Проект здоровьесберегающего направления "Радуга здоровья"
Государственное общеобразовательное учреждение
«Горловская санаторная школа-интернат №9»
СОГЛАСОВАНО МО воспитателей и классных руководителей Протокол заседания МО от__ _______ 20___ №_____ | УТВЕРДЖЕНО Директор __________ И.В. Добролетова Заседание педсовета от __ _____20__, протокол №___ |
Проект
здоровьесберегающего направления
«РАДУГА ЗДОРОВЬЯ»
Авторы Проекта:
Камолова А. П.
Родичева Е. А.
Добролетова И. В.
.
ГоРЛОВКА – 2021
Паспорт Проекта
Наименование образовательного учреждения | Государственное общеобразовательное учреждение «Горловская санаторная школа-интернат №9» |
Юридический адрес | г. Горловка, ул. Минина и Пожарского, д. 45 |
Наименование Проекта | Проект здоровьесберегающего направления «Радуга здоровья» |
ФИО авторов, составителей с указанием должностей | Добролетова Ирина Васильевна, директор Родичева Елена Анатольевна, зам. директора Камолова Алла Петровна, воспитатель |
Должностное лицо, утвердившее Проект, дата утверждения | Директор школы, 27.08.21г. |
Цель Проекта | Сохранение и укрепление здоровья воспитанников школы-интерната, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни всех участников (обучающиеся, педагоги, родители) здоровьесберегающего процесса. |
Инновационность Проекта, аргументация | В основе идеи Проекта лежит комплексный подход, сочетающий в себе организацию условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, обеспечения совместной деятельности детей и родителей с целью формирования ценностного отношения и ведения здорового образа жизни. В ходе реализации Проекта используются здоровьесберегающие технологии: физкультурно-оздоровительные, обеспечения безопасности жизнедеятельности, социально-адаптирующие и личностно-развивающие, психолого-педагогические. В Проекте представлен план действий для всех участников здоровьесбережения: школьников, родителей, педагогов, медработников, педагога-психолога. Используются традиционные и нетрадиционные формы работы. Совместная деятельность всех участников Проекта направлена на создание здоровьесберегающей среды в школе-интернате, формирование активной жизненной позиции воспитанников, необходимой для выработки установки на здоровый образ жизни. |
Целевая группа | Воспитанники ГОУ «ГСШИ №9» в возрасте от 7 до 15 лет, родители и педагоги образовательного учреждения |
Сроки реализации | 5 лет (с сентября 2021г. по май 2026г.) |
Содержание Проекта
1 | Пояснительная записка | стр. 3 |
2 | Актуальность Проекта | стр. 4 |
3 | Цель и задачи Проекта | стр.5 |
4 | Принципы Проекта | стр.6 |
5 | Применяемые здоровьесберегающие технологии | стр.6 |
6 | Формы и методы работы | стр.7 |
7 | Ресурсы Проекта | стр.8 |
8 | Этапы и сроки реализации Проекта | стр.8 |
9 | Содержание Проекта | стр.9 |
9.1 | 1-ый блок «Здоровье малышам!» | стр.9 |
9.2 | 2-ой блок «Наше здоровье – в наших руках» | стр.14 |
9.3 | 3-ий блок «Взаимодействие с родителями» | стр.19 |
10 | Органы управления реализации Проекта | стр.21 |
11 | План работы школы-интерната по сохранению и укреплению здоровья обучающихся | стр.22 |
12 | Ожидаемые результаты работы по реализации Проекта | стр. 25 |
13 | Методика оценки эффективности реализации Проекта | стр. 26 |
14 | Список использованных источников | стр. 27 |
Пояснительная записка
Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития Донецкой Народной Республики. Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья детей дошкольного и школьного возраста. Её решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.
По определению Всемирной организации здравоохранения, «Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни и физических дефектов».
Здоровье физическое — это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.
Здоровье психическое — это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.
Здоровье социальное — это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в социальных условиях микро- и макросреды.
В работе с детьми следует учитывать все три составляющих понятия «здоровье» с учётом их возрастных особенностей.
Исходя из определения здоровья, можно сделать вывод, что личностный уровень здоровья строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни и определяется индивидуальным стилем жизни, т.е. здоровым образом жизни.
В свою очередь, здоровый образ жизни включает в себя такие компоненты, как:
физическая активность;
рациональное питание;
личная гигиена;
здоровый психологический климат в семье;
отсутствие вредных привычек;
внимательное отношение к своему здоровью;
положительные эмоции.
Следовательно, здоровье во многом зависит от жизненной позиции и усилий человека, способного активно регулировать собственное состояние с учетом индивидуальных особенностей своего организма. Для этого нужны мотивация формирования здоровья, культура знаний своего организма и способов совершенствования здоровья. Причем освоение основных компонентов здорового образа жизни возможно на основе принципа активности личности, позволяющего сочетать осознание ценности здоровья с формированием знаний и освоением практических навыков сохранения и укрепления здоровья и организации здорового образа жизни.
Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения становится государственной. И закономерно, что в соответствии с законом Донецкой Народной Республики «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики и является главной задачей в здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений.
Актуальность Проекта
В «Концепции формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики» подчеркивается, что «стратегическим направлением государственной политики в социальной сфере является формирование навыков здорового и безопасного образа жизни у молодого поколения граждан, а также ориентация подрастающего поколения на здоровье, как на высшую социальную ценность, обеспечивающую в современных условиях профессиональное долголетие, семейное благополучие и обеспеченную старость».
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни.
В ГОУ «ГСШИ №9» обучаются дети с заболеваниями сердечно-сосудистой системы в возрасте от 7 до 15 лет. Миссия школы - оздоровление, образование, социальная защита детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Главная задача: стабилизировать основную болезнь, дать образование, которое позволит не только учиться дальше, но и найти достойное место в обществе, социализироваться в быстро меняющемся мире.
Педагогический коллектив нашей школы работает над научно-методической темой «Здоровьесберегающая среда как фактор сохранения и укрепления здоровья школьников». Приоритетным направлением работы школы-интерната является использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, которые являются эффективным средством обеспечения здоровья школьников. Разработана следующая модель взаимодействия: ребенок - педагог - психолог - медицинский работник –родители – общественность. Она реализуется через воспитательные мероприятия, занятия и тренинги у педагога-психолога, родительские собрания, встречи с работниками городского отдела здравоохранения, то есть создание здоровьесберегающей среды происходит через всю деятельность педагогов школы-интерната.
Проект здоровьесберегающего направления «Радуга здоровья» разработан с целью оптимального использования здоровьесберегающих технологий в процессе образовательного процесса и ориентирован на охрану и укрепление здоровья школьников, получение полноценного образования. Он помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Проект предполагает, что при переходе из одного класса в другой объем и уровень знаний школьников должен расширяться, углубляться и дополняться. Для формирования культуры здоровья школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы. В процессе реализации Проекта раскрываются возможности образовательного учреждения в осуществлении здоровьесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни.
Цель и задачи Проекта
Цель: сохранение и укрепление здоровья воспитанников санаторной школы-интерната, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни всех участников (обучающиеся, педагоги, родители) здоровьесберегающего процесса.
Задачи:
сохранять, укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать защитные свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность;
развивать устойчивую мотивацию воспитанников и их родителей к ведению здорового образа жизни (ЗОЖ);
укреплять здоровье детей и подростков посредством вовлечения их в систематические занятия физкультурой и спортом;
обучать подростков позитивному общению с окружающими их людьми;
воспитывать негативное отношение к вредным привычкам;
способствовать получению воспитанниками необходимых знаний о поведении в экстремальных и опасных ситуациях, уметь определять способы защиты от них;
привлекать внимание родителей к проблемам, связанным со здоровьем и полноценным развитием детей, просвещать в вопросах сохранения своего здоровья и здоровья ребенка.
Проект «Радуга здоровья» разработан с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
Конвенция ООН «О правах ребенка».
Конституция Донецкой Народной Республики.
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (с изменениями).
Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17 июля 2015 г. № 322 и Приказом Министерства молодёжи, спорта и туризма Донецкой Народной Республики от 22 июня 2015 г. № 94.
Концепция формирования здорового образа жизни детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03 августа 2016 г. № 815.
Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16 августа 2017 г. № 832.
Устав ГОУ «Горловская санаторная школа-интернат № 9».
Основным педагогическим инструментом в реализации Проекта станет сотворчество, совместная деятельность и партнерское взаимодействие детей, родителей, педагогов, администрации школы-интерната, педагога-психолога, медработников и специалистов учреждений системы профилактики. Совместная деятельность может быть не только интересной и увлекательной, она может быть выгодной с точки зрения здоровья для каждого участника этого процесса.
Важной особенностью Проекта является его дифференцированность, гибкость и адаптивность к разновозрастному составу воспитанников.
Концептуальные основы Проекта
Концептуальными основами Проекта стали следующие идеи:
получение детьми практических знаний, умений и навыков формирования здорового образа жизни;
повышение мотивации сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей;
организация системы просветительской работы о здоровом образе жизни не только с воспитанниками, но и с родителями и педагогами.
В основу отбора содержания Проекта здоровьесбережения были заложены следующие принципы:
здоровьесберегающего подхода в формировании, обучении, сохранении и укреплении психофизического здоровья;
оздоровительной направленности - применение подвижных игр, спортивных мероприятий, прогулок для компенсации недостатка двигательной активности детей;
доступности - подбор заданий, соответствующих уровню социального, психического и физического развития детей;
социализации - включение ребенка в групповую деятельность, совместную постановку и решение определенных задач;
сознательности и активности - формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых видов деятельности, развития инициативы, самостоятельности;
единства с семьей - оказание необходимой помощи родителям в вопросах воспитания, оздоровления детей (распорядок дня, правильное питание, двигательная активность, гигиенические процедуры, развитие двигательной активности).
В ходе реализации Проекта применяются следующие здоровьесберегающие технологии:
Физкультурно-оздоровительные:
комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников;
организация ежедневных прогулок на свежем воздухе, динамических пауз, подвижных игр;
организация физкультурных пауз во время уроков и самоподготовок, воспитательных занятий и мероприятий;
регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дни здоровья, соревнования, спортивно-развлекательные праздники).
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности:
формирование и обеспечение функционирования системы безопасности;
отработка планов по действиям в ЧС, антитеррористическая защищенность, проведение тренировочных эвакуаций;
соблюдение техники безопасности;
обеспечение пожарной безопасности.
Социально-адаптирующие и личностно-развивающие технологии:
формирование и укрепление психологического здоровья воспитанников, повышение ресурсов психологической адаптации личности (социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых необходимо привлекать не только детей, но и их родителей, а также педагогов);
включение в систему работы мероприятий, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
проведение лекций, бесед, консультаций по проблемам сохранения здоровья, профилактики вредных привычек;
организация и проведение конкурсов, праздников, дней здоровья;
пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем оздоровительным вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.
Психолого-педагогические технологии:
снятие эмоционального напряжения через использование игровых технологий;
проведение физкультминуток, утренней зарядки, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз;
создание благоприятного психологического климата на групповых занятиях, самоподготовке, традиционных мероприятиях;
охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни;
повышение квалификации работников школы-интерната и уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья воспитанников;
проведение лекций, семинаров, консультаций, курсов по различным вопросам развития ребенка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье;
приобретение необходимой научно-методической литературы;
привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек.
Формы организации работы с участниками Проекта:
Индивидуальные.
Групповые.
Коллективные.
Формы и методы работы
Методы | Формы |
Диагностические | наблюдения, анкетирование, тестирование, опрос, беседа-интервью |
Практические | занятия, экскурсии, тренинги, консультации, акции |
Аналитические | анализ литературы по данной проблеме; анализ реабилитационной работы учреждения с воспитанниками |
Методы пропаганды ЗОЖ
Методы | Формы |
Метод устной пропаганды | Лекция, беседа, дискуссия |
Метод печатной пропаганды | Средства печатной пропаганды, создаваемые собственными силами медицинских, педагогических работников (лозунги, доски вопросов и ответов, стенгазеты). Печатная продукция (брошюра, памятка, листовка, публикации). |
Наглядный метод | Плакат, рисунок, схема, план, диаграмма, фотография, слайд, презентация, кино- и видеофильм |
Комбинированный | Одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы, для лучшего восприятия аудиторией — театрализованные представления, санитарно-просветительные фильмы, телевизионные передачи. |
Ресурсы Проекта
Кадровые:
Директор ГОУ «ГСШИ №9»: осуществляет общее руководство и контроль реализации Проекта.
Заместители директора: осуществляют контроль над процессом реализации Проекта; оказывают содействие в реализации и проведении мероприятий.
Педагог-психолог: оказывает психологическую помощь участникам Проекта, проводит тестирование и консультирование.
Классные руководители: предоставляют информацию о социальном статусе ребенка, его семье и окружении, контролируют успеваемость воспитанников, осуществляют связь с семьей.
Воспитатели: осуществляют воспитательный процесс. Способствуют развитию культурно-гигиенических навыков, вовлекают детей в различные виды физической деятельности. Повышают грамотность воспитанников и родителей в области здоровья, мотивацию к активной жизненной позиции, профилактику и предупреждение вредных привычек.
Медицинские работники: предоставляют сведения о состоянии здоровья и физическом развитии ребенка, прививают санитарно-гигиенические навыки, оказывают первую медицинскую помощь (при необходимости), участвуют в мероприятиях по формированию ЗОЖ и профилактике «вредных» привычек у детей.
Материальные:
Музыкальный центр, ноутбук, видеопроектор.
Спортивный инвентарь: мячи, кегли, скакалки, обручи.
Канцелярские принадлежности.
Литература по теме ЗОЖ.
Наглядный и раздаточный материал по теме ЗОЖ.
Информационные:
Телевидение, интернет, литература.
Организация выставок информационных буклетов, брошюр по пропаганде здорового образа жизни.
Этапы и сроки реализации Проекта
Проект реализуется в 2021-2026 учебные годы в три этапа
I этап - организационный, диагностический (2021-2022 уч. год):
диагностика состояния здоровья воспитанников;
определение степени сформированности здорового образа жизни детей;
выявление уровня знаний родителей в вопросах культуры здоровья;
изучение методической литературы по обучению здоровому образу жизни;
разработка плана мероприятий по Проекту;
подготовка методического обеспечения.
II этап - основной (2022-2025 уч. годы):
организация спортивно-оздоровительных мероприятий;
проведение теоретических и практических занятий с воспитанниками;
организация просветительской работы о здоровом образе жизни с родителями и педагогами;
организация и проведение профилактических социально-информационно просветительских мероприятий, акций;
разработка и распространение методического материала по направлению деятельности (буклеты, памятки, брошюры).
III этап - аналитический (2026 уч.год):
проведение мониторинга реализации Проекта;
подготовка информационно-аналитического материала по итогам работы Проекта;
представление отчета на методическом совете школы-интерната;
размещение отчета по Проекту на официальном сайте учреждения;
издание основных научно-методических материалов, обобщающих опыт участников Проекта.
Содержание Проекта
Системная работа педагогического коллектива по формированию культуры здорового образа жизни воспитанников школы-интерната представлена в виде взаимосвязанных блоков. Все блоки направлены на создание здоровьесберегающей среды, рациональной организации внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы и реализации просветительской работы с родителями. Здоровьесберегающая деятельность педагогического коллектива в рамках Проекта способствует формированию у обучающихся понимания ценности здоровья, приобретению навыков сохранения и укрепления собственного здоровья.
Проект разбит на три блока
1-ый блок «Здоровье – малышам!»
Раздел «Кто чист и аккуратен, тот людям приятен» направлен на систематизацию знаний о личной гигиене младшего школьника.
Цель: формирование у детей стремления к осознанному соблюдению правил личной гигиены и внешнего вида, к аккуратности и организованности.
Задачи:
приучать детей систематически выполнять правила личной гигиены;
расширять знания и умения обучающихся о правилах соблюдения чистоты;
развивать и активизировать познавательную деятельность школьников;
воспитывать культуру трудовых навыков: аккуратность, опрятность;
воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.
План работы здоровьесбережения по Проекту в 1-ом классе
«Кто чист и аккуратен, тот людям приятен»
1-ая четверть | Воспитательные мероприятия | Ответственные |
Беседа «Я и мое здоровье» | Медсестра школы | |
Практическое занятие «Чист, как пасхальное яичко» | Воспитатель | |
Выставка рисунков «Здоровью – да!» | Воспитатель | |
Прогулка «Час скакалки и мяча» | Воспитатель | |
Викторина «Азбука чистоты» | Воспитатель | |
«Сундучок народной мудрости» - пословицы и поговорки о чистоплотности человека | Классный руководитель | |
«Личная гигиена младшего школьника» | Медсестра школы | |
Спортивные эстафеты «Самый быстрый!» | Уч. физкультуры | |
2-ая четверть | Практическое занятие «Да здравствует мыло душистое!» | Воспитатель |
Познавательно-развлекательная игра «Откуда берутся грязнули?» | ||
Урок этикета «Правила опрятности» | Кл. руководитель | |
Спортивный час | Уч. физкультуры | |
Конкурс загадок «Друзья Мойдодыра» | Воспитатель | |
Деловая игра «Твой внешний вид» | ||
«Чтобы зубы не болели» | Медсестра школы | |
Спортивное развлечение «Я могу все!» | Уч. физкультуры | |
3-я четверть | Классный час «Чисто жить – здоровым быть» | Кл. руководитель |
Акция «День чистых рук» | | |
Сюжетно-ролевая игра «Чистота – залог здоровья» | Воспитатель | |
Разучивание зимних подвижных игр | ||
Практическое занятие «Каждой вещи – свое место» | ||
Минутка здоровья «Важность салфетки и носового платка». | Кл. руководитель | |
Советы Айболита «Учись быть здоровым!» | Медсестра | |
Игровая программа «Отдыхаем с пользой» | Воспитатель | |
4-ая четверть | Практическое занятие «Уход за одеждой и обувью» | Воспитатель |
День Здоровья «Здоровым быть модно!» | Уч. физкультуры | |
Советы Мойдодыра «Грязные руки приведут к болезни» | Медсестра | |
Спортивный праздник «Папа, мама, я – здоровая семья!» | Уч. физкультуры | |
Игровая минутка «Путешествие в страну Здоровье» | Кл. руководитель | |
Шуточная викторина «В здоровом теле – здоровый дух!» | ||
Праздник здоровья «В гостях у феи Чистоты» | Воспитатель | |
Игровой марафон «Все игры в гости к нам!» |
Раздел «Какова еда и питье – таково и житье» направлен на формирование знаний младших школьников о правильном питании
Цель: закрепление знаний воспитанников о законах здорового питания.
Задачи:
учить детей выбирать самые полезные продукты для здорового, рационального питания;
убедить их в необходимости и важности соблюдения режима питания;
развивать у детей внимательное отношение к своему здоровью;
воспитывать умение работать в коллективе.
План работы здоровьесбережения по Проекту во 2-ом классе
«Какова еда и питьё – таково и житьё»
1-ая четверть | Воспитательные мероприятия | Ответственные |
Беседа «Правильное питание второклассника» | Медсестра школы | |
Викторина «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу!» | Воспитатель | |
Конкурс-фантазия «Сказка на новый лад о крепком здоровье» | ||
Прогулка «Мяч, скакалка и резинка» | ||
Игра «Полезно – не полезно» | Кл. руководитель | |
Деловая игра «Культура приема пищи» | ||
«Секреты здорового питания» | Медсестра школы | |
Прогулка «Любимые подвижные игры» | Воспитатель | |
2-ая четверть | Просмотр и обсуждение фильма «Урок тётушки Совы» | Кл. руководитель |
Экскурсия на школьную кухню (столовую) | ||
«Режим питания» | Медсестра | |
Спортивное развлечение «Наш друг - мяч» | Уч. физкультуры | |
Час загадок «Здоровье в саду и на грядке» | Воспитатель | |
Классный час «Что помогает нам расти» | Кл. руководитель | |
Сюжетно-ролевая игра «Кушайте на здоровье!» | Воспитатель | |
Зимние подвижные игры | ||
3-я четверть | «Каша – сила наша» | Встреча со школь ным поваром |
День здоровья «Дружно, смело, с оптимизмом – за здоровый образ жизни!» | Уч. физкультуры | |
Воспитательный час «Хлеб – всему голова» | Воспитатель | |
Игра-соревнование «Красиво! Вкусно! Полезно!» | ||
Спортивные эстафеты «Кто быстрее» | Кл. руководитель | |
Выставка рисунков «Наша столовая» | ||
Урок-практикум «Столовый этикет» | Педагог-психолог | |
Анкетирование второклассников «За что скажем поварам спасибо?» | ||
4-ая четверть | Конкурс пословиц и поговорок «Полезные и вредные продукты» | Воспитатель |
Прогулка «Час скакалки и мяча» | ||
Занятие-презентация «Законы здорового питания» | ||
Это интересно «Традиции чаепития» | Кл. руководитель | |
Выпуск стенгазеты «Здоровое питание – отличное настроение!» | ||
Спортивный час «Самая спортивная семья» | Уч. физкультуры | |
Игра-путешествие по станциям «Академия здорового питания» | | |
Прогулка «Мы играем и растем» | Воспитатель |
Раздел «Быстрого и ловкого болезнь не догонит» задействует все формы физической активности
Цель: систематизация знаний об основной составляющей здорового образа жизни - двигательной активности.
Задачи:
учить детей соблюдать распорядок дня;
формировать позитивное отношение к активному образу жизни, к занятиям физической культурой;
организовывать досуг и активный отдых обучающихся;
укреплять дружеские отношения между воспитанниками.
План работы здоровьесбережения по Проекту в 3-ем классе
«Быстрого и ловкого болезнь не догонит»
1-ая четверть | Воспитательные мероприятия | Ответственные |
Классный час «Режим дня третьеклассника» | Кл. руководитель | |
Выполнение физминуток, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз во время уроков, самоподготовок, занятий в течение всего учебного года | Кл. руководитель Воспитатель | |
Конкурс рисунков «Если хочешь быть здоров» | ||
Физкультурное развлечение «Весело и здорово» | Уч. физкультуры | |
«Правильная осанка -твое здоровое будущее» | Рекомендации шк. медсестры | |
Час вопросов и ответов «Закаливание младших школьников» | Кл. руководитель | |
Познавательно-развлекательная игра «Твое здоровье – в твоих руках» | Воспитатель | |
Игра «Большие прыгалки» | ||
2-ая четверть | «Профилактика простудных заболеваний» | Медсестра школы |
Минутка здоровья «Утренняя гимнастика – настроение на целый день» | Кл. руководитель | |
Конкурс «Часики здоровья» | Воспитатель | |
Подвижные игры-эстафеты «Веселый марафон» | ||
Занятие с элементами тренинга «Быть здоровым – это важно!» | Педагог-психолог | |
Игра с пословицами «Движение – это жизнь» | Воспитатель | |
Викторина «Звезды Олимпийских игр» | Кл. руководитель | |
Веселые старты «Вперед, за здоровьем!» | Уч. физкультуры | |
3-я четверть | Беседа-практикум «Беречь глаз, как алмаз» | Кл. руководитель |
День здоровья «Спорт любить – здоровым быть» | Уч. физкультуры | |
Игра-занятие «Как бороться с ленью» | Воспитатель | |
Акция «День без вредных привычек» | | |
Викторина «Загадки доктора Неболита» | Кл. руководитель | |
Конкурс смешных историй о лентяях | Воспитатель | |
Агитбригада «Соблюдай режим, он для здоровья необходим!» | ||
Игровая программа «Вместе весело играть!» | ||
4-ая четверть | Занятие-презентация «Слабеет тело без дела» | Воспитатель |
Конкурс-развлечение «Со здоровьем мы – друзья!» | ||
Минутка здоровья «Ты и компьютер» | Кл. руководитель | |
Экскурсия-поход в природу | Воспитатель | |
Советы доктора Айболита «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» | Медсестра школы | |
Выставка рисунков «Спорт! Здоровье! Красота!» | Кл. руководитель | |
Спортивная игра с родителями «Неразлучные друзья – взрослые и дети!» | Уч. физкультуры | |
Прогулка «Хоровод подвижных игр» | Воспитатель |
Раздел «Вредные привычки нам не друзья» направлен на создание психологического комфорта, формирование потребности в культуре общения, положительных привычках
Цель: способствовать формированию у школьников стремления приобретать полезные привычки и избегать вредных.
Задачи:
учить ребят вырабатывать и закреплять полезные привычки;
формировать отрицательное отношение к вредным привычкам;
развивать умение делать самостоятельные выводы, принимать правильные решения;
воспитывать культуру общения в детском коллективе.
План работы здоровьесбережения по Проекту в 4-ом классе
«Вредные привычки нам не друзья!»
1-ая четверть | Воспитательные мероприятия | Ответственные |
Классный час «Вредные привычки и их последствия» | Кл. руководитель | |
Занятие-практикум «Подними настроение другу» | Воспитатель | |
Ролевая игра «Эти вредные конфликты» | Педагог-психолог | |
Прогулка «Играем и отдыхаем» | Воспитатель | |
Рекомендации школьной медсестры «Здоровье, самочувствие и вредные привычки» | Медсестра школы | |
Выставка домашних рисунков «Нам здоровыми расти!» | Воспитатель | |
Спортивный час | Уч. физкультуры | |
Круглый стол «Компьютер, телевизор, телефон – привычка или необходимость» | Кл. руководитель | |
2-ая четверть | Информационно-познавательный час «Букет здоровья» | Кл. руководитель |
Викторина «Полезно – вредно» | ||
Советы Айболита «Невидимые враги человека» | | |
Познавательно-развлекательная игра «Здоровье не купишь…» | Воспитатель | |
Веселые игровые конкурсы «Попробуй и ты» | Уч. физкультуры | |
Актуальный разговор с доктором «Табак курить совсем не модно» | Медсестра школы | |
Просмотр серии мультфильмов «Смешарики. Азбука здоровья» | Воспитатель | |
Зимние игры с санками | ||
3-я четверть | Юморина «Смейся на здоровье! Улыбка и хорошее настроение!» | |
День здоровья «Девиз по жизни – здоровый образ жизни!» | Уч. физкультуры | |
Беседа «О сквернословии» | Кл. руководитель | |
Спортивные эстафеты «Самый ловкий» | ||
Обсуждение «Хорошая привычка – быть пунктуальным» | Воспитатель | |
Агитбригада «От вредных привычек откажись – выбери здоровую жизнь!» | ||
Мудрые советы «Как противостоять вредным привычкам» | Педагог-психолог | |
Игра-развлечение «Получите удовольствие!» | Воспитатель | |
4-ая четверть | Устный журнал «Береги здоровье смолоду» | Кл. руководитель |
Чтение и обсуждение книги Г. Остера «Вредные советы» | ||
Сюжетно-ролевая игра «Будем делать хорошо, и не будем плохо!» | Воспитатель | |
Игровая программа «Здоровье – это здорово» | ||
Круговая беседа «Чтобы укрепить своё здоровье, я…» | Педагог-психолог | |
Конкурс плакатов «Символ здоровья» | | |
Веселое путешествие «Где здоровье, там и улыбка» | | |
Детская спартакиада «Волшебный мяч» | Уч. физкультуры |
Формы деятельности педагогов с младшими школьниками: Дни и недели здоровья; викторины, игры-путешествия; спортивные школьные праздники; конкурсы и выставки рисунков; сюжетно-ролевые игры; экскурсии; прогулки; физкультминутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз; озеленение помещений.
Дети являются активными участниками воспитательного процесса, стимулирующего их самостоятельность, творческую активность. В воспитательной работе необходимо обязательно использовать игровые технологии, которые позволяют сохранить специфику младшего школьного возраста и помогают эффективнее добиваться намеченных целей.
2-ой блок «Наше здоровье – в наших руках»
В этом блоке предлагаются воспитательные мероприятия и занятия здоровьесберегающего направления для учеников 5-9-ых классов. Актуальная задача школы – создание здоровьесберегающей среды, в которой обучение и воспитание школьника происходит не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала самого ученика. Решению данной задачи способствует применение педагогами нестандартных форм проведения воспитательных мероприятий, которые помогают детям усваивать новые для них понятия и действия, вызывают эмоциональный интерес, создают условия, максимально раскрывающие творческие способности воспитанников, а самое главное - формируют навыки ведения здорового образа жизни. Это – классная проектная деятельность; воспитательные модули; фестивали, выступления агитбригад; ролевые игры, театрализованные представления, виртуальные путешествия, конкурсы-развлечения, конференции, тематические акции, конкурсы плакатов, рисунков, занятия-тренинги, круглые столы.
Все педагоги и ученики принимают активное участие в школьных воспитательных модулях:
Месячник безопасности дорожного движения и пожарной безопасности (сентябрь).
Месячник гражданской обороны (октябрь).
Месячник безопасности жизнедеятельности обучающихся (ноябрь).
Месячник превентивного воспитания и здорового образа жизни (декабрь).
Рекомендуемые темы воспитательных занятий и мероприятий для 5-9-ых классов
Тема 1 - Понятие о здоровом образе жизни. Гигиенические навыки как привычка. Физическая культура. | ||
«Требования к комплексу утренней гимнастики» | Рекомендации | Учитель физкультуры |
«Закаливание как профилактика простудных заболеваний. Специфические средства закаливания» | Практическое занятие | Медработник |
«Возрастные особенности костно-мышечной системы ребенка» | Лекция | |
«Значение мышц, тренировка мышц» | Советы | Учитель физкультуры |
«Привычки, отрицательно влияющие на формирование осанки школьника» | Круглый стол | Классный руководитель |
«Движение и здоровье» | Спортивный час на свежем воздухе | Воспитатель |
«Мой организм – моё богатство» | Классный час | Классный руководитель |
«Компьютерные игры в моей жизни» | Диспут | |
«Утомление и переутомление. Умей организовать свой отдых» | Ролевая игра | Воспитатель |
«Твоё здоровье в твоих руках!» | Тренинг | Педагог-психолог |
«Влияние туризма, занятий в спортивных секциях на здоровье человека» | Час общения | Воспитатель |
Тема 2 - Гигиена умственного труда | ||
«Рациональный режим труда и отдыха: составление режима дня подростка» | Групповое занятие | Воспитатель |
«Гигиена учебных занятий, микроклимат помещения» | Час вопросов и ответов | Классный руководитель |
«Свободное время, гигиена сна» | Консультация | Медработник |
«Глаза – главные помощники человека. Правила сохранения зрения» | Занятие-инструктаж | Классный руководитель |
«Психогигиена» | Тренинг | Педагог-психолог |
«Воображение и мышление» | Слайд-беседа | |
«Тренировка памяти. Память и обучение» | Практикум | Кл. руководитель |
«Шесть правил гигиены умственного труда» | Деловая игра | Воспитатель |
«Компьютер в жизни человека» | Дискуссия | |
Тема 3 - Общественная и личная гигиена | ||
«Основы личной гигиены подростка. Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела» | Познавательная беседа | Медработник |
«Значение косметики для юношей и девушек» | Практикум | Воспитатель |
«Гигиена волос и ногтей. Почему выпадают волосы?» | Занятие-практикум | Классный руководитель |
«Теплообмен и одежда» | ||
«Девочка взрослеет» | Просмотр и обсуж-дение видеоролика | Воспитатель |
«Личная гигиена юноши» | Разговор | |
«Гигиена внешней среды и здоровье» | Видеолекторий | Учитель биологии |
«Охрана зеленых насаждений» | ||
«Гигиена помещений» | Беседа-рассуждение | Воспитатель |
Тема 4 - Профилактика инфекционных заболеваний | ||
«Пути передачи инфекционных заболеваний» | Профилактические беседы | Кл. руководитель Воспитатель Медработник Педагог-психолог |
«Заболевания, передающиеся от домашних животных» | ||
«Заболевания кожи (сыпь, чесотка, воспаления, грибковые заболевания)» | ||
«Заболевания зубов и десен, меры их профилактики» | ||
«Дизентерия, основные симптомы» | ||
«Эпидемии. Поведение при подозрении на инфекционное заболевание и во время болезни. Ответственность за распространение инфекции» | ||
«Как не заразиться гриппом. Советы на каждый день» | ||
«7 шагов по профилактике коронавирусной инфекции» | ||
«Дети и коронавирус» | ||
«Алгоритм действий при подозрении на коронавирусную инфекцию» | ||
«Как можно повысить защитные силы организма. Значение профилактических прививок» | ||
Тема 5 - Гигиена питания | ||
«Полезные и вредные продукты» (режим питания школьника) | Игра | Воспитатель |
«Питание, энергозатраты и здоровье человека» | Познавательная беседа | Классный руководитель |
«Принципы рационального питания» | Тематический час | |
«Выбор модели питания» (как правильно питаться, чтобы быть здоровым и красивым) | Викторина-игра | Воспитатель |
«Белки, жиры и углеводы, их значение для нормальной жизнедеятельности» | Малый лекторий | Медработник |
«Витамины, их значение для здоровья человека» | ||
«Избыточная масса тела и гиподинамия как причины болезней» | Откровенный разговор | Педагог-психолог |
«Уход за полостью рта после приема пищи» | Практикум | Воспитатель |
«Питание и восстановление» | Занятие-презентация | |
«Профилактика отравлений пищевыми продуктами» | Беседа-предупреждение | Медработник |
Тема 6 - Профилактика травматизма | ||
«Профилактика травматизма на переменах, ответственность за нанесение телесных повреждений» | Час общения | Кл. руководитель Педагог-психолог |
«Порядок действий обучающихся в случае получения травмы» | Практическое занятие | Воспитатель Медработник |
«Предупреждение травматизма в общественном транспорте» | Напоминание | Кл. руководитель Воспитатель |
«Электробезопасность и электротравмы» | Инструктаж | |
«Безопасность на воде, утопления» | ||
«Самозащита от ДТП» | Встреча с инспек- тором ГАИ | Администрация |
«Ролики, скейты, велосипеды, самокаты. В чем опасность?» | ||
«Взрывчатые вещества, пиротехника» | Беседа-предупреж- дение | Воспитатель |
«Оказание первой помощи пострадавшему» | Практическое занятие | Медработник |
«Мое поведение и ответственность за него» | Дискуссия | Кл. руководитель |
Тема 7 - Гигиеническое и нравственное воспитание | ||
«Анатомо-физиологические особенности мужского и женского организма» | Беседа | Медработник |
Гигиена девушки | Минутка здоровья | Воспитатель |
Гигиена юноши | ||
Косметика и здоровье девушки | Час вопросов и ответов | |
«Стрессы и их влияние на здоровье подростка» | Тренинг | Педагог-психолог |
Взаимоотношения между мальчиками и девочками. Ранняя беременность, вред аборта | Час общения | Встреча со спе- циалистом нарко- логического диспансера |
«Профилактика заболеваний, передаваемых половым путем (венерические и другие заболевания)» | ||
«Вред курения и алкоголя» | Дискуссия | Кл. руководитель |
«Об опасности наркомании и токсикомании» | Просмотр и обсуж- дение видеоролика | |
«Предупреждение вредных привычек как залог сохранения здоровья» | Круглый стол |
План мероприятий по профилактике
табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости
Цель: углубление теоретических знаний обучающихся о вреде, который наносит употребление психоактивных веществ, об уменьшении шансов на жизненный успех.
Основные задачи:
способствовать приобретению знаний подростками о мерах профилактики и борьбы с вредными привычками;
предупреждение табакокурения, алкогольной, наркотической и других видов зависимостей;
формировать представления школьников о вреде болезненных пристрастий и причинах их возникновения;
пропагандировать здоровый образ жизни и повышать уровень культуры здоровья участников педагогического процесса.
Проведение анкетирования и дискуссий с целью определения уровня осведомленности подростков о вредных привычках, об употреблении алкоголя, наркотиков и о методах профилактики | ||
«Ожидаемая продолжительность жизни в соответствии с образом жизни» | Дискуссия | Классный руководитель |
«О вреде курения» (изучение отношения обучающихся к проблеме табакокурения) | Анкета | Педагог-психолог |
«Мифы о безвредности пива» (анализ уровня осведомленности подростков о вреде употребления пива и определение склонности к алкоголизации) | Диспут | Воспитатель |
Тематика воспитательных занятий для обучающихся 5-9-ых классов Здоровье нации и вредные привычки | ||
«Что такое здоровье: общие понятия и определения» | Беседа-презентация | Медработник |
«Компоненты здоровья и их взаимосвязь» | Познавательно-развлека- тельная игра | Воспитатель |
«Факторы, формирующие здоровье» | Классный час | Кл. руководитель |
«Вредные привычки как факторы риска» | Встреча с представите- лями городского Центра здоровья | Администрация |
«Причины возникновения вредных привычек» | Практическое занятие | Педагог-психолог |
Курение и его опасность для организма | ||
«Нет группы риска – рискуют все!» | Круглый стол | Педагог-психолог |
«Меняем конфеты на сигареты!» | Школьная акция | |
«Влияние табакокурения на основ-ные функции организма человека» | Малый лекторий | Медработник |
«Пассивное курение, его опасность» | Встреча со специалистом наркологического диспансера | Администрация |
«Мы говорим здоровью «ДА!» | Практическое занятие | Воспитатель |
«Полезный разговор о вредных привычках» | Беседа с просмотром презентации | Классный руководитель |
«Мы за мир без сигарет!» | Акция с выпуском плакатов, рисунков, стен газет, санбюллетеней | Воспитатели и классные руководители |
Алкоголь – враг здоровья | ||
«История виноделия. Природа алко-гольныхобычаев и традиций» | Устный журнал | Классный руководитель |
«Влияние алкоголя на важнейшие системы органов: пищеварительную, сердечно-сосудистую, нервную, репродуктивную» | Беседа | Медработник |
«Алкоголь и правонарушения» | Занятие-тренинг | Педагог-психолог |
«Рюмка – не для подростка!» | Дискуссия | Воспитатель |
«Алкоголь и общество. Социальные последствия алкоголизма» | Встреча со специалистом наркологического диспансера | Администрация |
4. Психоактивные вещества, их вред для здоровья | ||
«Легальные (алкоголь, табак) и нелегальные (наркотики) психоактивные вещества» | Лекция | Медработник |
«Как жить сегодня, чтобы иметь шанс увидеть завтра» | Диспут | Педагог-психолог |
«Что такое наркотическая зависимость и ее последствия» | Просмотр и обсуждение видеороликов | Воспитатель |
«Позиция государства и общества в вопросе профилактики болезненных пристрастий» | Встреча со специалистом наркологии | Администрация |
«Наркотикам – нет!» | Акция с выпуском плакатов, рисунков, стен газет, санбюллетеней | Воспитатели и классные руководители |
«Умей сказать «Нет!» дурману» | Практическое занятие | Классный руководитель |
Проведение круглых столов, конференций, защиты рефератов, ролевых игр, театрализованных представлений, диспутов способствует раскрепощению школьника, учит сдерживать себя, развивать творческую, познавательную активность, воспитывает чувство коллективизма, ответственность и взаимную требовательность.
3-ий блок «Взаимодействие с родителями»
Здоровый образ жизни - один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, он определяет качество жизни, а школьный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Поэтому родители воспитанников являются партнерами в общей здоровьесберегающей деятельности. Здоровый образ жизни, который формируется у детей в школе-интернате, должен находить ежедневную поддержку в семье, то есть закрепляться.
Работа с родителями проводится параллельно с воспитательной работой в школе и в классе, и делится на следующие направления:
изучение семей обучающихся, их воспитательного потенциала;
привлечение родителей как равноправных участников к воспитательному процессу;
помощь родителям в их психолого-педагогическом самообразовании;
коррекция воспитательной деятельности семей (по мере необходимости);
организация родительского всеобуча;
организация деятельности родительского комитета.
Информационно-просветительская работа с родителями
Мероприятие | Форма проведения | Ответственные |
«Здоровый ребенок» | Анкетирование | Кл. руководитель Воспитатель |
«Ведёте ли Вы здоровый образ жизни?» | ||
«ЗОЖ в вашей семье» | ||
«Режим дня школьника – один из способов укрепления его здоровья» | Консультации | Кл. руководитель Воспитатель Медработник Педагог-психолог |
«Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения» | ||
«Речь наших детей – наша речь» | ||
«Компьютер в доме: польза или вред» | ||
«Вредные привычки – профилактика в раннем возрасте» | ||
«Если ребенок курит» | ||
«Алкоголизм, семья, дети» | ||
«Занятия в спортивных секциях» | Индивидуальные реко-мендции по формиро- ванию ЗОЖ у детей | Кл. руководитель Воспитатель Педагог-психолог |
«Сохраните правильную осанку у ваших детей» | ||
«Активные семейные прогулки: езда на велосипедах, катание на коньках, санках, ходьба на лыжах» | ||
«Посещение городских мероприятий физкультурной направленности: (мотокроссы, футбольные, волей-больные матчи и др.) | ||
«Роль физических упражнений в развитии детей» | ||
«Закаливание организма ребенка» | ||
«Посещение бассейна» | ||
«Нетрадиционные средства оздоровления детей» | ||
«Здоровье обучающихся как основа эффективного обучения» | Общешкольные родительские собрания | Директор Зам. директора Педагоги Педагог-психолог |
«Здоровый ребенок – здоровая семья» | ||
«Безопасность детей – наша забота» | ||
«Здоровая семья, нравственные аспекты» | Родительские посиделки | Занятия по программе родительской школы «Шаг навстречу» |
«Формирование оздоровительных традиций в семье. Закаливание» | Советы школьной медсестры | |
«Семейные традиции» | Практикум | |
«Пагубное влияние курения табака на здоровье человека». | Выступление школьного врача перед родителями | |
«Социальный вред алкоголизма» | Дискуссия | |
«Синдром приобретенного иммуно-дефицита (СПИД) – реальность или миф» | Лекторий | |
«Наркотики в зеркале статистики» | Актуальный разговор | |
«На контроле - здоровье детей» | Круглый стол | |
Изготовление плакатов, памяток, газет, буклетов по ЗОЖ | Совместная деятельность с детьми | Кл. руководитель Воспитатель |
Спортивный праздник «Папа, мама, я – здоровая семья!» | Участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях | Уч. физкультуры Кл. руководитель Воспитатель |
Спортивный час «Самая спортивная семья» | ||
Спортивная игра «Неразлучные друзья – взрослые и дети!» | ||
Детская спартакиада «Волшебный мяч» |
Органы управления реализации
Проекта здоровьесберегающего направления «Радуга здоровья»
на период 2021-2026 г.
Педагогический Совет | Обсуждение и принятие Проекта здоровьесбережения |
Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий | |
«Аукцион» педагогических идей (здоровьесберегающие технологии) | |
Здоровьесбережение при применении ИКТ | |
Методический Совет (руководители методобъединений и заместитель директора) | Составление плана работы с учетом внедрения здоровьесберегающих технологий. |
Методическая панорама «Здоровьесберегающие технологии» | |
Анализ эффективности уроков физкультуры | |
Анализ дозировки учебной нагрузки: учебные планы; график контрольных работ. | |
Организация методической недели «Обучение и воспитание с успехом» | |
Мониторинг влияния состояния здоровья обучающихся на качество знаний по предметам | |
Общешкольный родительский комитет | Ознакомление родителей с деятельностью школы по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни |
Круглый стол «На контроле - здоровье детей» | |
День семьи «Папа, мама и я – спортивная семья» | |
Ознакомление родителей с различными оздоровительными системами | |
Анализ результатов работы школы по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни | |
Заместители директора | Разработка анкет и проведение анкетирования по определе-нию самочувствия обучающихся в школе-интернате |
Комплектование полного пакета документов по реализации Проекта здоровьесбережения | |
Подготовка памяток для обучающихся по формированию здорового образа жизни |
План работы школы-интерната
по сохранению и укреплению здоровья обучающихся
Диагностика и развитие воспитанников
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Сбор информации о состоянии здоровья детей | Сентябрь | Медработники |
2 | Анализ заболеваемости обучающихся, учет по группам | Октябрь-ноябрь | Медработники |
3 | Мониторинг состояния здоровья обучающихся | В течение года | Кл. руководители воспитатели |
4 | Обновление банка данных о заболеваемости учеников. Анализ заболеваний и их динамика. | 1 раз в год | Кл. руководители Медработники |
5 | Проведение утренней гимнастики | Ежедневно | Дежурный воспитатель |
6 | Проведение подвижных перемен на свежем воздухе | Ежедневно | Кл. руководители |
7 | Проведение во время уроков, само- подготовок и воспитательных занятий специальной гимнастики на осанку, гимнастики для снятия утомления глаз | Систематически | Учителя Воспитатели |
Организация здоровьесберегающего образовательного процесса
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Поддержание в школе-интернате надлежащих санитарно-гигиенических условий | Постоянно | Директор, помощник директора |
2 | Соблюдение светового и воздушного режима | Постоянно | Директор |
3 | Обеспечение соблюдения правил ТБ в школе-интернате | Постоянно | Директор |
4 | Содержание в исправности электрохозяйства и средств пожаротушения | Постоянно | Директор, помощник директора |
5 | Регулярное проведение объектовых тренировок | По графику | Зам. директора Начальник штаба ГО школы |
6 | Проверка состояния охраны труда в школе и документации по ТБ в учебных кабинетах | По плану внутришкольного контроля | Администрация школы |
7 | Разработка плана мероприятий по охране труда и ТБ в школе | Сентябрь | Администрация школы |
8 | Издание приказов: - об охране жизни и здоровья школьников, - о назначении лиц, ответственных за соблюдение правил ТБ, ПБ и охраны труда | Сентябрь | Директор |
9 | Составление социального паспорта по классам, составление списков: - обучающихся «группы риска», - неблагополучных семей, - многодетных семей, - малообеспеченных семей, - неполных семей, - детей-инвалидов. | Сентябрь | Классные руководители |
10 | Учет посещаемости обучающимися школы | В течение года | Зам. директора Кл. руководители |
11 | Организация дежурства по школе | Сентябрь | Зам. директора Кл. руководители |
12 | Оформление листков здоровья в классных журналах | Сентябрь | Кл. руководители Медработники |
13 | Организация сбалансированного питания в школьной столовой | В течение года | Директор Зам. директора |
14 | Проведение динамических пауз в начальных классах | Постоянно | Учителя начальных кл-в |
15 | Проведение подвижных игр на свежем воздухе | Постоянно | Воспитатели |
16 | Оформление стенда «Хочу быть здоровым» | Октябрь | Педагог-психолог |
17 | Рейды: - по проверке внешнего вида обучающихся, - по сохранности библиотечных учебников. | По плану внутришкольного контроля | Зам. директора Библиотекарь |
18 | Обеспечение хранения спортивного инвентаря | Постоянно | Учитель физкультуры |
19 | Обеспечение готовности школьных помещений, системы отопления для работы в зимний период | К началу зимнего периода | Директор, помощник директора |
20 | Обеспечение требований к охране труда при проведении итоговой аттестации | Май-июнь | Зам. директора |
21 | Организация ремонта учебных кабинетов | Летний период | Зав. кабинетами |
22 | Обеспечение требований ТБ во время ремонта школы | В летний период | Директор, помощник директора |
23 | Подготовка актов по приемке школы | Июль-август | Директор |
24 | Обеспечение медицинскими аптечками учебных кабинетов | Август-сентябрь | Медработники |
25 | Приемка школы к новому учебному году | Август | Директор |
Инструктивно-методическая и учебно-воспитательная работа
1 | Организация работы с обучающимися, мотивированными на успешное обучение, путем участия в олимпиадах, предметных неделях, различных конкурсах с целью профилактики учебных перегрузок | В течение года | Зам. директора Руководители ШМО |
2 | Проведение вводного инструктажа по правилам ТБ, ПБ и охраны труда | Сентябрь Март | Директор Кл. руководители Воспитатели |
3 | Обеспечение соблюдения требований к объемам домашних заданий | В течение года | Зам. директора Руководители ШМО |
4 | Проведение классных часов и воспитатель-ных мероприятий, включающих инструктажи по правилам дорожного движения | По планам воспитательной работы | Кл. руководители Воспитатели |
5 | Создание библиотеки методической литературы по проблеме здорового образа жизни | До декабря | Библиотекарь |
6 | Обеспечение соблюдения правил ТБ и ПБ во время проведения новогодних мероприятий и на каникулах | Во время каникул | Директор Кл. руководители Воспитатели |
7 | Организация круглых столов по обмену опытом в разработке эффективных форм и методов работы, направленных на оздоровление обучающихся | Ноябрь Март | Зам. директора |
Оздоровительно-профилактическая работа
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических требований во время уроков и самоподготовок, профилактики близорукости и сколиоза, режима проветривания кабинетов на переменах | Постоянно | Зам. директора Учителя Воспитатели |
2 | Контроль соблюдения режима дня обучающимися | Постоянно | Кл. руководители Воспитатели |
3 | Обеспечение своевременного проведения профилактических прививок обучающимся | По графику | Медработники |
4 | Организация работы по пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся (лекции, беседы, вечера) | По планам воспитательной работы | Кл. руководители Воспитатели Медработники |
5 | Обучение школьников эффективным поведенческим стратегиям: умению решать жизненные проблемы, эффективно общаться, владеть своими эмоциями и т. д. | По планам воспитательной работы | Педагог-психолог Кл. руководители Воспитатели |
6 | Оказание социальной поддержки подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации | Постоянно | Педагог-психолог |
7 | Акция «Молодежь за здоровый образ жизни» | Октябрь- декабрь | Кл. руководители |
8 | Проведение физкультминуток во время уроков и самоподготовок | Ежедневно | Учителя Воспитатели |
9 | Проведение Дней здоровья | 1 раз в четверть | Учитель физкультуры |
10 | Проведение трудовых десантов «Чистый двор» | Сентябрь-октябрь, апрель-май | Кл. руководители Воспитатели |
11 | Озеленение учебных кабинетов | Сентябрь-май | Кл. руководители |
12 | Организация летнего оздоровительного лагеря при школе | Июнь | Зам. директора Начальник лагеря Воспитатели Учителя |
13 | Организация работы по оздоровлению педагогического коллектива | Июнь-август | Директор, председатель ППО школы |
14 | Проведение медосмотра педагогов школы | Август-сентябрь | Администрация |
Физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Подвижные игры на свежем воздухе | Ежедневно | Воспитатели |
2 | Проведение Дня здоровья | 1 раз в четверть | Учитель физкультуры |
3 | Проведение Олимпийской недели | Сентябрь | Учитель физкультуры |
4 | Спортивные игры | Ноябрь | Воспитатели |
5 | Соревнование по волейболу между классами | Декабрь | Учитель физкультуры |
6 | Спортивные соревнования, посвящённые Дню Защитника Отечества | Февраль | Учитель физкультуры |
7 | Эстафета «Веселые старты» (1-4 кл.) | Апрель | Учитель физкультуры |
8 | Футбол (5-9 кл.) | Сентябрь, май | Учитель физкультуры |
Работа по преодолению у обучающихся вредных привычек
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Анкетирование обучающихся по проблемам наркомании, алкоголизма, курения | В течение года | Кл. руководители |
2 | Индивидуальные беседы с детьми «группы риска» | Систематически | Зам. директора Педагог-психолог Кл. руководители Воспитатели |
3 | Тематические воспитательные мероприятия о вреде алкоголя, курения и употребления наркотиков, курительных смесей | По планам воспитательной работы | Кл. руководители Воспитатели |
4 | Оформление стенда «Скажи наркотикам нет» | Ноябрь | Педагог-психолог |
5 | Встречи обучающихся с работниками полиции, городского Центра здоровья | Ноябрь, декабрь, апрель | Администрация |
6 | Акция «Молодежь за здоровый образ жизни» | Октябрь-декабрь | Кл. руководители |
Ожидаемые результаты работы по реализации Проекта
В работе по сохранению и укреплению здоровья обучающихся примут участие педагогический коллектив школы, медработники, родители. В результате совместной работы названных выше служб ожидается:
Создание активной здоровьесберегающей инфраструктуры школы, способствующей сохранению здоровья и формированию мотивации участников образовательного процесса на здоровый образ жизни.
Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.
Мотивация педагогического коллектива на повышение своего профессионального уровня в овладении и использовании здоровьесберегающих технологий.
Снижение уровня заболеваемости среди детей и подростков.
Создание благоприятного морально-психологического климата в школе, реализация принципов педагогики сотрудничества.
Улучшение организации питания обучающихся.
Повышение уровня материально-технического оснащения образовательного учреждения.
Исполнителям Проекта необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей. Для этого создана
прогнозируемая модель ученика, который:
относится к здоровью как к важной личной и общественной ценности;
знает механизмы и способы поддержания здоровья;
физически развитый;
стремится к физическому совершенствованию;
без вредных привычек;
знает и владеет приемами и способами оздоровления своего организма.
Проект предусматривает:
мониторинг физического развития и здоровья детей;
работу по реализации Проекта (внедрение системы мер по сохранению и укреплению здоровья воспитанников) – 2021-2026гг.;
улучшение состояния здоровья детей и подростков;
отслеживание в динамике показателей их физического и психического развития – 2026 г.
Методика оценки эффективности реализации Проекта
Мониторинг здоровьесберегающей и здоровьесозидающей деятельности школы.
Основу мониторинга составляет модель психофизиологического мониторинга. Участие в мониторинге дает возможность соотнести работу конкретного образовательного учреждения:
с общегородскими данными;
с данными образовательных учреждений, участвующих в реализации программы по обеспечению здоровья участников образовательного процесса;
с гигиеническими нормативами (частично).
Решаемые задачи:
сбор и анализ первичной информации, выявляющей результативность деятельности образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья;
повышение культуры здоровья участников образовательного процесса.
Объекты мониторинга:
внутришкольная образовательная среда (инфраструктура и кадровый потенциал школы, организация учебного процесса, организация медицинских, физкультурных и педагогических мероприятий по охране и укреплению здоровья обучающихся);
деятельность педагогов школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, повышению культуры здоровья;
образ жизни обучающихся (социальные условия, режим дня, питание, досуговая деятельность, социальные риски);
функциональное состояние обучающихся и состояние их здоровья.
Субъекты мониторинга: воспитанники и обучающиеся всех возрастных групп,
классы, педагогические кадры школы.
Список использованных источников:
Баль Л.В. От семи до семнадцати, или что думают о здоровье наши дети, М. – 2000г.
Баль Л.В., Ветрова В.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков. М. - 2002г.
Вайнер Э.М. Рациональная организация жизнедеятельности человека. – Липецк. Изд. ЛЗПИ, 1999г.
Волжанина Т.А. «Родительские собрания в начальной школе», В. – 2008г.
Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе. Педагогические стратегии и технологии, - М. 2002г.
Зайцев Г.К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья в системе образования, 1998г.
Дик Н. Ф. «Развивающие классные часы и праздники в 1-2 классах», Ростов-на-Дону - 2008г.
Езушина Е.В. «Азбука правильного питания», В. – 2007г.
Жиренко О.Е., Яровая Л.Н. «Внеклассные мероприятия», М. – 2006г.
Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы», М. – 2004г.
Куценко Г.И. «Режим дня школьника», М. – 1983г.
Лоранский Д.Н., Лукьянов В.С. Азбука здоровья: кн. Для молодежи. М. – 1990г.
Павлова А.М. «Формирование здорового образа жизни у младших школьников», изд. «Учитель» - 2009г.
Симонова С. Без здоровых детей у страны нет будущего // Народное образование. 1999, № 8.
Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Издательский центр Академия, 2001г.
Феоклистова В.Ф., Плиева Л.В. «К здоровью через движение», В. – 2010г.
Чумакова И.М., Бородин М.В. «Технология создания личностно-ориентированной модели реабилитационного процесса в образовательном учреждении», М –2011г.
Шмаков С.А. Досуг школьника. М. – 1996г.
http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
http://www.zpzr.ru/healthcare_education/
29