Проектная деятельность как одно из направлений инновационных технологий во внеурочной деятельности
«Проектная деятельность как одно из направлений инновационных технологий во внеурочной деятельности»
И. А. Галактионова,
ГАПОУ СО Балашовский техникум механизации
сельского хозяйства, Балашов
В настоящее время в практике образования активно применяется метод проектов, который успешно решает не только учебные, но и воспитательные задачи. Обучающиеся в входе проектной деятельности учатся активно проявить себя в системе общественных отношений, что способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.
С этой целью эксперимент проводился на базе ГАПОУ СО «Балашовский техникум механизации сельского хозяйства». Тема опытно-экспериментальной работы – «Проектная деятельность как одно из направлений инновационных технологий во внеурочной деятельности» была выбрана в соответствии с требованиям, обязательным при реализации основных профессиональных образовательных программ и нацелена на реализацию федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, а так же отражает новые условия для рационализации учебного процесса.
Эксперимент имеет целью проверки эффективности использования проектной деятельности как одного их направлений инновационных технологий во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС, создания наилучших условий самореализации личности в ходе образовательного процесса в соответствии с принципами личностного целеполагания и выбора индивидуальной образовательной траектории
В ходе опытно-экспериментальной работы проводилось апробация предложенной модели по дисциплине «Экология» со студентами 1 курса, обучающиеся по специальности 21.02.04. «Землеустройство». Каждый учебный год темы проектов утверждаются приказом директора. В соответствии с ходом эксперимента корректируются педагогические условия и организация работы со студентами, проводится мониторинг, анализ, сравнение и обобщение полученных промежуточных результатов на основе разработанных показателей эффективности профессионально-личностного развития студентов.
При проведении опытно-экспериментальной работы использовались следующие научно- исследовательские методы: диагностические, экспериментальные, методы наблюдения, статистической обработки, аналитические. Для реализации темы экспериментальной работы использовались разнообразные средства визуализации учебного материала.
Для обучающихся ежегодно обновляются темы проектов, определеяется форма, содержание, временные рамки проекта, разработана структура организации проектной деятельности, критерии оценки.
По завершению учебного года, в июне проходит защита проектов среди студентов первого курса специальности 21.02.04. «Землеустройство». После завершения проектной деятельности на данной специальности в течение трех экспериментальных лет заметно повысилась качество обучения (в среднем составляет 55 до 71%). В ходе работы над проектом у обучающихся совершенствовались общеучебные навыки, за счет психологических ресурсов проектной работы у них развивались качества, необходимые современному образованному, культурному человеку. А значит, были созданы условия для реализации интересов обучающихся, раскрытия их творческого потенциала, продуктивного сотворчества с педагогом, что способствовало повышению мотивации студентов к обучению, их профессиональному самоопределению и успешности.
С 2019 уч. года данный эксперимент проводится по дисциплине «Химия» среди студентов 1 курса, обучающихся на отделении 35.02.07 – «Механизация сельского хозяйства». Данная работа носит экспериментально - исследовательский характер и будет сравниваться с итогами экспериментальной работы по дисциплине «Экология».
В ходе экспериментальной работы (с 2016-2020 уч. года) было выявлено, что метод проектов предоставляет преподавателю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности. Метод адаптируется к особенностям практически всех учебных дисциплин.
Преимущества метода проекта я вижу в том, что он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать им опыт социального взаимодействия, сплачивает их, развивает коммуникативность.