Урок окружающего мира в 3 классе «Свойства полезных ископаемых»

7
4
Материал опубликован 28 June 2019 в группе

Разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме: «Свойства полезных ископаемых» с использованием ТРКМ

Ф.И.О. Голдина Лилия Вильевна

г. Миасс Челябинская область

УМК: Перспективная начальная школа

Предмет: окружающий мир (в технологии ТРКМ)

Класс: 3

Тема: «Свойства полезных ископаемых»

Тип урока: урок «открытия» нового знания (практическая работа-опыты)

Форма урока: Урок - заседание клуба

Цель урока: узнать свойства полезных ископаемых

Задачи урока:

Образовательные: изучение свойств полезных ископаемых опытным путём; формирование умений учебного сотрудничества — умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету путем вовлечения учащихся в исследовательскую работу.

Воспитывающие: воспитывать культуру поведения при работе в парах и группах, уверенность в своих возможностях.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, интерактивный рабочий лист (ИРЛ); образцы известняка, мрамора, песка, глины, ручные лупы, стаканчики с водой, бумажные салфетки, гвозди, тарелочки, стеклянные стаканчики, воронки, вата, мерные стаканчики, стеклянные палочки.

Планируемые результаты

Предметные:

исследовать в группах свойства полезных ископаемых;

уметь характеризовать свойства полезных ископаемых;

знать об использовании человеком полезных ископаемых.

Метапредметные:

Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица).

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, контроль и самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Личностные: составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

 

Организационный момент

1 мин.

Стадия «Вызов»

5-7 мин.

Стадия «осмысление»

25 мин.

Стадия «рефлексия»

5-7 мин.

 

На предыдущем уроке было объявлено об очередном уроке – заседании клуба, сообщена тема: «Свойства полезных ископаемых»; ученики разбиты на 3 группы.

Парты в классе расставлены для групповой работы; выделен стол для оборудования.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

 

Учитель: Здравствуйте, ребята. Начинаем урок окружающего мира. Сегодня 5 заседание клуба.

- Проверьте, всё ли готово к уроку?

 

Дети приветствуют друг друга. Проверяют готовность к уроку.

2.Стадия «Вызов»

Учитель: - Какой раздел мы с вами изучаем?

- Какая тема была на прошлом уроке?

- У вас на партах лежит лист. В центре написана фраза, а рядом пустые прямоугольники.

Подумайте и обсудите в парах, что вам известно или вспомнилось по данной теме. Заполните кластер.

- Легко ли было заполнить кластер? Почему? Какова тема урока? А как можно узнать о свойствах полезных ископаемых?

- В течение урока мы будем обращаться к кластеру. Если что-то вы не отметили, то запишем вместе.

- Тайны недр Земли.

- Полезные ископаемые.

Дети обсуждают, заполняют кластер. Затем озвучивают свои ассоциации, учитель заполняет кластер на доске.

 

Дети определяют тему урока.

 

Высказывают предположения (прочитать в учебнике, провести опыты)

 

- Попробуем определить цели сегодняшнего урока.

- Поставьте для себя цель урока?

Дети определяют цели урока (узнать свойства полезных ископаемых, провести опыты, чтобы узнать свойства…)

3.Стадия «Осмысление»

- Назовите полезные ископаемые, о которых вы уже узнали?

 

 

- А вы можете сказать, какими свойствами обладают эти полезные ископаемые? Почему?

Дети называют: мрамор, песок, торф, каменный уголь, известняк, глина, железная руда и т.д.

 

Дети отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения.

(Мы не знаем, т.к. нам это незнакомо. Нам это нужно выяснить.)

Стадия «Осмысление»

Работа в группах (практическая работа)

- Вы уже много узнали о полезных ископаемых. Вы, наверное, помните, что 2017 год объявлен годом Экологии. Нам нужно подготовиться к слету экологов. Для этого необходимо узнать о свойствах полезных ископаемых и подготовить вывод: где и как люди могут использовать известняк, мрамор, песок и глину, учитывая свойства полезных ископаемых.

- Предлагаю вам побывать в роли экологов-исследователей. Будем работать в группах и опытным путем устанавливать свойства горных пород.

- Руководители лабораторий получите план изучения свойств полезных ископаемых.

- Помощники получите необходимое оборудование для проведения опытов. (смотри приложение №1)

В конце проведения опытов подводится итог и готовится ответ на вопрос: где и как люди могут использовать известняк, мрамор, песок и глину, учитывая свойства полезных ископаемых.

Учитель помогает группам в проведении опытов и проверяет заполнение ИРЛ.

- Предлагаю представителю от группы подвести итог проведенных опытов и ответить на вопрос: где и как люди могут использовать известняк, мрамор, песок и глину, учитывая свойства полезных ископаемых.

- Давайте оценим работу групп по критериям полнота и правильность выступления.

Класс делится на группы, получают план изучения свойств полезного ископаемого, необходимое оборудование и заполняют ИРЛ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступления представителей от групп.

Каждая группа заполняет ИРЛ (все работают в одном ИРЛ)

 

 

 

 

Оценивание работы групп по критериям.

Стадия «Осмысление»

Работа с физической картой России

- А теперь рассмотрите физическую карту России, обратите внимание на условные обозначения полезных ископаемых.

Дети рассматривают карту.

Стадия «Осмысление»

Работа с физической картой Челябинской области. Работа в парах

- Перед вами карта Челябинской области. Рассмотрите внимательно, какие полезные ископаемые добываются в нашем крае? Заполните рабочий лист. (смотри приложение № 2)

 

- Наш урок подходит к концу, и я прошу вас вернуться нашему кластеру (составлен на стадии вызова). Давайте сравним наши предположения с полученным результатом. Чем хотели дополнить?

 

Выполняют задание в парах. ИРЛ и задание на карточках распечатано

 

 

 

Дети выясняют, что не указали в кластере, дополняют. Исправления неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение их на основе новой информации.

4.Подведение итогов

- Как вы считаете, достигли мы цели урока?

 

 

- Какие задачи были наиболее сложными для групп?

Да. Мы определили свойства известняка, мрамора, песка и глины.

 

Дают оценку успешности достижения цели и намечают перспективу на будущее

5.Рефлексия и запись домашнего задания

- Предлагаю составить синквейн о полезном ископаемом, о свойствах которого вы узнали.

 

 

 

 

 

 

 

 

- На следующем уроке мы узнаем, почему нужно беречь полезные ископаемые.

- Дома подготовьте небольшое сообщение о полезном ископаемом нашего края.

Дети составляют синквейн (можно в группах или в парах)

Например,

Мрамор

Белый, твёрдый

Блестит, полируется, тонет.

Применяют для создания скульптур и в строительстве.

Горная порода

 

 

 

 

Приложение № 1

 

1 группа определяет свойства известняка. Группа получает образец известняка, ручные лупы, стаканчики с водой, бумажные салфетки, гвозди.

 

После проведения опыта, командир группы заполняет ИРЛ (на компьютере).

Подготовьте ответ на вопрос: где и как люди могут использовать известняк, учитывая его свойства.

 

2 группа определяет свойства мрамора. Группа получает образец мрамора, ручные лупы, стаканчики с водой, бумажные салфетки, гвозди, ручные лупы.

 

После проведения опыта, командир группы заполняет ИРЛ (на компьютере).

Подготовьте ответ на вопрос: где и как люди могут использовать мрамор, учитывая его свойства.

 

3 группа определяет свойства глины и песка. Группа получает образцы песка и глины, стаканчики с водой, тарелочки, пустые стаканчики, воронки, комочки ваты, мерные стаканчики, бумажные салфетки.

После проведения опыта, командир группы заполняет ИРЛ (на компьютере)

Подготовьте ответ на вопрос: где и как люди могут использовать песок и глину, учитывая их свойства.

Примерные ответы 1 группы

Известняк состоит из мелких частичек, скрепленных между собой.

- Частицы белого или светло-серого цвета.

- Известняк утонул, значит, тяжелее воды. Он твердый.

- На поверхности известняка появляются пузырьки, а также мы слышим шипение.

Вывод: известняк - камень белого или светло-серого цвета, состоит из мелких частичек, плотный, тяжелее воды, под действием уксусной кислоты растворяется.

Примерные ответы 2 группы

Мрамор - камень. Он белый, но бывает разной окраски.

- У мрамора матовый блеск.

- Мрамор очень твердый.

- Он состоит из отдельных блестящих зернышек.

Вывод: это твердый и плотный камень различной окраски, хорошо полируется, состоит из отдельных блестящих зернышек.

Примерные ответы 3 группы

- На стекле царапины, значит, песчинки тверже стекла.

- От глины никаких царапин на стекле не остается. Значит, глина мягче стекла.

- Чистый песок ничем не пахнет.

- У глины особый запах.

- По этому запаху легко узнать глину.

- Из песка трудно слепить шарик, а глина очень пластична, ей легко придать любую форму, из нее можно лепить различные предметы.

- Вода быстро проходит через песок и удерживается в нем мало. Через глину вода проходит очень медленно. Большое количество воды удерживается частицами глины. -На дно оседают маленькие частички камешков, песчинок.

- На дне образуется слой глинистого ила.

- По цвету: песок желтый, а глина - коричневая. Песок состоит из отдельных крупинок разной величины. Крупинки между собой не скреплены, поэтому песок можно пересыпать с одного места в другое. Песок - сыпучее вещество. Глина состоит из мелких частичек, похожих на чешуйки, сильно скрепленных между собой. Поэтому глину нельзя пересыпать

 

 

Приложение № 2

 

Какими полезными ископаемыми богат ваш край? Перечисли их.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

Заполните рабочий лист

 

Используемые источники:

Окружающий мир. 3 кл.: в 2 ч. Ч.2: учебник/О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царёва. – М: Академкнига/Учебник, 2014. – 144 с.: ил.

Окружающий мир: Методическое пособие[текст]: 3 кл. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царёва. – 2-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2013. – 216 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Лилия Вильевна! Спасибо за ресурс и Ваше желание делиться с коллегами. Ваша работа окажет большую помощь при подготовке к занятию. Творческих Вам идей. С уважением, Лидия Петровна.

4 January 2020

Лидия Петровна, признательна Вам за отзыв.

4 January 2020

Лилия Вильевна, понравилась работа в группах, где дети проводили исследования одного полезного ископаемого по предложенному плану. Очень удачно проведена работа с картой Челябинской области, по которой дети находили точки месторождений. Была проделана сложная и разнообразная работа по изучению темы. Спасибо Вам!

4 August 2020

Благодарю, Ирина, за подробный комментарий к моей работе! Очень признательна.

4 August 2020