Проект «Составление плана самообразования по теме "Использование цифровых образовательных ресурсов"»
Проект
Разработка программы саморазвития учителя начальных классов по теме «Современная цифровая образовательная среда в условиях реализации ФГОС»
Автор проекта: Мерсияпова Лилия Илдусовна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 1 Бугульминского муниципального района
Введение
Постановка проблемы
Цифровые технологии стремительно проникают во все сферы жизни, включая образование. Современные ученики растут в среде, насыщенной информацией и гаджетами, и традиционные методы обучения уже не всегда способны удовлетворить их потребности. Для успешного формирования личности и подготовки к жизни в информационном обществе необходима адаптация образовательных процессов к новым условиям.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предусматривает формирование у учащихся универсальных учебных действий, развитие личностных качеств и подготовку к жизни в современном обществе. Эти требования невозможно реализовать без использования современных информационных технологий, которые позволяют обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику, повысить мотивацию к обучению и развить критическое мышление.
Цифровая образовательная среда открывает перед учителем и учеником огромные возможности для расширения образовательного пространства. Онлайн-ресурсы, электронные учебники, интерактивные платформы позволяют получать доступ к актуальной информации, осуществлять совместную работу над проектами, проводить эксперименты и моделирования. Все это способствует развитию креативности, исследовательских навыков и самостоятельной работы. Для эффективного использования цифровых технологий в учебном процессе педагоги нуждаются в постоянном повышении квалификации. Актуализация знаний и навыков в области информационных технологий позволяет учителям соответствовать современным требованиям и эффективно внедрять инновации в свою работу.
Тема "Современная цифровая образовательная среда в условиях реализации ФГОС" является крайне актуальной, поскольку она отражает современные тенденции в образовании, отвечает на вызовы времени и способствует подготовке учащихся к жизни в условиях информационного общества. Развитие и внедрение цифровых технологий в образовательный процесс обеспечивают соответствие современным стандартам и способствуют повышению качества образования.
Вопросы, касающиеся цифровой образовательной среды, регулируются различными нормативными актами Российской Федерации.
Статья 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с измен. и дополн.) описывает использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе “создания в школе условий для реализации образовательных программ с применением электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя современные цифровые ресурсы и образовательные технологии по их применения”, посредством разработки и внедрения в школе единой LMS системы с функциями сбора и обработки больших данных по учету образовательных достижений, проведения онлайн мониторингов школы, отслеживания здоровья учащихся и пр.»
Статья 18 РФ регулирует вопросы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2020 года №2040 "О проведении эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях" определяет цели и задачи эксперимента по внедрению ЦОС (целевой модели цифровой образовательной среды).
Приказ Минпросвещения России от 2 декабря 2019 года №649 "Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды" утверждает целевую модель цифровой образовательной среды, включая требования к инфраструктуре, программному обеспечению и информационным ресурсам.
-Методические рекомендации Минпросвещения России "По внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в субъектах Российской Федерации" содержат практические советы и инструкции по реализации ЦОС в образовательных учреждениях.
Эти акты и документы формируют правовую основу для развития и использования цифровой образовательной среды в школах и других учебных заведениях.
Профессиональные стандарты в области образования, в частности касающиеся вопросов самообразования по теме "Цифровая образовательная среда", регулируются нормативными актами и документами. Основные из них:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (№273-ФЗ) является основой для регулирования образовательного процесса в стране. В нём прописаны общие принципы, согласно которым, педагогическим работникам рекомендуется постоянно повышать свою квалификацию, в том числе через освоение новых технологий и методик, связанных с цифровизацией образования.
- Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)" (введён приказом Минтруда России от 18 октября 2013 года №544н) содержит требования к квалификации педагогических работников, включая знания и умения, необходимые для работы в современной образовательной среде. Одним из ключевых требований является владение современными информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), что включает работу в цифровой образовательной среде.
- В приказе Минобрнауки России от 26 августа 2016 года №1223 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" закреплены требования к условиям реализации образовательных программ, в том числе использование цифровых инструментов и платформ. Педагогам рекомендовано поддерживать высокий уровень ИКТ-компетентности для успешного выполнения своих обязанностей.
- Программа "Цифровая экономика Российской Федерации". Эта программа, утверждённая Правительством РФ, подразумевает активное внедрение цифровых технологий во все сферы жизни, включая образование. В рамках этой программы предусмотрено обучение педагогов использованию цифровых образовательных сред и платформ.
- Региональные программы повышения квалификации педагогов. Многие регионы имеют свои программы переподготовки и повышения квалификации учителей, где особое внимание уделено цифровым технологиям и работе в электронной образовательной среде.
Предпосылками для написания программы самообразования учителя "Цифровая образовательная среда" в условиях реализации ФГОС» являются:
Педагогические:
-Необходимость повышения квалификации.
-Изменение образовательных стандартов.
Технологические:
-Доступность цифровых ресурсов.
- Важно учитывать вопросы кибербезопасности и защиты персональных данных учеников при работе с цифровыми ресурсами.
Психолого-педагогические:
-Мотивация учащихся: Использование цифровых технологий делает уроки более интересными и увлекательными, что повышает мотивацию детей к обучению.
Цель проекта: изучить теоретически, обосновать методически и разработать проект программы самообразования «Современная цифровая образовательная среда в условиях реализации ФГОС"
Задачи проекта:
1. Изучение нормативно-правовой базы и научно-методической литературы.
2. Отбор, анализ и систематизация рабочих программ.
3. Составление плана мероприятия.
4. Разработка содержания проекта.
5. Подготовка проекта к реализации.
6. Определение критериев эффективности проекта.
7. Подведение итогов.
Целевая группа проекта учителя начальных классов МБОУ СОШ №1
Срок реализации проекта 1.05.2025- 31.05.2026
Место реализации проекта муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 с углублённым изучением отдельных предметов Бугульминского муниципального района
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап 1.05. 2025 по 1.09.2025 г
2. Основной этап 1.09.2025 по 1.03.2026 г.
3. Заключительный этап 2.03.2026 по 31.05.2026 г.
Основное содержание проекта
План мероприятий по реализации проекта
№ |
Наименование мероприятия |
Место проведения |
Срок проведения |
Ответственный |
1. |
Изучение Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с измен. и дополн.) |
МБОУ СОШ №1 |
май, 2025 год |
Мерсияпова Л.И. |
2. |
Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2020 года №2040 "О проведении эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях" |
МБОУ СОШ №1 |
май, 2025 год |
Мерсияпова Л.И. |
3. |
Методические рекомендации Минпросвещения России "По внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в субъектах Российской Федерации" |
МБОУ СОШ №1 |
май, 2025 год |
Мерсияпова Л.И. |
4. |
Федеральная образовательная программа начального общего образования |
МБОУ СОШ №1 |
июнь, 2025 год |
Мерсияпова Л.И. |
5. |
Изучение «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» |
МБОУ СОШ №1 |
июнь, 2025 год |
Мерсияпова Л.И. |
6. |
Ознакомление с методическими рекомендациями Минпросвещения России "По внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в субъектах Российской Федерации". |
МБОУ СОШ №1 |
июль, 2025 года |
Мерсияпова Л.И. |
7. |
Изучение профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)" (введён приказом Минтруда России от 18 октября 2013 года №544н). |
МБОУ СОШ №1 |
август, 2025 года |
Мерсияпова Л.И. |
8 |
Изучение локальных актов, регламентирующих деятельность Средней школы №1. |
МБОУ СОШ №1 |
сентябрь 2025 года |
Мерсияпова Л.И. |
9 |
Положения о Рабочей программе (ФГОС НОО). |
МБОУ СОШ №1 |
сентябрь 2025 года |
Мерсияпова Л.И. |
10 |
Изучение и анализ научно-методической литературы: И. Е. Девятова «Развитие профессиональных компетенций учителя начальных классов в условиях использования ресурсов цифровой образовательной среды» Бирюкова, М.И. Современные информационные технологии в сфере образования / М.И. Бирюкова // Профильная школа. – 2019. – № 1. – С.47-51. Гигиеническая безопасность цифровой образовательной среды для детей и подростков / М.И. Степанова // Педагогика. – 2018. – № 12. – С.38-46. |
МБОУ СОШ №1 |
октябрь, 2025 год
ноябрь, 2025 год
ноябрь, 2025 год |
Мерсияпова Л.И. |
11. |
Курсы повышения квалификации по теме «Современные тенденции цифровизации образования» |
МБОУ СОШ №1 |
октябрь, 2025 год |
Мерсияпова Л.И. |
12. |
Изучение сервисов «Wordwall» и «LearningApps» для создания интерактивных заданий |
МБОУ СОШ №1 |
ноябрь, 2025 год |
Мерсияпова Л.И. |
13. |
Оформление подписки на журналы «Педагогический журнал», «Магариф» |
МБОУ СОШ №1 |
сентябрь, 2025 год |
Мерсияпова Л.И. |
14. |
Систематизация документов |
МБОУ СОШ №1 |
сентябрь, 2025 год |
Мерсияпова Л.И. |
15. |
Размещение программы самообразования на сайте МБОУ СОШ № 1 |
МБОУ СОШ №1 |
Декабрь, 2025 год |
Мерсияпова Л.И. |
16. |
Выступление на педсовете «Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения качества образовательного процесса» |
МБОУ СОШ №1 |
январь, 2026 год |
Мерсияпова Л.И. |
17. |
Размещение программы самообразования на сайте infourok.ru, pedsovet.su, урок.рф |
МБОУ СОШ №1 |
февраль, 2026 год |
Мерсияпова Л.И. |
18. |
Публикация программы в электронном педагогическом журнале Магариф.РФ |
МБОУ СОШ №1 |
февраль, 2026 год |
Мерсияпова Л.И. |
Ресурсы
Условия |
Необходимо |
Имеется |
Источники |
Сроки |
Нормативно-правовые: Изучение Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100) Изучение Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Федерации от 02.12.2019 № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды». Методические рекомендации Минпросвещения России "По внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в субъектах Российской Федерации". Профессиональный стандарт "Педагог ((введён приказом Минтруда России от 18 октября 2013 года №544н) |
+
+
+
+
+ |
+
|
сайт МБОУ СОШ №1
сайт МБОУ СОШ №1
|
1.05.2025-30.08.2025
1.05.2025-30.08.2025
1.05.2025-30.08.2025
1.05.2025-30.08.2025
1.05.2025-30.08.2025
|
Материально-технические: Использование компьютера Использование интерактивной доски Использование принтера |
|
+
+
+ |
|
1.09.25- 1.11.2025 |
Кадровые: Учитель Директор Заместитель директора по УР Библиотекарь Учитель информатики |
|
+ + +
+ +
|
Директор |
1.09.25- 30.11.2025 |
Научно-методические: Изучение и анализ научно-методической литературы Оформление подписки на журналы Систематизация документов |
+
+
+ |
|
Мерсияпова Л.И. |
1.09.25- 30.11.2025 |
Информационные: Размещение программы самообразования на сайте МБОУ СОШ № 1 Выступление на педсовете «Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения качества образовательного процеса» Размещение программы самообразования на сайте infourok.ru, pedsovet.su, урок.рф Публикация программы в электронном педагогическом журнале МАГАРИФ.РФ |
|
+
+
+
+
|
Мерсияпова Л.И. |
01.12.2025- 30.03.2026 |
Мотивационные: Повышение мотивации у обучающихся через открытый урок Повышение мотивации у педагогов к реализации проекта через программы повышения квалификации, семинара, мастер класса, самообразовательной деятельности Повышение мотивации у родителей через психолого –педагогический консилиум, родительское собрание, мастер-класс
|
|
+
+
+
|
Мерсияпова Л.И. |
01.03.2026-31.05.2026 |
Организационные: Создание группы по корректировки программы «Цифровая образовательная среда в условиях реализации ФГОС « |
|
+ |
Учителя начальных классов |
20.11.2025-30-11.2025 |
Финансовые: 1.Приобретение учебно-методической литературы Приобретение книги «Федеральный закон РФ «Закон об образовании в Российской Федерации |
+
+
|
+
|
Руководство ОУ Библиотекарь
Директор МБОУ СОШ № 1
|
1.05.2025-30.08.2025
|
Планируемые результаты реализации проекта:
1. Повышение квалификации учителей:
-Владение современными цифровыми инструментами и платформами (Google Classroom, Moodle и др.).
2. Эффективное использование цифровых ресурсов:
-Применение цифровых платформ для общения с учениками и родителями.
-Повышение интереса и мотивации учащихся к учебе за счет использования игровых и интерактивных элементов.
3. Улучшение успеваемости учеников:
-Рост показателей успеваемости благодаря индивидуализированному подходу и использованию цифровых систем оценивания.
-Развитие творческих способностей и критического мышления у учащихся.
4. Обратная связь и корректировка методик:
-Получение отзывов от учителей, учеников и родителей для оценки качества и удобства использования цифровых инструментов (LearningApps.org, Wordwal )
5. Создание качественных цифровых ресурсов на
-Разработка и публикация собственных цифровых учебных материалов.
-Участие в профессиональных сообществах и обмен опытом с коллегами.
6. Продолжение участия в вебинарах, конференциях и сетевых проектах, посвященных цифровой образовательной среде.
Критерии эффективности проекта (методы диагностики)
Уровень освоения цифровых технологий учителями. Анкетирование и тестирование учителей на знание и применение цифровых инструментов и платформ.
Качество созданных цифровых учебных материалов. Экспертиза и рецензирование разработанных материалов, анализ их соответствия требованиям ФГОС..
Успеваемость и мотивация учащихся. Тестирование и контрольные работы, опросы учащихся и родителей о степени удовлетворенности и мотивации.
Эффективность использования цифровых ресурсов в учебном процессе. Наблюдение за проведением уроков, анализ посещаемости и активности на цифровых платформах.
Соответствие требованиям ФГОС. Проверка соответствия учебных программ и цифровых ресурсов установленным стандартам и требованиям ФГОС.
Литература
Нормативно – правовая литература
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»/ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001201212300007 (дата обращения: 11.04.2024).
Федеральная образовательная программа начального общего образования/[Электронный ресурс] Режим доступа: https://static.edsoo.ru/projects/fop/index.html#/sections/1 (дата обращения 12.04.2025)
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)/ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://spkobr.ru/upload/docs/ps-uchitel.pdf (дата обращения:11.04.2025)
Методические рекомендации по вопросам внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в субъектах российской федерации/[Электронный ресурс] Режим доступа: https://koiro.edu.ru/centers/tsentr-informatizatsii-obrazovaniya/tsifrovaya-obrazovatelnaya-sreda/docs/4_pismo-mr-5-02.pdf (дата обращения 10.04.2025)
Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)/ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://spkobr.ru/upload/docs/ps-uchitel.pdf (дата обращения:11.04.2025)
Научно-методическая литература
Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов. М.: Издательский центр «Академия», 2016 г. 192 с.
Цифровая грамотность и цифровая образовательная среда школы/ [Электронный ресурс]Режим доступа: https://as-school3.kmr.eduru.ru/media/2020/03/19/1253762880/Gajsina_S.V._FSP_cifrovaya-gramotnost_i_CZOS_sovremennoj_shkoly.pdf (дата обращения:11.04.2025)