Инновационные технологии духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Возмищева Татьяна Сергеевна
Воспитатель ВКК
МБДОУ «Детский сад № 52» АГО
Свердловской области
«Храм есть ты, сделай себя великолепным и благородным.
Песня есть душа твоя, утончай её. Скульптура есть твоя воля, изваяй свою
волю. И получит планета Земля и вся вселенная Красоту, которую не познал никто»
Ш.А. Амонашвили
Одним из важнейших условий жизнеспособности общества является наличие общих для его членов духовно – нравственных и культурных ценностей.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. В дошкольном возрасте у ребёнка должны формироваться первичные представления о том, как складывается и развивается культура общества и его отдельных членов.
Взаимодействуя с людьми и познавая окружающий мир, ребёнок учится воспринимать себя не только как отдельную личность или как члена группы, но и как представителя определенной культурно-исторической общности. Конечно же самое близкое окружение ребёнка - это его семья. Здесь формируется его семейные, духовно-нравственные и культурные ценности, традиции. А в детском саду ребёнок встречает детей и взрослых из различных социальных, и культурных сред, которые имеют различные привычки, убеждения, ценности, культурный опыт. Ребёнок учится уважать других людей, их ценности, обычаи. Участвуя в праздниках, готовится к ним, узнает о родном крае. Учит песни, мастерит поделки, узнает историю своей Родины. Задача педагога в гражданско-патриотическом и духовном воспитании состоит в том, чтобы развивать чувство гражданской идентичности и любовь к Родине, научить понимать поступки людей, познакомить с ценностями и интересами национальных культур, развивать позитивную самооценку воспитанников.
Я использую различные инновационные технологии в своей деятельности: «Образовательное событие», «Детский совет», «Проектная деятельность», «Детское портфолио», «Музейная педагогика», тематические акции, «Виртуальный музей», и многие другие.
Почему мини-музеи? Я провела беседу с детьми и выяснила, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения. Во-вторых, многим мамам и папам просто не приходит в голову идея такой экскурсии. Поэтому и решила создать свой собственный мини-музей. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Часть слова «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиций, и определенную ограниченную тематику.
Значимость мини-музеев достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, подлинные предметы и вещи, но и сами читают стихи, задают вопросы, беседуют. Ведь патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении детства.
Результат работы позволяет сделать вывод, что использование музейной педагогики в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.
Для реализации инновационных технологий в педагогической деятельности взаимодействую с субъектами образовательных отношений: музыкальным руководителем, воспитателями, воспитанниками, родителями, все они становятся участниками «Образовательного события». Событие предполагает очень серьезную, трудную и напряженную работу и переживание. При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого свои смыслы, своя деятельность, свои переживания.
Мы, педагоги, даем новый импульс к долгожданным переменам в образовательной деятельности. Каждый ребенок чувствует себя участником одной большой истории, где нет утомительных речей и скучных открытий, а именно инновационные технологии помогают раскрыть потенциал педагогов и направить образовательный процесс в нужное русло, во взаимодействии с ребёнком.
Ночь. Улица. Фонарь. Аптека… Написал это в 19 веке Александр Блок. Посмотрите за окно. Век XXI. Что мы видим: та же ночь, та же улица, фонарь, аптека, молодежь 21 века. Сравнима ли наша молодежь с молодежью 19 века, и есть ли нужда сравнивать? За два столетия произошло немало событий, которые коренным образом повлияло на мировоззрение наше и наших детей. Какими же мы встретили 21 век? Новые технологии, новые изобретения, новые люди, совершенно отличные даже от людей 20 века. А нравственные и духовные ценности, патриотизм, восприятие тоже изменились? Есть вечные понятия: любовь к Родине, родным, уважение, доброта, милосердие. Каким же мы хотим видеть человека 21 века? Нового изобретателя? Нового защитника? Нового доктора, учителя, инженера? Растет поколение совершенно новых людей, мы работаем с новым мышлением, новым форматом мышления. Что мы можем сделать, чтобы привить им нравственные ценности, чувство патриотизма? Как воспитывать такого нового человека нового времени? Только новыми методами и приемами?
Я стараюсь прививать вечные ценности, актуальные для всех веков: благородство, милосердие, духовность, сострадание, патриотизм – это всегда будет ценным и самым важным! Современные дети растут в эпоху, отличающуюся от времени их родителей. Меняется и отношение людей к Родине. В обществе наблюдается резкое падение роли и значения патриотизма, как одной из ценностей народа и его героической истории.
Современные дети все меньше знают о родном городе, стране. Все чаще равнодушны к близким людям. Патриотическая идея – это то основание, на котором должна выстраиваться духовность нашего общества, его будущее в лице наших детей. Такая работа должна начинаться с детьми с 3 лет и до 7 лет. Это тот самый возраст, когда закладываются основные нравственные понятия и чувства. Казалось бы, малыши, но уже и в этом возрасте мы говорим с ними на взрослые темы: что такое семья, для чего нужен друг, где живет доброта?
Нравственно-патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности. Совместно с родителями, работаем над проектами. Одним из таких важных проектов для нашей группы стал проект «История одной книги. Семейная библиотека как духовное завещание детям». В этом проекте я затронула важные темы: любовь к своему роду, своей фамилии, своих предках, гордость за них. Это оказалось значимым событием для наших детей и родителей. Как оказалось, многие семьи погрузились в эту тему, нашли семейные альбомы, узнали о своих предках, написали о своих родных. Дети с удовольствием и гордостью рассказывали о дедушках, прадедушках и прабабушках, показывали фотографии.
Совместно с воспитанниками обсуждаем новости и решаем, какими интересными делами мы займемся. Какие идеи возникают у детей по поводу различных проектов. Каждый услышан, каждая идея принимается по-настоящему и чаще всего реализуется. Ежедневно или по мере необходимости говорим с детьми о долге, совести, решаем детские споры, приходим к мнению, которое не ущемляет прав другого, делимся своими ощущениями и чувствами.
«Детский совет помогает достигнуть баланса инициатив взрослых и детей, развить у детей способность управлять своей свободой выбирать содержание своего обучения или развития» [4 с. 2,11]. Дети участвуют в совете. Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать своё мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы, совместно находить решение вопросов и задач, возникающих в процессе совместного жизнетворчества.
Большое значение в формировании нравственности и патриотизма играет чтение художественной литературы, проживание ситуаций вместе с героями, эти переживания дети переносят на себя, начинают говорить о себе, своих чувствах, эмоциях, мы стараемся все вместе помочь и найти выход из положения.
Дети охотно участвуют в организации и проведении акции «Покормите птиц зимой». Изготавливают совместно с родителями кормушки, собирают корм и разрабатывают «птичье меню».
В преддверии Всемирного дня больного в детском саду был реализован проект «Дружно живут на планете самые разные дети!». Проект направлен на воспитание у детей толерантного отношения к сверстникам; на воспитание чувства милосердия, заботы, желания помогать людям. Целью данного мероприятия являлось создание условий для формирования социально-нравственных, духовных ценностей дошкольников и привлечение детей к благотворительному движению.
В преддверии акции рассказали воспитанникам о том, что есть дети, которые оказались в трудной жизненной ситуации, что им надо помогать, объяснили, что такое бескорыстие, великодушие, благотворительность. Дети и их родители откликнулись и принесли в детский сад вещи, игрушки, книги, сладости и многое другое для того, чтобы безвозмездно подарить детям.
Вот уже несколько лет подряд мы собираем подарки детям в «Дом малютки», сотрудничаем с волонтерами. Это участие очень много дает детям. Они понимают, что есть другой мир, другие ценности, что есть дети, терпящие боль и ежедневные мучения, что они нуждаются в теплом взгляде, в простом участии в их жизни. Мы собираем подарки, нужные предметы личной гигиены для малышей, игрушки, которые отвозим в детское отделение.
В рамках празднования 73-летия Победы в Великой Отечественной войне прошла патриотическая акция «Открытка ветерану» с целью привития детям патриотизма и уважительного отношения к ветеранам. Дети совместно с родителями и педагогами изготовили поздравительные открытки, которые вручили ветеранам.
Мы часто проводим диспуты, споры на такие темы как: «Что хочет мама», «Что дороже всего», «Я хотел бы…». В своей работе я использую игровые методы Щурковой, направленные на формирование своего «Я»: Калоши счастья», «На твоем бы месте», «Хочу и надо», «Проблема на ладошке», «Магазин качеств» и другие. В процессе игр видны духовное и нравственное восхождение детей. В игре дети живут, они естественны и открыты.
В нашем детском саду много интересных событий, приуроченных к важным событиям. Акцию «Сталинградский хлеб», мы проводим в феврале. В этот день дети говорят о хлебе, о его важности в годы войны, его ценности, интересно наблюдать как бережно и до крошечки они его съедают. Это воспитывает в детях чуткость, сострадание. Такие акции положительно влияют на формирование нравственных качеств детей, их духовность.
Акция «Белый шар». Запуская в небо белые шары как символ веры, мира, мы говорим, что белые шарики – это ангелы, которые смотрят на нас, это солдаты, которые не вернулись с войны, но благодаря которым мы живем – акции в память о погибших в пожаре в Кемерово, акции памяти погибшим студентам в Керчи.
Акция «Бессмертный полк». Наши дети, сотрудники приносят фотографии своих родных, прошедших войну и 9 мая, все группы детского сада выходят на митинг-концерт, посвященный Дню Победы, в группах организуются выставки, дети рассказывают о своих прабабушках и прадедушках, они говорят о них с гордостью. Приглашаем на это событие ветеранов, бабушек и дедушек, гостей. Акции, в память о великих трагических событиях, положительно влияют на нравственное, духовное становление личности ребенка, на развитие их патриотических чувств.
Любовь к родному краю, малой родине играют большое значение в воспитании патриотизма, мы проводим беседы, презентации. Дети и родители с интересом принимают в этом участие. Тесное сотрудничество с родителями сближает детский сад и семью и положительно влияет на внутренний мир ребенка. Воспитание патриотизма начинается с воспитания любви к своему дому, двору, детскому саду. Мы часто проводим такие тематические выставки, встречи с родителями, которые рассказывают о своей профессии, увлечениях.
В этом году в продолжении акции «Дари добро», совместно с детьми и родителями группы участвовали в акции «Поможем животным». Дети приносили самое необходимое для животных – корм, крупы, предметы ухода и др.
С родителями проводятся дискуссии, диспуты, круглые столы «Мой ребенок через 20 лет, какой он? Что я делаю для того, чтобы он стал таким, а сам я такой?» В своей работе используем принципы Ш. А. Амонашвили, это дает мне возможность глубже понять ребенка, его внутренний мир. Применяя на практике методы Ш. А. Амонашвили, мы видим, как дети учатся делать выбор, отстаивать свою точку зрения, учатся быть сдержанными и в то же время эмоционально открытыми. Какими мы видим поколение 21 века? Это открыватели новых лекарств, создатели новых технологий. Это люди нового формата. Но хочется ли нам, чтобы это были роботы? Хочется ли иметь бессердечных, но умных программистов, не созидателей, а хладнокровных создателей?
Какими будут наши дети зависит только от нас.
Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности – самостоятельной и ответственной. Патриотическое, духовное воспитание – результат длительного и целенаправленного воспитания. Ребёнок не рождается злым или добрым. То какие качества будут у него развиваться зависит от родителей, от окружающих взрослых. Как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Ночь. Улица. Фонарь. Аптека… Идет человека 21 века. В сердце любовь, доброта, в глазах искры любви, в голове ясный рассудок, ладонь разжата от кулаков, готова к рукопожатию, он открыватель, он созидатель, он миротворец, он великий и могучий. Он воспитан в 21 веке и не допустит войны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2004
Никандров Н.Д. «Духовные ценности и воспитание в современной России». – Педагогика, 2008, №9.
Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» Издательство «Национальное образование». Москва. 2015
Свирская Л.В. «Детский совет». // Методические рекомендации для педагогов. Издательство «Национальное образование». Москва. 2015 – С. 2, 11.
Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. - М.: Просвещения, 1986.
ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ
Бахтин Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности // Молодой ученый. - 2014. - №10. - С. 349-352. — URL https://moluch.ru/archive/69/11944/
6