Проектирование модели социальной работы в учреждении по реабилитации детей-инвалидов - часть 1

0
0
Материал опубликован 9 December



Проектирование модели

социальной работы в специализированном учреждении по реабилитации детей-инвалидов



Оглавление


Введение……………………………………………………………………

Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые аспекты социальной работы с детьми-инвалидами …………………………………..

Нормативно-правовые основы социальной работы с детьми-инвалидами …………………………………....

Система социальной работы с детьми-инвалидами…

Глава 2. Опыт социальной работы с детьми-инвалидами

здоровья в КГКУ «Ванинский центр социальной помощи семье и детям» г. Ванино и пути повышения его эффективности ………………………………….

2.1. Характеристика деятельности КГКУ «Ванинский центр социальной помощи семье и детям» г. Ванино по социальной реабилитации детей-инвалидов

2.2 Исследование эффективной модели социальной работы по реабилитации детей-инвалидов в КГКУ «Ванинский центр социальной помощи семье и детям» г. Ванино ……………………………….

Заключение……………………………………………………………….

Список источников и литературы……………………………

Приложение…………………………………………………………………









Российская Федерация позиционирует себя как социальное правовое государство, поэтому в последнее время органы власти, социальной защиты обращают пристальное внимание на проблемы инвалидов, которые в силу заболеваний и стойких расстройств функций организма, имеют ограниченные возможности для полноценной жизнедеятельности, а также оторваны от общества.

Дети-инвалиды являются наименее защищенной социальной группой. Инвалидность у детей часто приводит к социальной дезадаптации. Это происходит вследствие нарушения физического или психического состояния. Детская инвалидность ограничивает способности и возможности ребенка в различных сферах жизнедеятельности: приводит к частичной или полной утрате способности к самообслуживанию, к снижению уровня самоконтроля, способности к передвижению, обучению, контролю поведения, общению, трудовой деятельности.

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1980 г. был принят британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:

а) недуг – подразумевает под собой любую утрату или аномалию психологической, либо физиологической, либо анатомической структуры или функции;

б) ограниченные возможности, речь идет о пациентах, имеющих ограничение или потерю способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность, которая считаются нормальной для человека;

в) недееспособность (инвалидность) - любое следствие дефекта или ограниченных возможностей человека, препятствующее или ограничивающее выполнение им какой-либо нормативной роли [8, с. 298].

Согласно международной классификации нарушений: возникновение болезни ведет к нарушению функций организма, а те, в свою очередь, вызывают развитие ограничений жизнедеятельности и, как следствие, социальной недостаточности (рис. 1).

t1733709372aa.png

Конституция Российской Федерации, как высший нормативно-правовой акт и другие значимые законы нашей страны формируют правовое государство, в котором действует социальный механизм защиты всех слоев населения. Эффективность деятельности этого механизма связана в первую очередь с квалифицированной профессиональной деятельностью специалистов: психологов, логопедов, дефектологов, педагогов, социальных и медицинских работников. По этой причине так важна юридическая компетентность специалистов, в особенности при работе с наиболее незащищенными слоями населения, к которым относятся дети-инвалиды.

В Российской Федерации осуществляется ряд организационно-правовых мер, направленных на защиту прав и интересов инвалидов:

1. Конституция РФ.

2. Всеобщая Декларация прав человека.

3. Декларация о правах инвалидов.

4. Конвенция о правах ребенка.

5. ФЗ № 181 о социальной защите инвалида.

6. ФЗ № 166 закрепляет основные правила по назначению и выплате социальных пенсий.

7. Постановление правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»

8. «Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года»

9. Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»

Всеобщая декларация прав человека стала первым международным документом, закрепившим социальные, экономические, культурные, политические права человека. Статья 1 Декларации гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» [].

В настоящее время законодательно закреплена и действует система правовой защиты детей-инвалидов. Конституция РФ в п.4 ст.15 закрепляет, что «составной частью правовой системы РФ являются общепризнанные нормы и принципы международного права. Если международным договором РФ закреплены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.» [] Конституция РФ гарантирует защиту материнства и детства, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. []

Всеобщая декларация прав человека (1948г.)

Прежде всего выясним, как трактуется в нормативно-правовых актах понятие «инвалидность», так как оно является центральным понятием для работы социальных центров и специалистов, работающих в этой сфере. Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона Российской федерации № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. (ред. от 29.05.2024) «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное последствиями травм или дефектов, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Основным сущностным признаком инвалидности является стойкость расстройств функций организма, приводящая или ограничивающая жизнедеятельность человека. Данный признак дает возможность проводить различие между инвалидами и временно нетрудоспособными лицами.

Автор медицинской энциклопедии дает близкое к данному определение инвалидности: «инвалидность – это стойкое длительное или постоянное нарушение трудоспособности либо ее значительное ограничение, вызванное хроническим заболеванием, травмой или патологическим состоянием (врожденные дефекты сердечнососудистой системы, костно-суставного аппарата, органов слуха, зрения, центральной нервной системы » []

Большая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг

Также в статье 1 ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» статье выделяется еще одно важное условие, определяемое как «ограничение жизнедеятельности», под которой понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Таким образом, в данной статье указаны отличительные особенности ограничения жизнедеятельности, которые выражаются:

-в нарушении функций самообслуживания;

-в нарушении функций передвижения;

-в нарушении самоконтроля за поведением;

-в нарушениях ориентации, общения, обучения и способности к занятиям трудовой деятельности.

Согласно данным признакам, можно сделать вывод о том, что к категории «инвалид» закон относит тех людей, которые не способны самостоятельно реализовать свои социальные потребности или им это сделать затруднительно вследствие стойкого расстройства функций организма, приводящего к ограничению жизнедеятельность, ввиду чего они нуждаются в социальной защите.

В этой статье обусловлена причинно-следственная связь между стойким нарушением функций организма и их последствиями, выражающимися в ограничении жизнедеятельности, неспособности выполнения какой-либо нормативной роли.

В соответствии с законодательством Российской Федерации утверждены медицинские показания, при которых ребенок признается инвалидом. С 01.12.2014 года категория «ребенок-инвалид» устанавливается лицам в возрасте до 18 лет, в зависимости от степени расстройств функциональных изменений организма и патологических состояний, обеспечивающая право на установление инвалидности на сроки от 6 месяцев до 2 лет, от 2 до 5 лет, до достижения 18-летнего возраста. []

Постановление правительства РФ от 20 февраля 2006 г. No95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»)

Таким образом, в статье отмечается, что инвалидность - это особый статус, приобретаемый человеком после признания федеральным учреждением медико-социальной экспертизы и гарантирующий правовые и социальные меры поддержки, которые разделяются в зависимости от группы и причины инвалидности. В этом заключается главное правовое понятие инвалидности, так как ее наличие является основанием для появления правоотношений по социальной защите. Реализация этих прав возможна только с момента признания лица инвалидом в установленном законом порядке.

Правовое понятие «социальная защита» закреплено в части 1 статье 2 Федерального закона Российской Федерации № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. (ред. от 29.05.2024). Согласно статье 2 данного закона, под социальной защитой понимается система гарантированных государством мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления ограничений жизнедеятельности и создание возможностей для участия в жизни социума.

В данной статье также содержится понятие «социальной поддержки», которое подразумевает систему мер, устанавливаемую законами и нормативно-правовыми актами для обеспечения социальных гарантий инвалидам.

Права и льготы детей-инвалидов определяются Законодательством РФ, начиная от правил признания ребенка инвалидом и заканчивая социальной помощью государства таким детям. Согласно Федеральному закону №166 детям-инвалидам устанавливается социальная пенсия и надбавки к ней. По трудовому законодательству одному из работающих родителей (опекунов, попечителей) ребенка-инвалида и инвалида до 18 лет предоставляется 4 дополнительных выходных дня в месяц. Запрещается увольнение одиноких матерей, имеющих ребенка-инвалида по инициативе администрации, кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации, когда допускается увольнение с обязательным трудоустройством. Запрещается отказывать женщинам в приеме на работу или снижать им заработную плату по мотивам, связанным с наличием ребенка-инвалида. Дети-инвалиды имеют право на первоочередное предоставление жилых помещений. Также в отношении этой категории граждан должен осуществляться бесплатный отпуск лекарств по рецептам врачей.

Федеральный закон РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 01.01.2019)// URL: Справочная правовая система КонсультантПлюс http://www.consultant.ru(дата обращения ……).

Федеральный закон от 24.11. 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениямии дополнениями)

Понятие «реабилитация» и «абилитация» закреплено в ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации части 3 ст. 9.

Согласно статье реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к нормальной жизнедеятельности. Абилитация инвалидов – система и процесс формирования у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или полную компенсацию жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации.

В словаре Мейер (Лейпциг,1963) понятие реабилитация определяется, как «восстановление здоровья пострадавшего в результате болезни, несчастного случая до возможного оптимума в физическом, духовном и профессиональном отношениях».

Всемирная организация здравоохранения дает очень близкое по значению определение реабилитации: «Реабилитация представляет собой совокупность мероприятий, призванных обеспечить лицам с нарушениями функций в результате болезней, травм и врожденных дефектов приспособление к новым условиям жизни в обществе, в котором они живут».

Отметим, что определение реабилитации согласно Всемирной организации здравоохранения сводит реабилитационный процесс к восстановлению и оптимизации трудовой деятельности, что, конечно, имеет большое экономическое значение. Если смотреть с позиции гуманности, то в зависимости от степени выраженности дефектов, не всегда возможно вернуть человека к трудовой деятельности, и, в таком случае конечной целью для такой категории инвалидов может стать: восстановление физического, психологического и в некоторой мере социального статуса.


Основные направления реабилитации и абилитации инвалидов согласно ВОЗ включают:

-медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

-профессиональную ориентацию, образование, содействие в трудоустройстве;

-адаптацию в социальной, педагогической, бытовой среде;

-физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

t1733709372ab.png

Рис 2. Классификация реабилитации согласно ВОЗ

Направление профессиональной реабилитации предполагает систему мер, направленных на возвращение или включение инвалида в трудовую деятельность в соответствии с его состоянием здоровья.

Медицинское направление долгие годы вступает в качестве основного в реабилитации детей инвалидов. Комплекс мер медицинской реабилитации включает в себя: медикаментозное лечение, оперативно-восстановительное лечение (протезирование, ортезирование), физические методы лечения (физиотерапия), ЛФК – лечебная гимнастика, массаж, психотерапия, диетотерапия, восстановительная терапия речи, гомеопатия, мануальная терапия и др.

В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов в ст. 25 государство обязуется в сфере здравоохранения:

-обеспечивать инвалидам качественные услуги, которые необходимы им по причине инвалидности, в том числе своевременную диагностику и бесплатные или недорогие программы по охране здоровья;

-организовать доступ инвалидов к услугам здравоохранения как можно ближе к местам их непосредственного проживания;

-запрещает дискриминацию в отношении инвалидов при предоставлении медицинских услуг.

Восстановление способностей человека для его возвращения к нормальной жизнедеятельности, включая все его функции: физиологические, физические, психологические, социальные – возможно только при выполнении всего комплекса многоуровневых реабилитационных действий. При этом медицинский аспект реабилитации играет весьма значимую, но не единственную роль. Важным звеном реабилитационного комплекса также является социальная реабилитация детей-инвалидов.

Социальная реабилитация также предполагает многоплановый комплекс мероприятий, направленных на получение ребенком представлений об обществе, культуре, включает в себя получение образования и общего развития, воспитания, умения контактировать и взаимодействовать с другими людьми.

Одним из самых значимых документов в области защиты прав образования инвалидов является Конвенция о правах инвалидов, положенная в основу законодательства Российской Федерации, и гарантирующая равные права всем категориям граждан. В ней говорится, что «государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».

Согласно федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», устанавливаются гарантии получения детьми с инвалидностью инклюзивного образования. В статье 19 определено, что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают воспитание и образование детей-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения. При невозможности обучения в образовательных организациях, наряду с традиционными формами обучения допускается и альтернативные: домашнее, надомное обучение, экстернат, дистанционное образование.

Федеральный закон от 24.11. 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями дополнениями)

В мае 2012 года Россия ратифицировала данную Конвенцию и приняла обязательства по включению этих положений в правовые нормы в сфере инклюзивного образования. В июне 2012 года Президент РФ В.В. Путин подписал Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [].

Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» N761 от 01.06.2012.

Стратегия действий в интересах детей признает социальную исключенность уязвимых категорий детей, в том числе и детей-инвалидов и ставит задачи: законодательно закрепить право на инклюзивное образование, урегулировать порядок финансирования для такого образования, обеспечить качественную психологическую и коррекционно-педагогическую помощь в образовательных учреждениях, внедрение механизма по борьбе с дискриминацией в сфере образования для данной категории детей.

Для реализации основных норм на федеральном уровне в декабре 2012 года был принят закон «Об образовании в Российской Федерации», вступившим в действие с 1 сентября 2013года.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ»

Законом закрепляется право на получение качественного образования детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, с имеющимися у них потребностями и возможностями. Данный закон устанавливает доступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся. В статье 42 содержатся гарантии оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Статья 79 устанавливает условия организации получения образования обучающимися с ОВЗ. В законе закреплены основные понятия и положения в части образования детей с ОВЗ:

Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

Инклюзивное образование-обеспечение равного доступа для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Государство гарантирует социальную защиту в отношении семей детей-инвалидов, для реализации данных целей в нашей стране созданы специальные реабилитационные центры, которые осуществляют комплекс восстановительных мероприятий по всем направлениям. В центрах созданы условия для медицинской и физической реабилитации, психолого-педагогической и социальной.

Таким образом, согласно ВОЗ, идеальная модель социального центра должна содержать в своем комплексе следующие меры поддержки: социальную, педагогическую, психологическую, медицинскую.

Как показывает практика, часто гарантии прав от государства в отношении ребенка-инвалида не реализуются в полной мере. Поэтому специалисты социальных центров, работающие с детьми-инвалидами и их родителями, должны владеть не только узкими профессиональными навыками и знаниями, но также и нормативно-правовыми актами государства, что позволит более эффективно осуществлять реабилитацию таких детей.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.