Педагогический проект во второй младшей группе на тему «В театр — играем речь развиваем»
Педагогический проект во второй младшей группе на тему «В театр играем-речь развиваем».
Тип проекта: педагогическое проектирование
Вид: творческий
Сроки реализации проекта: долгосрочный
Возрастная группа: дети второй младшей группы (от 3 до 4 лет)
Актуальность проекта: Начата работа с детьми четвёртого года жизни с сентября 2017 года, прежде была проведена диагностика по всем образовательным областям, с целью проанализировать и решить какие методы и приёмы будут наиболее эффективны в реализации программы. В результате наибольшие проблемы выявились в области «Речевое развитие». Особенно это касалось связной речи. У 45% детей развитие связной речи оставалось на низком уровне. На вопросы отвечали односложно. При изложении повествования наблюдалось скудность изложения, отсутствовала последовательность изложения, ограниченность и неполноценность лексических средств языка.
Оценка выявленной проблемной ситуации определило необходимость поиска новых форм работы. Такой формой была выбрана театрализованная деятельность, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. Театрализованная деятельность в детском саду является едва ли не самым эффективным способом воздействия на детей, в котором наиболее полно проявляется принцип обучения «учить, играя», ведь детей не нужно заставлять играть, они это очень любят. Данная деятельность развлекает детей, создает эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, развивает его фантазию. Также театр помогает решить также одну из важнейших задач - развитие речи. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается монологическая и диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Воспитательная функция театра состоит в том, что дети знакомятся с окружающим миром через образы, а анализ произведений учит детей делать предположения, выводы, обобщения.
Цель: Создание предпосылок для творческого и речевого развития личности ребенка средствами театрализованной деятельности на протяжении всего образовательного проекта.
Задачи:
- разработать систему приемов по взаимосвязи различных видов театра в режиме дня;
- обеспечить тесную взаимосвязь всех видов деятельности в режиме дня;
- пробуждать интерес детей к театрализованной игре;
- формировать умение следить за развитием действий в играх-спектаклях;
- формировать умение правильно пользоваться темпом, громкостью (интонацией) речи, отчетливо произносить звуки, слова, фразы;
- знакомить с приемами вождения настольных и перчаточных кукол;
- развивать умение имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное состояние (мимикой, позой, жестом, движением);
- развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки;
- развивать диалогическую речь (вызвать у детей желание использовать слова и выражения из сказки);
- развивать способность удерживать в памяти и воспроизводить последовательность событий в знакомых произведениях;
- вызвать желание выступать перед сверстниками;
Ожидаемый результат:
-дети должны научиться пользоваться настольным и пальчиковым театром;
-сформировать умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами;
-постановка сказок, обыгрывание песенок, потешек.
Участники проекта: педагог, дети и их родители (законные представители)
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный:
Изучение литературы по теме;
Выявление представлений детей о театре,
Составление перспективного плана работы
Подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, создание сборника речевых, пальчиковых игр, этюдов (Приложение №1);
Подготовка оборудования для реализации данного проекта (различные виды настольного театра, декорации).
II этап– основной.
Проведение образовательной деятельности с детьми по проекту педагогами и родителями, согласно плану (в течение дня и во время проведения режимных моментов);
Привлечение родителей к чтению и разыгрыванию по ролям детских сказок и потешек.
Посещение театрализованных представлений, кукольных спектаклей и беседы по ним;
Чтение художественных произведений;
Театрализованные представления для детей;
Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
Отдельные упражнения для эмоционального развития детей.
III. Заключительный
* Выявить уровень сформированности творческих способностей на конец проекта;
* Открытые показы для воспитанников ДОУ, воспитателей и родителей с инсценировкой сказок, выступление на педсовете в рамках недели «Педагогического мастерства» по теме проекта;
* Подведение итогов и оформление проекта.
Перспективное планирование по проекту
Дата |
Тема мероприятия |
Результат |
Первая неделя ноября |
1.Рассматривание иллюстраций различных видов театральной деятельности. 2.Выставка и показ использования атрибутов в театральной деятельности. |
С интересом рассматривают иллюстрации. Повышается интерес к театральным атрибутам. Появилась заинтересованность к театральному искусству. |
Вторая неделя ноября |
1.Обыгрывание атрибутов настольного театра. 2. Привлечение к самостоятельному обследованию персонажей настольного театра. 3.Закрепить правила использования атрибутов в театральных играх. |
Повышается интерес к использованию театральных атрибутов. Самостоятельно обследуют атрибуты используют в театральных играх. |
Третья неделя ноября |
«Мы маленькие актеры» 1.Через решение проблемных ситуаций, познакомить детей с качествами актера. 2.Отрабатывать умения сочетать речь с пластическими движениями. 3.Стимулировать детей полученные знания переносить в игру. |
Знакомство с качествами актера: находчивый, решительный, артистичный, музыкальный и т.д. Умеет сочетать речь с пластическими движениями. Используют полученные знания в игре. |
Четвертая неделя |
1.Показ сказки детьми «Курочка ряба» (настольный театр) 2.Учить детей интонационно и выразительно проговаривать слова. 3.Развивать первые навыки драматизации. |
Выполнять движение атрибутами в соответствии с текстом. Интонационно и выразительно проговаривать слова текста. Развиты навыки драматизации. |
Первая неделя декабря |
1.Пересказ сказки с использованием пальчикового театра. 2.Подвижная игра «Курочка и цыплята» (по песне «Цыплята» муз. А.Филиппенко 3.Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью. |
Знаком с пальчиковым театром. Выполняет движения и проговаривает слова в соответствии с текстом в игре. Умеет двигать пальчиками в соответствии с текстом. |
Вторая неделя декабря |
1.Рассказывание сказки «Почему плакал котенок?» с использование настольного театра. 2.Беседа по содержанию сказки. 3.Подвижная игра «Котята». |
С интересом слушает новые произведения. Принимает активное участие в беседе, самостоятельно отвечать на вопросы. Охотно принимает участие в игре. |
Третья неделя декабря |
1.Рассказывание сказки «Почему плакал котёнок» вместе с детьми. 2.Упражнение «Изобрази героя». 3.Веселый танец. 4.Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажей сказки. |
Умеют слушать сказку. Мимикой лица и движениями могут изобразить героев сказки. Хорошо двигаются под музыку, выполняют танцевальные движения. Умеют передавать наиболее характерные черты персонажей сказки мимикой и жестами. |
Четвертая неделя декабря. |
1.Драматизация сказки «Почему плакал котенок». 2.Разучивание роли детьми-закрепление слов. 3.Подвижная игра «Гуси» |
Умеют драматизировать знакомые сказки. Охотно разучивают роли. Активно принимают участие в подвижных играх. |
Третья неделя января |
1.Отгадывание загадки. 2.Знакомство со сказкой К.Чуковского «Цыпленок». 3. Имитационные упражнения. 4.Подвижные игра «Курочка-хохлатка». |
Умеют отгадывать загадки. С интересом слушают новые сказки. Умеют выполнять имитационные упражнения. Активно принимают участие в подвижных играх. |
Четвертая неделя января |
1.Рассказывание сказки «Цыпленок» вместе с детьми. 2.Беседа по содержанию. 3.Имитационные упражнения. |
Откликаются на воспринимаемое содержание, включаются в рассказывание сказки. Принимают активное участие в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. 3.Умеют выполнять имитационные упражнения. |
Первая неделя февраля |
1.Отгадывание загадок. 2.Ряжение 3.Имитационные упражнения «Изобрази героя» |
Умеют отгадывать загадки. Активно принимают участие в примерке костюмов. Мимикой и движениями изображают героя. |
Вторая неделя февраля |
1.Сюрпризный момент 2.Драматизация сказки К.Чуковского «Цыпленок». 3.Совершенствовать умение драматизировать сказку. |
Проявляют интерес к сюрпризным моментам. Умеют драматизировать знакомые сказки. |
Третья неделя февраля |
1.Знакомство со сказкой С.Маршака «Перчатки» 2.Беседа по содержанию. 3.Подвижная игра «Грустный котик» |
С интересом слушают новые сказки. Принимают активное участие в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Активно принимают участие в играх. |
Четвертая неделя февраля. |
1.Отгадывание загадок. 2. Мимические этюды. 3.Драматизация сказки С.Маршака «Перчатки». 4. Учить сочетать речь с пластическими движениями; побуждать к участию в театральной игре. |
Умеют отгадывать загадки. Выполняют мимические этюды. Умеют драматизировать знакомые сказки. Соединяют речь с пластичными движениями, охотно участвуют в театральных играх. |
Первая неделя марта |
1.Прослушивание звукозаписи детской сказки «Теремок». 2.Беседа по содержанию сказки «Теремок» 3.Звукоподражание героям с имитацией движений |
Внимательно слушает звукозапись сказок. Принимают активное участие в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Соединяют звукопражание с имитацией движения. |
Вторая неделя марта. |
1.Драматизация сказки «Теремок» 2.Упражнять в исполнении диалогов, используя атрибуты настольного театра. 3.Совершенствовать умения детей выразительно проговаривать слова |
Умеют драматизировать знакомые сказки. Выполняют движения атрибутами в соответствии с текстом. Выразительно проговаривают слова героев сказки |
Третья неделя марта |
1.Расказывание сказки «Колобок» 2.Беседа по содержанию. 3.Творческая игра «Угадай героя». |
Откликаются на воспринимаемое содержание, включаются в рассказывание сказки. Принимают активное участие в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Угадывают героев сказки по мимике и движениям. |
Четвертая неделя марта |
1.Пантомимические упражнения. 2.Драматизация сказки «Колобок» с использованием плоскостных фигур. 3.Дидактическая игра «Любимые сказки» -складывание по частям. |
Умеют выполнять пантомимические упражнения. Умеют драматизировать знакомые сказки с плоскостными фигурами. Умеют складывать иллюстрации знакомых сказок по частям. |
Первая неделя апреля |
Показ сказки «Репка» с помощью конусного театра. 2. Беседа по содержанию. 3.Дидактическая игра «Любимые сказки» складывание по частям. |
Выполняют движения атрибутами в соответствии с текстом. Принимают активное участие в беседе. Понимают смысл сказки, помнят героев, последовательность их появления. Умеют складывать иллюстрации знакомых сказок по частям. |
Вторая неделя апреля |
1.Отгадывание загадок. 2.Пересказ сказки «Репка» с использованием шапочек-масок. 3.Игра «Назови свое имя по-разному» |
Умеют отгадывать загадки. Откликаются на воспринимаемое содержание, включаются в рассказывание сказки. Знают свое имя и умеют называть его по-разному. |
Третья неделя апреля |
1.Чтение сказки «Лиса, заяц и петух». 2.Рассматривание иллюстраций к сказке. 3.Подвижная игра «Лиса и зайцы» |
Любят слушать сказки. Внимательно рассматривают иллюстрации к сказкам. Активно принимают участие в подвижных играх. |
Четвертая неделя апреля |
1.Пересказывание сказки «Лиса, заяц и петух» 2.Звукоподражание героям с имитацией движений. 3.Дидактическая игра «Любимая сказка»-складывание по частям. |
Пересказывают знакомые сказки. Соединяют звукоподражание с имитацией движения. Умеют складывать иллюстрации знакомых сказок по частям. |
Первая неделя мая |
1.Отгадывание загадок по сказке «Лиса, заяц и петух» 2.Ряжение в костюмы. 3.Имитационные упражнения |
Умеют отгадывать загадки. Активно принимают участие в примерке костюмов. Мимикой и движениями изображают героев сказки. |
Вторая неделя мая |
1.Драматизация сказки «Лиса, заяц и петух». 2.Упражнять в исполнение диалогов с учетом на зрителя. 3. Подвижная игра «Лиса и зайцы» |
Умеют драматизировать знакомые сказки. Свободно ведут диалог с учетом на зрителя. Активно принимают участие в подвижных играх. |
Третья неделя мая |
Подготовка постановки сказки |
|
Четвертая неделя мая |
Показ театрализованной постановки сказки |
Использованные в течение года этюды:
Этюд «Медвежата»
Медвежата лежат в берлоге. Подул сильный ветер, пробрался в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в клубочки – греются. Стало жарко, медвежата развернулись и зарычали.
Этюд "Фокус"
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было... Из чемодана выпрыгнула собака.
Этюд "Один дома"
Мама- Енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке-еноту страшно — а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?
Этюд "Лисичка подслушивает"
Цель: Развивать способность понимать эмоциональное состояние и адекватно выражать своё (внимание, интерес, сосредоточенность).
Ход: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик и петушок. Подслушивает. Голова наклонена в сторону – слушает, рот полуоткрыт. Нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонён вперёд.
Этюд "Кот Васька"
Хозяйка испекла сметанный пирог к празднику и пошла наряжаться. Кот Васька прокрался в кухню и съел пирог. Хозяйка прибежала на шум и стала ругать Ваську. Ваське стало стыдно.
Этюд "Соленый чай"
Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил себе чай и, не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал себе в чашку две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту! Выразительные движения. Голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен - ребенок выглядит так, словно он подавился и сплевывает.
Этюд "В лесу"
Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся — нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов? (ВНИМАНИЕ)
Вроде бы слышит он какой-то шорох, потрескивание веток - а вдруг это медведь? (СТРАХ) Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей — они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой! (РАДОСТЬ)
«Вкусные конфеты»
Цель: Передавать внутреннее состояние через мимику (удовольствие, радость).
Ход: У девочки в руках воображаемая коробка с конфетами. Она протягивает её по очереди детям. Они берут конфету, благодарят, разворачивают бумажку и угощаются. По лицам видно, что угощение вкусное.
«Тише»
Цель: Развивать выразительное движение рук и адекватно использовать жест.
Ход: Мышата переходят дорогу, на которой спит котёнок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»
Выразительные движения: шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх».
Этюд «Утешение».
Цель. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
Мальчик нечаянно сломал игрушку девочки, она плачет, остальные ребята должны успокоить девочку, утешить. Исполнительница роли девочки «плачет». Дети окружают ее, и каждый предлагает свой вариант утешения (подает новую игрушку, старается отремонтировать сломанную и т.д.).
Этюд «Остров плакс»
Путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, плаксы отталкивают его и продолжают плакать (брови приподняты, сдвинуты, рот приоткрыт). Долго думал путешественник, как успокоить плакс, и придумал: надо их пощекотать, тогда им станет весело и они перестанут плакать.
Этюд «Медведь и пчёлы»
Захотелось медведю мёдом полакомиться. Нашёл он улей, разворошил его и стал лапой мёд доставать. А пчёлы злятся, жужжат сердито (воспитатель изображает медведя, дети – пчёл: брови нахмурены, и рот открыт, зубы сжаты).
Этюд «Это я! Это мое!»
Ребенок разговаривает с глухой бабушкой, которая оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук: ничего-то бабушка не слышит. Бабушка спрашивает: "Где Витя?" (называется имя играющего), "Чьи это книги?", "Чьи игрушки?". И т. п. мальчик отвечает жестом. Выразительные движения. Рука согнута в локте, указательный палец направлен на грудь: "Я!". Идея обладания более обширного "я" выражается более или менее сильным прижатием кисти к груди: "Мое, принадлежит мне!"
Этюд «Сердитый дедушка»
К дедушке в деревню приехал Петя и сразу же пошел гулять. Дедушка рассердился, что Петя ушел за калитку. А если из леса придет волк, что будет с Петей? Мимика. Нахмуренные брови.
Во время этюда звучит музыка.
Этюд «Смелый заяц»
Заяц любил стоять на пеньке и громко петь песни и читать стихи. Он не боялся, что его может услышать волк.
Выразительные движения. Поза. Положение стоя, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину, подбородок поднят. Мимика. Уверенный взгляд.
Этюд «Провинившийся»
Мальчик разбил вазу, и мама его ругает. Он чувствует свою вину.
Выразительные движения. Голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи приподняты; ноги прямые, пятки сдвинуты; руки висят вдоль тела. Мимика. Брови идут вверх и сдвигаются, уголки губ опущены.
Этюд «Ваське стыдно»
Жила-была девочка Галя. У нее была кукла Таня. Галя играла с куклой, кормила ее, спать укладывала.
Один раз положила свою куклу спать на кроватку. Забрался туда кот Васька и уронил куклу на пол. Пришла Галя домой, увидела, что ее кукла лежит на полу, подняла куклу и стала ругать Ваську: "Зачем ты, Васька, мою куклу уронил?" А Васька стоит, голову опустил: стыдно ему. Прослушав рассказ, дети по очереди показывают, как стыдно было коту Ваське.
Этюд «Лисенок боится»
Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут.
Выразительные движения. Поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать страхование с ноги воображаемых капелек воды.
Этюд «Я не знаю!»
Мальчика-незнайку о чем-то спрашивают, а он только пожимает плечами да разводит руками: "Не знаю", "Не имею понятия", "Ничего не видел".
Выразительные движения. Приподняты брови, опущены уголки рта, приподняты на миг плечи, руки слегка разводятся, ладони раскрыты.
Приложение №2
Предметно-пространственная среда.
Мини – сцена с ширмой для настольного и кукольного театра со сменными декорациями, фоном;
Куклы Би-Ба-Бо, пальчиковые игрушки: шитые, вязаные;
Фигурки для настольного театра: бумажные конусные куклы, деревянный настольный театр;
Плоскостные театры (фланелеграф);
Театр резиновой игрушки;
Магнитный театр;
Театр мягкой игрушки;
Маски;
Театр рукавичек;
Атрибуты для танцевальных импровизаций;
Дидактические игры: «Угадай настроение», «Театр настроения», «Составь портрет-настроение», «Конструктор настроений»; «Герои и маски».
Альбомы «Настроение»;
Атрибуты к дыхательным упражнениям «Свечка», «Сдуй снежинку», «Попади в воротики» (Дыхательный Футбол), «Кто дальше».
Библиотека книг с яркими большими иллюстрациями, в т.ч. книги-раскладушки, книжки-малышки;
DVD или проектор с подборкой мультфильмов, театральных постановок актеров театра, и т.д.
Приложение №3
Примерный репертуар музыкальных композиций:
«Плакса», «Злюка» и «Резвушка», «Ёжик» муз. Д. Кабалевского;
«Мишка с куклой пляшут полечку», муз. М. Качурбиной;
«Зайчик», муз. Л. Лядовой;
«Медведь», «Зайцы» муз. Е. Тиличеевой;
«Резвушка» и «Капризуля», муз. В. Волкова;
«Воробей», муз. А. Руббах;
«Игра в лошадки», муз. П. Чайковского;
«Зайчик», рус. нар. песня, обр. Н. Лобачева;
«Плачет котик», муз. М. Пархаладзе;
«Гуси», рус. нар. песня, обраб. Н. Метлова;
«Цыплята», муз. А. Филиппенко,
«Птичка», муз. М. Раухвергера;
«Скачут лошадки», муз. Т. Попатенко;
«Птички летают», муз. Л. Банниковой;
«Зайцы и лиса», муз. Е. Вихаревой;
«Медвежата», муз. М. Красева;
«Птички летают», муз. Л. Банникова;
«Птички», муз. Л. Банниковой;
«Мышки», муз. Н. Сушена;
«Танец зайчиков», рус. нар. мелодия;
«Лягушка» муз. В.Рябикова;
П.И. Чайковский «Болезнь куклы», «Новая кукла»;
Э. Григ «Бабочка»;
Приложение №4