Проект «Составление плана самообразования по теме "Использование цифровых образовательных ресурсов"»

0
0
Материал опубликован 27 May

Проект

Разработка программы саморазвития учителя начальных классов по теме «Современная цифровая образовательная среда в условиях реализации ФГОС»

Автор проекта: Мерсияпова Лилия Илдусовна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 1 Бугульминского муниципального района

 

Введение

Постановка проблемы

Цифровые технологии стремительно проникают во все сферы жизни, включая образование. Современные ученики растут в среде, насыщенной информацией и гаджетами, и традиционные методы обучения уже не всегда способны удовлетворить их потребности. Для успешного формирования личности и подготовки к жизни в информационном обществе необходима адаптация образовательных процессов к новым условиям.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предусматривает формирование у учащихся универсальных учебных действий, развитие личностных качеств и подготовку к жизни в современном обществе. Эти требования невозможно реализовать без использования современных информационных технологий, которые позволяют обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику, повысить мотивацию к обучению и развить критическое мышление.

Цифровая образовательная среда открывает перед учителем и учеником огромные возможности для расширения образовательного пространства. Онлайн-ресурсы, электронные учебники, интерактивные платформы позволяют получать доступ к актуальной информации, осуществлять совместную работу над проектами, проводить эксперименты и моделирования. Все это способствует развитию креативности, исследовательских навыков и самостоятельной работы. Для эффективного использования цифровых технологий в учебном процессе педагоги нуждаются в постоянном повышении квалификации. Актуализация знаний и навыков в области информационных технологий позволяет учителям соответствовать современным требованиям и эффективно внедрять инновации в свою работу.

Тема "Современная цифровая образовательная среда в условиях реализации ФГОС" является крайне актуальной, поскольку она отражает современные тенденции в образовании, отвечает на вызовы времени и способствует подготовке учащихся к жизни в условиях информационного общества. Развитие и внедрение цифровых технологий в образовательный процесс обеспечивают соответствие современным стандартам и способствуют повышению качества образования.

Вопросы, касающиеся цифровой образовательной среды, регулируются различными нормативными актами Российской Федерации.

Статья 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с измен. и дополн.) описывает использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе “создания в школе условий для реализации образовательных программ с применением электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя современные цифровые ресурсы и образовательные технологии по их применения”, посредством разработки и внедрения в школе единой LMS системы с функциями сбора и обработки больших данных по учету образовательных достижений, проведения онлайн мониторингов школы, отслеживания здоровья учащихся и пр.»

Статья 18 РФ регулирует вопросы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2020 года №2040 "О проведении эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях" определяет цели и задачи эксперимента по внедрению ЦОС (целевой модели цифровой образовательной среды).

Приказ Минпросвещения России от 2 декабря 2019 года №649 "Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды" утверждает целевую модель цифровой образовательной среды, включая требования к инфраструктуре, программному обеспечению и информационным ресурсам.

-Методические рекомендации Минпросвещения России "По внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в субъектах Российской Федерации" содержат практические советы и инструкции по реализации ЦОС в образовательных учреждениях.

Эти акты и документы формируют правовую основу для развития и использования цифровой образовательной среды в школах и других учебных заведениях.

Профессиональные стандарты в области образования, в частности касающиеся вопросов самообразования по теме "Цифровая образовательная среда", регулируются нормативными актами и документами. Основные из них:

- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (№273-ФЗ) является основой для регулирования образовательного процесса в стране. В нём прописаны общие принципы, согласно которым, педагогическим работникам рекомендуется постоянно повышать свою квалификацию, в том числе через освоение новых технологий и методик, связанных с цифровизацией образования.

- Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)" (введён приказом Минтруда России от 18 октября 2013 года №544н) содержит требования к квалификации педагогических работников, включая знания и умения, необходимые для работы в современной образовательной среде. Одним из ключевых требований является владение современными информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), что включает работу в цифровой образовательной среде.

- В приказе Минобрнауки России от 26 августа 2016 года №1223 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" закреплены требования к условиям реализации образовательных программ, в том числе использование цифровых инструментов и платформ. Педагогам рекомендовано поддерживать высокий уровень ИКТ-компетентности для успешного выполнения своих обязанностей.

- Программа "Цифровая экономика Российской Федерации". Эта программа, утверждённая Правительством РФ, подразумевает активное внедрение цифровых технологий во все сферы жизни, включая образование. В рамках этой программы предусмотрено обучение педагогов использованию цифровых образовательных сред и платформ.

- Региональные программы повышения квалификации педагогов. Многие регионы имеют свои программы переподготовки и повышения квалификации учителей, где особое внимание уделено цифровым технологиям и работе в электронной образовательной среде.

Предпосылками для написания программы самообразования учителя "Цифровая образовательная среда" в условиях реализации ФГОС» являются:

Педагогические:

-Необходимость повышения квалификации.

-Изменение образовательных стандартов.

Технологические:

-Доступность цифровых ресурсов.

- Важно учитывать вопросы кибербезопасности и защиты персональных данных учеников при работе с цифровыми ресурсами.

Психолого-педагогические:

-Мотивация учащихся: Использование цифровых технологий делает уроки более интересными и увлекательными, что повышает мотивацию детей к обучению.

Цель проекта: изучить теоретически, обосновать методически и разработать проект программы самообразования «Современная цифровая образовательная среда в условиях реализации ФГОС"

Задачи проекта:

1. Изучение нормативно-правовой базы и научно-методической литературы.

2. Отбор, анализ и систематизация рабочих программ.

3. Составление плана мероприятия.

4. Разработка содержания проекта.

5. Подготовка проекта к реализации.

6. Определение критериев эффективности проекта.

7. Подведение итогов.

Целевая группа проекта учителя начальных классов МБОУ СОШ №1

 

Срок реализации проекта 1.05.2025- 31.05.2026

Место реализации проекта муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 с углублённым изучением отдельных предметов Бугульминского муниципального района

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап 1.05. 2025 по 1.09.2025 г

2. Основной этап 1.09.2025 по 1.03.2026 г.

3. Заключительный этап 2.03.2026 по 31.05.2026 г.

 

Основное содержание проекта

План мероприятий по реализации проекта

Наименование мероприятия

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

1.

Изучение Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с измен. и дополн.)

МБОУ СОШ №1

май, 2025 год

Мерсияпова Л.И.

2.

Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2020 года №2040 "О проведении эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях"

МБОУ СОШ №1

май, 2025 год

Мерсияпова Л.И.

3.

Методические рекомендации Минпросвещения России "По внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в субъектах Российской Федерации"

МБОУ СОШ №1

май, 2025 год

Мерсияпова Л.И.

4.

Федеральная образовательная программа

начального общего образования

МБОУ СОШ №1

июнь, 2025 год

Мерсияпова Л.И.

5.

Изучение «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

МБОУ СОШ №1

июнь,

2025 год

Мерсияпова Л.И.

6.

Ознакомление с методическими рекомендациями Минпросвещения России "По внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в субъектах Российской Федерации".

МБОУ СОШ №1

июль,

2025 года

Мерсияпова Л.И.

7.

Изучение профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)" (введён приказом Минтруда России от 18 октября 2013 года №544н).

МБОУ СОШ №1

август,

2025 года

Мерсияпова Л.И.

8

Изучение локальных актов, регламентирующих деятельность Средней школы №1.

МБОУ СОШ №1

сентябрь 2025 года

Мерсияпова Л.И.

9

Положения о Рабочей программе (ФГОС НОО).

МБОУ СОШ №1

сентябрь 2025 года

Мерсияпова Л.И.

10

Изучение и анализ научно-методической литературы:

И. Е. Девятова «Развитие профессиональных компетенций учителя начальных классов в условиях использования ресурсов цифровой образовательной среды»

Бирюкова, М.И. Современные информационные технологии в сфере образования / М.И. Бирюкова // Профильная школа. – 2019. – № 1. – С.47-51.

Гигиеническая безопасность цифровой образовательной среды для детей и подростков / М.И. Степанова // Педагогика. – 2018. – № 12. – С.38-46.

МБОУ СОШ №1

октябрь, 2025 год

 

 

 

 

 

 

 

 

ноябрь, 2025 год

 

 

 

 

 

 

ноябрь, 2025 год

Мерсияпова Л.И.

11.

Курсы повышения квалификации по теме «Современные тенденции цифровизации образования»

МБОУ СОШ №1

октябрь, 2025 год

Мерсияпова Л.И.

12.

Изучение сервисов «Wordwall» и «LearningApps» для создания интерактивных заданий

МБОУ СОШ №1

ноябрь, 2025 год

Мерсияпова Л.И.

13.

Оформление подписки на журналы «Педагогический журнал», «Магариф»

МБОУ СОШ №1

сентябрь, 2025 год

Мерсияпова Л.И.

14.

Систематизация документов

МБОУ СОШ №1

сентябрь, 2025 год

Мерсияпова Л.И.

15.

Размещение программы самообразования на сайте МБОУ СОШ № 1

МБОУ СОШ №1

Декабрь, 2025 год

Мерсияпова Л.И.

16.

Выступление на педсовете «Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения качества образовательного процесса»

МБОУ СОШ №1

январь, 2026 год

Мерсияпова Л.И.

17.

Размещение программы самообразования на сайте infourok.ru, pedsovet.su, урок.рф

МБОУ СОШ №1

февраль, 2026 год

Мерсияпова Л.И.

18.

Публикация программы  в электронном педагогическом журнале МагарифФ

МБОУ СОШ №1

февраль, 2026 год

Мерсияпова Л.И.

Ресурсы

Условия

Необходимо

Имеется

Источники

Сроки

Нормативно-правовые:

Изучение Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)

Изучение Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

Федерации от 02.12.2019 № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды».

Методические рекомендации Минпросвещения России "По внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в субъектах Российской Федерации".

Профессиональный стандарт "Педагог ((введён приказом Минтруда России от 18 октября 2013 года №544н)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://pravo.gov.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://pravo.gov.ru/

 

https://login.consultant.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://pravo.gov.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

http://pravo.gov.ru/

сайт МБОУ СОШ №1

 

 

 

 

 

 

http://pravo.gov.ru/

сайт МБОУ СОШ №1

 

1.05.2025-30.08.2025

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.05.2025-30.08.2025

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.05.2025-30.08.2025

 

 

 

 

 

 

1.05.2025-30.08.2025

 

 

 

 

 

1.05.2025-30.08.2025

 

Материально-технические:

Использование компьютера

Использование интерактивной доски

Использование принтера

 

 

 

+

 

+

 

+

 

1.09.25- 1.11.2025

Кадровые:

Учитель

Директор

Заместитель директора по УР

Библиотекарь

Учитель информатики

 

 

+

+

+

 

+

+

 

Директор

1.09.25- 30.11.2025

Научно-методические:

Изучение и анализ научно-методической литературы

Оформление подписки на журналы

Систематизация документов

 

+

 

 

 

+

 

+

 

Мерсияпова Л.И.

1.09.25- 30.11.2025

Информационные:

Размещение программы самообразования на сайте МБОУ СОШ № 1

Выступление на педсовете «Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения качества образовательного процеса»

Размещение программы самообразования на сайте infourok.ru, pedsovet.su, урок.рф

Публикация программы  в электронном педагогическом журнале МАГАРИФФ

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

Мерсияпова Л.И.

01.12.2025-

30.03.2026

Мотивационные:

Повышение мотивации у обучающихся через открытый урок

Повышение мотивации у педагогов к реализации проекта через программы повышения квалификации, семинара, мастер класса, самообразовательной деятельности

Повышение мотивации у родителей через психолого –педагогический консилиум, родительское собрание, мастер-класс

 

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

Мерсияпова Л.И.

01.03.2026-31.05.2026

Организационные:

Создание группы по корректировки программы «Цифровая образовательная среда в условиях реализации ФГОС «

 

 

+

Учителя начальных классов

20.11.2025-30-11.2025

Финансовые:

1.Приобретение учебно-методической литературы

Приобретение книги «Федеральный закон РФ «Закон об образовании в Российской Федерации

 

+

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

Руководство ОУ

Библиотекарь

https://www.litres.ru/

 

Директор МБОУ СОШ № 1

 

1.05.2025-30.08.2025

 

 

 

 

Планируемые результаты реализации проекта:

1. Повышение квалификации учителей:

-Владение современными цифровыми инструментами и платформами (Google Classroom, Moodle и др.).

2. Эффективное использование цифровых ресурсов:

-Применение цифровых платформ для общения с учениками и родителями.

-Повышение интереса и мотивации учащихся к учебе за счет использования игровых и интерактивных элементов.

3. Улучшение успеваемости учеников:

-Рост показателей успеваемости благодаря индивидуализированному подходу и использованию цифровых систем оценивания.

-Развитие творческих способностей и критического мышления у учащихся.

4. Обратная связь и корректировка методик:

-Получение отзывов от учителей, учеников и родителей для оценки качества и удобства использования цифровых инструментов (LearningApps.org, Wordwal )

5. Создание качественных цифровых ресурсов на

-Разработка и публикация собственных цифровых учебных материалов.

-Участие в профессиональных сообществах и обмен опытом с коллегами.

6. Продолжение участия в вебинарах, конференциях и сетевых проектах, посвященных цифровой образовательной среде.

Критерии эффективности проекта (методы диагностики)

Уровень освоения цифровых технологий учителями. Анкетирование и тестирование учителей на знание и применение цифровых инструментов и платформ.

Качество созданных цифровых учебных материалов. Экспертиза и рецензирование разработанных материалов, анализ их соответствия требованиям ФГОС..

Успеваемость и мотивация учащихся. Тестирование и контрольные работы, опросы учащихся и родителей о степени удовлетворенности и мотивации.

Эффективность использования цифровых ресурсов в учебном процессе. Наблюдение за проведением уроков, анализ посещаемости и активности на цифровых платформах.

Соответствие требованиям ФГОС. Проверка соответствия учебных программ и цифровых ресурсов установленным стандартам и требованиям ФГОС.

 

Литература

 

Нормативно – правовая литература

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»/ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001201212300007 (дата обращения: 11.04.2024).

Федеральная образовательная программа начального общего образования/[Электронный ресурс] Режим доступа: https://static.edsoo.ru/projects/fop/index.html#/sections/1 (дата обращения 12.04.2025)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)/ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://spkobr.ru/upload/docs/ps-uchitel.pdf (дата обращения:11.04.2025)

Методические рекомендации по вопросам внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в субъектах российской федерации/[Электронный ресурс] Режим доступа: https://koiro.edu.ru/centers/tsentr-informatizatsii-obrazovaniya/tsifrovaya-obrazovatelnaya-sreda/docs/4_pismo-mr-5-02.pdf (дата обращения 10.04.2025)

Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)/ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://spkobr.ru/upload/docs/ps-uchitel.pdf (дата обращения:11.04.2025)

 

Научно-методическая литература

Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов. М.: Издательский центр «Академия», 2016 г. 192 с.

Цифровая грамотность и цифровая образовательная среда школы/ [Электронный ресурс]Режим доступа: https://as-school3.kmr.eduru.ru/media/2020/03/19/1253762880/Gajsina_S.V._FSP_cifrovaya-gramotnost_i_CZOS_sovremennoj_shkoly.pdf (дата обращения:11.04.2025)


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации