Проектная деятельность как условие развития творческой личности
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ.
Яруткина Марина Анатольевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 города Козьмодемьянска»
Учитель биологии
Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие - самая трудная вещь на свете!
Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления, чувство ответственности. Актуальность применения метода является многофункциональностью, способствующий повышению эффективности качества образования . Применение проектной деятельности на уроках биологии, является неотъемлемым средством формирования универсальных учебных действий (УУД), способной заинтересовать обучающихся и предоставить посильный уровень овладения полезных знаний и умений, которые будут применяться как в профессиональной среде, так и в повседневной жизни обучающихся [1, 2, 3, 4].
Исходя из выше изложенного целью нашей работы является обоснование технологии применения минипроектов на уроках биологии как средства формирования и развития универсальных учебных действий. Необходимо создать условия, при которых учащиеся самостоятельно научатся пользоваться приобретенными знаниями. Деятельность учащихся направлена на решение проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые еще предстоит приобрести. Технология проектного обучения позволяет наиболее благоприятным способом создать natural environment («естественную среду»), т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным для формирования качеств человека, позволяющих ему быть востребованным и успешным в современном обществе, а именно: компетентности решения проблем, коммуникативной и информационной культуры.
Работа над проектом – достаточно сложный труд, требующий систематических усилий как от исполнителя-ученика, так и от учителя. Очень важно, чтобы учитель правильно очертил круг вопросов, с которыми будут работать учащиеся, определил объем материала и соотнес его с возрастными особенностями ребят, четко спланировал все этапы работы и на каждом из этих этапов был бы для своих учеников «путеводной звездой». При этом работать с каждым ребенком надо индивидуально. Не случайно очень важным шагом в реализации проекта становится самый первый этап.
Первый, или подготовительный, этап
На этом этапе (ход которого разрабатывается совместно учителями биологии и информатики, а затем обсуждается с учащимися) осуществляется:
– выделение в планировании на учебный год по биологии и информатике тем, которые будут вынесены на проект;
– формулирование проблемы, способа ее решения, технологии реализации (учащимся 6-х классов, впервые участвующим в межпредметной проектной деятельности, предлагается определенный – в общих чертах – конечный результат проекта);
– разработка методических материалов по проекту (требования по предметам, рекомендуемая литература и адреса сайтов в сети Интернет, раздаточный материал для учащихся и т.д.);
– построение концепции проекта (т.е. обобщение совокупности взглядов и предложений на исходный замысел, которое осуществляется учителями совместно с учащимися на уроках биологии и информатики);
– выбор учащимися тем для индивидуальных проектов (из предложенных учителем), обсуждение и осмысливание ими этапов своей работы и сроков ее проведения;
– окончательная разработка, оформление и раздача печатного методического материала каждому ученику .
Второй этап работы – реализация проекта, или технологический этап
Он осуществляется в два приема.
А. Реализация индивидуальных проектов учащихся.
В ходе этой части каждый ученик выполнял свою работу в соответствии с выбранной темой. Многим этапам работы ребят приходилось обучать буквально «с нуля». Мы учились составлять подробный план будущего проекта, работать в библиотеке с научно-популярной и научной литературой, отбирать нужный материал. Кроме того, ребята учились добывать необходимую информацию в Интернете. Затем, подготовив необходимый материал, они реализовывали свой проект средствами компьютерных технологий. Закончив работу, учащиеся представляли ее к защите преподавателям информатики и биологии.
Б. Сбор всех индивидуальных работ в единый проект и навигация по нему.
Эту часть осуществляют наиболее успевающие ученики вместе с учителями биологии и информатики.
Третий этап – заключительный, или презентативный.
На этом этапе учащиеся представляют свои работы. Презентация происходит в праздничной обстановке в виде конкурса с приглашением гостей (классного руководителя, администрации, других учителей, родителей). Победителям вручаются призы по различным номинациям (I, II и III места, лучшая работа по информатике, биологии, за творческий подход, приз зрительских симпатий и т.д.). Таким образом, использование инновационной технологии мини-проектов на уроках биологии позволяет эффективно формировать универсальные учебные действия и компетенции проектной деятельности.
Использованная литература.
1. Гельфман Э.Г., Подстригич А.Г. Формирование универсальных учебных действий в процессе создания учебного проекта на уроках математики // Вестник ТГПУ. 2012. №8. С.160-167.
2. Бережная О.В. Формирование исследовательской компетенций учащихся на основе познавательных универсальных учебных действий по предмету «Биология» // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. №2 (28). С.138-141.
3. Черняева Т.Н., Чуланова Н.А. Герменевтический подход к развитию познавательных универсальных учебных действий обучающихся в единстве урочной и внеурочной деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 308-312.
4. Ходос Ю.В., Шкляр Н.В. Формирование познава тельных универсальных учебных действий школьников с ограниченными возможностями здоровья // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 38-40.