Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме «Обобщение знаний об имени прилагательном»

3
0
Материал опубликован 31 March 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме «Обобщение знаний об имени прилагательном»

Учитель: Кокорич Марина Леонидовна

Тема урока

Место урока по теме (в разделе/главе)

Обобщение знаний об имени прилагательном

26 урок из 29 по разделу «Имя прилагательное»

Тип урока

Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения

Урок обобщения и систематизации знаний

Урок-проект; фронтальная, парная, групповая, индивидуальная деятельность; метод проектов, эвристических, проблемных вопросов, исследовательский, метод сравнения, обращение к опыту учащихся, создание текста, работа в паре и группе, работа с учебником, словарем.

Цель урока

Задачи урока

Формирование учебно-познавательного интереса к изучению имени прилагательного как части речи, к совершенствованию навыка правописания безударных падежных окончаний прилагательных на основе обобщения в ходе совместной деятельности

Предметные:

Ученик научится:

- находить в тексте имена прилагательные;

- определять грамматические признаки имен прилагательных;

- устанавливать связь в словосочетании прилагательного с существительным;

- применять правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных;

- уточнять значение слова с помощью толкового словаря

Ученик получит возможность научиться:

- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

- подбирать синонимы, антонимы

Метапредметные:

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- осуществлять анализ с выделением существенных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, обобщать;

- строить алгоритм действий, работать по алгоритму;

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

- оценивать правильность выполнения действия;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- учитывать разные мнения в сотрудничестве;

- работать в паре, выполнять взаимопроверку, контролировать действия партнера;

- работать в группе, договариваться и приходить к общему решению.

Личностные:

- положительная мотивация к школе, к обучению;

- учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Педагогические технологии

Оборудование

Технология деятельностного подхода,

формирующего оценивания

Мультимедийная установка (компьютер, проектор, экран), документ-камера, презентация «Обобщение знаний об имени прилагательном» (автор: Кокорич М.Л.), учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе Русский язык 4 класс Часть2 В.П.Канакина, В.Г.Горецкий М: Просвещение 2017, универсальный словарь русского языка, карточка «Словарь прилагательных», карточки-схемы «Роли в группе», для проектной деятельности: шаблон-заготовка, карточки-инструкции, «Карточка-помощник» для индивидуальной работы, сигнальные карточки для самооценки, лист самооценки «Моя дорожка успеха», стикеры для самооценки


Приложения к уроку
DOCX / 17.38 Кб

Лист самооценки
DOCX / 13.69 Кб


 


 

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Планируемые результаты

1. Организационный (0,5 мин)

Создает эмоциональный настрой на работу, проверяет готовность к уроку.

- Долгожданный дан звонок,

- Садитесь, проверьте готовность к уроку.

Настраиваются на учебную деятельность, организуют рабочее место.

- Начинается урок!

Садятся и проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей.

Личностные:

формирование позитивного отношения к предстоящей деятельности

Регулятивные УУД:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других

2.Мотивация учебной деятельности

(1,5 мин)

Обеспечивает мотивацию учения, создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- Хотелось бы начать урок со слов: «Труд – дело святое, всякому подобает».

- Как вы их понимаете?

- Ребята, эти слова принадлежат известному русскому писателю Николаю Лескову, которому сегодня исполнилось 186 лет со дня рождения. Позже вы познакомитесь с его творчеством.

- Почему со слов Н. Лескова мы начали урок?

- Оценить свою деятельность на уроке вам поможет лист самооценки «Моя дорожка успеха» по известным вам критериям.

- Оцените себя по критерию №1 (Умение организовать свое рабочее место)

Настраиваются на предстоящую работу в классе, понимают необходимость включения в учебную деятельность.

Объясняют смысл выражения, отвечают на вопрос.

Оценивают с помощью листа самооценки «Моя дорожка успеха».

Личностные:

- прививать интерес к познавательной деятельности;

-создавать позитивное эмоциональное отношение учащихся к уроку и предмету;

Познавательные УУД:

- извлекать информацию из таблицы.

Коммуникативные УУД:

- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

Регулятивные УУД:

- планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией;

- настраивать себя на продуктивную работу;

3. Актуализация знаний и фиксирование затруднений

(8 мин)

Создаёт условия для актуализации знаний учащихся, применения имеющегося опыта.

- Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

- Начнем урок с минутки чистописания. Поможет вам в этом высказывание

Н. Лескова.

- Назовите буквы, обозначающие согласные звонкие непарные звуки.

- Оставьте две строчки для темы урока и красиво напишите эти буквы: р, л, м.

- Назовите гласные буквы, которые обозначают два звука.

- Красиво напишите: е. Допишите строчку.

- Вторая строчка – творческое задание: составьте и запишите закрытые и открытые слоги с буквами первой строчки.

- Для чего вы выполняли данную работу?

- Умение писать правильно и аккуратно – очень важно.

- Поиграем в игру «Наоборот». Прочитайте слова.

- Найдите лишнее слово по орфографическому признаку.

- Найдите лишнее слово по грамматическому признаку.

- По какому еще признаку можно выделить лишнее слово? (части речи)

- Богатство – это новое словарное слово.

- Где найти информацию о правописании данного слова?

- Обратимся к универсальному словарю русского языка. (с.65)

- Что еще можно узнать о слове «богатство»?

- Каково лексическое значение слова?

- О каком богатстве может идти речь? (материальные, природные, национальные, духовные, богатство языка)

- Подберите синонимы к слову «богатство» (роскошь, изобилие, достаток).

- Подберите антонимы (бедность, нищета, убогость).

- Запишите слово в индивидуальный словарик и запомните его написание.

Демонстрируют знания, умения по теме.

Отвечают на вопросы, классифицируют звуки, пишут аккуратно.

Читают слова: сладкий, маленький, богатство, пушистый, блестящие. Анализируют группу слов с выделением существенного признака.

Работают с «Универсальным словарем русского языка», отвечают на вопросы, записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

Личностные:

- формировать адекватную самооценку;

- использовать и обогащать личный опыт учеников;

- развивать познавательную активность учащихся;

Познавательные УУД:

- осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

- ориентироваться в своей системе знаний;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- строить понятные для собеседника высказывания;

- отстаивать свою точку зрения;

Регулятивные УУД:

- планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;

- осуществлять самоконтроль;

- выполнять пробные учебные действия;

4. Постановка учебной задачи, цели деятельности

(3 мин)

Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока учащимися через создание проблемной ситуации.

- Вновь обратимся к словам на доске.

- Что нужно сделать, чтобы слово «богатство» перестало быть лишним?

- По какому признаку слова образуют единую группу? (часть речи)

- Определите тему урока. (Обобщение знаний об имени прилагательном)

- Исходя из темы, определим цель деятельности. (Обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном)

- Каковы же задачи? Что мы будем делать для достижения цели урока? (Вспомним: определение, грамматические признаки, правописание окончаний, оценим себя)

- Запишите тему урока.

- Оцените себя с помощью оценочного листа по критерию №2 (умение определять тему и цель урока).

Определяют тему урока, формулируют и осмысливают цель урока, определяют задачи урока, границы знания и незнания.

Отвечают на вопросы, выдвигают предположения.

Оценивают с помощью листа самооценки «Моя дорожка успеха».

Личностные:

- сохранять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- использовать и обогащать личный опыт учеников;

Познавательные УУД:

- анализировать, сравнивать, делать выводы;

- выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;

Регулятивные УУД:

- высказывать предположения на основе наблюдений;

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

- планировать реализацию целей и задач;

5.Обощение и систематизация знаний

(20 мин)

Создает условия для применения полученных знаний на практике при решении типичных задач. Организовывает решение проблемной ситуации. Организует групповую работу.

Подготовка к обобщенной деятельности (3 мин)

- Прочитайте текст.

- Какова тема текста?

- Вы смогли ярко представить картину зимнего леса? Почему?

- Предлагаю вам немного отдохнуть.

- Примите для себя удобную позу, расслабьтесь и насладитесь красотой зимнего пейзажа под музыку П.И. Чайковского «Времена года. Зима».

- Можно ли сказать, что сейчас мы «прикоснулись» к богатству? К какому? (живописи, колорита, слова, музыки)

Воспроизведение на новом уровне (17 мин)

- Наш язык удивительно богат и неповторим. Убедиться в этом несложно.

- Выполним групповой мини-проект «Прилагательные такие разные».

Физминутка

- Распределите роли в группе.

(докладчик, писатель, читатель, хранитель времени)

- Прочитайте инструкцию и приступайте к выполнению мини-проекта.

- Представьте результаты работы группы по алгоритму.

- Если группа испытывает затруднение в подборе прилагательных, можно воспользоваться «Словарем прилагательных».

- По результатам представленных работ, какой можно сделать вывод?

(составленные вами тексты-описания звучат по-разному, поскольку вы использовали разные прилагательные)

- Почему при составлении кластера остались стрелки?

(мы еще много не знаем о прилагательном)

- Оцените себя, как вы работали в группе по критерию №8.

(договариваться и приходить к общему решению)

Читают текст.

(Идешь по лесу и любуешься. Прикрылись шапками сосны. Тени их лежат на сугробах. Легко дышится в лесу!)

Выдвигают гипотезы по проблеме, вызвавшей затруднения.

Отвечают на вопросы.

Смотрят видеоряд картин известных художников и слушают стихи известных поэтов под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Зима».

Отвечают на вопросы.

Объединяются в группы, договариваются и распределяют роли в группе с помощью карточек-картинок «Роли в группе».

Читают инструкцию к мини-проекту «Прилагательные такие разные», работают в соответствии с инструкцией.

Выполняют мини-проект «Прилагательные такие разные».

Представляют результаты работы группы (защита мини-проекта) с помощью алгоритма «Результаты работы нашей группы».

Отвечают на вопросы, формулируют выводы.

Оценивают с помощью листа самооценки «Моя дорожка успеха».

Личностные:

- проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

- сохранять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способам его усвоения;
- использовать и обогащать личный опыт учеников;

- развивать познавательную активность учащихся;

Познавательные УУД:

- выдвигать предположения;

- структурировать знания;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- работать по алгоритму

Коммуникативные УУД:

- высказывать свое мнение;

- контролировать действия партнёра;

- строить монологическое высказывание;

- осуществлять работу в группе;

Регулятивные УУД:

- планировать свою учебную деятельность;

- определять способы выхода из затруднения;

- сохранять учебную задачу и осуществлять контроль;

6.Самостоятельная работа и проверка по эталону

(4 мин)

Проводит работу по самостоятельному применению знания каждого учащегося.

- Самостоятельно примените полученные знания и умения.

- Выполните упр. №2 на стр. 50.

- Составьте и запишите словосочетания в заданных формах. Выберите любые 2 строчки таблицы.

- Если испытываете затруднение, подайте сигнал и воспользуйтесь «Карточкой-помощником».

- Выполним взаимопроверку: поменяйтесь тетрадями по часовой стрелке.

- Сравните с эталоном и оцените соседа по предложенным критериям.

- Верните тетрадь соседу: передайте против часовой стрелки.

- Оцените себя с помощью «Дрожки успеха» по критерию №5.

Самостоятельно выполняют задание: составляют и записывают словосочетания в нужной форме, соблюдая орфографические нормы.

Слабоуспевающие пользуются «Карточкой-помощником».

Выполняют взаимопроверку по эталону.

Оценивают с помощью листа самооценки «Моя дорожка успеха».

Личностные:

- формировать адекватную самооценку;

- использовать и обогащать личный опыт учеников;

Познавательные УУД:

- использовать схемы для выполнения задач;

Коммуникативные УУД:

- строить связанные монологические высказывания в соответствии с коммуникативной задачей;

- осуществлять взаимоконтроль, Регулятивные УУД:

- включать новый способ действия в систему знаний, закрепление ранее изученных способов действий;

7.Контроль и коррекция ошибок (2 мин)

- Итогом вашей работы станет тест.

- Запишите номер вопроса и выбранный вариант ответа.

- За каждый правильный ответ напишите 1 балл. Проверьте и оцените себя по критериям.

- Оцените себя по «Дорожке успеха» по критерию №4

(оценивать правильность своей деятельности)

- С помощью сигнальной карточки покажите, насколько вы довольны своим результатом.

Читают вопросы теста со слайда и выбирают вариант ответа.

Прославляют баллы.

Оценивают себя по предложенным на слайде критериям.

Оценивают с помощью листа самооценки «Моя дорожка успеха».

С помощью сигнальной карточки показывают удовлетворённость своим результатом.

Личностные:

- формировать адекватную самооценку;

Познавательные УУД:

- представлять информацию в виде схемы;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать других;

- осуществлять самоконтроль, Регулятивные УУД:

- выполнять задание и сравнивать результат с эталоном;

- осуществлять самоконтроль;

8.Домашнее задание

(2 мин)

Организует работу по выбору и записи домашнего задания.

- Дома предлагаю поработать по выбору.

1. Учебник с.47, упр.102

2. Из дополнительной литературы выписать 3 словосочетания, у прилагательных указать число, род, падеж, выделить окончание

3. Написать мини-сочинение «Тайны зимнего леса»

- Предлагаю прогуляться по зимнему лесу.

Выбирают и записывают домашнее задание в дневник.

Смотрят видеоролик «Радость зимнего леса»

Личностные:

-создавать позитивное эмоциональное отношение учащихся к уроку и предмету;

Коммуникативные УУД:

- слушать и слышать других, высказывать свою точку зрения;

Регулятивные УУД:

- включать способы действия в систему знаний, закрепление ранее изученных способов действий;

9. Итог урока. Рефлексия

(4 мин)

Подводит итог урока, организует рефлексию, оценку результатов деятельности учащихся.

Содержание учебного материала

- Какой была цель урока?

- Продолжите фразу:

Я знаю, что имя прилагательное:

- отвечает на вопросы …

- обозначает …

- связано с …

- изменяется по …

- в предложении …

Я умею:

- находить …

- определять …

- правильно писать …

- Пригодятся данные знания и умения в жизни? Где?

Учебная деятельность

- Оцените свою деятельность на уроке по оставшимся критериям листа самооценки «Моя дорожка успеха».

- Представьте результаты.

Эмоциональное состояние

- Оцените свое эмоциональное состояние. Приклейте стикер на выбранную ступень пирамиды.

- Вижу, что результатом своей работы вы довольны.

- Слова Н. Лескова были актуальны для нашего урока? Почему?

- Спасибо за урок.

Отвечают на вопросы.

Подводят итог своей деятельности на уроке.

Оценивают эмоциональное состояние на уроке, приклеивают стикер на «Пирамиду успеха».

Личностные:

- проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

- понимать чувства других людей и сопереживать им;

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

Регулятивные УУД:

- адекватно воспринимать оценку;

- соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

- давать самооценку.

Список используемой литературы

1. Планируемые результаты НОО / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М: Просвещение, 2014

2. Русский язык. 4класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. Ч. 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М: Просвещение, 2017

3. Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. Ч. 2 / В.П. Канакина – М: Просвещение, 2017

4. https://www.youtube.com/watch?v=AKEiDUXaWW4

5. https://yandex.ru/images/search?text


Презентация к уроку Обобщение знаний об имени прилагательном
PPTX / 1.64 Мб

 

Предварительный просмотр презентации

Труд – дело святое, всякому подобает. Николай Лесков Автор презентации: Кокорич Марина Леонидовна, учитель начальных классов МБОУ «Сибирская СОШ №1» Омского муниципального района Омской области

йикдалс йикьнелам овтстагоб йытсишуп еищятселб Найдите «лишнее» слово сладкий маленький богатство пушистый блестящие ? богатый

Обобщение знаний об имени прилагательном Цель: обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном Задачи: находить … определять … правильно писать … использовать …

Идёшь по лесу и любуешься. Прикрылись шапками сосны. Тени их лежат на сугробах. Легко дышится в лесу!

Зима в произведениях русских поэтов и художников

… Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит... А. Пушкин Цыплаков В.Г. «Мороз и солнце»

Гермашев М.М. «Снег» Поет зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака... Сергей Есенин

Васнецов А.М. «Зимний сон» 1908-1914 Чародейкою зимою Околдован, лес стоит - И под снежной бахромою. Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит... Ф. Тютчев

Грабарь И.Э «Февральская лазурь» 1904 Зимним холодом пахнуло На поля и на леса. Ярким пурпуром зажглися Пред закатом небеса … Иван Бунин

Шишкин И.И. «Зима в лесу. Иней» Воплощение мечтаний, Жизни с грезою игра, Этот мир очарований, Этот мир из серебра! В. Брюсов

Идёшь по лесу и любуешься. Прикрылись шапками сосны. Тени их лежат на сугробах. Легко дышится в лесу!

Мини-проект «Прилагательные такие разные» Распределите роли в группе: хранитель времени читатель писатель докладчик 2. Прочитайте инструкцию. 3. Выполните проект. 4. Представьте результаты.

Физминутка

Самостоятельная работа Задание в учебнике с. 50 упр. 2 Взаимопроверка (Д.п., ед.ч.) берёзовой роще (П.п., ед.ч.) о берёзовой роще (Р.п., ед.ч.) раннего утра (Т.п., ед.ч.) ранним утром (Д.п., мн.ч.) весенним гостям (Р.п., мн.ч.) весенних гостей (Т.п., ед.ч.) белоносым грачом (Р.п., ед.ч.) белоносого грача

Самостоятельная работа Оценивание по критериям: «5» - 4 словосочетания записаны верно «4» - 3 словосочетания записаны верно «3» - 2 словосочетания записаны верно «- » - 1 словосочетание записано верно

Итоговый тест 1. Имена прилагательные обозначают: а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 2. Имена прилагательные отвечают на вопрос: а) что? б) что делает? в) какой? 3. Укажи имя прилагательное: а) нарядная б) наряд в) нарядить 4. Прилагательное в начальной форме: а) яркая б) зимние в) чудесный 5. Имена прилагательные во мн.ч. по родам: а) изменяются б) не изменяются 6. У прилагательного нет такого признака: а) время б) падеж в) число 7. В каком прилагательном в окончании пишется - И: а) к могуч…му б) с зимн…м

Итоговый тест самопроверка 1. б 2. в 3. а 4. в 5. б 6. а 7. б Критерии самооценки: за правильный ответ – 1 балл 7 баллов – «5» 5-6 баллов – «4» 3-4 балла – «3» 0-2 балла – «2»

Домашнее задание по выбору: 1. Упр. 102, с. 47 2. Из дополнительной литературы выписать 5 словосочетаний. У прилагательных указать грамматические признаки 3. Написать мини-сочинение «Тайны зимнего леса»

Итог урока Я знаю, что имя прилагательное: - отвечает на вопросы … - обозначает … - связано с … - изменяется … - в предложении … Я умею: - находить … - определять … - правильно писать … - составлять …

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.