12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Савичева321
Россия, Иркутская обл.
1

Проектно-исследовательская работа «Тофалария»



ВВЕДЕНИЕ

Мало осталось мест на земле, где плоды и тяжелая рука цивилизации не повлияли бы на экологию региона. Но, тем не менее, есть такие места, и человек живет там и занимается хозяйством! Более того, одно из таких замечательных мест находится у нас в Иркутской области!

Что же привлекает внимание к этой замечательной стране? Да, да, именно стране! Со своими законами, с принципами естественного отбора, со своим народом и языком…

А привлекает нетронутость мест, удивительная природа, культура народа. Здесь в стремительных горных реках вы не найдете стекол от разбитых бутылок, жестяных банок на берегу и других “грязных” проявлений цивилизации.

"Край возле самого неба" - так назвал Тофаларию, горную страну в Саянах, писатель Валентин Распутин. Да, поражает этот уголок земного шара, и я хочу рассказать вам о нем тоже. Рассказать вам о стране живописных гор, стремительных рек, дремучей тайги и альпийских лугов.

Нет ее как административной единицы, как национального образования. Сейчас Тофалария – это условное наименование южной горной части Нижнеудинского района. На стыке с Красноярским краем и Тувой. На юго-востоке Тофалария граничит еще и с Бурятией.

Тофалария – это большая горная страна, где нет никаких дорог, но зато есть здесь то, чего нет в других местах. И, быть может, все это есть здесь потому, что дорог сюда нет, а только тропы зверей. Местные жители, которых здесь около 800 человек, тоже пользуются тропами, которые натоптали своими лапами и копытами за много лет дикие звери.

АНКЕТИРОВАНИЕ

Перед тем, как взяться за работу, ребятам класса были заданы такие вопросы:

Как думаете, какие народности населяют Иркутскую область?

Тофы, Карагасы… попробуйте продолжить цепочку.

Саяны, Тофалары – что связывает эти слова?

Анкетирование дало следующие результаты.

Таким образом, мы увидели, что ребята не имеют никакого представления об этой стране.

ГИПОТЕЗА

А многие удивились: неужели в наш стремительный компьютерный век рядом с нами существует такая волшебная страна.

ЦЕЛЬ:

И мы поставили перед собой цель: изучить природные условия Тофаларии, образ жизни тофаларов и донести эту информацию до наших ребят.

ЗАДАЧИ:

1. изучить литературу по теме,

2. подобрать и систематизировать материал

3. познакомить с результатами исследования одноклассников

ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Тофалария не имеет строго определенных границ и входит в территорию Нижнеудинского района Иркутской области. К югу от Тофаларии лежат земли Тувы, к востоку земли Бурятии, к западу Красноярский край.

Территория Тофаларии, названная по имени самой малочисленной народности нашей страны – тофов, проживающих здесь, лежит в центральной части восточного Саяна, между 95 37’ и 100 05’ З.Д. и 51 53’ и 54 59’ С.Ш. в центре Азии и значительно удалена от морей и океанов .

Занимая юг Нижнеудинского района, территория Тофаларии в виде неправильного четырехугольника вытянута с северо-запада на юго-восток.

До 1949 года Тофалария была самостоятельным административным районом, сейчас на этой обширной территории, занимающей 26 тысяч км. квадратных, почти равной по площади государства Албании, расположено три селения : Верхняя Гутара, Нерха и Алыгджер. Последнее является своеобразным административным политическим и культурным центром.

Граница Тофаларии сложилась в результате освоения племенем тофов ее территории в качестве охотничьих угодий и оленьих пастбищ в течение последнего тысячелетия.

Границами в основном служат естественные рубежи, особенно четко выделяющиеся на юге и востоке Окинский и Удинский хребты. Северные и западные границы проходят по долинам рек.

Особенности экономико-географического положения Тофаларии определяются ее удаленностью от экономических центров, области и района и от важных транспортных магистралей, господством горных ландшафтов, суровыми климатическими условиями на всей территории и исключительно низкой плотностью населения.

Зимой можно связаться с “центрами цивилизации” по зимникам, временным дорогам, проложенным по льду замерзших рек, просекам. А летом – либо конные вьючные тропы, либо авиация. По воздушным линиям сюда доставляют практически все, от мебели до кирпича. Но если видимость плохая – а это в горах не редкость – или размокли от дождя травяные “аэродромы”, то связь с “материком” может прерваться на несколько недель.

ИСТОРИЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ

Тофалария! Замечательная, прекрасная и таинственная горно-таежная страна, затерянная в глубинах Восточного Саяна. Край диких и суровых горных хребтов, созданных глубинными силами земли по неведомым нам законам. Край труднопроходимой тайги, звериных троп и кристально чистых рек и ручьев. Здесь легко можно встретить медведя или изюбря, но трудно человека. На огромной территории, более 21 тысячи квадратных километров проживают всего около тысячи человек. Из них не более половины тофы или тофалары, немногочисленные потомки некогда кочевого народа, многие века назад приручившие дикого оленя. Язык тофаларов относится к уйгурской подгруппе тюркской группы языков. Тюркские племена проникли сюда в конце первого тысячелетия из горно-степных районов Южной Сибири, передвигаясь по бассейну Верхнего Енисея.

Люди живут в трёх небольших посёлках совершенно оторванных от цивилизации – Алыгджер, Верхняя Гутара и Нерха. Эти посёлки построены лишь в тридцатые годы прошлого столетия. А до тех пор местное население вело кочевой образ жизни. Здесь нет дорог и добраться сюда можно только с помощью авиации или по зимникам. Кроме того, здесь до сих пор практикуют доставку грузов на лошадях по конным тропам. И это является одной из статей дохода местного населения. Услугами каюров обычно пользуются экстремальные туристы, решившиеся совершить какое-либо непростое путешествие в этих суровых горах. Но это только в летний сезон. Местное население живёт охотничьим промыслом. Оленеводство же, бывшее когда-то основой жизнедеятельности, теперь мало практикуется.

ОБРАЗ ЖИЗНИ

Рассказ об образе жизни тофаларов М.Н. Кангараевой, 1930 г.р., проживающей в с. Алыгджер Нижнеудинского района Иркутской области: "Летом тофалары уезжали в горы, на белки. Там олени пасутся хорошо летом. А зимой тофы жили, где кедр растёт, чтобы добывать себе кедровые орехи, мясо. Весной они сюда, в долину, приезжали. Так всю жизнь в дороге. Кочевниками они были ведь. Если умрёт у них человек, они делали сруб бревна на три. На этот сруб ложили мёртвого человека и оставляли ему и оленя его ездового, и седло его, котелок, кружку, продукты - всё около него привязывали, всё это ему оставляли: дескать, он это поест, на своём олене в мир умерших поедет. Тофалары оставляли там умершего и на это место иногда совсем не возвращались. Тайга тут большая. А покойник долго не лежал. Когда портиться, пахнуть начинал, медведь придёт его раскидает. А родственники этого не видят и когда, может, возвращаются на место, думают, что умерший уже к предкам уехал.

Так тофалары всю жизнь кочевали, ездили. Если ребенка, рассказывали, родишь сегодня, а завтра - зима ни зима, январь ни январь, холод ни холод - садись и езжай дальше кочевать. Даже отдыхать женщинам после родов не давали, а они ведь слабенькие после родов-то. Куда они спешили? Очень много раньше тофаларов эпидемией унесло, черной оспой. Просто юртами, говорят, лежали. Много-много людей умерло. Если надо было им ехать в Покровск или ещё куда, никогда женщину не отправляли. Ездил за продуктами только мужчина, а за женщиной, говорили, сильно привязывалась всякая болезнь, всякая зараза. Врачей тогда не было, лечить некому было, вот шаманы и лечили. Вообще-то они здорово понимали в медицине, травами лечили. От каждой болезни травы они знали. Знали, от чего человек болеет, как его поправить, какую траву рвать надо.

Чем тофалары питались? Они в основном ели мясо. Зверя добудут, сырым мясо едят, строганинку, шашлык делали. Но медвежье мясо они никогда сырое не ели. Сало медвежье ели, жир топили. Рыбу тофалары ели только речную, озёрную не ели, потому что в озёрах вода стоячая, рыба пахнет тиной и больная встречается. Воду сырую тоже не пили, всегда её кипятили, только кипячёную пили.

Долго в одной юрте не жили. Например, живёт семья в юрте на одном месте неделю, земля, трава уже вся стаптывается, грязно становится. Женщина тогда юрту на новое место переносит, где чисто. На счёт этого они чистюльки были. А мы сейчас живём на одном месте. Убираем, убираем дома, а пыль то остаётся, и мы эту пыль глотаем вместе с разной заразой. Поэтому и болеем часто, долго не живём.

Много умерло тофаларов, когда их согнали в посёлок. Эта посуда, эта пыль, вот всё это и повлияло. А в тайге они очень здоровые были, редко болели.

Тофаларские дети на оленьем молоке росли. Летом и осенью свежее пили, а зимой мёрзлое ели. Готовили его так. Если какого-нибудь зверя добудут, внутренности его (кишки, брюшину) женщины вымоют, высушат. А осенью размочат эти кишки, и у них получались большие мешки. Оленье молоко накопят и наполняют им кишки, а осенью молоко у оленихи густое, вкусное полезное.

Когда приходит зима, тофалары эти мешки с молоком рубят топором и ребёнку дают. Поэтому у тофаларских детей не было ангины, щеки у них краснели, как яблоко. Люди же раньше закаленные с детства были, в тайге рождались"

НАРОДНЫЕ ЗНАНИЯ

Практический опыт, накопленный тофаларами в процессе взаимодействия с окружающей средой и хозяйственной деятельностью, нашел свое воплощение в приспособленности их материальной культуры к условиям географической среды обитания, в приемах оленеводства и охоты. В соответствии с этим опытом возникли хозяйственный календарь, меры длины и времени, представления об окружающем растительном и животном мире, народная медицина.

Однако положительные знания зачастую переплетались с неверными представлениями об окружающем мире. Было мало реальных знаний о строении вселенной, о народах, с которыми отсутствовала практическая связь. Фантастический характер носило большинство представлений о закономерностях в природе, хотя тофы очень наблюдательны.

В представлении тофаларов существовало три мира: верхний, где располагался бурхан, творец всего сущего на земле; средний мир, где живут люди и все живые существа; и нижний мир, мир мертвых, где господствовал Эрлик-хан, владыка этого мира.

У тофов есть краткая легенда о сотворении мира, в которой говорится, что не было ничего. Летела утка и в это ничего снесла яйцо. Когда это яйцо разбилось, то из вытекшей жидкости образовалась вода, озера, реки, моря, а из скорлупы – земная твердь, горы. Потом бурхан сотворил человека.

Народных знаний у тофаларов было в минимуме достаточно, чтобы обеспечить их традиционное охотничье-оленеводчиское хозяйство.

У них был выработан свой календарь, по которому они вели свою хозяйственную деятельность и быт. Весь год у них был разбит на 13 месяцев по 4 недели каждый. В основу названий месяцев были положены характерные черты либо сезонных изменений в природе, либо хозяйственной деятельности. Например, июль – аи Кызыл ай, что в переводе обозначает “месяц красной сараны”, поскольку в это время цветет сарана

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

КИНЗИЛЮКСКИЙ ВОДОПАД

В течение долгого времени самым высоким считался у нас водопад Илья Муромец, высота которого 141 метр, который находится на Курильских островах. Эти данные устарели. В 1949 году в отчете ботанической экспедиции академии наук СССР учеными-ботаниками был впервые описан водопад в центральных Саянах – Кинзилюкский, высота которого определялась ими более 300 метров. Крупный водопад в любой стране всегда элемент национального богатства и гордости.

Далеко запрятала природа это чудо от глаз человеческих. С любой стороны света лететь к водопаду на вертолете несколько часов.

ЗАГАДОЧНЫЕ КАМНИ КАСТАРМЫ

В единственном музее Тофаларии в городе Нижнеудинск можно обратить внимание на загадочные камни. Даже невозможно поверить, что эти каменные фигурки сделаны не руками человека. По легенде местных жителей эти камни сделаны руками бога Кастармы, живущего высоко в горах в своем озере. Пролетает над озером птица – Кастарма слепит ее из глины.

Пробегает мимо озера какой-нибудь зверь – слепит и его фигурку и положит прямо на берег. Говорят, что подобные камни встречаются еще где-то в южной Америке и более нигде в мире.

ПЕЩЕРЫ ТОФАЛАРИИ

Путь в пещеру преградила ледяная пробка. Так называемый «Кошачий лаз» оказался залит льдом. Сколько льда – не известно.

Зимняя сказка (альтернативные названия - Урунгайская, Снежная королева).

Пещера уникальна большим обилием льда (около 70% пещеры во льду), а также поступлением холодных потоков воздуха (снаружи) в пещеру, а не наоборот. В нижней части пещеры находится небольшое озеро (протяженность около 15 метров, глубина 2-3). По непроверенным данными, через озеро можно попасть в следующий зал, но требуется акваланг.

История открытия: Пещера была открыта в 1967 году Михаилом Ивановичем Пугачевым – одним из самых преданных исследователей Тофаларии.

ИЗМЕНЕНИЯ С ТЕЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ

Переломным моментом в жизни тофаларов стал конец 20-х годов. При новой власти они не только получили новое имя – тофы, но и вынуждены были отказаться от привычного образа жизни. Новая власть решила, что тофалары должны перейти к оседлости как более прогрессивному и цивилизованному образу жизни. Специально для тофаларов было построено в 1930-1931 гг. три ныне существующих поселка, и с кочевым образом жизни пришлось расстаться. Конечно, тофалары не стали жить в поселках “безвыездно” - пастухи остались при оленьих стадах, охотники надолго покидали поселок, когда в охотничий сезон расходились по своим угодьям, порой весьма далеко от дома. Тем не менее, значительная часть тофов стала оседлой. Изначально в этих поселках поселились и русские, и с тех пор межнациональное общение стало тесным и регулярным. Возникали прочные соседские, дружеские, а позднее и родственные связи.

Рост населения, изменение национального состава

С 60-х годов наметился устойчивый рост численности населения. В 1966 году тофаларов на своей этнической территории стало уже 522 человека, не считая тех, кто мигрировал в города. В 1985 было уже 596, а в 1995-677 человек. С учетом уехавших этот прирост становился все еще более ощутимым. В 1989 году по СССР было 731 тофаларов.

Анализ статистики говорит о том, что после полутора веков “застоя” в численности, с 70-х годов она вдруг стала быстро расти, со скоростью более 3% ежегодно. В чем же причина столь быстрого роста населения?

Как выяснилось, никакого “взрыва” рождаемости в эти годы не происходило. Об отсутствии высокой рождаемости говорит и не очень значительный размер тофаларской семьи – в среднем 4 человека. Итак никакого “демографического взрыва” нет. Но он есть!

И вот еще один противоречащий логике факт – процент детей среди тофаларов оказался очень велик – 38% , у местных же русских только 28% . Опять противоречие?

Разгадка этого парадокса лежит не столь в демографической, сколько в этнографической сфере. Выяснилось, что примерно в эти же годы в Тофаларии наблюдался быстрый рост числа национально-смешанных браков, стремительно увеличивалось число метисов среди родившихся.

Смена языка

Приезжий человек может общаться с коренными жителями Тофаларии без особых затруднений – практически все тофы владеют русским языком, на нем же идет обучение в школе. Но если сюда пожалует лингвист с целью изучения тофаларского языка, то далеко не к каждому местному жителю он сможет обратиться – этого языка уже многие не знают. В настоящее время русский язык занимает в среде тофаларов намного более прочные позиции, чем свой собственный (таблица 3,4).

Национальной замкнутости у тофаларов по отношению к пришлому населению не наблюдается. Вот дополнительные данные: 98% опрошенных старше 7 лет имеют друзей иных национальностей, 95% взрослых тофов имеют родственников иных национальностей.

Отношение к национально-смешанным бракам так же не позволяет говорить о национальной замкнутости. Лишь для 5% опрошенных одно-национальный брак оказался более предпочтительным!

Так, значит, все благополучно в межнациональных отношениях? Однако нельзя сказать, что все так идеально, бывают и определенные трения. В 1985 году недовольство тофаларов вызвали факты, когда приглашенным со стороны русским специалистам тут же выделяли новую квартиру, в то время как многие тофаларские семьи годами дожидались своей очереди. Вопрос это скорее социальный с национальным оттенком.

В 1995 году встретилась и еще одна причина для недовольства с национальным оттенком. В Тофаларии развернули деятельность водочные коммерсанты, которые меняли на водку продукты таежных промыслов. Это воспринималось в общественном мнении как спаивание и грабеж коренных жителей с целью наживы. Среди этих “предпринимателей” тофов не было, а значит недовольство получило и национальный оттенок. Этих людей здесь просто ненавидят, тем не менее при первой возможности сами шли к этим людям на поклон, не в силах сдержать непреодолимую тягу к алкоголю. Уровень алкоголизма в 1995 году был заметно выше, чем за 5 лет до этого. Сейчас же алкоголизм ставит тофов под угрозу вымирания.

ПРОБЛЕМЫ

В условиях экономического кризиса тофалары считают, что необходимы срочные меры по преодолению возникших проблем. Такими проблемами тофалары в наше время считают прежде всего: безработицу- 35% опрошенных, снабжение необходимыми товарами – 18% , нехватку средств к существованию, невыплату зарплат, пенсий и пособий – 14% , высокие цены – 7% . На вопрос о том, что больше всего угрожает существованию тофаларского народа, 20% не смогли ответить, 10% уверены, что ничего не угрожает, остальное же большинство утверждают, что алкоголизм.

Перспективу своего дальнейшего существования тофы оценивают крайне пессимистично: лишь 12% считают, что тофалары сохранятся через 2-3 поколения. Еще 15% предположили, что тофы сохранятся частично, а вот уверенных в обратном оказалось явно больше – 58%!

ВЫВОДЫ

Подводя итоги, можно сказать о явной противоречивости и неоднозначности идущих у тофаларов этнических процессов. Порой складывается впечатление, что в разных областях жизни и культуры эти процессы идут в прямо противоположных направлениях. Четко прослеживается две тенденции, определяющее дальнейшее этническое развитие тофаларов. С одной стороны выделяются факторы, указывающие на угрозу ассимиляции. Но заметны и противоположные тенденции, способствующие сохранению тофов в качестве особой этнической единицы.

К первой группе факторов можно отнести массовую метисацию, полную смену языка, утерю многих национальных черт в материальной и духовной культуре.

Ко второй группе факторов относятся удаленность Тофаларии от индустриальных центров и транспортных магистралей, то есть территориальная и географическая изолированность. Рост доли тофов в общем населении, сохранение охоты, оленеводства, таежных промыслов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В полной гармонии с окружающей природой живет здесь уже несколько столетий человек, потребляя все, что дает ему для жизни природа. Пасет домашних животных, охотится на диких, выращивает огородные растения и собирает дары леса. Что-то употребляет сам, а что-то продает или меняет на нужные товары, которые производит цивилизованный мир.

Нетронутый топором девственный лес; деревья растут и умирают не от рук человека, а сами собой; животные и птицы, порой ни разу не видевшие человека, иногда даже не боятся его; чистейшие озера, ручейки и реки, текущие с высоких гор притягивают и завораживают своей жизнью и красотой.

ЛИТЕРАТУРА

«История Земли Иркутской» (учебное пособие)

«Тофаларские народные сказки» (записал и обработал В.И.Рассадин, пересказал для детей В.Бахревский)

«Тофалария – страна гор» (Составители: А.А. Зубченко, А.Г. Маклыгин)

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://www.tgp-75.ru/foto-o-tofalarii.html

ruschudo.rumiracles/247/

tofalariya.ru

etnografia.ruaborigen/1_tofa/tofalaria.htm

tofalar.narod.ruinterest.htm
презентация тофалария
PPTX / 13.76 Мб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.