12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тихомирова Лилия Сергеевна300
3

Методическая разработка Структура вводного урока по модулю «Медико-социальная реабилитация» на примере одного урока

Методическая разработка

Структура вводного урока по модулю «Медико-социальная реабилитация» на примере одного урока

 

Тема урока: Введение. Медико-социальная реабилитация.

 

Цели: дать представление об особенностях и специфике курса «Медико-социальная реабилитация: СПО Лечебное дело»; определить место учебной дисциплины в образовательном процессе; ознакомить со справочным и методическим аппаратом, оснащением материальной и практической базы; вызвать интерес к изучению нового модуля.

 

Задачи:

Продолжить формировать умение студентов анализировать ситуацию делать несложные выводы;

Познакомить с новыми терминами

Сформировать интерес к изучению материала и освоению практических навыков;

Формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности;

Дать широкий простор для проявления личного творчества, активности, самопознания и самовыражения.

 

Планируемые результаты:

 

предметные: овладение целостными представлениями о предмете «Медико-социальная реабилитация»; изучение и систематизация информации о различных методах и методиках используемых в реабилитации; формулирование собственного мнения по дискуссионным вопросам;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать взаимодействие в команде; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; давать определения понятий; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления; организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

личностные УУД: обрести стартовую мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения модуля; осуществлять поиск анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

Оборудование: учебная литература соответствующая ФГОС, интерактивная доска, для реализации программы модуля имеется



Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

­ мебель и стационарное учебное оборудование;

­ физиотерапевтические аппараты, принадлежности к ним;

­ медицинское оборудование и инструментарий;

­ учебно-наглядные пособия (фантомы, муляжи и др.);

­ предметы ухода и самоухода;

­ лекарственные препараты;

­ медицинская документация;

­ литература по медико-социальной реабилитации.

Современные педагогические технологии.

Исследовательская

Информационно-коммуникационная

Здоровье сберегающая

Личностно-ориентированная

Технология, построенная на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения

Технология проблемного обучения, ориентированная на самостоятельное добывание знаний

Технология реализации межпредметных связей в учебном процессе

 

Тип урока: изучение нового материала.

 

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно - целевой этап

На 4 курсе вашей учебной деятельности вам предложен к изучению новый модуль «Медико-социальная реабилитация»

Медико-социальная реабилитация -это комплекс медицинских мер, направленных на преодоление ограничений жизнедеятельности человека со сложившимися, стойкими, часто необратимыми, патологическими изменениями, нарушениями функций органов и систем.

Первое определение понятия «реабилитация» дал в 1903 г. Ф. Намист в книге «Система общей опеки над бедными». Так, в США уже в 1945 г было 26 специальных учебных заведений подготовки специалистов-реабилитологов.

1930г. в Москве создается Институт экспертизы трудоспособности Московского областного отдела здравоохранения.

1932г. - Центральный научно-исследовательский институт трудоустройства инвалидов, которые в 1937г. объединяются в Центральный научно-исследовательский институт экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов. Аналогичные институты создаются в 1932 - 1934 гг. в других городах: в Харькове, Ростове, Горьком, Ленинграде, позже - в Днепропетровске, Виннице, Минске.



Проблемно-познавательная задача. Почему важно изучать реабилитацию? Чему можно научиться на уроках реабилитации? (учитель заслушивает ответы учащихся, возникает беседа и дискуссия).

 

План урока. Выведен заранее на интерактивную доску

1. Предмет «Медико-социальная реабилитация».

2. История развития. Знакомство с кабинетом.

 3.Работа по теме урока. Игра «Интеллектуальная вечеринка».

 

1. Социально-медицинская реабилитация – это комплекс медицинских мер, направленных на преодоление ограничений жизнедеятельности человека со сложившимися, стойкими, часто необратимыми, патологическими изменениями, нарушениями функций органов и систем.

К медицинской реабилитации относятся все виды вмешательств, направленных на:

· восстановление функций органов, систем и организма в целом;

· профилактику и ликвидацию осложнений и рецидивов заболеваний;

· общее физическое состояние,

· функционирование нервной системы;

· функционирование сердечно-сосудистой системы;

· функционирование дыхательной системы;

· функционирование опорно-двигательного аппарата;

· развитие моторных, сенсорных и интеллектуальных навыков.



- Ребята, как вы понимаете выражение «знать и владеть приемами реабилитации»?

Главной целью социально-медицинской реабилитации является не устранение признаков болезни и не сам больной, а максимальное восстановление общего состояния и нарушенных функций до оптимального социально приемлемого уровня. Нарушенные функции могут быть:

· полностью восстановлены (когда удаляется зоб, функция щитовидной железы полностью восстанавливается; когда удаляют одну почку, вторая берет на себя ее функцию и т.п.);

· компенсированы (когда человек не может работать кистью из-за ожоговых рубцовых изменений, он приспосабливается выполнять всю работу другой рукой; когда человек страдает ишемической болезнью сердца, развивается коллатеральное кровообращение, обеспечивающее питание миокарда и дублирующее работу пораженных сосудов);

· заменены (при этом функции не восстанавливаются, как, например, при пластической операции по восстановлению дефекта лица, при установке протеза глаза, руки и т.д).

В 1993г. Генеральная ассамблея ООН приняла «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов политической и моральной основой которых являлись Международный билль о правах человека, включающий Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакет об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакет о гражданских и политических правах, Конвенция о правах ребенка, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, а также Всемирная программа действия в отношении инвалидов.

 

2.Что касается этапов развития медико-социальной экспертизы и реабилитации в мире, то уже с XYIII столетия медицинская реабилитация в Европе сочетается с элементами психологической поддержки пациентов. Тогда же испанские врачи заметили, что те больные, которые в процессе своего лечения ухаживали за другими пациентами, выздоравливали быстрее, чем те, кто был в своем лечении пассивен. В XIX столетии центр восстановительной терапии перемещается в США. С начала XX века там растет число учреждений, которые используют различные виды физической активизации пациентов для решения различных социально-психологических проблем. В 1917г. в США была организована Ассоциация по восстановительной терапии.



Импульсом для развития реабилитации больных в первой половине прошлого столетия послужила первая мировая война, искалечившая здоровье и жизни тысяч людей. Начали быстро развиваться такие научно-практические дисциплины, как ортопедия, физиотерапия, трудотерапия и лечебная физическая культура. Вначале использовался термин «восстановительное лечение», и в это понятие входило использование медицинских лечебных методов, но впоследствии, особенно после второй мировой войны, проблема социально-трудового восстановления инвалидов приобрела массовый характер. Помимо медицинских, ее решение включало целый ряд психологических, социальных и других вопросов, выходящих за рамки узколечебных, и тогда на смену термину «восстановительное лечение» пришел термин «реабилитация». Концепция реабилитации больных и инвалидов в современном понимании появилась в годы второй мировой войны в Англии и США. Со временем пришло понимание, что с ростом случаев хронических заболеваний, ведущих к нетрудоспособности, отдельные направления медицины не в состоянии ему противостоять и решение этой проблемы по плечу лишь всей системе здравоохранения в целом.

Обращаем внимание студентов на монитор где выведен на экран краткий очерк история реабилитации. (очерк 7мин)

 

Ребята, я вижу, что мы усердно работаем и вы подустали. Давайте отдохнем немножко, разомнем уставшие мышцы и для этого пройдем на экскурсию по кабинету. 

Во время экскурсии по кабинету мы можем видеть оснащение для занятий и отработки практических навыков: физиотерапевтические аппараты, принадлежности к ним; медицинское оборудование и инструментарий; учебно-наглядные пособия (фантомы, муляжи и др.); предметы ухода и самоухода; лекарственные препараты; литература по медико-социальной реабилитации. 

3.Хорошо. Давайте работать над нашей темой дальше.

Итак, уважаемые студенты. Группа должна разделиться на 2 команды.

Я приглашаю вас в интеллектуальную вечеринку. Для фона на 20 сек. Включена музыка.

Администратор: Итак, уважаемые посетители в качестве закуски я предлагаю вам наш фирменный коктейль «Голубая лагуна». Каждая команда должна ответить на 3 вопроса, за каждый верный ответ команда зарабатывает 2  балла.

1.Что такое Медико-социальная реабилитация?

2.Что послужило импульсом для развития реабилитации?

3.Когда в Европе началось движение-реабилитация?

Чтобы гости не скучали, есть у нас еще закуска, кому понравится, могу и рецепт дать. Итак, наш шеф повар приготовил салат «Целемериус»

«Познавший человечество умом не обделен. Познавший сам себя- умнее вдвойне. Кто победил другого, тот силен. Кто победил себя- стократ сильнее» Лао Цзы

1.Главная цель медико-социальной реабилитации это-?

2. К медицинской реабилитации относятся…?

3. Государство принимает ряд мер, направленных на развитие системы социально-медицинской. Каких?

Администратор: Какие умные гости собрались сегодня в нашем кафе! Но всем известно, что успех каждого начинания зависит не только от подбора исполнителей, но и от мудрого руководства!

И я объявляю конкурс капитанов «Знатоки отдыхают…». Капитанов команд прошу ко мне!

Итак, условия капитанского тура. За одну минуту вам необходимо дать ответы на предлагаемые вопросы. Каждый верный ответ фиксирует жюри, и он оценивается 10 баллами! Будьте внимательны, вы можете заработать для своей команды значительное количество баллов. Желаю вам успеха!

1.Научно-методические основы социально-медицинской реабилитации это?

2. Кто и что способствует развитию инфраструктуры социально-медицинской реабилитации?

3.Нормативно-правовое обеспечение в сфере социально-медицинской реабилитации.

 

Я благодарю капитанов, вы заработали дополнительные баллы для своих команд.

 Подведение итогов. Вручение грамот.


III. В этом году вы будете изучать интереснейший модуль «Медико-социальная реабилитация»

Уважаемые студенты вы узнаете много нового и интересного, овладеете практическими навыками , научитесь проводить комплекс упражнений по лечебной физкультуре при различных заболеваниях; проводить основные приемы массажа и лечебной физкультуры; проводить физиотерапевтические процедуры; определять показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению; составлять программу индивидуальной реабилитации; организовывать реабилитацию пациентов; осуществлять паллиативную помощь пациентам; проводить медико-социальную реабилитацию инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий, лиц с профессиональными заболеваниями и лиц из группы социального риска; проводить экспертизу временной нетрудоспособности.

 

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Предлагаю перейти снова к заданию, о котором мы говорили в начале урока.

«Ничего не происходит без причины. Если что-то произошло, то можно быть уверенными, что для этого была причина.» Гиппократ

Насколько справедливо данное высказывание? - Почему важно изучать реабилитацию? - Чему можно научиться на уроках реабилитации?



Смогли ли мы достичь целей, которые стояли перед нами в начале урока? - Какой материал был трудным, непонятным, а что воспринималось легко? - Попробуйте дать оценку уроку.

Студенты получают листы для самооценки. Там они должны оформить небольшую анкету, указав свои имя-фамилию, группу, оценку (сами себе ставят) и аргументацию оценки в 1-2 предложениях.

 

Домашнее задание

Оформить сообщение в виде презентации на тему «Медико-социальная реабилитация в России».

 



Организационные условия на уроке.

На уроке должны быть созданы комфортные психологические условия для совместной деятельности студента со студентом, для сотрудничества студента с педагогом. Нужна открытость студентов в осмыслении своих действий и самооценке, т.е. рефлексия. На уроке должны полностью соблюдаться санитарно-гигиенические условия: кабинет проветривается, доска и электронные носители к началу урока готовы, кабинет - чистый, проведение в середине урока. Соблюдение начала и конца урока, рациональное использование времени. Студенты обеспечены методическим и учебным материалом. 



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.