Статья «Модель управления процессом социального проектирования в школе»

0
0
Материал опубликован 22 June


 

Скрипоченко К. С. Модель управления процессом социального проектирования в школе

 

Аннотация: Статья посвящена проблеме социального проектирования в условиях современной школы. В статье даются понятия: «проект», социальное проектирование», рассматривается модель управления социальным проектированием в школе.
Ключевые слова: Проект, проектирование, социальное проектирование, модель.
Ведущим направлением современного российского образования является личностная ориентация, требующая, чтобы школьник включался в социальные процессы как толерантная, социально устойчивая, мобильная и в то же время ответственная, творческая личность. Масштабность перемен в системе образования доказывает, что они объективно обусловлены общественными потребностями и могут считаться стратегическими ориентирами государственной политики в области образования. Такое видение образовательной реформы отразил Закон Российской Федерации «Об Образовании». В законодательный комплекс в области управления образованием, в первую очередь необходимо включить Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании», а также действующие в соответствии с ним другие законы и иные нормативные акты. Период обучения в школе – это время, когда формируются основные ценностные установки, нравственные принципы, отношение к миру в целом. Участие в социальных проектах обеспечивает школьникам включение в социальные отношения и приобретение индивидуального социального опыта. Здесь важно заметить любую инициативу ребенка, поддержать ее, помочь в оформлении и реализации каждой идеи. Социальное проектирование основано на проявлении и реализации инициативы участников проектной группы. В ходе разработки и реализации социальных проектов происходит развитие креативности, самостоятельности, ответственности, уверенности в своих силах, социальной успешности, повышение общего уровня культуры школьников.

В процессе социального проектирования важна роль учителя как организатора и координатора данного процесса. С помощью учителя формируются и закрепляются навыки «разумного социального поведения» в сообществе, навыки командной работы, развиваются коммуникативные и социально значимые компетентности (выявление социальной проблемы, обоснование актуальности, планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ деятельности).

В связи с постоянно меняющимся образованием в практику школы активно внедряется менеджмент. Руководитель образовательной организации, как управляющее звено, должен в большей степени заниматься не образовательным процессом, а быть менеджером процесса. Он занимается разработкой стратегических планов, осуществляет изменения, просчитывает возможности и риски новых проектов в школе. Успешность настоящей школы – это, прежде всего, - высокоэффективное управление.

Управление социальным проектированием в школе включает следующие элементы: эффективное достижение целей (прозрачность, гибкость; целенаправленное управление интеллектуальными ресурсами);

эффективная реализация стратегии и тактики; достижение высокое качество образовательных услуг; возможность оперативное управление людьми, проектами информацией, временем; результативность профессиональной деятельности учителя, его карьерный рост; навыки работы в команде. Управление социальным проектом − это процесс планирования, координирования, реализации и анализа социального проекта. Руководитель на протяжении всего проекта должен управлять различными человеческими, трудовыми, финансовыми, материально-техническими ресурсами, а также, достигать цели, используя при этом современные методы, техники и технологии управления [4].

Главный смысл социального проектирования в школе – создание условий для социальных проб школьника. Проектирование позволяет ученику ре­шать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых. Взаимосвязанность целей, принципов и подходов и других значимых характеристик процесса управления социальным проектированием для повышения уровня социальной активности обучающихся можно представить в виде модели.
Под моделью управления процессом социального проектирования в начальной школе понимается педагогически обоснованная система, отражающая структурно-содержательные связи процесса взаимодействия родителей обучающихся, педагогов и учеников, направленного на повышение уровня социальной активности ребенка.

Проектируемая структурно-содержательная модель представляет собой единство четырех блоков: целевого, теоретико-методологического, содержательно-технологического и критериально-оценочного (рис.1).

 

 

t1719053227aa.gift1719053227ab.gift1719053227ac.gif

Государственный и социальный заказ

БЛОК ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

Цель: создание системы управления социальным проектированием в школе

 

 


 


 


 


 


 


 

 

 

t1719053227ad.gif

t1719053227ae.gift1719053227af.gif

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК

Подходы: системно - деятельностный, проектный, процессный.

Принципы: «проживания», саморазвития, социальной ответственности, социальной компетентности, непрерывного образования участников социального проектирования, принцип

 

 

согласования целей и баланса интересов субъектов социального проектирования, принцип открытости будущему.

 

 

t1719053227ag.gif

 

 

t1719053227ah.gift1719053227ai.gif

РЕЗУЛЬТАТ: положительная динамика уровня социальной активности обучающихся


 


 


 

возраста


 


 

 

 

Рисунок 1 – Модель управления процессом социального проектирования в школе


 

Рисунок 1 – Модель управления процессом социального проектирования в школе

Во главе структурно-содержательной модели управления лежит целевой блок. Целью конструируемой модели является создание системы управления социальным проектированием в школе на основе взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся. Данная цель обусловлена социальным заказом государства, выраженным в ФГОС основного общего образования.

Теоретико-методологический блок обеспечивает объединение и координацию задач участников процесса социального проектирования на основе научно-методологических подходов, как определенных концептуальных позиций по отношению к исследуемой проблеме, предполагающих использование соответствующих средств и способов деятельности, необходимых для достижения планируемых результатов. Полифункциональная специфика процесса управления социального проектирования стала основанием для выбора системно-деятельностного, процессного, проектного подходов как наиболее значимых для социального проектирования. Исходя из выбранных подходов, определены основные принципы управления социальным проектированием: «проживания», саморазвития, социальной ответственности, социальной компетентности, непрерывного образования участников социального проектирования, принцип согласования целей и баланса интересов субъектов социального проектирования, принцип открытости будущему.

Содержательно-технологический блок построен на взаимодействии трех направлений: работа с родителями, работа с учителями, работа с детьми.

Работа с родителями осуществляется посредством семинаров, бесед, родительских собраний, консультации; совместных детско-родительских праздников и развлечений, таких как «День Матери», «Письмо водителю»; индивидуальных консультаций для родителей «Ребёнок и социум»; родительского собрания «Развиваем способности к проектированию»; проектирования семейного фотоальбома; разработки памятки по формированию коммуникативной компетенции у детей.

Формы работы с детьми:

- типовые социальные проекты в малых группах детей младшего школьного;

- игровые проекты в малых группах детей младшего школьного возраста;

- комплексные (объединяющие разные виды областей) игровые проекты в малых группах детей младшего школьного возраста;

- индивидуальная работа с детьми младшего школьного возраста в мини-группах,
- участие в школьной научно-практической конференции по социальному проектированию,

- школьных, районных, городских конкурсах по социальному проектированию,
- составление и внедрение программы по социальному проектированию «Я меняю мир вокруг себя».

Работа с учителями включает:

-семинары по вопросу социального проектирования,
-практические занятия,
- заседания школьного МО по вопросам социального проектирования,
- разработка программы воспитательной работы по воспитанию и социализации школьников,
- привлечение учителей к работе над созданием социальных проектов.

Реализация работы с родителями осуществляется на основе следующих методов: метод моделирования проблемных ситуаций (моделирование форм родительского поведения);

- метод моделирования игровых ситуаций (ролевое проигрывание работы над проектом);

Методы работы с детьми:

- методы развития социальной активности младших школьников;

- методы развития творческих способностей младших школьников;
- методы развития самостоятельного мышления, самоопределения.

Методы работы с учителями:

-метод проектов;

- мозговой штурм;

- исследовательский;

-частично - поисковый;

-интерактивный.

Второе направление содержательно-технологического блока, реализуется в четыре этапа:

1. Информационно-аналитический

2. Поисковый

3. Презентационный

4. Контрольный

На первом этапе – информационно-аналитическом – происходит анализ и обобщение имеющегося в школе опыта работы по данной теме.

Второй этап поисковый На данном этапе разрабатывается проект, перспективный план мероприятий по заданному проекту. Осуществляется подбор необходимого методического материала, осуществляется реализация проекта в практику школы.

Третий этап презентационный. Целью третьего этапа является публичное представление продукта совместной деятельности.

Четвертый этап контрольный. Подведение итогов, совместный анализ выполнения проекта, осмысление результата всеми участниками проекта [3].

Результативно-критериальный блок описывает ожидаемые результаты реализации модели управления процессом социального проектирования в школе.

Модель управления процессом социального проектирования в школе, реализующаяся в процессе работы с родителями, учителями и школьниками, реализуется более эффективно при соблюдении ряда необходимых условий развития социальной активности обучающихся:

1) использование в процессе социального проектирования в школе необходимых подходов, методов, принципов, форм, этапов деятельности;

2) создание условий взаимодействия семьи и школы для реализации социального проектирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Библиографический список

Английский толковый словарь Merriam-Webster -[Электронный ресурс]. Режим доступа: – http://slovar-vocab.com

Курбатов В. И. Социальное проектирование : учеб. пособие / В. И. Курбатов О. В. Курбатова. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 416 с.

Луков В.A. Социальное проектирование: Учеб. пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003.

Мазур И.И., Шапиро, В.Д., Ольдерогге, Н.Г. Управление проектами: Учебное пособие/Под общ. ред. И.И.Мазура.-2-е изд. М.: Омега-Л, 2014.-С. 24-29.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 \

 

 

 

 

 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.