Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме «Обобщение знаний об имени прилагательном»
Учитель: Кокорич Марина Леонидовна
Тема урока
Место урока по теме (в разделе/главе)
Обобщение знаний об имени прилагательном
26 урок из 29 по разделу «Имя прилагательное»
Тип урока
Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения
Урок обобщения и систематизации знаний
Урок-проект; фронтальная, парная, групповая, индивидуальная деятельность; метод проектов, эвристических, проблемных вопросов, исследовательский, метод сравнения, обращение к опыту учащихся, создание текста, работа в паре и группе, работа с учебником, словарем.
Цель урока
Задачи урока
Формирование учебно-познавательного интереса к изучению имени прилагательного как части речи, к совершенствованию навыка правописания безударных падежных окончаний прилагательных на основе обобщения в ходе совместной деятельности
- устанавливать связь в словосочетании прилагательного с существительным;
- применять правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных;
- уточнять значение слова с помощью толкового словаря
Ученик получит возможность научиться:
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- подбирать синонимы, антонимы
Метапредметные:
Познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- осуществлять анализ с выделением существенных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, обобщать;
- строить алгоритм действий, работать по алгоритму;
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
- оценивать правильность выполнения действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- учитывать разные мнения в сотрудничестве;
- работать в паре, выполнять взаимопроверку, контролировать действия партнера;
- работать в группе, договариваться и приходить к общему решению.
Личностные:
- положительная мотивация к школе, к обучению;
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Педагогические технологии
Оборудование
Технология деятельностного подхода,
формирующего оценивания
Мультимедийная установка (компьютер, проектор, экран), документ-камера, презентация «Обобщение знаний об имени прилагательном» (автор: Кокорич М.Л.), учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе Русский язык 4 класс Часть2 В.П.Канакина, В.Г.Горецкий М: Просвещение 2017, универсальный словарь русского языка, карточка «Словарь прилагательных», карточки-схемы «Роли в группе», для проектной деятельности: шаблон-заготовка, карточки-инструкции, «Карточка-помощник» для индивидуальной работы, сигнальные карточки для самооценки, лист самооценки «Моя дорожка успеха», стикеры для самооценки
Создает эмоциональный настрой на работу, проверяет готовность к уроку.
- Долгожданный дан звонок,
- Садитесь, проверьте готовность к уроку.
Настраиваются на учебную деятельность, организуют рабочее место.
- Начинается урок!
Садятся и проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей.
Личностные:
формирование позитивного отношения к предстоящей деятельности
Регулятивные УУД:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других
2.Мотивация учебной деятельности
(1,5 мин)
Обеспечивает мотивацию учения, создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.
- Хотелось бы начать урок со слов: «Труд – дело святое, всякому подобает».
- Как вы их понимаете?
- Ребята, эти слова принадлежат известному русскому писателю Николаю Лескову, которому сегодня исполнилось 186 лет со дня рождения. Позже вы познакомитесь с его творчеством.
- Почему со слов Н. Лескова мы начали урок?
- Оценить свою деятельность на уроке вам поможет лист самооценки «Моя дорожка успеха» по известным вам критериям.
- Оцените себя по критерию №1 (Умение организовать свое рабочее место)
Настраиваются на предстоящую работу в классе, понимают необходимость включения в учебную деятельность.
Объясняют смысл выражения, отвечают на вопрос.
Оценивают с помощью листа самооценки «Моя дорожка успеха».
Личностные:
- прививать интерес к познавательной деятельности;
-создавать позитивное эмоциональное отношение учащихся к уроку и предмету;
Познавательные УУД:
- извлекать информацию из таблицы.
Коммуникативные УУД:
- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;
Регулятивные УУД:
- планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией;
- настраивать себя на продуктивную работу;
3. Актуализация знаний и фиксирование затруднений
(8 мин)
Создаёт условия для актуализации знаний учащихся, применения имеющегося опыта.
- Запишите слово в индивидуальный словарик и запомните его написание.
Демонстрируют знания, умения по теме.
Отвечают на вопросы, классифицируют звуки, пишут аккуратно.
Читают слова: сладкий, маленький, богатство, пушистый, блестящие. Анализируют группу слов с выделением существенного признака.
Работают с «Универсальным словарем русского языка», отвечают на вопросы, записывают словарное слово в индивидуальный словарик.
Личностные:
- формировать адекватную самооценку;
- использовать и обогащать личный опыт учеников;
- развивать познавательную активность учащихся;
Познавательные УУД:
- осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;
- ориентироваться в своей системе знаний;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- строить понятные для собеседника высказывания;
- отстаивать свою точку зрения;
Регулятивные УУД:
- планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;
- осуществлять самоконтроль;
- выполнять пробные учебные действия;
4. Постановка учебной задачи, цели деятельности
(3 мин)
Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока учащимися через создание проблемной ситуации.
- Вновь обратимся к словам на доске.
- Что нужно сделать, чтобы слово «богатство» перестало быть лишним?
- По какому признаку слова образуют единую группу? (часть речи)
- Определите тему урока. (Обобщение знаний об имени прилагательном)
- Исходя из темы, определим цель деятельности. (Обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном)
- Каковы же задачи? Что мы будем делать для достижения цели урока? (Вспомним: определение, грамматические признаки, правописание окончаний, оценим себя)
- Запишите тему урока.
- Оцените себя с помощью оценочного листа по критерию №2 (умение определять тему и цель урока).
Определяют тему урока, формулируют и осмысливают цель урока, определяют задачи урока, границы знания и незнания.
Отвечают на вопросы, выдвигают предположения.
Оценивают с помощью листа самооценки «Моя дорожка успеха».
Личностные:
- сохранять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - использовать и обогащать личный опыт учеников;
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, делать выводы;
- выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;
Регулятивные УУД:
- высказывать предположения на основе наблюдений;
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
- планировать реализацию целей и задач;
5.Обощение и систематизация знаний
(20 мин)
Создает условия для применения полученных знаний на практике при решении типичных задач. Организовывает решение проблемной ситуации. Организует групповую работу.
Подготовка к обобщенной деятельности (3 мин)
- Прочитайте текст.
- Какова тема текста?
- Вы смогли ярко представить картину зимнего леса? Почему?
- Предлагаю вам немного отдохнуть.
- Примите для себя удобную позу, расслабьтесь и насладитесь красотой зимнего пейзажа под музыку П.И. Чайковского «Времена года. Зима».
- Можно ли сказать, что сейчас мы «прикоснулись» к богатству? К какому? (живописи, колорита, слова, музыки)
Воспроизведение на новом уровне (17 мин)
- Наш язык удивительно богат и неповторим. Убедиться в этом несложно.
- Выполним групповой мини-проект «Прилагательные такие разные».
Физминутка
- Распределите роли в группе.
(докладчик, писатель, читатель, хранитель времени)
- Прочитайте инструкцию и приступайте к выполнению мини-проекта.
- Представьте результаты работы группы по алгоритму.
- Если группа испытывает затруднение в подборе прилагательных, можно воспользоваться «Словарем прилагательных».
- По результатам представленных работ, какой можно сделать вывод?
(составленные вами тексты-описания звучат по-разному, поскольку вы использовали разные прилагательные)
- Почему при составлении кластера остались стрелки?
(мы еще много не знаем о прилагательном)
- Оцените себя, как вы работали в группе по критерию №8.
(договариваться и приходить к общему решению)
Читают текст.
(Идешь по лесу и любуешься. Прикрылись шапками сосны. Тени их лежат на сугробах. Легко дышится в лесу!)
Выдвигают гипотезы по проблеме, вызвавшей затруднения.
Отвечают на вопросы.
Смотрят видеоряд картин известных художников и слушают стихи известных поэтов под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Зима».
Отвечают на вопросы.
Объединяются в группы, договариваются и распределяют роли в группе с помощью карточек-картинок «Роли в группе».
Читают инструкцию к мини-проекту «Прилагательные такие разные», работают в соответствии с инструкцией.
Выполняют мини-проект «Прилагательные такие разные».
Представляют результаты работы группы (защита мини-проекта) с помощью алгоритма «Результаты работы нашей группы».
Отвечают на вопросы, формулируют выводы.
Оценивают с помощью листа самооценки «Моя дорожка успеха».
Личностные:
- проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
- сохранять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способам его усвоения; - использовать и обогащать личный опыт учеников;
- развивать познавательную активность учащихся;
Познавательные УУД:
- выдвигать предположения;
- структурировать знания;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- работать по алгоритму
Коммуникативные УУД:
- высказывать свое мнение;
- контролировать действия партнёра;
- строить монологическое высказывание;
- осуществлять работу в группе;
Регулятивные УУД:
- планировать свою учебную деятельность;
- определять способы выхода из затруднения;
- сохранять учебную задачу и осуществлять контроль;
6.Самостоятельная работа и проверка по эталону
(4 мин)
Проводит работу по самостоятельному применению знания каждого учащегося.
- Самостоятельно примените полученные знания и умения.
- Выполните упр. №2 на стр. 50.
- Составьте и запишите словосочетания в заданных формах. Выберите любые 2 строчки таблицы.
- Если испытываете затруднение, подайте сигнал и воспользуйтесь «Карточкой-помощником».
- Выполним взаимопроверку: поменяйтесь тетрадями по часовой стрелке.
- Сравните с эталоном и оцените соседа по предложенным критериям.
- Верните тетрадь соседу: передайте против часовой стрелки.
- Оцените себя с помощью «Дрожки успеха» по критерию №5.
Самостоятельно выполняют задание: составляют и записывают словосочетания в нужной форме, соблюдая орфографические нормы.
Оценивают с помощью листа самооценки «Моя дорожка успеха».
Личностные:
- формировать адекватную самооценку;
- использовать и обогащать личный опыт учеников;
Познавательные УУД:
- использовать схемы для выполнения задач;
Коммуникативные УУД:
- строить связанные монологические высказывания в соответствии с коммуникативной задачей;
- осуществлять взаимоконтроль, Регулятивные УУД:
- включать новый способ действия в систему знаний, закрепление ранее изученных способов действий;
7.Контроль и коррекция ошибок (2 мин)
- Итогом вашей работы станет тест.
- Запишите номер вопроса и выбранный вариант ответа.
- За каждый правильный ответ напишите 1 балл. Проверьте и оцените себя по критериям.
- Оцените себя по «Дорожке успеха» по критерию №4
(оценивать правильность своей деятельности)
- С помощью сигнальной карточки покажите, насколько вы довольны своим результатом.
Читают вопросы теста со слайда и выбирают вариант ответа.
Прославляют баллы.
Оценивают себя по предложенным на слайде критериям.
Оценивают с помощью листа самооценки «Моя дорожка успеха».
С помощью сигнальной карточки показывают удовлетворённость своим результатом.
Личностные:
- формировать адекватную самооценку;
Познавательные УУД:
- представлять информацию в виде схемы;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать других;
- осуществлять самоконтроль, Регулятивные УУД:
- выполнять задание и сравнивать результат с эталоном;
- осуществлять самоконтроль;
8.Домашнее задание
(2 мин)
Организует работу по выбору и записи домашнего задания.
- Дома предлагаю поработать по выбору.
1. Учебник с.47, упр.102
2. Из дополнительной литературы выписать 3 словосочетания, у прилагательных указать число, род, падеж, выделить окончание
3. Написать мини-сочинение «Тайны зимнего леса»
- Предлагаю прогуляться по зимнему лесу.
Выбирают и записывают домашнее задание в дневник.
Смотрят видеоролик «Радость зимнего леса»
Личностные:
-создавать позитивное эмоциональное отношение учащихся к уроку и предмету;
Коммуникативные УУД:
- слушать и слышать других, высказывать свою точку зрения;
Регулятивные УУД:
- включать способы действия в систему знаний, закрепление ранее изученных способов действий;
9. Итог урока. Рефлексия
(4 мин)
Подводит итог урока, организует рефлексию, оценку результатов деятельности учащихся.
Содержание учебного материала
- Какой была цель урока?
- Продолжите фразу:
Я знаю, что имя прилагательное:
- отвечает на вопросы …
- обозначает …
- связано с …
- изменяется по …
- в предложении …
Я умею:
- находить …
- определять …
- правильно писать …
- Пригодятся данные знания и умения в жизни? Где?
Учебная деятельность
- Оцените свою деятельность на уроке по оставшимся критериям листа самооценки «Моя дорожка успеха».
- Представьте результаты.
Эмоциональное состояние
- Оцените свое эмоциональное состояние. Приклейте стикер на выбранную ступень пирамиды.
- Вижу, что результатом своей работы вы довольны.
- Слова Н. Лескова были актуальны для нашего урока? Почему?
- Спасибо за урок.
Отвечают на вопросы.
Подводят итог своей деятельности на уроке.
Оценивают эмоциональное состояние на уроке, приклеивают стикер на «Пирамиду успеха».
Личностные:
- проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
- понимать чувства других людей и сопереживать им;
Познавательные УУД:
- систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
Регулятивные УУД:
- адекватно воспринимать оценку;
- соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;
- давать самооценку.
Список используемой литературы
1. Планируемые результаты НОО / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М: Просвещение, 2014
2. Русский язык. 4класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. Ч. 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М: Просвещение, 2017
3. Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. Ч. 2 / В.П. Канакина – М: Просвещение, 2017