Проект волонтерского движения «Твори добро»
Филиал МБОУ "Шалинская СОШ №90" - "Саргинская СОШ"
Проект волонтерского движения «Твори добро»
Введение:
Детство – время активного социального «развертывания» растущего человека и освоение им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.
Социализация личности ребенка в современное время протекает в экстремальных условиях: изменения в политической, экономической, социальной и социокультурной системе.
В настоящее время в России рассматривается как стратегический ресурс госудаственно-общественного развития. Современные модели взаимодействия «Общество – государство» предусматривает, в основном, пассивное участие детей и молодых людей в мероприятиях, организуемых, социальными институтами.
В то же время воспитательное значение примера социальной инициативы, глубина ее воздействия, на самого инициатора и его ближайшее окружение могут оказывать моральное и духовное влияние, сопоставимое с эффективностью специально организованной воспитательной работой образовательных учреждений, профессиональных педагогов, семьи.
Подростковый возраст – это период важнейших событий в жизни человека, период социальных и профессиональных ориентиров, формирование мировоззрения и начало трудовой деятельности. Именно в этом возрасте складываются способности к свободному мышлению и самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе социальная, становится реальной личностной потребностью.
Процесс воспитания активности должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Чисто детских социальных инициатив быть не может.
В настоящее время необходимо скоординировать усилие школы, внешкольных учреждений, детских объединений, всех тех, кто считает, что в условиях сложного периода, нестабильности и социальных конфликтов во
многих сферах нашей жизни особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны описываться с детства.
Разработкой научно-педагогических основ жизнедеятельности детских общественных объединений занимались отечественные педагоги: В.А. Караковский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др. В их исследованиях изложены основные подходы к решению проблем построения жизненных стратегий, способов преодоления трудностей. Становление ребенка зависит от его положения в системе социальных связей и отношений. Социальный статус ребенка определяется на основании объективных показателей (пол, возраст), с его помощью регламентируются отношения и поведение групп и их членов.
На сегодняшнее время остро стоит проблема создания волонтерского движения в образовательных учреждениях, как очень мощного общественного движения.
В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 80-х годов, хотя, если заглянуть в историю следует признать, что оно существовало всегда, например, виде службы сестёр милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников. Однако современное развитие волонтерского движения получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры не заменимы.
Так, кто же такие волонтеры? Слово «волонтер», синоним русского слова «Доброволец», произошло от французского “volontaire”, что означает желающий, выразивший желание. Волонтеры – это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку.
Актуальность создания волонтерского движения «Твори добро» состоит в том, что оно способствует:
- формированию образа жизни, достойного человека;
- формированию жизненных позиций ребенка;
- формирование ценностного отношения к социальным условиям человеческой жизни;
- развитию способности к индивидуальному выбору жизненного пути.
Цель программы:
- Создание, развитие и поддержка детского волонтерского движения «Твори добро…», формирование культуры социальной помощи как важнейшего фактора развития в современном обществе.
Задачи программ:
- Воспитание гражданских и патриотических чувств детей и подростков;
- Поддержка социальных инициатив, направленных на – распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания;
- Развитие социальной активности детей и подростков, самостоятельности и ответственности, коммуникативных умений и навыков;
- Предоставление возможности для самореализации развития организаторских качеств детей и подростков посредством участия в планировании и проведении социально значимых дел, акций;
- Привлечение средств массовой информации к освещению деятельности волонтерского движения в школе;
- Поддержка волонтерского движения со стороны педагогического коллектива и родительского актива школы;
- Пропаганда здорового образа жизни.
Глава 1 Организация и развитие волонтерского движения
В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому. Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся, требовали появления новых подходов и методов активизации детей и подростков. Именно поэтому появление новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. На наш взгляд, волонтерское движение может стать одной из таких форм работы.
Причины почему люди становятся волонтерами могут быть разными:
1.Самое главное — ИДЕЯ, благородная идея, отражающая важность и принципы деятельности. Именно идея определяет, будет ли человек понимать, что он делает и зачем, появятся ли у него гордость, самоуважение и удовлетворение от работы и результатов деятельности.
2.Внутренняя психологическая потребность быть нужным. Волонтерское движение позволяет реализовать эту потребность, ощутить свою полезность.
3.Потребность в общении. Если подбирается классная, веселая компания и в ней интересно и комфортно, то хочется быть рядом. Расширяется круг общения. Именно это часто становится основной причиной работы в качестве волонтера.
4.Интерес. Работа волонтером зачастую связана с нестандартными подходами и новыми возможностями.
5.Антураж. Начинающих больше интересует внешняя привлекательность движения (кепки, футболки, значки и т.п.), чем идея, цели или конечный результат, особенно это касается детей и подростков.
6.Финансовые соображения. Возможность что-то заработать тоже может быть стимулом. Безвозмездности как таковой не бывает, волонтер все равно что-то получает, будь то моральное удовлетворение или финансовые компенсации. Точно одно — волонтер в настоящем его понимании работает не ради денег. Но он может получать какие-либо материальные выгоды в той или иной форме, если это этично и позволительно для проекта или организации.
7.Карьера, авторитет и самореализация. Сюда относится возможность улучшить свое социальное положение в карьерной или межличностной сфере. Иногда карьера психолога и педагога начинается именно в волонтерском движении. Будучи волонтером, можно установить новые связи, научиться новому и за счет этого приобрести уважение и вес в обществе. Зачастую именно в волонтерском движении проявляются некоторые способности, например, руководящие или организаторские.
8.Творческие возможности. Можно проявить себя в различных видах деятельности вне зависимости от возраста или от уже имеющейся профессии — журналистика, преподавание, менеджмент, выступления, написание сценариев, дизайн.
9.Решение своих проблем. Если профиль организации совпадает с твоими проблемами — то это выход. Если чувствуешь себя никчемным — иди в волонтеры, там можно изменить ситуацию. Есть проблемы с общением — иди в волонтеры, найдешь новых друзей и единомышленников.
10.Досуг. Время можно тратить двумя способами — с пользой и без. Первый вариант — это волонтерское движение.
11.Способ поделиться своим опытом. Зачастую люди, слезшие с иглы, прекратившие пить, пережившие кризис, могут точно и четко прогнозировать и предотвращать ситуации, подобные тем, которые ранее случились с ними самими или их близкими. Вместо озлобления можно вынести свою энергию на борьбу с тем злом, которое довелось пережить.
12.Защита своих интересов, при отстаивании которых требуется поддержка официальных лиц, организаций или просто инициативных людей.
13.Подтверждение своей самостоятельности и взрослости. Став волонтером и работая над серьезными проблемами, люди доказывают окружающим свою зрелость, самостоятельность и оригинальность.
14.Ресурсные возможности. Работая волонтерами, люди становятся обладателями сопутствующих благ — поездок, интересных книг и фильмов, новых связей, Интернет-ресурсов, компьютеров и.т.п.
Многие могут задуматься зачем привлекать волонтеров, если есть профессионалы? Однако Слово «профессионал» и слово «волонтер» не противоречат друг другу, но они и не взаимозаменяемы. Профессионал тоже может выступать в качестве волонтера, работая на проект бесплатно. Как показывает практика, привлечь профессионалов к организации и проведению профилактических мероприятий не всегда возможно, особенно в необходимом количестве, поэтому приходится прибегать к помощи волонтеров — непрофессионалов.
Привлечение волонтеров дает ряд преимуществ:
1.Экономические
Чтобы понять экономическую эффективность, следует произвести обычный расчет.
Предположим, что в вашем проекте охват целевой группы — 4 тысячи человек. Если проводить по 3 часа тренингов с каждой группой (200 групп — по 20 человек), то вам, если вы работаете один, потребуется 200 дней. Если работаете вдвоем — 100 дней, 50 — если вчетвером. В общем, чтобы вы могли проводить мероприятия раз в месяц и при этом могли еще заниматься своими обычными делами, вам необходимо 20 человек. 10 дней — 10 групп на каждого. Где взять столько человек, особенно если у вас работает пятеро, и из них только двое могут реально проводить профилактические программы? Да если еще учитывать минимальную оплату труда (если кто согласится) в 1000 рублей — вам надо 20000 рублей без учета расходов на проведение мероприятий. Где же взять ресурсы? — Волонтеры!
2.Идеологические
Если суть вашей работы — распространение идей, то ничто не является более эффективным, чем привлечение тех, на кого эти идеи направлены. Такие стратегии, как молодежное участие, равное обучение, отлично себя зарекомендовали. Лучший способ воспитать человека — не воспитывать, а привлечь его к воспитанию других. Лучший способ информировать — привлечь к информированию других. Один из самых действенных способов усвоения информации — передача ее кому-либо.
3.Коммуникативные
Хорошего контакта с группой профессионалы не всегда могут достичь. Использование волонтеров как ретрансляторов информации и позитивного опыта дает явный качественный эффект. Такие подходы, как равное обучение, посредничество, лидерство дают возможность достичь более эффективной передачи информации на уровне, соответствующем аудитории.
4.Оценочные
Мнения волонтеров — это «взгляд со стороны», который может быть полезен для оценки качества работы организации, ее коррекции и улучшения.
5.Количественные
За счет волонтеров происходит значительное увеличение количества представителей целевой аудитории, привлеченной к деятельности, число проводимых мероприятий и свежих идей.
Волонтерское движение начинается с идеи помогать кому-либо, желания или необходимости сделать так же, как у кого-то и осознания того, что на реализацию всего этого не хватает человеческих ресурсов. Как правило, вначале собирается инициативная команда, затем к ней присоединяются волонтеры, которые либо проходят предварительное обучение, либо сразу подключаются к работе.
Организацию волонтерского движения можно разделить на несколько весьма условных групп:
1.«Команда» — группа от 3 до 30 человек активистов, созданная и работающая на базе общественной организации, молодежного клуба или учебного заведения. Группа имеет своего лидера (руководителя), установленное место сбора, план работ. Как правило, основным движущим и объединяющим фактором участников группы является общение в хорошей компании. Многое также зависит и от лидера «команды».
2. «Агентство» — независимые друг от друга отдельные люди, объединенные общей идеей и привлекаемые по мере необходимости. Как правило, агентство имеет ядро в виде инициативной группы, которая время от времени организует мероприятия.
3. «Система» — объединение команд, агентов, подчиняющихся общим правилам и идеологии. Подобная форма организации имеет финансовую поддержку, офис, документацию, а порой и официальную регистрацию.
Использование волонтеров возможно во множестве сфер деятельности, но, учитывая тематику данного пособия, ниже мы перечислили только те виды деятельности, которые касаются профилактики:
1.Проведение профилактических занятий или тренингов.
2.Проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр.
3.Распространение информации (через раздачу полиграфии, расклейку плакатов, работу в своей социальной среде).
4.Первичное консультирование и сопровождение.
5.Подготовка других волонтерских команд и участников.
6.Работа с закрытыми группами (наркозависимые, военнослужащие итд).
7.Творческая деятельность. Разработка станционных игр, массовых акций, создание плакатов, брошюр, видеороликов.
8.Сбор (анкетирование, тестирование, опросы) и обработка данных.
9.Экспертная деятельность по оценке качества услуг.
Стать волонтером может любой человек от 13 лет (но бывают и исключения, волонтерами становятся ребята младшего возраста). Так что в принципе никаких возрастных ограничений для того, чтобы стать волонтером, нет.
В профилактической работе наиболее хорошо себя зарекомендовали следующие группы:
1.Старшеклассники, учащиеся колледжей (профтехучилищ);
2.Студенты вузов;
3.Медицинские работники, психологи, педагоги, социальные работники, социологи;
4.Сотрудники общественных организаций.
5.Родственники, знакомые, друзья;
6.Участники проведенных тренингов;
7.Молодежь, приглашенная в рамках информационной кампании;
8.Посетители подростковых и молодежных клубов.
В самом вопросе «Как привлечь волонтеров?» содержится намек на ответ. Вначале сделайте так, чтобы ваша команда или движение были привлекательными. Нужны приманки, например, форма, полиграфическая продукция, положительные отзывы в СМИ. А главное — ядро вашего движения (команды) должны составлять позитивные энергичные люди, с ярко выраженными лидерскими качествами, за которыми хотелось бы идти, и идти было бы весело. Необходима информационная кампания (распространение информации) о волонтерском движении.
Обычно привлечение волонтеров происходит через:
1.Объявления, стенды, листовки в местах скопления молодежи (клубы, школы).
2. Наборы из групп клиентов или участников тренингов.
3.Наборы в других организациях, переманивание или вовлечение в работу из других сфер деятельности.
4.Проведение всевозможных акций.
5.Приглашения через друзей и близких.
Важным являются фактор удержания и заинтересованности волонтеров, а также их поощрение. Для того, чтобы удержать интерес волонтеров необходимо:
1.Доверие. Если тебе доверяют, значит, уважают и ценят! Доверяйте волонтерам посильную работу, и если она увенчается успехом, вы все будете очень довольны.
2.Понимание значимости и сути работы. Волонтеры должны пройти обучение, принимать участие в составлении плана работ и видеть положительные результаты своей деятельности.
3.Карьерный рост. Для этого практически во всех организациях распределены должности и создана иерархия. В зависимости от успехов человек приобретает тот или иной статус, что не только повышает его самооценку, но и развивает чувство ответственности.
4.Новая деятельность. Молодым людям свойственно пробовать себя в различных видах деятельности, и чем больше вы предоставите таких возможностей, тем интереснее им будет работать. Пусть тот, кто не очень хорошо проводит занятия, попробует себя в разработке полиграфии или анкетировании, или подготовке акций.
5.Перспектива. Например, возможность получения рабочего места в организации, поездка, обучение на семинаре, рекомендательное письмо для поступления в вуз или получения работы, получение премии.
К основным способам поощрения волонтеров относятся:
1. Похвала. Но помните, что главное в похвале — своевременность и объективность, иначе она становится лестью.
2.Доска почета на видном месте.
3.Вручение грамоты.
4.Благодарственное письмо на место работы, учебы или родителям.
5.Личная благодарность от известного человека (представителя администрации города или звезды).
6.Присвоение очередного звания, должности.
7.Знак отличия или фирменная нашивка, означающая повышение.
8.Представительство на конференции, выставке.
9.Материальное вознаграждение (денежная премия или подарок, например, плеер, с дарственной надписью).
10.Наем на работу по результатам деятельности в волонтерском движении.
11.Допуск до ресурсов (компьютер, Интернет, принтер, ксерокс, видеокамера).
12.Поручение ответственных работ.
13.Публичное признание заслуг с привлечением прессы или ТВ, друзей, или вручение чего-либо при большом стечении народа.
Для эффективного развития волонтерских движений необходимо наличие специального помещения, материальное обеспечение, поддержка и обучение.
Глава 2 Проект волонтерского движения «Твори добро»
Приятно осознавать, что количество действующих сейчас в России благотворительных организаций и добровольческих инициативных групп постоянно растет. Ведь волонтерство – удивительное движение, которое помогает человеку подняться над собственными проблемами и увидеть беды и заботы других людей, а главное дарить радость окружающим, надежду и душевное тепло. Чтобы помочь окружающим не обязательно становиться на учет в специальную организацию, поэтому необходимо создать в школах волонтерские движения, где каждый может узнать, где больше всего нуждаются в помощи. Для этих целей нами была создана программа «Твори добро». Это комплексная программа развития детского волонтерского движения, основная идея которой – воспитать поколение тех, кто способен помочь, понимающих, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.
Программа включает в себя следующие компоненты: развитие (участие в проектах); образовательные возможности приобретения новых знаний; практическое получение навыков, а самое главное – воспитание.
Цель программы – содействовать развитию детских волонтерских отрядов – участников волонтерского движения “Твори добро”, формирование у детей культуры социального служения как важного фактора развития современного общества.
Задачи программы:
1.формирование гражданских чувств детей и подростков;
2. Инициирование и развитие подросткового добровольческого движения;
3. Осуществлять содействие идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков;
4. Освещение деятельности в СМИ.
Для успешной реализации программы необходимо использовать определенную группу принципов, составляющих целостную и неделимую основу программы. Пренебрежение, каким- либо принципом недопустимо и губительно для программы.
Принципиальные основы деятельности взрослого:
1.обеспечение безопасности ребенка;
2.достоверность предлагаемой информации, привлечение специалистов;
3.организация совместной деятельности “Взрослый – ребенок”;
4.продуманная, логичная система вовлечения подростка в ту или иную деятельность;
5.максимальное использование имеющихся материально- технических и пригородных ресурсов.
Принципиальные основы деятельности ребенка:
1.добровольное включение ребенка в разнообразные виды деятельности;
2.реализация личных способностей ребенка;
3.значимость деятельности ребенка;
4.положительный результат участия в программе.
Наша программа включает в себя 4 блока: «милосердие», «спорт и здоровый образ жизни», « наглядная агитация», «творческий блок».
1 блок «Милосердие» - основной целью является возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.
2 блок « Спорт и здоровый образ жизни»- пропаганда здорового образа жизни, занятий спортом. Оказывать содействию идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков.
3 блок « Наглядная агитация»- основной целью является привлечение внимания общественности к проблемам экологии, нравственности, духовности здоровья, взаимопомощи.
4 блок « Творческий блок» - формирование социально- активной позиции детей и подростков, развитие творческих способностей.
Основные программные мероприятия
Направления | Мероприятия | Ответственные |
I блок «Милосердие» | - оказание помощи сиротам, учащимся школ-интернатов; - помощь престарелым и ветеранам труда и ВОВ; - помощь неуспевающим сверстникам; - участие в акции «Подарок другу» - участие во Всесоюзном Дне добра. | Детская общественная организация Волонтерская команда Детская общественная организация Детская общественная организация Детская общественная организация |
II блок «Спорт и здоровый образ жизни»; | - строгое выполнение тех пунктов Устава школы, касающихся здоровому образу жизни; - участие во всех соревнованиях: классных, общешкольных, районных. Республиканских и межрегиональных; - организация спортивных праздников и мероприятий; - организация походов, экскурсий; - вовлечение учащихся в спортивные секции и кружки; - выпуск стенгазет о здоровье, стендов об известных спортсменах республики, района. - встречи со спортсменами, выпускниками школы; - беседы с медработниками о здоровом образе жизни; - участие на классных часах, посвященных ЗОЖ | Детская общественная организация Детская общественная организация Совет старшеклассников Волонтерская команда Совет старшеклассников Волонтерская команда Совет старшеклассников Совет старшеклассников Детская общественная организация |
III блок «Наглядная агитация» | - выпуск стенгазет; - распространение брошюр, агитационных листовок; - сотрудничество с газетой «Алатырские вести»; - проведение анкетирований; - организации конкурсов рисунков, плакатов; - организация творческих работ (сочинений, поделок | Волонтерская команда Волонтерская команда Волонтерская команда Волонтерская команда Совет старшеклассников Детская общественная организация |
IV блок «Творчество» | - организация и проведение вечеров, праздников; - участие в художественной самодеятельности, агитбригадах; - участие в общешкольных месячниках, акциях, предметных неделях; - проведение традиционных праздников (праздник урожая, Новый год, Масленица, День птиц и т.д.) | Совет старшеклассников Волонтерская команда Детская общественная организация Совет старшеклассников |
V блок «Экология» | - Помощь в благоустройстве пришкольного участка, клумб; - охрана и уход за цветами в рекреации, зимним садом школы; - выпуск экологической стенгазеты; - акция «Посади дерево и сохрани его»; - «Марш парков и садов». | Детская общественная организация Волонтерская команда Волонтерская команда Детская общественная организация Волонтерская команда |
Проект рассчитан на три года:
1. Формирование и становление волонтерского движения;
2. Работа по развитию волонтерского движения;
3. Совершенствование волонтерского движения.
Ожидаемый результат
1. Вовлечение большого числа детей и подростков школы в активную общественную жизнь;
2. Увеличение числа публикаций и выступлений по пропаганде добровольческого движения;
3. Заинтересованность общественности проблемами экологии, нравственности, духовности здоровья, взаимопомощи,
4. Увлеченность детей идеями добра и красоты, духовного и физического совершенствования.
5. Организованы игры, диспуты и другие культурно-эстетические развлекательные мероприятия;
6. Активное участие в пропаганде ЗОЖ;
7. Снижение заболеваемости детей, риска совершения преступления и приобщения подростков к употреблению психотропных веществ.
Мы открыты для сотрудничества со всеми школьными благотворительными организациями района и республики. Давайте поможем друг другу!
19