Статья «Использование цифровых образовательных ресурсов в работе педагога-психолога»
«Использование цифровых образовательных ресурсов в работе педагога-психолога»
Сегодня российское образование ориентировано на использование современных методов, приемов и технологий обучения. Использование информационно-коммуникативных технологий является необходимым условием реализации ФГОС. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы) составляют основу современных образовательных технологий.
Под цифровым образовательным ресурсом (ЦОР) понимается информационный источник, содержащий графическую текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео, фото и другую информацию, направленный на реализацию целей и задач современного образования.
Использование ЦОР открывает широкие возможности в практической деятельности педагога-психолога ДОУ, дополняет традиционные формы работы, расширяет возможности взаимодействия с другими участниками воспитательно-образовательного процесса (педагогами, родителями, детьми).
Цифровые образовательные ресурсы я использую во всех направлениях моей профессиональной деятельности:
Диагностическая работа;
Развивающая и коррекционная работа;
Консультативная и просветительская работа;
Организационно-методическая работа;
Работа по самообразованию и самосовершенствованию.
Диагностическая работа психолога в ДОУ преследует решение следующих задач:
-составление и ведение индивидуальных коррекционно-развивающих карт дошкольников;
-определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в общении, адаптации, усвоении программы;
-выбор средств и форм психологического сопровождения дошкольников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения;
-выявление детей с повышенными возможностями усвоения программы ДОУ.
Большую часть моего времени отнимает именно проведение исследований. Даже не столько их проведение, сколько анализ и обработка результатов, так как зачастую необходимо провести обследование не одного конкретного ребенка, а целой группы детей. В этой ситуации на выручку приходят ЦОР. Использование компьютерных программ облегчает проведение диагностики и высвобождает огромное количество времени, затрачиваемого на обработку данных, которое можно распределить на другие сферы деятельности, на пример: наблюдение за детьми в реальной или смоделированной (игровой) деятельности. В своей практике использую следующие программы для обработки результатов: Карта адаптации Роньжиной; обработчик социометрии, экспресс-диагностика Павловой, Руденко; протокол к тесту тревожности Теммл Р., Дорки М., Амен В; беседа о школе Нежновой Т.А. – автор Марина Королева (https://koroleva-marina.ru/ ). При проведении групповой диагностики используя ЦОР, я могу распечатывать необходимый стимульный материал, бланки тестов. Компьютерная обработка результатов тестирования позволяет создавать базы данных по итогам диагностики, проводить сравнительный анализ данных, формировать различные статистические отчеты и т.д.
В коррекционно-развивающей работе я также применяю ЦОР.
Можно выделить 2 вида занятий:
1. Занятие с мультимедийной поддержкой.
На таком занятии я использую только один компьютер в качестве “электронной доски”.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и ассоциативном виде в память детей.
2. Занятие с компьютерной поддержкой.
Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ.
Ребенок самостоятельно изучает материал, выполняет необходимые задания и после этого проходит проверку компетентности по данной теме.
В своей работе я использую готовые цифровые образовательные ресурсы:
игры, презентации на различных сайтах («Мерсибо» https://mersibo.ru/; «Самоучка» https://samouchka.com.ua/; «Детская психология» https://kids-psyhology.ru/;).
Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.
Важно на таких занятиях соблюдать требования СанПиН при работе за компьютером, и условия для сбережения здоровья ребенка.
В консультативной и просветительской работе использование ЦОР имеет следующие преимущества:
1. Доступ к разнообразным источникам информации благодаря Интернету позволяет находить на сайтах необходимые информационные материалы.
2. Быстрота в самостоятельном изготовлении памяток, буклетов, содержащих материалы по проблемам развития, воспитания детей, создании презентаций при подготовке к совместным мероприятиям с педагогами, родителями.
3. Возможность опосредованного консультирования и просвещения родителей, педагогов используя Интернет.
На сайте детского сада родители могут задать вопрос по проблемам развития, обучения и воспитания детей. Также на сайте ДОУ есть страничка педагога-психолога, где постоянно обновляется информация для родителей: консультации, памятки.
Очень важной и частой проблемой для педагогов – психологов является фиксация результатов психологической работы в журнале учета видов деятельности. Благодаря электронному журналу я могу заносить данные о проделанной работе, которые автоматические распределяются по разным направлениям. Кроме того, информация подлежит автоматическому подсчету и ее можно быстро распечатать, если это необходимо.
Нельзя переоценить ресурсы, предоставляемые ЦОР для моего профессионального саморазвития: возможность находить в Интернете электронные учебники и пособия, статьи по необходимой тематике, знакомство с новостями психологических исследований, обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты, участие в работе сетевых профессиональных сообществ, чатов, on-line конференций, обучение на дистанционных курсах повышения квалификации, участия в конкурсах профессионально мастерства.
Полезные ресурсы:
https://koroleva-marina.ru/ в помощь психологу
https://mersibo.ru/ «Мерсибо»
https://solncesvet.ru/sert/ «Солнечный свет»
https://video.1sept.ru/ «Первое сентября»
https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/index.php/ «Единый урок РФ»
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/ «Урок.РФ»
https://infourok.ru/ «Инфоурок»
https://fgosonline.ru/ «ФГОС онлайн»
https://mir-pedagoga.ru/ «Мир педагога»
https://talant-pedagoga.ru/ «Талант педагога»
https://svet-pedagoga.ru/ «Рассвет педагога»
Итак, полноценное осуществление педагогом-психологом профессиональной деятельности сегодня невозможно без использования ЦОР. От этого зависит мобильность, своевременность и эффективность работы психолога в модели взаимодействия всех субъектов образовательного пространства.