Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках географии

2
0
Материал опубликован 17 March 2020 в группе

Предварительный просмотр презентации

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках географии Прокопьева М.Р. Учитель географии МБОУ «1-Нерюктяйинская СОШ» Олекминского района Республики Саха(Якутия)

Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. Именно через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте. Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. Именно через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте. проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.

«Проект» (от лат. projectus, брошенный вперед) – план, замысел, а проектировать – это значит предполагать сделать что-либо, намечать план (Современный словарь иностранных слов); «Проект» (от лат. projectus, брошенный вперед) – план, замысел, а проектировать – это значит предполагать сделать что-либо, намечать план (Современный словарь иностранных слов); Метод проектов – это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности». (Е.С.Полат «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования»).

5 групп проектов (по Е.С.Полат) практико-ориентированный проект  Исследова-тельский проект  информационный проект  творческий проект  ролевой проект  нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, района по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории предполагает максимально сво­бодный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п. является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.

Классификация проектов по группам По времени выполнения По предметной области По преобладающей деятельности учеников  Краткосрочные (урок, несколько уроков)   Среднесрочные (от недели до месяца во внеурочное время)            Долгосрочные По одному предмету Межпредметные Исследовательские (например: «Население Олекминского района»)   Творческие (пример: газета, альбом ) Ролевые, игровые (пример: «Выбор главы своей школы») Практико-ориентированные (пример: «Составление путеводителя по достопримечательнос-тям своей местности»)

Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них и нужно начинать знакомство с методом проектов в 5,6- классе. Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них и нужно начинать знакомство с методом проектов в 5,6- классе. на одном из уроков в начале года учитель рассказывает ребятам о методе проектов, о том, что такое проект, какие виды проектов бывают, как можно оформить результат работы над проектом, и предлагает им сделать творческий проект, например, написать сказку «Как я провел лето» о летнем отдыхе. Данную сказку ребята оформляют иллюстрациями, и как один из способов оформления предлагается электронная презентация

7 класс – проект «Один день в Африке»

В 8-9 классе темы проектов более серьезные и требуют кропотливой работы с литературными источниками. Эти проекты уже можно называть исследовательскими, и результаты таких проектов могут быть интересны не только участникам проекта, но и другим учащимся. В 8-9 классе темы проектов более серьезные и требуют кропотливой работы с литературными источниками. Эти проекты уже можно называть исследовательскими, и результаты таких проектов могут быть интересны не только участникам проекта, но и другим учащимся. В старших классах проекты могут носить прикладной характер (веб-сайты, газеты, фильмы и др.), их можно использовать для проведения лекции на уроке географии (проекты-лекции), есть чисто исследовательские работы

Основные этапы реализации проекта:  Организационный (формулировка темы, целей, задач, планирование деятельности) Технологический (сбор и анализ информации, выработка и обсуждение идей, оформление работы) Заключительный (представление работы, ее анализ и оценка)

Содержание проекта название темы проекта; актуальность проекта, проблема; цели и задачи проекта; гипотеза решения проблемы; форма представления результатов проекта и в соответствии с ней оформленные материалы; использованная литература и информационные ресурсы; сведения об авторе/авторах проекта; проблемы, с которыми столкнулись авторы в ходе работы над проектом, как решали их, чему научились; краткая аннотация проекта (для старшеклассников); Для учащихся 6-8 классов нужно проводить детальный разбор проектов при защите. Для старшеклассников можно использовать лист самооценки защиты проекта.

Требования к проекту: проект должен быть полностью ориентирован на действующую программу и учебный план; содержание проекта должно быть изложено логично, доступным и понятным языком; все материалы проекта должны быть созданы с соблюдением авторских прав; приветствуются оригинальные идеи, исследовательский подход к собранным и проанализированным материалам, использование большого количества первоисточников; если проект выполняется группой учащихся, то в этом случае должна быть видна роль каждого разработчика проекта; при создании проекта учащиеся должны продемонстрировать все те знания и умения, которые представлены в критериях оценивания знаний и умений, на достаточно высоком уровне; отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, точность информации; использование в проекте соответствующей научной терминологии; в проекте должна быть отражена последовательность мероприятий по его внедрению.

Критерии оценивания проектов Этап работы над проектом Критерии Характеристика критерия Балл Подготовительный этап Актуальность Обоснованность проекта в настоящее время, которая предполагает разрешение имеющихся по данной тематике противоречий 10 Планирование работы Осведомленность Комплексное использование имеющихся источников по данной тематике и свободное владение материалом 10 Исследовательская деятельность Научность Соотношение изученного и представленного в проекте материала, использование конкретных научных терминов и возможность оперирования ими 10 Самостоятельность Выполнение всех этапов проектной деятельности самими учащимися, направляемая действиями координатора проекта 10 Результаты или выводы Структурирован-ность Степень теоретического осмысления, упорядоченность и целесообразность действий при выполнении и оформлении проекта 10 Креативность (творчество) Новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью которых авторы внесли нечто новое 10 Представление готового продукта Презентабельность Коммуникативность Наглядное представление хода исследования и его результатов в результате совместного решения проблемы авторами проекта Способность авторов проекта четко, грамотно и тезисно изложить этапы и результаты своей деятельности 10 Оценка процесса и результатов работы Рефлексивность Индивидуальное отношение авторов проектной работы к процессу проектирования и результату своей деятельности. Что было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что хотелось бы осуществить в будущем? 10

Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются следующие умения Рефлексивные умения Поисковые (исследова-тельские) умения Умения и навыки работы в сотрудничестве Коммуникативные умения Презента-ционные умения и навыки умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? умение самостоятельно генерировать идеи, умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение выдвигать гипотезы; умение устанавливать причинно-следственные связи. умение коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером; умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; навыки делового партнерского общения; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования, устного опроса и т.п. навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы.

Исследовательские проекты «Топонимика Олекминского района» – Жирохов Айсен, призер «Шаг в будущее» «Что мы едим» – Жирохов Иван, 2 место на республиканской конференции «Шаг в будущее» «Экологическая комфортабельность школьных помещений», «География в сказках» – Прокопьева Ксения, 2 место на районной конференции «Шаг в будущее» «История семьи – история страны» – Прокопьева Ксения, 2 место на районной конференции «Шаг в будущее» «Географические символы на гербах муниципальных районов РС(Я)» – Иванова Галина, 2 место на районной конференции «Шаг в будущее» «Анализ демографической ситуации в Олекминском районе» – Иванова Галина, 9 кл. – Лауреат региональной конференции «Шаг в будущее» «География в домашнем холодильнике» - Турантаева Анна, 6 кл. «Упаковки молока» – Сольжиграсова Олеся, 5 кл.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации