Статья «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством произведений изобразительного искусства»

3
0
Материал опубликован 30 April 2022

Е. О. Петрова,

Л. В. Коломийченко

Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством произведений изобразительного искусства

Проблема нравственного воспитания находит свое отражение в исследованиях многих отечественных ученых (Р.С. Буре, А.В. Запорожца, Н. А. Зориной, Е. И. Изотовой, Л.В. Коломийченко, С. А. Козловой, А.Д. Кошелевой, Т. А. Куликовой, И. Н. Курочкиной, И. С. Марьенко, Я.З. Неверович).

По мнению Буре Р.С результатом нравственного воспитания является «формирование нравственно цельной личности в единстве ее нравственного сознания, мотивов, потребностей и установок, нравственных чувств, навыков, привычек общественно ценного поведения» [1]. В среднем дошкольном возрасте у детей развивается потребность в сотрудничестве с взрослым. Постепенно поведение взрослого становится для ребенка среднего дошкольного возраста образцом, которому он все более осознанно следует. Возникают первичные этические представления на основе усвоения правил поведения и соответствующих нравственных оценок.[1] По мнению Запорожца А. В. в среднем дошкольном возрасте активно развивается эмоциональная сфера, происходит развитие положительных чувств по отношению к сверстникам, развиваются основы чувства гуманности во взаимоотношениях детей. Дети проявляют интерес к занятиям, активно осваивают правила поведения, что постепенно приводит к возрастающей организованности и дисциплинированности. Задачи нравственного воспитания дошкольников предусматривают комплексное развитие нравственных чувств, поведения, представлений[3].

При всем многообразии изученных средств нравственного воспитания детей дошкольного возраста возможности использования произведений изобразительного искусства, в данном направлении личностного развития исследованы недостаточно. Вместе с тем обладая достаточно высоким воспитательным потенциалом произведения изобразительного искусства, могут являться эффективным средством нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста. Подтверждение данному положению мы находим в исследованиях Е. В. Гарапучик, М.В. Грибановой, М. С. Кагана, Б.М.Теплова, Т.С. Комаровой, B.C. Мухиной, В.И. Петрушина.[2,5]

Искусство играет одну из важных ролей в развитии человека. Б.М. Теплов, отмечал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувства, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю». [5]. По мнению Гарупчиик Е. В. воспитательная сила произведений изобразительного искусства заключается в том, что они предоставляют возможность пережить отраженное в них событие эмоционально. В процессе восприятия произведений изобразительного искусства ребенок может сам выразить сочувствие герою произведения, автору, или сверстнику, благодаря чему рождается желание оказать помощь, проявить сопереживание. Перенос эстетический переживаний в сферу реальных взаимоотношений детей дошкольного возраста формирует у детей хорошее отношение друг к другу. [2]

С целью изучения воспитательного потенциала искусства в нравственном воспитании детей среднего дошкольного возраста нами проведено исследование, определяющее перспективы совершенствования педагогического процесса в данном направлении личностного развития. Произведения изобразительного искусства могут являться одним из оптимальных средств нравственного воспитания при соблюдении следующих условий:

грамотного теоретического обоснования воспитательных возможностей произведений изобразительного искусства;

определенности основных параметральных характеристик нравственного развития детей среднего дошкольного возраста, в соответствии с которыми изучается воспитательный потенциал произведений изобразительного искусства;

разработанности проекта «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства» и его экспериментальной апробации.

С целью практического подтверждения ряда гипотетических посылок была проведена опытно-поисковая работа, в ходе которой были конкретизированы параметральные характеристики, осуществлен подбор диагностического инструментария, проведена начальная диагностика уровня нравственного развития детей контрольной и экспериментальной группы. Анализ полученных результатов позволил констатировать, что большая часть детей контрольной (55%) и экспериментальной (60%) группы находятся на среднем уровне нравственного развития, для которого характерно:

-наличие первоначальных представления о себе (имя, фамилия, чувства, поступки);

- наличие первоначальных представления о своей семье (состав, правила взаимоотношений, интересы близких людей);

-избирательно проявляет сочувствие близким взрослым людям и сверстникам, литературным персонажам;

-соблюдает общепринятые нормы этикета (здоровается, прощается, благодарит) при напоминании взрослого;

-допускает конфликты в общении со сверстниками, но разрешает их мирно.[4]

С целью подтверждения воспитательного потенциала произведений изобразительного искусства детей среднего дошкольного возраста в нравственном развитии на основании полученных результатов нами была организована опытно-практическая работа по повышению уровня нравственного развития детей среднего дошкольного возраста посредством произведений изобразительного искусства. Подобранные нами произведения изобразительного искусства отражают следующие темы: «Я и моя семья», «Разное настроение», «Человек и его поступки», «Этикет». При реализации проекта нами были использованы разнообразные виды деятельности (познавательная, речевая, театрализованная, музыкальная, изобразительная, игровая и т.д.). Данные виды деятельности включали в себя беседы по произведениям искусства; рисование и аппликация на основе произведений изобразительного искусства; сюжетно-ролевые, дидактические, речевые, игры на основе произведений изобразительного искусства; разучивание пословиц и поговорок, соответствующих темам работы; слушание, разучивание и исполнение песен, танцев на основе произведений изобразительного искусства. Многообразие используемых нами форм и методов содействовало реализации личностно - ориентированного подхода.

С целью определения эффективности произведения изобразительного искусства в нравственном воспитании детей среднего дошкольного возраста, была проведена итоговая диагностика по показателям и критериям с использованием диагностического инструментария тождественному на констатирующем этапе эксперимента. Анализ полученных результатов свидетельствует о позитивных изменениях, имеющих место в уровнях нравственного развития детей среднего дошкольного возраста экспериментальной группы т.е. отсутствие детей с низким уровнем нравственного развития, и повышение на 35% высокого уровня для которого характерно:

наличие аргументированных дифференцированных представлений

-о себе (имя, фамилия, чувства, поступки, поведение);

-о своей семье (состав, правила взаимоотношений, интересы близких людей);

-о нравственном поведении и правилах поведения;

-проявление адекватных реакций на разное состояние близких людей, эмпатии по отношению к взрослым, сверстникам, литературным персонажам;

- выполнение общепринятых норм этикета без напоминания взрослого. [4]

По результатам итоговой диагностики у детей экспериментальной группы все компоненты нравственного развития стали более высокими. Большая часть детей экспериментальной группы имеет дифференцированные представления о различных нравственных нормах и правилах поведения, об эмоциональных состояниях, умеет решать конфликты разнообразными адекватными способами. Для детей экспериментальной группы характерно проявление сопереживания, сочувствия, сострадания, стремления помочь, чувства любви и привязанности к близким людям, сверстникам; умение замечать эмоциональные реакции партнера по взаимодействию и адекватно на них реагировать. Большая часть детей экспериментальной группы осознанно придерживается правил поведения.

В процессе изучения воспитательного потенциала произведений изобразительного искусства в процессе нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста мы можем сделать выводы, что они являются эффективным средством нравственного воспитания, поскольку в их содержании отражаются ценности социальной культуры, раскрывающие высокие, истинные отношения в разных видах деятельности.

Список литературы:

Буре, Р.С. Нравственно – трудовое воспитание детей в детском сад – М.: Просвещение, – 1987.

Гарапучик Е. В. Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями искусства / Е. В. Гарапучик, И. А. Стрельбицкая, Е. В. Бокарева // Молодой ученый. – 2014. – № 14. – С. 284-287

Запорожец, А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника / А.В. Запорожец // Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада / под ред. А.Д. Кошелевой. – М., 1985. – С. 8-23

Коломийченко, Л. В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 160с.

Теплов, Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания / Б.М. Теплов // Известия АПН РСФСР. Вып. II. – М., 1947. – С. 7-26.

5


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации