенствовать и расширять свою профессиональную деятельность в масштабах района, области, Республики.
Список литературы:
- Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев: Наукова думка, 1988. - 144 с.
- Грецов А.Г. Выбираем профессию: советы практического психолога. - СПб.: Питер, 2007. - 216 с.
- Дидактический материал по курсу "Твоя профессиональная карьера" / Под ред. С.Н. Чистяковой. - М.: Просвещение, 1998. - 112 с.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург: УГППУ, 1997. - 244 с.
- Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. - М.: Педагогика, 1983. - 128 с.
- Пауэрс П., Расселл Д. Найди свое дело. Рассуждения и упражнения. - М., 1994.
- Поляков В.А. Технология карьеры. - М.: Дело ЛТД, 1995. - 128 с.
- Профессиональное самоопределение выпускников общеобразовательных школ: Сб. науч. тр. / Отв ред. В.Н. Шубкин, Д.Л. Константиновский. - М.: Центр социологии образования РАО, 1996.