Проектирование инновационной деятельности ДОО в области нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством произведений изобразительного искусства

3
0
Материал опубликован 7 December 2020

Мехоношина Е.О.

Коломийченко Л.В.

Проектирование инновационной деятельности ДОО в области нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством произведений изобразительного искусства

В наше время интерес к проблеме нравственного воспитания детей стремительно растет. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования поставлена задача по организации образовательных отношений «на основе духовно-нравственных ценностей и правил поведения в интересах человека, семьи, общества» [4].

Основаниями актуальности проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста являются противоречия между:

потребностью общества в повышении образовательного потенциала духовно-нравственных ценностей в системе дошкольного образования и обострением конфликта между априорными ценностями традиционного воспитания (патриотизм, милосердие, коллективизм, благотворительность) и воспитательными доминантами нового времени (инициативность, предприимчивость, конкурентоспособность);

масштабным наследием фундаментальных отечественных исследований в данной области и их не востребованностью в современной теории и практике дошкольного образования;

традиционным содержанием и технологией нравственного воспитания, и отсутствием целевых ориентиров, задающих перспективные основания организации работы в данном направлении с учетом специфики современных детей;

необходимостью вовлечения в процесс нравственного воспитания ближайшего социального окружения ребенка и современными проблемами семейных отношений, связанными с нивелированием ценностей брака, семейно-бытовой культуры, негативными следствиями которого являются нестабильность семейных связей, ощущение детьми зыбкости семейного очага, неуверенности в собственных силах и поддержке со стороны близких;

потребностью социума в повышении качества нравственного воспитания и низким уровнем компетентности воспитывающих взрослых (педагогов, родителей) в этом процессе.

В ходе анализа мы провели анкетирование педагогов и родителей, изучили планы воспитательно-образовательной работы, картотеки, конспекты занятий, диагностический материал и материалы по работе с родителями.

Анализ планов и результатов анкетирования педагогов показал, что при всем многообразии средств нравственного воспитания детей дошкольного возраста возможности использования произведений изобразительного искусства в данном направлении личностного развития исследованы недостаточно. Вместе с тем, обладая высоким воспитательным потенциалом, произведения изобразительного искусства могут являться эффективным средством нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:

грамотного теоретического обоснования воспитательных возможностей произведений изобразительного искусства;

определенности основных параметральных характеристик нравственного развития детей среднего дошкольного возраста, в соответствии с которыми изучается воспитательный потенциал произведений изобразительного искусства;

разработанности инновационного проекта «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства». [1]

С целью обеспечения эффективности инновационной деятельности нами был проведен анализ организации процесса нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста в МАДОУ.

В настоящее время, в сфере дошкольного образования выделяется большое число инноваций различного характера, направленности и значимости, внедряются новшества в организацию и содержание, методику и технологию воспитания и обучения. Зачастую такие инновации реализуются стихийно. Теоретическая проработка проблемы инноваций в сфере нравственного воспитания детей дошкольного возраста служит основой осмысления и обновления образовательного процесса с целью преодоления его стихийности, эффективного управления им. [2]

Согласно закону, об образовании РФ (статья 20): Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования. [3]

Инновационная деятельность, направленная на повышение качества образования, конкурентоспособности образовательных учреждений и их выпускников, обеспечение личностного и профессионального развития субъектов образовательного процесса, в свою очередь не может быть осуществлена без грамотного планирования данного процесса.

Внедрение использования произведений изобразительного искусства нравственной направленности в образовательную работу ДОО не достаточно эффективно без проектирования данного процесса.

Проанализировав литературу в данной области, мы выявили этапы, особенности данного процесса. Выделяют три этапа проектирования:

Педагогическое моделирование (создание модели) - это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.

Педагогическое проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.

Педагогическое конструирование (создание конструкта) - это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений. [2]

Характерной особенностью проектирования является направленность не только на разрешение противоречий, проблем, не изучение того, что уже существует, а на создание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть. Продуктом педагогического проектирования является педагогический проект.

Инновационный процесс начинается с выявления необходимости изменений на каких-то участках образовательного процесса. В нашей работе мы говорим о необходимости повышения уровня нравственной воспитанности у детей 4-5 лет. В ходе инновационного поиска, мы определили, что посредством произведений изобразительного искусства можно достигнуть поставленной цели. Однако инновационная деятельность в области нравственного воспитания детей 4-5 лет посредством произведений изобразительного искусства недостаточно эффективна без проектирования данного процесса.

Список литературы

1. Гарапучик Е.В. Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями искусства / Е.В. Гарапучик, И.А. Стрельбицкая, Е.В. Бокарева // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 284–287.

2. Коломийченко Л.В. Сущность и генезис педагогических инноваций в организации сетевого взаимодействия социального развития детей дошкольного возраста // Дошкольное образование: инновации, перспективы развития: коллективная монография / Л.В. Коломийченко, Л.В. Трубайчук, Л.Н. Худякова [и др.]; под науч. ред. Л.В. Трубайчук. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. С. 43–76.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М. - Л., 2014. - 134 с.

4.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013). - URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации