Урок окружающего мира в 3 классе «Свойства полезных ископаемых»
Разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме: «Свойства полезных ископаемых» с использованием ТРКМ
Ф.И.О. Голдина Лилия Вильевна
г. Миасс Челябинская область
УМК: Перспективная начальная школа
Предмет: окружающий мир (в технологии ТРКМ)
Класс: 3
Тема: «Свойства полезных ископаемых»
Тип урока: урок «открытия» нового знания (практическая работа-опыты)
Форма урока: Урок - заседание клуба
Цель урока: узнать свойства полезных ископаемых
Задачи урока:
Образовательные: изучение свойств полезных ископаемых опытным путём; формирование умений учебного сотрудничества — умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.
Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету путем вовлечения учащихся в исследовательскую работу.
Воспитывающие: воспитывать культуру поведения при работе в парах и группах, уверенность в своих возможностях.
Оборудование и наглядные пособия: учебники, интерактивный рабочий лист (ИРЛ); образцы известняка, мрамора, песка, глины, ручные лупы, стаканчики с водой, бумажные салфетки, гвозди, тарелочки, стеклянные стаканчики, воронки, вата, мерные стаканчики, стеклянные палочки.
Планируемые результаты
Предметные:
исследовать в группах свойства полезных ископаемых;
уметь характеризовать свойства полезных ископаемых;
знать об использовании человеком полезных ископаемых.
Метапредметные:
Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица).
Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, контроль и самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Личностные: составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Организационный момент |
1 мин. |
Стадия «Вызов» |
5-7 мин. |
Стадия «осмысление» |
25 мин. |
Стадия «рефлексия» |
5-7 мин. |
На предыдущем уроке было объявлено об очередном уроке – заседании клуба, сообщена тема: «Свойства полезных ископаемых»; ученики разбиты на 3 группы.
Парты в классе расставлены для групповой работы; выделен стол для оборудования.
Ход урока:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Организационный момент
|
Учитель: Здравствуйте, ребята. Начинаем урок окружающего мира. Сегодня 5 заседание клуба. - Проверьте, всё ли готово к уроку? |
Дети приветствуют друг друга. Проверяют готовность к уроку. |
2.Стадия «Вызов» |
Учитель: - Какой раздел мы с вами изучаем? - Какая тема была на прошлом уроке? - У вас на партах лежит лист. В центре написана фраза, а рядом пустые прямоугольники. Подумайте и обсудите в парах, что вам известно или вспомнилось по данной теме. Заполните кластер. - Легко ли было заполнить кластер? Почему? Какова тема урока? А как можно узнать о свойствах полезных ископаемых? - В течение урока мы будем обращаться к кластеру. Если что-то вы не отметили, то запишем вместе. |
- Тайны недр Земли. - Полезные ископаемые. Дети обсуждают, заполняют кластер. Затем озвучивают свои ассоциации, учитель заполняет кластер на доске.
Дети определяют тему урока.
Высказывают предположения (прочитать в учебнике, провести опыты)
|
- Попробуем определить цели сегодняшнего урока. - Поставьте для себя цель урока? |
Дети определяют цели урока (узнать свойства полезных ископаемых, провести опыты, чтобы узнать свойства…) |
|
3.Стадия «Осмысление» |
- Назовите полезные ископаемые, о которых вы уже узнали?
- А вы можете сказать, какими свойствами обладают эти полезные ископаемые? Почему? |
Дети называют: мрамор, песок, торф, каменный уголь, известняк, глина, железная руда и т.д.
Дети отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения. (Мы не знаем, т.к. нам это незнакомо. Нам это нужно выяснить.) |
Стадия «Осмысление» Работа в группах (практическая работа) |
- Вы уже много узнали о полезных ископаемых. Вы, наверное, помните, что 2017 год объявлен годом Экологии. Нам нужно подготовиться к слету экологов. Для этого необходимо узнать о свойствах полезных ископаемых и подготовить вывод: где и как люди могут использовать известняк, мрамор, песок и глину, учитывая свойства полезных ископаемых. - Предлагаю вам побывать в роли экологов-исследователей. Будем работать в группах и опытным путем устанавливать свойства горных пород. - Руководители лабораторий получите план изучения свойств полезных ископаемых. - Помощники получите необходимое оборудование для проведения опытов. (смотри приложение №1) В конце проведения опытов подводится итог и готовится ответ на вопрос: где и как люди могут использовать известняк, мрамор, песок и глину, учитывая свойства полезных ископаемых. Учитель помогает группам в проведении опытов и проверяет заполнение ИРЛ. - Предлагаю представителю от группы подвести итог проведенных опытов и ответить на вопрос: где и как люди могут использовать известняк, мрамор, песок и глину, учитывая свойства полезных ископаемых. - Давайте оценим работу групп по критериям полнота и правильность выступления. |
Класс делится на группы, получают план изучения свойств полезного ископаемого, необходимое оборудование и заполняют ИРЛ
Выступления представителей от групп. Каждая группа заполняет ИРЛ (все работают в одном ИРЛ)
Оценивание работы групп по критериям. |
Стадия «Осмысление» Работа с физической картой России |
- А теперь рассмотрите физическую карту России, обратите внимание на условные обозначения полезных ископаемых. |
Дети рассматривают карту. |
Стадия «Осмысление» Работа с физической картой Челябинской области. Работа в парах |
- Перед вами карта Челябинской области. Рассмотрите внимательно, какие полезные ископаемые добываются в нашем крае? Заполните рабочий лист. (смотри приложение № 2)
- Наш урок подходит к концу, и я прошу вас вернуться нашему кластеру (составлен на стадии вызова). Давайте сравним наши предположения с полученным результатом. Чем хотели дополнить?
|
Выполняют задание в парах. ИРЛ и задание на карточках распечатано
Дети выясняют, что не указали в кластере, дополняют. Исправления неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение их на основе новой информации. |
4.Подведение итогов |
- Как вы считаете, достигли мы цели урока?
- Какие задачи были наиболее сложными для групп? |
Да. Мы определили свойства известняка, мрамора, песка и глины.
Дают оценку успешности достижения цели и намечают перспективу на будущее |
5.Рефлексия и запись домашнего задания |
- Предлагаю составить синквейн о полезном ископаемом, о свойствах которого вы узнали.
- На следующем уроке мы узнаем, почему нужно беречь полезные ископаемые. - Дома подготовьте небольшое сообщение о полезном ископаемом нашего края. |
Дети составляют синквейн (можно в группах или в парах) Например, Мрамор Белый, твёрдый Блестит, полируется, тонет. Применяют для создания скульптур и в строительстве. Горная порода
|
Приложение № 1
1 группа определяет свойства известняка. Группа получает образец известняка, ручные лупы, стаканчики с водой, бумажные салфетки, гвозди.
После проведения опыта, командир группы заполняет ИРЛ (на компьютере).
Подготовьте ответ на вопрос: где и как люди могут использовать известняк, учитывая его свойства.
2 группа определяет свойства мрамора. Группа получает образец мрамора, ручные лупы, стаканчики с водой, бумажные салфетки, гвозди, ручные лупы.
После проведения опыта, командир группы заполняет ИРЛ (на компьютере).
Подготовьте ответ на вопрос: где и как люди могут использовать мрамор, учитывая его свойства.
3 группа определяет свойства глины и песка. Группа получает образцы песка и глины, стаканчики с водой, тарелочки, пустые стаканчики, воронки, комочки ваты, мерные стаканчики, бумажные салфетки.
После проведения опыта, командир группы заполняет ИРЛ (на компьютере)
Подготовьте ответ на вопрос: где и как люди могут использовать песок и глину, учитывая их свойства.
Примерные ответы 1 группы
Известняк состоит из мелких частичек, скрепленных между собой.
- Частицы белого или светло-серого цвета.
- Известняк утонул, значит, тяжелее воды. Он твердый.
- На поверхности известняка появляются пузырьки, а также мы слышим шипение.
Вывод: известняк - камень белого или светло-серого цвета, состоит из мелких частичек, плотный, тяжелее воды, под действием уксусной кислоты растворяется.
Примерные ответы 2 группы
Мрамор - камень. Он белый, но бывает разной окраски.
- У мрамора матовый блеск.
- Мрамор очень твердый.
- Он состоит из отдельных блестящих зернышек.
Вывод: это твердый и плотный камень различной окраски, хорошо полируется, состоит из отдельных блестящих зернышек.
Примерные ответы 3 группы
- На стекле царапины, значит, песчинки тверже стекла.
- От глины никаких царапин на стекле не остается. Значит, глина мягче стекла.
- Чистый песок ничем не пахнет.
- У глины особый запах.
- По этому запаху легко узнать глину.
- Из песка трудно слепить шарик, а глина очень пластична, ей легко придать любую форму, из нее можно лепить различные предметы.
- Вода быстро проходит через песок и удерживается в нем мало. Через глину вода проходит очень медленно. Большое количество воды удерживается частицами глины. -На дно оседают маленькие частички камешков, песчинок.
- На дне образуется слой глинистого ила.
- По цвету: песок желтый, а глина - коричневая. Песок состоит из отдельных крупинок разной величины. Крупинки между собой не скреплены, поэтому песок можно пересыпать с одного места в другое. Песок - сыпучее вещество. Глина состоит из мелких частичек, похожих на чешуйки, сильно скрепленных между собой. Поэтому глину нельзя пересыпать
Приложение № 2
Какими полезными ископаемыми богат ваш край? Перечисли их. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Заполните рабочий лист
Используемые источники:
Окружающий мир. 3 кл.: в 2 ч. Ч.2: учебник/О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царёва. – М: Академкнига/Учебник, 2014. – 144 с.: ил.
Окружающий мир: Методическое пособие[текст]: 3 кл. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царёва. – 2-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2013. – 216 с.
Фокина Лидия Петровна
Голдина Лилия Вильевна
И
Голдина Лилия Вильевна