Статья «Декоративно-прикладное творчество как средство социальной реабилитации детей с ОВЗ»

9
0
Материал опубликован 24 February 2022 в группе

Декоративно-прикладное творчество как средство социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

В современном российском образовании одной из актуальных является проблема создания оптимальных условий для воспитания и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но неравенство возможностей мешает ему обнаружить свои способности, развить их, приносить с их помощью пользу обществу. Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии.

Работая учителем начальных классов в общеобразовательной школе, передо мной встала задача включить такого ребенка в общество здоровых сверстников как равного, учитывая его особенности и попытаться «открыть» его с творческой стороны.

Особое место в решении данной задачи я уделяю декоративно-прикладному творчеству, которое является одним из механизмов социальной реабилитации ребенка с ОВЗ и средством развития познавательных навыков и творческого самовыражения. Мною разработана программа художественной направленности «Фантазия», целью которой является создание комфортной среды общения, развитие творческой индивидуальности каждого ребенка.

Для достижения цели программы поставлены задачи: создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные возможности; привлечь детей к участию в мероприятиях; обеспечить эффективность процесса социализации ребенка с ОВЗ; способствовать воспитанию трудолюбия, творческого отношения к учению, самостоятельности и аккуратности, эстетического восприятия окружающего мира.

В своей работе использую технологию дифференцированного подхода, провожу индивидуальные занятия и занятия в малых группах, которые дают возможность включить в творческую деятельность всех учащихся на уровне их возможностей, а также создают ситуацию успеха.

Занятия строятся с учетом возрастных, психофизических особенностей детей, личностных качеств, индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ и нацелены на формирование способности к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию. С целью снижения усталости на занятиях чередую различные виды деятельности, уделяя время для отдыха. Для обеспечения эффективности и мотивации к занятиям применяю такие приемы, как беседа, рассказ, объяснение, рассматривание образцов и т.д. В конце каждого занятия фиксирую внимание детей на достигнутом результате, обязательно даю положительную оценку, которая является важным стимулом для ребёнка. Целенаправленная работа ведется по знакомству с культурой и традициями народа, природой родного края. На занятиях дети знакомятся с устным народным творчеством, временами года, названиями месяцев и т.д.

Практико-ориентированный подход в обучении способствует овладению детьми различными техниками и навыками работы с различными инструментами и приспособлениями. Для стимулирования интереса к творчеству использую такие нетрадиционные техники как рисование пластилином, аппликации, игрушки из ниток, лепка из папье-маше.

Результатом изучения каждого раздела программы становится коллективная работа. К примеру, раздел «Осень» представили экспонаты: «Богатый урожай» (рис.1), «Белка и лисички» (рис.2), «Ежики на полянке» (рис.3), «Чудо-пень» (рис.4), которые стали победителями и призерами конкурсов муниципального и регионального уровней. Для композиции «Богатый урожай» овощи и фрукты изготовили простой разновидностью папье-маше послойным наклеиванием старых газет на форму. Формой послужили настоящие фрукты и овощи, обернутые пищевой пленкой. Обойный клей разбавили с водой, смешали с клеем ПВА, кусочками газет оклеили формы (7 слоев). Высушили изделия, достали форму, разрезав изделие пополам, склеили половинки и покрыли акриловыми красками.




Очень важное занятие для детей лепка. Она развивает мелкую моторику рук, фантазию, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов, благотворно влияет на нервную систему. Грибы для композиций «Белка и лисички», «Ежики на полянке», «Чудо-пень» вылепили из бумажной массы, которую получили из лотков от яиц. Лотки измельчили, оставили размокать в воде на сутки. Полученную смесь вскипятили, остудили и отжали, тщательно перемешали с клеем ПВА в пропорции 2/1. Из такой бумажной смеси, похожей на глину, мы с детьми также изготовили основу пенька: поверхность капронового ведерка покрыли смесью, высушили, кору сделали из крученой бумаги. Тщательно покрасили пенек гуашью, закрепили опят, украсили природным материалом. Получилась композиция «Чудо-пень».

Совместное обучение с особыми детьми способствует развитию таких личностных качеств обучающихся, как социальная компетентность, толерантность, навыки решения межличностных проблем, уверенность в своих силах. Ребенок с ОВЗ не только обогащает словарный запас, расширяет свои знания, учится изготавливать поделки своими руками, но и учится фантазировать, находить новые способы решения творческих задач. В процессе творческой деятельности активно строятся индивидуальные социальные контакты, у ребенка появляется возможность найти себе друзей.

Занятия, основанные на создании благоприятной эмоционально-психологической атмосферы в детском коллективе, помогают ребенку с ОВЗ не только «открыться», почувствовать себя нужным, но и позволяют ему сохранить чувство уверенности в себе, облегчают его активное участие в жизни коллектива, а также способствуют более полному вовлечению ребенка в социальную жизнь.

Севодняева Эльвира Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Виловатовская СОШ» Горномарийского района Республики Марий Эл

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.