12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Черникова Надежда Александровна42 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Проект урока окружающего мира в 3 классе по теме «Свойства воды» с применением технологии учебно-группового сотрудничества
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с.Пестравка муниципального района Пестравский Самарской области
Проект урока окружающего мира в 3 классе
по теме «Свойства воды»
с применением технологии учебно-группового сотрудничества
Черникова Н.А.
учитель начальных классов
Пестравка,2017
Паспорт урока окружающего мира в 3 классе
Целевой компонент | Тема урока: | Свойства воды |
Образовательная цель | Формирование ценностного отношения к окружающему миру, развитие коммуникативных способностей третьеклассников в процессе изучения свойств воды на основе практического исследования состава воды. | |
Планируемые образовательные результаты | По окончании изучения темы ученик: Личностные Результаты: ЛР-1 проявляет интерес к изучению окружающего мира через практическую работу; ЛР-2 проявляет доброжелательность, готовность к сотрудничеству с учителем и учащимися. Метапредметные Результаты: МР-1 добывает новые знания через информацию, представленную в разных формах; МР-2 наблюдает и делает самостоятельные выводы; МР-3 анализирует и систематизирует полученные знания; МР-4 проявляет познавательный интерес к предмету через исследования. Познавательные Универсальные Действия: ПУД-1 ставит простейшие опыты самостоятельно, ПУД-2 исследуя свойства воды, называет основные, легко определяемые свойства воды. ПУД-3 заполняет таблицу (выводы опыта) | |
Программные требования к образовательным результатам раздела «Мир как дом» | Ученик научиться: Самостоятельно формулировать тему урока, ставить перед собой задачи для достижения целей. Проводить опыты, получать необходимую для обучения информацию. Анализировать полученные результаты и систематизировать в единую таблицу. Ученик получит возможность научиться: выполнять работу в группе, согласовывать совместные действия, делать выводы. Извлекать дополнительную информацию о воде, её свойствах и значении для живых организмов. | |
Содержате льный компонент | Программное содержание | Изучение свойств воды. |
Мировоззренческая идея | Вода – источник жизни. | |
Ценностно-смысловые ориентиры | Бережное отношение к воде. Использование свойств воды в повседневной жизни. | |
План изучения учебного материала | Прозрачность, бесцветность, растворимость, текучесть, без вкуса и запаха | |
Основные понятия | Прозрачность, бесцветность, растворимость, текучесть, без вкуса и запаха | |
Основные законы, закономерности | Выявляются свойства воды: без цвета, без запаха, без вкуса, прозрачность, растворяет и не растворяет некоторые вещества. | |
Деятель ностный компонент | Тип урока | Изучение нового материала |
Форма урока | Урок-исследование | |
Образовательная технология | Технология учебно-группового сотрудничества | |
Оснащение урока | Карточки-задания, колбы с водой, цветные полоски, ложка, соль, глина (земля), ватман и фломастеры. | |
Мизансцена урока | Постановка столов с разделением на три группы | |
Предварительная подготовка к уроку учащихся | ||
Домашнее задание | 1 группа: У меня в руках книга «Удивительные тайны воды», но она пуста. Найдите информацию о волшебных свойствах воды, стихи, пословицы, рецепты по очистке воды, интересные факты, связанные с водой. И на следующем уроке мы заполним страницы нашей книги. 2 группа: Задание для Золушки: Мачеха приготовила смесь из песка и опилок. Как отделить их друг от друга при помощи воды? 3 группа: Придумать и нарисовать плакат на тему: «Берегите воду!» | |
Технологическая карта урока
Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | ПОР урока | ||||||||||
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3 мин.) | ||||||||||||
Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок. | Стоя Дневники, тетради, пеналы (аплодисменты) | |||||||||||
II. ВВОДНЫЙ ЭТАП (7-10 мин.) | ||||||||||||
Ребята, о чём мы будем говорить на уроке, вы узнаете из загадки: Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! (Вода.) Вода – это уникальное вещество, которое играет огромную роль в природе. Без неё нет жизни. Как вы думаете, что определяет уникальность, необычность этого вещества? - Сформулируйте тему урока. Какие задачи мы перед собой поставим? Чтобы ответить на вопрос нашего урока, давайте изучим свойства воды. Вам предстоит стать исследователями воды, провести опыты и узнать о свойствах воды. А изучать эти свойства вы будете в своих лабораториях. - Что будет предметом нашего исследования? - Какую цель поставим перед собой? Давайте вспомним правила работы в группах. 1.Работать сообща. 2.Уметь выслушать друг друга. 3.Слушать других, не перебивая, внимательно. 4.Уметь распределять обязанности между собой, четко знать долю своей работы. 5.Уметь договариваться, помогать друг другу. | Определение темы урока. Постановка задач. Разделение класса на три группы. Распределяют обязанности в группе. | ЛР-1 МР-4 | ||||||||||
III. ОБУЧАЮЩИЙ (ОСНОВНОЙ) ЭТАП УРОКА (15 мин.) | ||||||||||||
У каждой группы на столе лежат необходимые инструменты для проведения опытов и инструкции. Ознакомьтесь с ними. 1) Практическая работа в группах Работа 1 группы: Задание на карточке Приложение 1 Дети ставят опыты с водой, записывают и зарисовывают получившиеся результаты. Работа 2 группы Задание на карточке Приложение 2 Дети ставят опыты с водой, записывают и зарисовывают получившиеся результаты. Работа 3 группы Задание на карточке Приложение 3 Дети совместно обсуждают проблемы экологии и делают несколько рисунков или один большой плакат об охране водных ресурсов. 2) Групповая дискуссия: обсуждение, выработка общего мнения или выполнение общей работы, подготовка к презентации итогов работы. | Вступают непосредственно в контакт с информацией (читают, слушают, смотрят). Планируют последовательность действий. Проводят опыты в соответствии с заданиями. Формулируют результаты опытов. | ПУД-1 ПУД-2 МР- 2 МР- 3 МР-4 ЛР-2 | ||||||||||
IV. РЕФЛЕКСИЯ (15 мин.) | ||||||||||||
- Ну, теперь давайте подведем итог наших исследований. - Какое вещество было объектом нашего исследования? - Какими свойствами она обладает? - Заполним таблицу на доске. - Третья группа ознакомит нас с плакатом о защите и охране воды. - Заполняют синквейн
| Представитель каждой группы выходит к доске и заполняет свое поле сводной таблицы.
Вода Чистая, святая Напоит, умоет, исцелит Без воды нам не прожить Спасительница | ПУД-3 МР- 2 | ||||||||||
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3-5 мин.) | ||||||||||||
– Как человек использует свойства воды? – О каких удивительных свойствах воды вы узнали? Вода – жидкость: без цвета, без вкуса, без запаха, текучая, прозрачная, не имеет формы. Вода растворяет соль, но не растворяет глину (землю). | Выражают мысли своими словами, свободно аргументируют, обмениваются идеями, если таковые возникают. | МР-4 |
Приложение 1
Карточка для группы 1
Опыт 1. Возьмите стакан с водой и опустите туда ложку. Скажите видна ли она? Как вы думаете, о каком свойстве воды это говорит? Сделайте вывод:
Опыт 2. – Ребята, у вас на парте лежат цветные полоски. Поднесите полоски по очереди к стакану с водой. Скажите, имеет ли вода цвет? Сделайте вывод: |
Приложение 2
Карточка для группы 2
Опыт 3. Возьмите стакан с водой попробуйте и понюхайте. Имеет ли вода вкус, запах? Сделайте вывод:
Опыт 4. –Насыпьте в один стакан с водой немного соли, а в другой столько же глины (земли). Аккуратно размешайте. Скажите, что вы заметили? Сделайте вывод: |
Приложение 3
Карточка для группы 3
Нарисуйте плакат по охране воды «Чтобы сохранить ресурсы воды на планете нужно….» |
Таблица на доске. Свойства воды.
Цвет | нет цвета |
Прозрачность | прозрачна |
Запах | нет |
Вкус | нет |
Способность растворять вещества | растворитель |
Синквейн
Существительное (1 слово) | |
Прилагательное (2 слова) | |
Глагол (3 слова) | |
Предложение (4 слова) | |
Существительное (синоним) |