12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кокорич Марина Леонидовна43
Россия, Омская обл.
3

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме «Обобщение знаний об имени прилагательном»



Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме «Обобщение знаний об имени прилагательном»

Учитель: Кокорич Марина Леонидовна

Тема урока

Место урока по теме (в разделе/главе)

Обобщение знаний об имени прилагательном

26 урок из 29 по разделу «Имя прилагательное»

Тип урока

Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения

Урок обобщения и систематизации знаний

Урок-проект; фронтальная, парная, групповая, индивидуальная деятельность; метод проектов, эвристических, проблемных вопросов, исследовательский, метод сравнения, обращение к опыту учащихся, создание текста, работа в паре и группе, работа с учебником, словарем.

Цель урока

Задачи урока

Формирование учебно-познавательного интереса к изучению имени прилагательного как части речи, к совершенствованию навыка правописания безударных падежных окончаний прилагательных на основе обобщения в ходе совместной деятельности

Предметные:

Ученик научится:

- находить в тексте имена прилагательные;

- определять грамматические признаки имен прилагательных;

- устанавливать связь в словосочетании прилагательного с существительным;

- применять правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных;

- уточнять значение слова с помощью толкового словаря

Ученик получит возможность научиться:

- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

- подбирать синонимы, антонимы

Метапредметные:

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- осуществлять анализ с выделением существенных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, обобщать;

- строить алгоритм действий, работать по алгоритму;

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

- оценивать правильность выполнения действия;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- учитывать разные мнения в сотрудничестве;

- работать в паре, выполнять взаимопроверку, контролировать действия партнера;

- работать в группе, договариваться и приходить к общему решению.

Личностные:

- положительная мотивация к школе, к обучению;

- учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Педагогические технологии

Оборудование

Технология деятельностного подхода,

формирующего оценивания

Мультимедийная установка (компьютер, проектор, экран), документ-камера, презентация «Обобщение знаний об имени прилагательном» (автор: Кокорич М.Л.), учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе Русский язык 4 класс Часть2 В.П.Канакина, В.Г.Горецкий М: Просвещение 2017, универсальный словарь русского языка, карточка «Словарь прилагательных», карточки-схемы «Роли в группе», для проектной деятельности: шаблон-заготовка, карточки-инструкции, «Карточка-помощник» для индивидуальной работы, сигнальные карточки для самооценки, лист самооценки «Моя дорожка успеха», стикеры для самооценки


Приложения к уроку
DOCX / 17.38 Кб

Лист самооценки
DOCX / 13.69 Кб


 


 

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Планируемые результаты

1. Организационный (0,5 мин)

Создает эмоциональный настрой на работу, проверяет готовность к уроку.

- Долгожданный дан звонок,

- Садитесь, проверьте готовность к уроку.

Настраиваются на учебную деятельность, организуют рабочее место.

- Начинается урок!

Садятся и проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей.

Личностные:

формирование позитивного отношения к предстоящей деятельности

Регулятивные УУД:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других

2.Мотивация учебной деятельности

(1,5 мин)

Обеспечивает мотивацию учения, создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- Хотелось бы начать урок со слов: «Труд – дело святое, всякому подобает».

- Как вы их понимаете?

- Ребята, эти слова принадлежат известному русскому писателю Николаю Лескову, которому сегодня исполнилось 186 лет со дня рождения. Позже вы познакомитесь с его творчеством.

- Почему со слов Н. Лескова мы начали урок?

- Оценить свою деятельность на уроке вам поможет лист самооценки «Моя дорожка успеха» по известным вам критериям.

- Оцените себя по критерию №1 (Умение организовать свое рабочее место)

Настраиваются на предстоящую работу в классе, понимают необходимость включения в учебную деятельность.

Объясняют смысл выражения, отвечают на вопрос.

Оценивают с помощью листа самооценки «Моя дорожка успеха».

Личностные:

- прививать интерес к познавательной деятельности;

-создавать позитивное эмоциональное отношение учащихся к уроку и предмету;

Познавательные УУД:

- извлекать информацию из таблицы.

Коммуникативные УУД:

- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

Регулятивные УУД:

- планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией;

- настраивать себя на продуктивную работу;

3. Актуализация знаний и фиксирование затруднений

(8 мин)

Создаёт условия для актуализации знаний учащихся, применения имеющегося опыта.

- Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

- Начнем урок с минутки чистописания. Поможет вам в этом высказывание

Н. Лескова.

- Назовите буквы, обозначающие согласные звонкие непарные звуки.

- Оставьте две строчки для темы урока и красиво напишите эти буквы: р, л, м.

- Назовите гласные буквы, которые обозначают два звука.

- Красиво напишите: е. Допишите строчку.

- Вторая строчка – творческое задание: составьте и запишите закрытые и открытые слоги с буквами первой строчки.

- Для чего вы выполняли данную работу?

- Умение писать правильно и аккуратно – очень важно.

- Поиграем в игру «Наоборот». Прочитайте слова.

- Найдите лишнее слово по орфографическому признаку.

- Найдите лишнее слово по грамматическому признаку.

- По какому еще признаку можно выделить лишнее слово? (части речи)

- Богатство – это новое словарное слово.

- Где найти информацию о правописании данного слова?

- Обратимся к универсальному словарю русского языка. (с.65)

- Что еще можно узнать о слове «богатство»?

- Каково лексическое значение слова?

- О каком богатстве может идти речь? (материальные, природные, национальные, духовные, богатство языка)

- Подберите синонимы к слову «богатство» (роскошь, изобилие, достаток).

- Подберите антонимы (бедность, нищета, убогость).

- Запишите слово в индивидуальный словарик и запомните его написание.

Демонстрируют знания, умения по теме.

Отвечают на вопросы, классифицируют звуки, пишут аккуратно.

Читают слова: сладкий, маленький, богатство, пушистый, блестящие. Анализируют группу слов с выделением существенного признака.

Работают с «Универсальным словарем русского языка», отвечают на вопросы, записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

Личностные:

- формировать адекватную самооценку;

- использовать и обогащать личный опыт учеников;

- развивать познавательную активность учащихся;

Познавательные УУД:

- осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

- ориентироваться в своей системе знаний;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- строить понятные для собеседника высказывания;

- отстаивать свою точку зрения;

Регулятивные УУД:

- планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;

- осуществлять самоконтроль;

- выполнять пробные учебные действия;

4. Постановка учебной задачи, цели деятельности

(3 мин)

Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока учащимися через создание проблемной ситуации.

- Вновь обратимся к словам на доске.

- Что нужно сделать, чтобы слово «богатство» перестало быть лишним?

- По какому признаку слова образуют единую группу? (часть речи)

- Определите тему урока. (Обобщение знаний об имени прилагательном)

- Исходя из темы, определим цель деятельности. (Обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном)

- Каковы же задачи? Что мы будем делать для достижения цели урока? (Вспомним: определение, грамматические признаки, правописание окончаний, оценим себя)

- Запишите тему урока.

- Оцените себя с помощью оценочного листа по критерию №2 (умение определять тему и цель урока).

Определяют тему урока, формулируют и осмысливают цель урока, определяют задачи урока, границы знания и незнания.

Отвечают на вопросы, выдвигают предположения.

Оценивают с помощью листа самооценки «Моя дорожка успеха».

Личностные:

- сохранять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- использовать и обогащать личный опыт учеников;

Познавательные УУД:

- анализировать, сравнивать, делать выводы;

- выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;

Регулятивные УУД:

- высказывать предположения на основе наблюдений;

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

- планировать реализацию целей и задач;

5.Обощение и систематизация знаний

(20 мин)

Создает условия для применения полученных знаний на практике при решении типичных задач. Организовывает решение проблемной ситуации. Организует групповую работу.

Подготовка к обобщенной деятельности (3 мин)

- Прочитайте текст.

- Какова тема текста?

- Вы смогли ярко представить картину зимнего леса? Почему?

- Предлагаю вам немного отдохнуть.

- Примите для себя удобную позу, расслабьтесь и насладитесь красотой зимнего пейзажа под музыку П.И. Чайковского «Времена года. Зима».

- Можно ли сказать, что сейчас мы «прикоснулись» к богатству? К какому? (живописи, колорита, слова, музыки)

Воспроизведение на новом уровне (17 мин)

- Наш язык удивительно богат и неповторим. Убедиться в этом несложно.

- Выполним групповой мини-проект «Прилагательные такие разные».

Физминутка

- Распределите роли в группе.

(докладчик, писатель, читатель, хранитель времени)

- Прочитайте инструкцию и приступайте к выполнению мини-проекта.

- Представьте результаты работы группы по алгоритму.

- Если группа испытывает затруднение в подборе прилагательных, можно воспользоваться «Словарем прилагательных».

- По результатам представленных работ, какой можно сделать вывод?

(составленные вами тексты-описания звучат по-разному, поскольку вы использовали разные прилагательные)

- Почему при составлении кластера остались стрелки?

(мы еще много не знаем о прилагательном)

- Оцените себя, как вы работали в группе по критерию №8.

(договариваться и приходить к общему решению)

Читают текст.

(Идешь по лесу и любуешься. Прикрылись шапками сосны. Тени их лежат на сугробах. Легко дышится в лесу!)

Выдвигают гипотезы по проблеме, вызвавшей затруднения.

Отвечают на вопросы.

Смотрят видеоряд картин известных художников и слушают стихи известных поэтов под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Зима».

Отвечают на вопросы.

Объединяются в группы, договариваются и распределяют роли в группе с помощью карточек-картинок «Роли в группе».

Читают инструкцию к мини-проекту «Прилагательные такие разные», работают в соответствии с инструкцией.

Выполняют мини-проект «Прилагательные такие разные».

Представляют результаты работы группы (защита мини-проекта) с помощью алгоритма «Результаты работы нашей группы».

Отвечают на вопросы, формулируют выводы.

Оценивают с помощью листа самооценки «Моя дорожка успеха».

Личностные:

- проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

- сохранять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способам его усвоения;
- использовать и обогащать личный опыт учеников;

- развивать познавательную активность учащихся;

Познавательные УУД:

- выдвигать предположения;

- структурировать знания;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- работать по алгоритму

Коммуникативные УУД:

- высказывать свое мнение;

- контролировать действия партнёра;

- строить монологическое высказывание;

- осуществлять работу в группе;

Регулятивные УУД:

- планировать свою учебную деятельность;

- определять способы выхода из затруднения;

- сохранять учебную задачу и осуществлять контроль;

6.Самостоятельная работа и проверка по эталону

(4 мин)

Проводит работу по самостоятельному применению знания каждого учащегося.

- Самостоятельно примените полученные знания и умения.

- Выполните упр. №2 на стр. 50.

- Составьте и запишите словосочетания в заданных формах. Выберите любые 2 строчки таблицы.

- Если испытываете затруднение, подайте сигнал и воспользуйтесь «Карточкой-помощником».

- Выполним взаимопроверку: поменяйтесь тетрадями по часовой стрелке.

- Сравните с эталоном и оцените соседа по предложенным критериям.

- Верните тетрадь соседу: передайте против часовой стрелки.

- Оцените себя с помощью «Дрожки успеха» по критерию №5.

Самостоятельно выполняют задание: составляют и записывают словосочетания в нужной форме, соблюдая орфографические нормы.

Слабоуспевающие пользуются «Карточкой-помощником».

Выполняют взаимопроверку по эталону.

Оценивают с помощью листа самооценки «Моя дорожка успеха».

Личностные:

- формировать адекватную самооценку;

- использовать и обогащать личный опыт учеников;

Познавательные УУД:

- использовать схемы для выполнения задач;

Коммуникативные УУД:

- строить связанные монологические высказывания в соответствии с коммуникативной задачей;

- осуществлять взаимоконтроль, Регулятивные УУД:

- включать новый способ действия в систему знаний, закрепление ранее изученных способов действий;

7.Контроль и коррекция ошибок (2 мин)

- Итогом вашей работы станет тест.

- Запишите номер вопроса и выбранный вариант ответа.

- За каждый правильный ответ напишите 1 балл. Проверьте и оцените себя по критериям.

- Оцените себя по «Дорожке успеха» по критерию №4

(оценивать правильность своей деятельности)

- С помощью сигнальной карточки покажите, насколько вы довольны своим результатом.

Читают вопросы теста со слайда и выбирают вариант ответа.

Прославляют баллы.

Оценивают себя по предложенным на слайде критериям.

Оценивают с помощью листа самооценки «Моя дорожка успеха».

С помощью сигнальной карточки показывают удовлетворённость своим результатом.

Личностные:

- формировать адекватную самооценку;

Познавательные УУД:

- представлять информацию в виде схемы;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать других;

- осуществлять самоконтроль, Регулятивные УУД:

- выполнять задание и сравнивать результат с эталоном;

- осуществлять самоконтроль;

8.Домашнее задание

(2 мин)

Организует работу по выбору и записи домашнего задания.

- Дома предлагаю поработать по выбору.

1. Учебник с.47, упр.102

2. Из дополнительной литературы выписать 3 словосочетания, у прилагательных указать число, род, падеж, выделить окончание

3. Написать мини-сочинение «Тайны зимнего леса»

- Предлагаю прогуляться по зимнему лесу.

Выбирают и записывают домашнее задание в дневник.

Смотрят видеоролик «Радость зимнего леса»

Личностные:

-создавать позитивное эмоциональное отношение учащихся к уроку и предмету;

Коммуникативные УУД:

- слушать и слышать других, высказывать свою точку зрения;

Регулятивные УУД:

- включать способы действия в систему знаний, закрепление ранее изученных способов действий;

9. Итог урока. Рефлексия

(4 мин)

Подводит итог урока, организует рефлексию, оценку результатов деятельности учащихся.

Содержание учебного материала

- Какой была цель урока?

- Продолжите фразу:

Я знаю, что имя прилагательное:

- отвечает на вопросы …

- обозначает …

- связано с …

- изменяется по …

- в предложении …

Я умею:

- находить …

- определять …

- правильно писать …

- Пригодятся данные знания и умения в жизни? Где?

Учебная деятельность

- Оцените свою деятельность на уроке по оставшимся критериям листа самооценки «Моя дорожка успеха».

- Представьте результаты.

Эмоциональное состояние

- Оцените свое эмоциональное состояние. Приклейте стикер на выбранную ступень пирамиды.

- Вижу, что результатом своей работы вы довольны.

- Слова Н. Лескова были актуальны для нашего урока? Почему?

- Спасибо за урок.

Отвечают на вопросы.

Подводят итог своей деятельности на уроке.

Оценивают эмоциональное состояние на уроке, приклеивают стикер на «Пирамиду успеха».

Личностные:

- проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

- понимать чувства других людей и сопереживать им;

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

Регулятивные УУД:

- адекватно воспринимать оценку;

- соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

- давать самооценку.

Список используемой литературы

1. Планируемые результаты НОО / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М: Просвещение, 2014

2. Русский язык. 4класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. Ч. 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М: Просвещение, 2017

3. Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. Ч. 2 / В.П. Канакина – М: Просвещение, 2017

4. https://www.youtube.com/watch?v=AKEiDUXaWW4

5. https://yandex.ru/images/search?text


Презентация к уроку Обобщение знаний об имени прилагательном
PPTX / 1.64 Мб

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.