Статья «Использование цифровых образовательных ресурсов при изучении русского языка»
Использование цифровых образовательных ресурсов при изучении русского языка
Активизация познавательной деятельности является одной из ключевых задач современного образования, что нашло свое отражение в ФГОС. В стандарте указаны требования к личностным образовательным результатам, одним из которых является: «формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде» [2]. Учитель должен не только давать знания, но и научить самостоятельно находить необходимую информацию и правильно ее интерпретировать.
В настоящее время возрастает актуальность дистанционного обучения, при котором взаимодействие учителя и обучащихся и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. [1, с. 17]. В соответствии с этим при организации дистанционного обучения мы должны не только обучать своему предмету, но и способствовать развитию личностных результатов, что невозможно без поддержания интереса к предмету.
В настоящее время в методической и педагогической литературе выделяются различные методы активизации познавательной деятельности. Мы считаем, что в рамках дистанционного обучения целесообразно использовать дидактические игры, которые входят в состав игровых технологий. Дидактическая игра – игра, специально организованная для обучения.
Грамотная подготовка и организация дидактической игры, учет важнейших требований, предъявляемых к игре, профессионализм и личная заинтересованность учителя обеспечивают достижение дидактических целей, высокие учебные и личностные результаты, а в конечном счете – эффективность игровых методов.
Обучающиеся 5-6 классов, как правило, не обладают развитым абстрактным мышлением в силу возрастных особенностей, поэтому возникают трудности с усвоением абстрактных понятий. Дидактическая игра на облегчает усвоение детьми грамматического и лексического материала благодаря эмоционально насыщенной, увлекательной форме его воспроизведения.
Особое внимание заслуживает одна из современных форм дидактических игр – компьютерные игры и игры с использованием возможностей Web 2.0. Выделим цифровые образовательных ресурсы («Учим правила по алгоритму», «Учимся, играя») и сервисы Web2.0 (LearningApps, генераторы кроссвордов).
Шаблоны сервиса LearningApps универсальны: благодаря им можно создать задания по любому предмету, а по русскому языку с их помощью можно сделать задания по всем разделам языкознания. Сайт достаточно прост в использовании, поэтому учитель может предложить детям самостоятельно сформировать задания по определенной теме. Покажем возможности использования LearningApps.
«Состав слова»
Каждой карточке соответствует предложение, в котором обучающийся должен найти слово, соответствующее схеме (морфемному составу).
«Найди соответствие»
Усвоение материала по пунктуации можно проверить с помощью следующего задания: детям предлагаются предложения, которые они должны соотнести с его характеристикой.
«Собери пары»
Задание помогает проверить знания по теме «Вид глагола», развивая внимание и память. Ребенок поочередно открывает карточки, на обратной стороне которых написаны слова, подобранные сгруппированные по определенному признаку. Задача ребенка: найти соответствия.
Рассмотрим электронное учебное издание по русскому языку для 5 класса «Учим правила по алгоритму» с функциями тренажёра-тестера-словаря, разработанное в рамках конкурса НФПК «Разработка информационных источников сложной структуры (ИИСС) для системы общего образования» (М.: Новый Диск, 2008). Пособие состоит из модуля интерактивного обучения, модуля тренинга и тестирования.
Модуль интерактивного обучения включает в себя интерактивные уроки, упражнения, тренинги, лингвистические дуэли и игры. Материалы модуля представлены в игровой форме: каждый урок представляет собой путешествие по модулям - «станциям». Задания в ходе «урока-путешествия» могут быть разных типов, но по форме они все игровые.
«Дождик капал…»
Игра содержит задания, связанные с правописанием безударных гласных в корне слова. Условие: из предложенных букв необходимо выбрать нужную. Время на выбор каждой буквы ограничено, но темп выполнения можно выбрать самостоятельно. В ходе игры есть возможность сразу видеть правильность ответа: правильно – появляется цветок, ошибка – «звук разочарования»), а после завершения можно сравнить результат с «ключом».
«Ослик ходит за морковкой»
Задание закрепляет материал, связанный с написанием корней с чередующимися гласными. Школьнику нужно не только вставить пропущенную букву, но и узнать слово по 2-3 заданным буквам.
«Интерактивный кроссворд»
Слова-ответы в кроссворде содержат корни с безударными гласными. Преимущество данного кроссворда заключается в том, что дети могут самостоятельно выбрать не только время, отведенное на выполнение, но и количество слов, входящих в кроссворд.
Игровую форму имеют и лингвистические дуэли («Эль-Дуэли»), представленные в этом пособии. Перед выполнением задания ученик может выбрать уровень сложности. Соревнование включает в себя упражнения и тестовую часть, в которой нужно не только сделать выбор, но и объяснить его. На этапе тестирования предусмотрен просмотр правильных ответов на вопросы теста и повторное тестирование. Таким образом, создаётся благоприятная атмосфера: за ребёнком сохраняется право на ошибку.
Ранее упоминавшийся сервис LearningApps предоставляет широкие возможности для создания интерактивных игровых заданий по орфографии и пунктуации. Покажем возможности использования сервиса при ищучении орфографии и пунктуации. Приведем примеры игровых заданий по орфографии, созданных с использованием сервиса LearningApps.
«Пазлы»
Из предложенных букв, а, о, е, и школьнику необходимо выбрать букву, чтобы вставить на место пропуска. Если это выполнено верно, то открывается фрагмент картинки. В противоположном случае – дается новая попытка. По мере выполнения задания открывается целостная картинка. Данный шаблон позволяет отработать офографические умения по всем темам.
«Скачки»
Игра проводится в паре: между несколькими учащимися или между учащимся и компьютером. С помощью данного задания можно проверить как одну, так и несколько орфограмм. Предлагается слово с пропущенной буквой и варианты букв для вставки. За каждый правильный ответ, представленный раньше других, игроку начисляется 1 балл, а «лошадь» игрока продвигается вперед на пути к финишу. Если ответ правильный, но игрок дал его позже другого игрока или компьютера, балл не начисляется. Побеждает тот, кто чья лошадь первой добирается до финиша.
Одной из наиболее популярных и любимых учащимися форм закрепления и проверки усвоения значений слов являются сканворды и кроссворды. Например, знание значений слов, помещенных в словарик части 1 учебника «Русский язык: 5 класс» Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. поможет проверить кроссворд.
Кроссворды могут использоваться как в начале урока, на этапе актуализации знаний или постановки проблемы, так и в конце урока, на этапе закрепления или обобщения. Незаменимы кроссворды в качестве способа разрядить обстановку, поддержать умственную активность учащихся после сложной или однообразной работы.
Помимо разгадывания кроссвордов, предложенных учителем, учащиеся сами могут составить кроссворд по изучаемой теме в качестве домашнего задания.
Чтобы составить кроссворд, сначала необходимо отобрать слова (как правило, термины) по учебной теме и сформулировать их определения, затем максимально компактно расположить их так, чтобы они пересекались друг с другом по горизонтали и по вертикали. Для создания собственных кроссвордов на любую тему можно воспользоваться онлайн-сервисами http://biouroki.ru/workshop/crossgen.html, http://crosswordus.com/, а также другими сервисами по составлению кроссвордов. Сервисы позволяют автоматически сгенерировать кроссворд или сканворд, введя список слов (или слов вместе с определениями), сохранить и распечатать его.
Любую игру можно использовать на уроках русского языка неоднократно, как при изучении одно и того же раздела, так и при изучении разных разделов. Для того чтобы интерес к ней не снизился, ее можно видоизменять за счет усложнения правил или изменения условий игры, а также привлекать самих школьников к подбору материала для игры, а в случае с использованием ресурсов Web2.0 – не только к подбору материала, но и к самостоятельному созданию игры по имеющимся шаблонам с последующей оценкой созданного варианта игры и его апробацией в классе.
Список использованной литературыПолат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. – URL: http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS_OO.pdf (дата обращения: 01.12.2020).