Проект урока русского языка для 4 класса по теме "Обобщение знаний об имени существительном"
Проект урока русского языка с мультимедийным сопровождением
Ф.И.О. педагога | Завгородняя Татьяна Ивановна |
Предмет | Русский язык |
Класс | 4 |
Тема урока | Обобщение знаний об имени существительном |
Используемая образовательная технология | Технология обучения в сотрудничестве, системно- деятельностного подхода, дифференцированного обучения, здоровьесберегающая технология |
Тип урока | Обобщение и систематизация знаний |
Цель урока | Создание условий для обобщения и систематизации знаний и способов деятельности учащихся, для формирования умений применять эти знания при решении стандартных и творческих задач |
Задачи урока | Образовательная: организовать деятельность учащихся, направленную на развитие умений систематизировать и определять признаки имён существительных. Развивающая: способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, делать выводы; связной речи, мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, самоконтроля и самооценки. Воспитательная: побуждать учащихся к активности, к самостоятельному выполнению заданий; содействовать формированию уважения к чужому мнению, доброжелательного отношения друг к другу, чувства взаимопомощи, сознательного отношения к учёбе и к изучению предмета; способствовать формированию положительного отношения к здоровому образу жизни, укреплению и сохранению физического и психологического здоровья |
Планируемые результаты | Предметные результаты: - уметь отличать имена существительные от других частей речи; - раскрыть значение понятия имя существительное, а также его грамматическое значение и морфологические признаки; - уметь правильно и точно использовать в речи и писать имена существительные; - развивать орфографическую зоркость, т.е. умение видеть орфограмму в предлагаемом языковом материале. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: - определять часть речи и обосновывать своё мнение; - определять морфологические признаки части речи и обосновывать свое мнение; - использовать приобретенные знания при составлении и оформлении текста, с использованием опорных слов. Регулятивные УУД: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - соотносить учебные действия с известным алгоритмом; - анализировать и делать выводы; - выполнять самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания; - определять степень успешности работы. Коммуникативные УУД: - развивать умение работать в паре, группе; - учить представлять результат своей деятельности и деятельности группы, строить связное, монологическое высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога; - формировать умение адекватно оценивать работу других учеников. |
Личностные результаты: - формировать положительную мотивацию при обобщении знаний об имени существительном, правильное их употреблению в устной речи, как показатель личной образованности и культуры речи; - формировать осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку, интерес к учебному материалу; - развивать адекватную самооценку, оценку работы товарищей в группе. | |
Средства обучения | Информационные и компьютерные средства обучения, рабочая доска, презентация к уроку, раздаточный материал, индивидуальные карточки |
Содержание Вводная часть Организационно-психологический момент | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Продолжи тельность | ОМУ |
- Здравствуйте, дорогие ребята! Споём нашу любимую песенку «Здравствуйте!» «Здравствуйте! Скажем человеку. «Здравствуйте! Улыбнётся он в ответ. «Здравствуйте! И, наверно, не пойдёт в аптеку, и здоровым будет много-много лет! - Когда люди, приветствуя друг друга, говорят «здравствуйте”, какой они вкладывают смысл? (Желают друг другу здоровья) - Что такое здоровье? Здоровье – это одно из важнейших ценностей человеческой жизни. Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и психологическое состояние - нормальное состояние души, когда человек ощущает счастье, радость, удовлетворённость. Пожелаем друг другу хорошего настроения и успехов на уроке, чтобы ушли все беспокойства, тревоги! Все ли готовы к уроку? Тогда вперед! | Самоорганизация. Проверяют готовность рабочего места к уроку, настраиваются на успешную работу. Приветствуют учителя; приветствуют друг друга. Высказывают собственное мнение. Желают друг другу хорошего настроения! | 1 мин. | Учитель создаёт комфортную рабочую обстановку, психологическую готовность к переходу от отдыха к учебной деятельности, направляет на речевое взаимодействие на уровне фраз, с соблюдением норм речевого этикета |
Мотивация учебной деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Продолжительность | ОМУ | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Сегодняшнее наше занятие будет проведено в форме деловой игры. Я предлагаю вам побыть в роли детективов. – Кто такой детектив? - Послушайте какое определение нашли ребята-исследователи в толковом словаре В. Даля. (Слайд 2). (Детектив – частный сыщик, ведущий расследование какого-либо дела.) – Какими качествами должен обладать хороший детектив? (Иметь зоркий глаз; уметь слушать и слышать; быть внимательным, уметь собирать информацию.) Наше «Детективное агентство». (Слайд 1) | Принятие сигнала к началу учебной деятельности. Психологическая готовность к переходу от отдыха к учебной деятельности Отвечают на вопросы, дают определение, высказывают своё мнение. Учащийся читает определение из толкового словаря В. Даля. | 1 мин | Методы организации работы – мотивация к общению и стимулирования интереса к учению. Для создания эмоциональной ситуации учебной деятельности занятие проводится в виде деловой игры «Детективное агентство». Учащимся предлагается побыть в роли детективов. Используя технологию сотрудничества с обучающимися, учитель сначала выслушивает ответы по формулировке понятия «детектив», затем предлагает нашедшим информацию учащимся воспользоваться толковым словарём Владимира Даля и зачитать определение | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Основная часть 2.1. Определение темы и постановка цели урока. Актуализация имеющихся знаний | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Продолжи тельность | ОМУ | |||||||||||||||||||||||||||||||||
– В наше детективное агентство поступило срочное сообщение. Детектив Цуканов Дмитрий, прочитайте нам это сообщение. Тема урока: Часть речи (?) – Какую цель мы поставим перед собой? (Узнать, что это за часть речи и обобщить знания по изученной части речи). – Что будем делать? (Собирать информацию, систематизировать, обобщать, делать выводы). – Результатом нашей работы по данному плану станет фоторобот. (Слайд 2) – По каким признакам мы определяем любую часть речи? Часть речи 1. Как называется? 2.На какие вопросы отвечает? 3. Что обозначает? 4.Какие имеет морфологические признаки? Чем является в предложении? (Слайд 3) - Откройте наши детективные ежедневники и поставьте дату нашего расследования. - Для составления фоторобота необходимо догадаться, какие слова пропущены из отрывков известных сказок А.С. Пушкина и записать их в ежедневники. (Слайд 4) 1. Вот открыл царевич очи; Отрясая грёзы ночи И, дивясь, перед собой Видит … он большой (город). 2.Пушки с пристани палят, … пристать велят (корабль). 3.Царь Додон к шатру спешит… Что за страшная … (картина) ? Перед ним его два сына. 4.Море вздуется бурливо, закипит, подымет вой, Хлынет на … крутой Расплеснётся в скором беге и очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя 33 … (богатырь). 5.Корабельщики в ответ: «Мы объехали весь свет, торговали мы не даром неуказанным товаром; А лежит наш путь далёк восвояси на … (восток); 6. Вот въезжает в город он. Вдруг раздался лёгкий звон, и в глазах у всей …(столицы) петушок вспорхнул со спицы. - Назовите автора данных отрывков? Из каких известных сказок отрывки? – Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте. Сверьте точность записей друг у друга. - У кого есть вопросы по заданию? – На какие вопросы отвечают все эти слова? (кто? или что?) – Что обозначают? (Предметы) – Собранная нами информация позволяет сделать первый вывод. Какой? (Все эти слова являются именами существительными: отвечают на вопросы кто? что? называют предмет). - Что ещё, кроме предмета могут обозначать имена существительные? (Имена, фамилии, клички животных, название городов, явления природы, события). На доске под фотороботом вывешивается: «Имя существительное» «Предмет», «кто? что?» - Оцените свою работу. Поставьте на полях восклицательный знак (Я – молодец!), кто задание выполнил верно, затруднений не было, не допустил ни одной ошибки при написании слов или вопросительный знак (Еще допускаю ошибки, есть вопросы). | Один из учащихся читает сообщение: «Потерялась часть речи» Обсуждают и формулируют тему урока и учебную цель. Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу. Делают предположения. Систематизируют информацию. Выполняют задания в соответствии с инструкцией. Отгадывают и записывают словарные слова в тетрадь Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения Обмениваются тетрадями, проводят взаимопроверку. Оценивают работу | 6 мин | Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели урока, побуждение к деятельности. На данном этапе учитель использует проблемный метод организации работы. Деятельность учителя и обучающихся реализуется через принципы обучения: доступность подачи материала, системность и последовательность его рассмотрения, принцип наглядности (использование слайдовой мультимедийной презентации | |||||||||||||||||||||||||||||||||
2.2. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка к обобщённой деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Продолжительность | ОМУ | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Давайте заглянем в рубрику «Это интересно!» с изображением зайца и сирени (Слайд 5) - Какой частью речи являются данные предметы? - Детективы приготовили нам информацию об этих предметах. - По вариантам составьте и запишете из данных слов предложения. 1 вариант – про зайца. 2 вариант – про сирень - Разберите эти предложения по членам. - Какими членами предложения являются существительные «заяц» и «сирень»? Чем ещё могут являться имена существительные? (Подлежащим, дополнением, обстоятельством). Какую информацию об имени существительном добавим к фотороботу? Учитель добавляет к фотороботу на доску карточки: одушевлённое-неодушевлённое; подлежащее, дополнение, обстоятельство. - Уважаемые детективы, какие трудности вы испытывали при выполнении данной работы? Самостоятельно ли выполнили задание или требовалась помощь, подсказка? - Оцените свою работу. Поставьте на полях восклицательный знак (Я – молодец!), кто справился с работой самостоятельно или вопросительный знак, кому было трудно (Еще допускаю ошибки, есть вопросы). Проведение физкультминутки. Игра «Найди имя существительное» «Я читаю слова. Если вы услышите имена существительные – нужно присесть, если слова другой части речи – нужно хлопнуть в ладоши над головой» Липовая, водитель, ночной, гроза, вместе, механик, собирали, токарь, яблоко, веселье, болтун, архитектор, золотое, строитель, Мурманск, точить, попугай, около, перебежал, пекарь, шахтер, они, листок, экскурсовод, Георгий, серебристый, кондитер. | Самоорганизация. Двое детей представляют краткую информацию. Заяц - млекопитающееся животное с длинными ушами, большими задними лапами и маленьким хвостиком -комочком. Летом он серый, а зимой совсем белый, и только кончики ушей черные. Сирень - кустарник. Встречаются сорта сирени обыкновенной с фиолетовыми, белыми,розовыми голубоватыми крупными соцветиями. В нашей местности сирень расцветает ранней весной. Выполняют задания по вариантам 1 вариант – Весной, пахучая, расцветает, ранней, сирень. 2 вариант – Зайчата, леса, на опушке, веселились. 2 ученика составляют, записывают и разбирают предложения по членам у доски, остальные – индивидуально. Ранней весной расцветает работают у доски, составляют предложения, подчёркивают грамматическую основу. Ранней весной расцветает пахучая сирень. На опушке леса веселились зайчата. Отвечают на вопросы. Проводят самоконтроль, самооценку | 5 мин 1 мин | Установление внутри предметных связей. Включение в поисковую деятельность. Частично-поисковый метод. Формы работы: индивидуальная, самостоятельная. Учитель организует повторение, проверку знаний и умений по теме «Имя существительное» через составление предложений, выделения грамматической основы, вспоминание, каким членом предложения является существительное, самопроверку. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
2.3. Применение полученных знаний в новой ситуации. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу)
2.4. Применение знаний на новом уровне (при решение практических задач)
2.5. Обобщение знаний
3. Заключительная часть 3.1.Рефлексия учебных действий
3.2. Задание на дом | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность обучающихся | Продолжительность | ОМУ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уважаемые детективы! Предлагаю для домашней работы (на выбор) имена существительные для морфологического разбора. Выполнить разбор слова «смекалка», тем детективам, кто считает, что ему в сегодняшнем расследовании не хватило смекалки и нужно развивать её. Выполнить разбор существительного «память» тем, кто считает, что нужно развивать память. Выполнить разбор слова «мышление» тем, кто считает, что необходимо развивать логическое мышление. - С какими трудностями можете столкнуться? - Вам поможет памятка морфологического разбора имени существительного. Урок окончен. Спасибо вам за ваши старания! | Зрительное и слуховое ознакомление с содержанием домашнего задания и инструкцией по выполнению. | 1 мин | Информирует о выполнении домашнего задания |
Слайд 1
ДЕТЕКТИВНОЕ АГЕНТСТВО
Слайд 2
ЧАСТИ РЕЧИ
- Как называется?
- Что обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
- Какие имеет морфологические признаки?
- Чем является в предложении?
Слайд 3
СБОР ИНФОРМАЦИИ
- Наблюдать
- Обобщать
- Систематизировать
- Делать выводы
- Составлять
фоторобот
Слайд 4
СКАЗКИ А.С.Пушкина
ОТГАДАЙ СЛОВА
Вот открыл царевич очи; Отрясая грёзы ночи И, дивясь, перед собой Видит … он большой . | Пушки с пристани палят, … пристать велят. |
Море вздуется бурливо, закипит, подымет вой, Хлынет на … крутой Расплеснётся в скором беге и очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя 33 … | Царь Додон к шатру спешит… Что за страшная … Перед ним его два сына. |
Корабельщики в ответ: «Мы объехали весь свет, торговали мы не даром неуказанным товаром; А лежит наш путь далёк восвояси на … | Вот въезжает в город он. Вдруг раздался лёгкий звон, и в глазах у всей … петушок вспорхнул со спицы. |
Слайд 5
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Заяц - млекопитающееся животное с длинными ушами, большими задними лапами и маленьким хвостиком -комочком. Летом он серый, а зимой совсем белый, и только кончики ушей черные.
Сирень - кустарник. Встречаются
сорта сирени обыкновенной с
фиолетовыми, белыми,розовыми
голубоватыми крупными соцветиями.
В нашей местности сирень расцветает
ранней весной.
Слайд 6
ИМЕНА
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Ночь, Нептун, дедушка, инженер, путешествие, тишь, месяц, Москва, аллея, автомобиль, детство, Таисия, тетрадь, молодёжь.
Слайд 7
ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО!
директор инженер герб
доктор инспектор крем
повар шофёр бант
учитель столяр торт
агроном комбайнёр выбор
Слайд 8
ОПРЕДЕЛИ РОД
М.Р. Ж.Р. СР.Р.
Ребенок, озеро, лестница, иней, поле ключ, рябины, календарь, сосны, земляника, снегопад, молодёжь, настроение.
Слайд 9
ПАДЕЖИ - проведи линию от падежа к вопросу
И.п. о ком? о чём?
Р.п. кого? что?
Д.п. кем? чем?
В.п. кто? что?
Т.п. кого? чего?
П.п. кому? чему?
Слайд 10
ФОТОРОБОТ
«ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»
ПРЕДМЕТ
КТО? ЧТО?
ПОДЛЕЖАЩЕЕ
ДОПОЛНЕНИЕ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

ПАДЕЖИ
Спицына Любовь Ивановна