Проектно-исследовательская работа «Школа-Вуз»

0
0
Материал опубликован 20 February 2016

Фестиваль инновационных проектов,посвященный Дню независимости Республики Казахстан

Направление: Общее среднее образование

Номинация: Лучший проект "Вуз-школа"

 

Проект

Школа-Вуз

 

Авторы: Утепова Асия Бахиджановна зам.директора по УВР,

Мусайбекова Гульжан Канашовна зам.директора по УВР

Канжигалин Олжас Болатович учитель истории

Кишкенекольской средней школы №1

Северо-Казахстанская область, Уалихановский район

 

Контактный телефон : (871542 ) 22655

Электронный адрес : Kzltu_school@ mail.ru

с. Кишкенеколь

 

Аннотация проекта.

Многие ученики, закончив среднюю общеобразовательную школу, стремятся поступить в ВУЗ. Знания, получаемые учащимися в школе и требования, предъявляемые при поступлении в ВУЗ, зачастую далеки друг от друга. Поэтому необходимо помочь ученику в преодолении этого барьера. Для этого нужно создать такие условия обучения на старшей ступени школы, которые были бы приближены к вузовской системе. Вузы и средние общеобразовательные школы заинтересованы в подготовке к поступлению школьников старшей ступени обучения и должны проводить большую подготовительную работу. Очень важно помочь выпускникам сделать правильный выбор для дальнейшего обучения, подготовиться к продолжению образования в высшей школе, а так же важно способствовать конструированию ценностных ориентиров каждого школьника Так возникло направление нашей работы, отражающее преемственность средней и высшей школы.

 

Актуальность проекта.

В ХХI веке, веке высоких технологий, проблемы образования становятся приоритетными как в отдельно взятой стране, так и в мире в целом. И это не случайно, так как именно от образования зависит, каким будет развитие, прогресс, благосостояние и в итоге, будущее страны.

Государственная  программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы, нацелена на модернизацию образования. Сейчас для человека важны такие качества, как умение ориентироваться в быстро меняющейся экономической ситуации, осознание необходимости постоянного профессионального роста, быть функционально грамотным и мобильным. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозировать результат. Этот социальный заказ обращён ко всем звеньям образования и, прежде всего к общему среднему и вузовскому, то есть к тем его ступеням, где в основном и происходит становление личности молодого человека.

Этот новый аспект функций и целей образования, общий для школы и вуза, является важным фактором их интеграции, условием оптимизации их преемственности. Подобная преемственность позволяет не только дать ученику полное среднее образование, подготовить его к поступлению в вуз, но и способствовать развитию его познавательных и коммуникативных возможностей, формированию творческого и научного мышления.

В связи с такими значительными переменами взаимодействие "Вуз - школа" будет активно развиваться.

Проблема: Отсутствие преемственности средней и высшей школы для обучения учеников и студентов, соответствующих требованиям нового социального заказа.

Цель проекта:

Создание условий для преемственности в обучении и успешного взаимодействия "Школа- ВУЗ"

Задача проекта:

Разработать систему взаимодействия высшей и средней школы

Гипотеза : Создание системы взаимодействия с ВУЗами обеспечит преемственность

и успешную адаптацию выпускников общеобразовательной школы.

Сроки реализации:

Два года (в процессе обучения в 10–11-х классах).

Партнёры

Доктор исторических наук, профессор, академик Международной академии информатизации и Российской академии естественных наук, Генеральный директор Международного института интеграции социогуманитарных исследований «Интеллект-орда» Мажитов Саттар Фазылович

Преподаватели КУАМ, кафедра истории ОмГПУ , студенты – выпускники школы.

Содержание проекта.

Направление деятельности

Содержание деятельности

1.

учебно-методическое.

-деятельность по обновлению и адаптации содержания профильного обучения в соответствии с особенностями избранной образовательной ориентацией;

-подготовку и апробацию учебников, учебных и дидактических пособий для учащихся и учителей, работающих во взаимодействующих средних образовательных учреждениях;

-руководство учебной деятельностью по профильным дисциплинам;

-личные профессиональные контакты учителей средних образовательных учреждений с преподавателями вузов по обмену опытом;

2.

научно-методическое

-работой факультативов и кружков на базах вузов и средних образовательных учреждений;

-совместным проведением предметных олимпиад, семинаров и конкурсов средними образовательными учреждениями и вузами;

-разработкой образовательных программ и обучающих технологий, обеспечивающих непрерывность и преемственность школьного и вузовского образования;

-осуществлением экспертной оценки и оказанием методической помощи преподавателями вузов при разработке учебных программ средних образовательных учреждений по профильным дисциплинам;

-совместным интеллектуальным трудом учащихся и студентов в научно-исследовательских работах (НИР), рецензированием НИР учащихся средних образовательных учреждений преподавателями вузов;

-совместным проведением научно-практических конференций учителей и учащихся средних образовательных учреждений со студентами и преподавателями вузов;

3.

кадровое

-переподготовку кадров, включающее в себя повышение уровня подготовки учителей и адаптацию преподавателей вузов к особенностям работы в среднем образовательном учреждении;

-прохождение учащимися средних образовательных учреждений практики на базе вузов и профильных предприятий и организаций;

-направление специалистов вузов в средние образовательные учреждения для обеспечения учебного процесса и участия в учебно-методической работе;

-обеспечение учебного процесса средних образовательных учреждений высококвалифицированными педагогическими кадрами для преподавания профильных дисциплин;

4.

профориентационное

создание и развитие внутрисистемных связей в образовании, осуществляемых через пропаганду профессий по которым готовят взаимодействующие образовательные учреждения;

-информирование о правилах приема и условиях обучения в базовых образовательных учреждениях и профильных вузах;

-демонстрацию фильмов и рекламных вузовских буклетов о профильных вузах в средних образовательных учреждениях;

-выступление представителей профильных вузов в средних образовательных учреждениях с лекциями о специальностях, по которым готовят профильные вузы;

-обеспечение работы подготовительных курсов на базе взаимодействующих вузов;

-проведение установочных консультаций для учителей и учащихся средних образовательных учреждений по предметам и программам вступительных экзаменов;

-беседы с учителями, учащимися и их родителями о правилах приема в вуз и условиях обучения в нем;

-проведение пробных экзаменов для учащихся средних образовательных учреждений, изъявивших желание учиться в профильном вузе;

-проведение дней открытых дверей во взаимодействующих образовательных учреждениях;

-участие в общегородских и международных выставках.

 

Этапы и сроки:

1. Подготовительный этап -2014г

2. Организационный- 2015 сентябрь-декабрь

3. Основной 2016 январь-декабрь

4. Аналитический- 2017 г январь

Наз Название этапа

Задачи

Мероприятия

Результаты

Подготовительный

Цель: Определение уровня профильной подготовки учащихся и профориентационная диагностика

1 Обсудить и скоординировать действия по реализации проекта с участниками

Совещание с участниками

проекта, анкетирование и тестирование учащихся

Мониторинг, диагностичес

кая карта

 

2 Сформировать банк диагностических материалов для изучения профессионально личностного развития учащихся

3. руководство учебной деятельностью по профильным дисциплинам

Формирование «карты развития » учащихся


 


 


 


 


 

Организационный

Цель: Организация системы взаимодействия "Школа-ВУЗ"


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Наладить связи с ВУЗами

Составление и подписание договоров о сотрудничестве с КУАМ , ОмГПУ

Создание сетевого профессионального сообщества

совместным проведением предметных олимпиад, семинаров и конкурсов средними образовательными учреждениями и вузами;

-совместным проведением научно-практических конференций учителей и учащихся средних образовательных учреждений со студентами и преподавателями вузов;

-работа факультативов и кружков на базах вузов и средних образовательных учреждений с учетом профилизации

Наличие договора о сотрудничестве с ВУЗами , план работы

Основной

Цель: Организовать интерактивные формы работы с ВУЗами по обучениюучеников и студентов, профессиональному взаимодействию преподавателей


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

-переподготовку кадров, включающее в себя повышение уровня подготовки учителей и адаптацию преподавателей вузов к особенностям работы в среднем образовательном

прохождение учащимися средних образовательных учреждений практики на базе вузов и профильных предприятий и организаций;

обеспечить дистанционное обучение профильных дисциплин преподавателями ВУЗов

Он- лайн лекции

Вебинары

Экскурсии в ВУЗы

Семинары

НПК

Олимпиады по профильным дисциплинам подготовительных курсов


 

Планы коучингов,

менторинга

информирование о правилах приема и условиях обучения в базовых образовательных учреждениях и профильных вузах;

демонстрация фильмов и рекламных вузовских буклетов о профильных вузах в средних образовательных учреждениях

 

разработкой образовательных программ и обучающих технологий, обеспечивающих непрерывность и преемственность школьного и вузовского образования;

Семинар

Круглый стол

Конкурс программ профильного обучения

Образовательная программа профильного обучения

осуществление экспертной оценки и оказанием методической помощи преподавателями вузов при разработке учебных программ средних образовательных учреждений по профильным дисциплинам;

Консультации

менторинг

Дневник наблюдения

Аналитический

Цель: Рефлексивный анализ, планирование дальнейшего развития

Проанализировать выполнение целей и задач проекта

Анализ проведенных работ

2 Анализ руководителем и учителем нового опыта

3 Проектирование дальнейших действий

Аналитическая справка

Презентация и творческий отчет по реализации проекта

 

Мониторинг результативности проекта.

  • подготовка  учащихся к успешной сдачи экзамена в форме ЕНТ по профильным предметам
  • углубленное изучение школьных предметов;
  • ориентация учащихся на остродефицитные специальности нуждающихся в высококвалифицированных кадрах;
  • обучение учащихся дистанционным методом путем внедрения в учебный процесс активных методов и технических средств обучения электронной техники, мультимедиа продуктов;
  • проведение агитационно-профориентационной работы среди учащихся.

4 Динамика участия и результативности учащихся и учителей в конкурсах, фестивалях ,конференциях ,олимпиадах.

5 Реализация программ профильного обучения.

Перспектива развития

Положительные результаты деятельности участников проекта послужат началом дальнейшего развития школы с ВУЗом на более высоком уровне. Создав модель инновационной школы, посредством сотрудничества учителей высшей и средней школы, мы перейдем от экспериментальной работы к исследовательской. Дальнейшую работу можно будет строить по выявленным новым проблемам. Транслировать свой опыт работы, совершенствовать и расширять свою профессиональную деятельность в масштабах района, области, Республики.

Список литературы:

  1. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев: Наукова думка, 1988. - 144 с.
  2. Грецов А.Г. Выбираем профессию: советы практического психолога. - СПб.: Питер, 2007. - 216 с.
  3. Дидактический материал по курсу "Твоя профессиональная карьера" / Под ред. С.Н. Чистяковой. - М.: Просвещение, 1998. - 112 с.
  4. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург: УГППУ, 1997. - 244 с.
  5. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. - М.: Педагогика, 1983. - 128 с.
  6. Пауэрс П., Расселл Д. Найди свое дело. Рассуждения и упражнения. - М., 1994.
  7. Поляков В.А. Технология карьеры. - М.: Дело ЛТД, 1995. - 128 с.
  8. Профессиональное самоопределение выпускников общеобразовательных школ: Сб. науч. тр. / Отв ред. В.Н. Шубкин, Д.Л. Константиновский. - М.: Центр социологии образования РАО, 1996.
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.