Структура вводного урока по модулю «Медико-социальная реабилитация» на примере одного урока
Методическая разработка
Структура вводного урока по модулю «Медико-социальная реабилитация» на примере одного урока
Тема урока: Введение. Медико-социальная реабилитация.
Цели: дать представление об особенностях и специфике курса «Медико-социальная реабилитация: СПО Лечебное дело»; определить место учебной дисциплины в образовательном процессе; ознакомить со справочным и методическим аппаратом, оснащением материальной и практической базы; вызвать интерес к изучению нового модуля.
Задачи:
Продолжить формировать умение студентов анализировать ситуацию делать несложные выводы;
Познакомить с новыми терминами
Сформировать интерес к изучению материала и освоению практических навыков;
Формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности;
Дать широкий простор для проявления личного творчества, активности, самопознания и самовыражения.
Планируемые результаты:
предметные: овладение целостными представлениями о предмете «Медико-социальная реабилитация»; изучение и систематизация информации о различных методах и методиках используемых в реабилитации; формулирование собственного мнения по дискуссионным вопросам;
метапредметные УУД: самостоятельно организовывать взаимодействие в команде; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; давать определения понятий; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления; организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество
личностные УУД: обрести стартовую мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения модуля; осуществлять поиск анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
Оборудование: учебная литература соответствующая ФГОС, интерактивная доска, для реализации программы модуля имеется
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
мебель и стационарное учебное оборудование;
физиотерапевтические аппараты, принадлежности к ним;
медицинское оборудование и инструментарий;
учебно-наглядные пособия (фантомы, муляжи и др.);
предметы ухода и самоухода;
лекарственные препараты;
медицинская документация;
литература по медико-социальной реабилитации.
Современные педагогические технологии.
Исследовательская
Информационно-коммуникационная
Здоровье сберегающая
Личностно-ориентированная
Технология, построенная на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения
Технология проблемного обучения, ориентированная на самостоятельное добывание знаний
Технология реализации межпредметных связей в учебном процессе
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно - целевой этап
На 4 курсе вашей учебной деятельности вам предложен к изучению новый модуль «Медико-социальная реабилитация»
Медико-социальная реабилитация -это комплекс медицинских мер, направленных на преодоление ограничений жизнедеятельности человека со сложившимися, стойкими, часто необратимыми, патологическими изменениями, нарушениями функций органов и систем.
Первое определение понятия «реабилитация» дал в 1903 г. Ф. Намист в книге «Система общей опеки над бедными». Так, в США уже в 1945 г было 26 специальных учебных заведений подготовки специалистов-реабилитологов.
1930г. в Москве создается Институт экспертизы трудоспособности Московского областного отдела здравоохранения.
1932г. - Центральный научно-исследовательский институт трудоустройства инвалидов, которые в 1937г. объединяются в Центральный научно-исследовательский институт экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов. Аналогичные институты создаются в 1932 - 1934 гг. в других городах: в Харькове, Ростове, Горьком, Ленинграде, позже - в Днепропетровске, Виннице, Минске.
Проблемно-познавательная задача. Почему важно изучать реабилитацию? Чему можно научиться на уроках реабилитации? (учитель заслушивает ответы учащихся, возникает беседа и дискуссия).
План урока. Выведен заранее на интерактивную доску
1. Предмет «Медико-социальная реабилитация».
2. История развития. Знакомство с кабинетом.
3.Работа по теме урока. Игра «Интеллектуальная вечеринка».
1. Социально-медицинская реабилитация – это комплекс медицинских мер, направленных на преодоление ограничений жизнедеятельности человека со сложившимися, стойкими, часто необратимыми, патологическими изменениями, нарушениями функций органов и систем.
К медицинской реабилитации относятся все виды вмешательств, направленных на:
· восстановление функций органов, систем и организма в целом;
· профилактику и ликвидацию осложнений и рецидивов заболеваний;
· общее физическое состояние,
· функционирование нервной системы;
· функционирование сердечно-сосудистой системы;
· функционирование дыхательной системы;
· функционирование опорно-двигательного аппарата;
· развитие моторных, сенсорных и интеллектуальных навыков.
- Ребята, как вы понимаете выражение «знать и владеть приемами реабилитации»?
Главной целью социально-медицинской реабилитации является не устранение признаков болезни и не сам больной, а максимальное восстановление общего состояния и нарушенных функций до оптимального социально приемлемого уровня. Нарушенные функции могут быть:
· полностью восстановлены (когда удаляется зоб, функция щитовидной железы полностью восстанавливается; когда удаляют одну почку, вторая берет на себя ее функцию и т.п.);
· компенсированы (когда человек не может работать кистью из-за ожоговых рубцовых изменений, он приспосабливается выполнять всю работу другой рукой; когда человек страдает ишемической болезнью сердца, развивается коллатеральное кровообращение, обеспечивающее питание миокарда и дублирующее работу пораженных сосудов);
· заменены (при этом функции не восстанавливаются, как, например, при пластической операции по восстановлению дефекта лица, при установке протеза глаза, руки и т.д).
В 1993г. Генеральная ассамблея ООН приняла «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов политической и моральной основой которых являлись Международный билль о правах человека, включающий Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакет об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакет о гражданских и политических правах, Конвенция о правах ребенка, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, а также Всемирная программа действия в отношении инвалидов.
2.Что касается этапов развития медико-социальной экспертизы и реабилитации в мире, то уже с XYIII столетия медицинская реабилитация в Европе сочетается с элементами психологической поддержки пациентов. Тогда же испанские врачи заметили, что те больные, которые в процессе своего лечения ухаживали за другими пациентами, выздоравливали быстрее, чем те, кто был в своем лечении пассивен. В XIX столетии центр восстановительной терапии перемещается в США. С начала XX века там растет число учреждений, которые используют различные виды физической активизации пациентов для решения различных социально-психологических проблем. В 1917г. в США была организована Ассоциация по восстановительной терапии.
Импульсом для развития реабилитации больных в первой половине прошлого столетия послужила первая мировая война, искалечившая здоровье и жизни тысяч людей. Начали быстро развиваться такие научно-практические дисциплины, как ортопедия, физиотерапия, трудотерапия и лечебная физическая культура. Вначале использовался термин «восстановительное лечение», и в это понятие входило использование медицинских лечебных методов, но впоследствии, особенно после второй мировой войны, проблема социально-трудового восстановления инвалидов приобрела массовый характер. Помимо медицинских, ее решение включало целый ряд психологических, социальных и других вопросов, выходящих за рамки узколечебных, и тогда на смену термину «восстановительное лечение» пришел термин «реабилитация». Концепция реабилитации больных и инвалидов в современном понимании появилась в годы второй мировой войны в Англии и США. Со временем пришло понимание, что с ростом случаев хронических заболеваний, ведущих к нетрудоспособности, отдельные направления медицины не в состоянии ему противостоять и решение этой проблемы по плечу лишь всей системе здравоохранения в целом.
Обращаем внимание студентов на монитор где выведен на экран краткий очерк история реабилитации. (очерк 7мин)
Ребята, я вижу, что мы усердно работаем и вы подустали. Давайте отдохнем немножко, разомнем уставшие мышцы и для этого пройдем на экскурсию по кабинету.
Во время экскурсии по кабинету мы можем видеть оснащение для занятий и отработки практических навыков: физиотерапевтические аппараты, принадлежности к ним; медицинское оборудование и инструментарий; учебно-наглядные пособия (фантомы, муляжи и др.); предметы ухода и самоухода; лекарственные препараты; литература по медико-социальной реабилитации.
3.Хорошо. Давайте работать над нашей темой дальше.
Итак, уважаемые студенты. Группа должна разделиться на 2 команды.
Я приглашаю вас в интеллектуальную вечеринку. Для фона на 20 сек. Включена музыка.
Администратор: Итак, уважаемые посетители в качестве закуски я предлагаю вам наш фирменный коктейль «Голубая лагуна». Каждая команда должна ответить на 3 вопроса, за каждый верный ответ команда зарабатывает 2 балла.
1.Что такое Медико-социальная реабилитация?
2.Что послужило импульсом для развития реабилитации?
3.Когда в Европе началось движение-реабилитация?
Чтобы гости не скучали, есть у нас еще закуска, кому понравится, могу и рецепт дать. Итак, наш шеф повар приготовил салат «Целемериус»
«Познавший человечество умом не обделен. Познавший сам себя- умнее вдвойне. Кто победил другого, тот силен. Кто победил себя- стократ сильнее» Лао Цзы
1.Главная цель медико-социальной реабилитации это-?
2. К медицинской реабилитации относятся…?
3. Государство принимает ряд мер, направленных на развитие системы социально-медицинской. Каких?
Администратор: Какие умные гости собрались сегодня в нашем кафе! Но всем известно, что успех каждого начинания зависит не только от подбора исполнителей, но и от мудрого руководства!
И я объявляю конкурс капитанов «Знатоки отдыхают…». Капитанов команд прошу ко мне!
Итак, условия капитанского тура. За одну минуту вам необходимо дать ответы на предлагаемые вопросы. Каждый верный ответ фиксирует жюри, и он оценивается 10 баллами! Будьте внимательны, вы можете заработать для своей команды значительное количество баллов. Желаю вам успеха!
1.Научно-методические основы социально-медицинской реабилитации это?
2. Кто и что способствует развитию инфраструктуры социально-медицинской реабилитации?
3.Нормативно-правовое обеспечение в сфере социально-медицинской реабилитации.
Я благодарю капитанов, вы заработали дополнительные баллы для своих команд.
Подведение итогов. Вручение грамот.
III. В этом году вы будете изучать интереснейший модуль «Медико-социальная реабилитация»
Уважаемые студенты вы узнаете много нового и интересного, овладеете практическими навыками , научитесь проводить комплекс упражнений по лечебной физкультуре при различных заболеваниях; проводить основные приемы массажа и лечебной физкультуры; проводить физиотерапевтические процедуры; определять показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению; составлять программу индивидуальной реабилитации; организовывать реабилитацию пациентов; осуществлять паллиативную помощь пациентам; проводить медико-социальную реабилитацию инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий, лиц с профессиональными заболеваниями и лиц из группы социального риска; проводить экспертизу временной нетрудоспособности.
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Предлагаю перейти снова к заданию, о котором мы говорили в начале урока.
«Ничего не происходит без причины. Если что-то произошло, то можно быть уверенными, что для этого была причина.» Гиппократ
Насколько справедливо данное высказывание? - Почему важно изучать реабилитацию? - Чему можно научиться на уроках реабилитации?
Смогли ли мы достичь целей, которые стояли перед нами в начале урока? - Какой материал был трудным, непонятным, а что воспринималось легко? - Попробуйте дать оценку уроку.
Студенты получают листы для самооценки. Там они должны оформить небольшую анкету, указав свои имя-фамилию, группу, оценку (сами себе ставят) и аргументацию оценки в 1-2 предложениях.
Домашнее задание
Оформить сообщение в виде презентации на тему «Медико-социальная реабилитация в России».
Организационные условия на уроке.
На уроке должны быть созданы комфортные психологические условия для совместной деятельности студента со студентом, для сотрудничества студента с педагогом. Нужна открытость студентов в осмыслении своих действий и самооценке, т.е. рефлексия. На уроке должны полностью соблюдаться санитарно-гигиенические условия: кабинет проветривается, доска и электронные носители к началу урока готовы, кабинет - чистый, проведение в середине урока. Соблюдение начала и конца урока, рациональное использование времени. Студенты обеспечены методическим и учебным материалом.