Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС

5
0
Материал опубликован 31 October 2016

Пояснительная записка к презентации

Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС

Актуальность:

Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего Выпускники начальной школы должны продемонстрировать умение выполнять групповые проектные исследования, а выпускники основной школы – умение выполнить и защитить индивидуальную проектно-исследовательскую работу. 

Ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. В основе ФГОСначального общего образования лежит системно-деятельностный подход. Основная цель образования в начальной школе – это развитие личности обучающегося путем усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Для реализации системно-деятельностного подхода используется метод проектов.

Метод проектов появился в XIX в. в США. В его основе лежал принцип «обучение посредством делания». «Все из жизни, все для жизни». Такое обучение основывалось на идеях, разработанных американским философом и педагогом Дж. Дьюи .Он предлагал строить обучение на активной основе, сообразуясь с личным интересом ученика. Суть метода – стимулировать интерес учеников к определенным проблемам, а через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов в начале XX в.

С.Т. Шацкий активно использовал проект в практике преподавания. Культурно-исторический системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина

Организация проектной и исследовательской деятельности становится одним из важнейших условий эффективности подготовки обучающихся к жизни в социуме и в профессиональном самоопределении.

К сожалению, зачастую наблюдается путаница в поминании обучающимися и их руководителями основ проектной и основ исследовательской деятельности.

Проект – с латинского языка переводится как «брошенный вперед». Проектирование – это процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния).Исследование– это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. «Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Проектирование

Исследование

1. Разработка и создание планируемого объекта или его определенного состояния

1. Не предполагает создание заранее планируемого объекта

2. Решение практической проблемы

2. Создание нового интеллектуального продукта

3. Подготовка конкретного варианта изменения элементов среды

3. Процесс поиска неизвестного, получение нового знания

Принципиальное отличие исследования от проектирования:

Исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.

Исследование — это, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

 

Этапы работы над исследованием

Последовательность действий Например: 1. Выбор области исследования. Формулирование надпроблемы. Первое ограничение пространства замысла и дальнейшей деятельности. 1. «Состояние окружающей среды Поволжья» 2. «Традиции коренного народа Бурятии»

2. Определение цели работы. Цель может быть исследовательской, а может быть проектной. Руководитель должен четко определиться, к какому типу будет относиться его работа. 2. «Определить уровень загрязненности реки N-ской» исл.«Разработать проект очистки реки N-ской…» пр-т. «Изучить и описать особенности традиционных семейных праздников…» исл. «Разработать проект проведения фестиваля…» -пр-т.

3. Задачи- это промежуточные этапы. Решение задач последовательно приводит к достижению поставленной цели. Задачи это не хронологически расставленные задания, а различные качественные составляющие исследуемой проблемы.

3. …далее примеры только по исследовательской работе… 3.1. определить значимые параметры –показатели загрязненности реки N-ской … 3.2. апробировать и отработать метод биотестирования реки Nской… 3.3. провести отбор проб и их первичную обработку на характерных и фоновых станциях

4. Выбор объекта исследования рассматривается как конкретизация области исследования. Выбор объекта позволяет перейти от планирования общей схемы к созданию плана исследования.

4. N-ская речка превращается в речку с конкретным названием, особенностями рельефа, гидрологии, береговой растительности и т.д. Традиционные семейные праздники будут изучаться в поселке Хойтогол.

5. Выбор предмета исследования определяется как адекватностью к цели исследования, так и реальными методическими возможностями исследователя. Выбор предмета исследования в значительной мере связывает цель исследования и собственно исследовательскую деятельность.

5. Из всей совокупности показателей загрязнения мы выбираем: оценку содержания тяжелых металлов, биологическое потребление кислорода и биоиндикацию по конкретным гидробионтам… Из всех традиционных праздников мы выбираем свадебный обряд, и выделяем для изучения национальные и общие российские традиции.

6. Гипотеза формулируется как утверждение, истинность или ложность которого может быть установлена в ходе планируемой работы.

6. «Сооружение дамб и малых плотин, а также стоки с обрабатываемых полей являются значимыми причинами в загрязнении реки N-ской.» «Традиционная составляющая свадебного обряда в значительной мере связана с кочевым образом жизни коренного населения пос. Хойтогол» Гипотеза не должна быть очевидной, например «Выбросы выхлопных газов отрицательно воздействуют на окружающую среду», «в свадебном обряде сочетаются традиционные и современные элементы» 7. Определение метода (методов) исследования связывает «исследование как проект» и «исследование как реализацию проекта». Определение методов исследования непосредственно следует за выделением предмета исследования и конкретизирует задачи. 7. Тяжелые металлы мы будем определять методом атомной абсорбции, биологическое потребление кислорода – скляночным методом по Винклеру. Особенности свадебного обряда мы будем фиксировать используя метод включенного наблюдения, а также устного интервью, при диагностики эмпирического материала будет применен метод сравнительного и исторического анализа.

8. В итоге получилось громоздкое название, в котором, тем не менее, содержится важная информация о планируемом исследовании. Руководителю исследовательской работы (вместе с учащимися) рекомендуется пройти полный цикл формулировки темы, поскольку этот процесс предваряет ход дальнейшей работы.

8. «Исследования окружающей среды Поволжья на примере оценки загрязненности N-ской речки тяжелыми металлами и органическими соединениями в результате смывов с полей и застойных явлений, связанных со строительством плотин и дамб, определяемых физикохимическими, аналитическими и биоиндикационными методами».

9. Естественно, что это громоздкое название необходимо сократить, оставив в нем только главные звенья, отражающие специфику работы. Например: «Комплексное изучение причин и состава антропогенного загрязнения речки N»

Алгоритм работы над проектом:

Стадия работы над проектом

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

1. Подготовка

а) Определение темы и целей проекта, его исходного положения

б) Подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с педагогом и получают при необходимости дополнительную информацию.

Определяют цели проекта

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует обучающихся.

Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой обучающихся

2. Планирование

а) Определение источников необходимой информации

б) Определение способов сбора и анализа информации

в) Определение способа представления результатов (формы проекта)

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий.

Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности

Предлагает идеи, высказывает предложения. Наблюдает за работой обучающихся

3. Исследование

а) Сбор и уточнение информации (основные инструменты: опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)

б) Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта

в) Выбор оптимального варианта хода проекта

г) Поэтапное выполнение исследовательских задач

Поэтапно выполняют задачи проекта

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью обучающихся

4. Выводы

а) Анализ информации

б) Формирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект

Советует, наблюдает за работой обучающихся

5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов

а) Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет)

б) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов неудач и причин этого)

Представляют проект, участвуют в его коллективном анализе и оценке

 

 

В первом и втором классе работы имеют коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. Первоклассники начинают с того, что учатся выбирать тему проекта, ставить цель. Обычно это индивидуальные проекты, в подготовке которых помогают родители. Первые проекты простые. Здесь важна возможность самовыражения, что ценно для самооценки младшего школьника Постепенно учитель усложняет задания. Работа над проектом становится групповой. На этом этапе важно научить детей взаимодействовать в группе, слушать и слышать собеседника, распределять роли.

 В третьем и четвёртом классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:

Что мне интересно больше всего?
Чем я хочу заниматься в первую очередь?
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
О чём хотелось бы узнать как можно больше?
Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:

фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
экспериментальной;
изобретательской;
теоретической.

Перед вами небольшой перечень возможных выходов проектной деятельности:

- Тематическая выставка

- Рекламный буклет (например: для Новогодней выставки)

- Сценарий праздника

- Видеофильм (например: «Наши таланты»)

- Фантастический проект (например: «Город моей мечты»)

- Костюм (показ собственных моделей)

- Музыкальное произведение (собственного сочинения)

- Оформление кабинетов (например, проект стендо

- Конкретные предложения по улучшению какой-то ситуации (например: краеведческий уголок в кабинете)

- Прогноз развития ситуации (например: экологический проект) и пр.

Экологические проекты очень часто носят характер социального проекта.

Социальный проект – это проект, предполагающий своей целью нахождение решения какой-либо социальной проблемы, создание нового социального продукта, развитие идеи, улучшение процесса или ситуации для жизни общества или его групп, проект нужный социуму.

Вот несколько примеров классификации социальных проектов:

- Оздоровительные проекты

- Проекты историко-культурной направленности

- Ориентированные на проблемы и интересы конкретной этнической группы (или какой-либо молодежной субкультуры)

- Социально значимые для определенной местности, района, города

- Образовательные и профориентационные

Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:

- социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм)

- социальные отношения (отношения к старикам, к молодежи, к детям, к потребителю и др.)

- социальные институты (школа, больница, магазин, органы власти и управления и пр.)

- социальная среда (ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)

Памятка начинающего исследователя

Шаг 1. Выбери тему исследования.
Шаг 2. Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы ответил.
Шаг 3. Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
Шаг 4. Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
Шаг 5. Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы. Сохрани ссылки на сайты в сети Интернет.
Шаг 6. Сделай выводы.
Шаг 7. Оформи результаты своей работы.
Шаг 8. Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

Таким образом, выполнение исследовательской работы или проекта качественно меняет характер обучения и может изменить отношение ученика к учебе и к смыслу своего времяпровождения в школ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА
ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
 

Ориентации на познавательные интересы учащегося. Исследование – процесс творческий, творчество невозможно навязать извне, оно рождается только на основе внутренней потребности, в данном случае потребности в познании.

Освоения знаний в единстве со способами их получения. Диктуемый задачами исследовательского обучения подход к формированию научной картины духовно-нравственного устройства мира включает в себя не только освоение некоего объема информации, добытой путем специальных изысканий, а с необходимостью получения нового знания на основе овладения способами ее обнаружения. Поэтому учащийся должен осваивать в образовании не только конечный продукт, в виде некоего позитивного знания, но и быть хорошо знаком с эволюцией знания, а также с путями и способами его получения. 

Учение через деятельность.
 

Опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации. Главная задача современного образования не только сообщение знаний, а в первую очередь – развитие у ребенка потребности и способности эти знания добывать.

Приоритетность исследовательской мотивации первая задача педагога – активизировать познавательную потребность, а вторая – обеспечить условия ее реализации. 

Личностно-ориентированное взаимодействие с учеником. В качестве главного условия здесь выступает психологическая и предметная компетентность педагога, а в качестве основной формы педагогического участия – посреднический диалог . 

Принцип активности. Данное направление предполагает ориентацию на активные методы обучения и внеаудиторной деятельности

Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.

Парадоксом исследовательского обучения является то, что педагог, работающий в русле идей такого обучения, может научить ребенка даже тому, чего не умеет сам. Он должен, безусловно, быть творцом-исследователем, но не носителем всех знаний на свете. В условиях исследовательского обучения педагог не обязан всегда знать ответы на все вопросы, но он должен уметь исследовать разные проблемы, таким образом находить любые ответы и уметь научить этому детей. 

«Дневник исследователя»

Работа с учащимися проводится после завершения определенных этапов проектной или исследовательской работы.

Перечень формируемых компетентностей.

Формулировки отдельных диагностируемых метапредметных компетентностей для учащихся и педагогов

Для ученика

Для педагога

Знаю и выбираю способы для достижения цели

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Ставлю цель

Выдвигаю гипотезу

Планирую свою работу

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата

Умею показывать информацию в разных видах

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач

Умею задавать вопросы

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач

Умею находить нужную информацию

Умею работать с цифровой техникой

Умею использовать компьютер

Умею делать презентацию

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета

Умею работать с текстом

Умею проводить выступление

Умею готовить выступление

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

Умею сравнивать и обобщать

Умею находить причины

Умею строить рассуждения

Умею делать выводы

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

Умею слушать, уважать и учитывать мнение другого

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

Умею работать в команде

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Умею избегать конфликтов

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества


 

Алгоритм работы ученика с индивидуальным листом «Дневник исследователя»

Для ученика

Для учителя

Определи, какой этап работы завершен?

Определение завершенного этапа проектной или исследовательской работы.

Чему ты научился на этом этапе?

Что ты научился делать лучше?

Выделение приобретенного навыка или определение, какие навыки использовались на данном этапе.

Насколько улучшился твой навык? Что ты уже можешь?

Определение степени научения ученика.

Как трудно тебе было обучаться новому на этом этапе?

Определение сложности процесса научения.

Чему предстоит тебе научиться на следующем этапе работы? Какой навык стоит усовершенствовать?

Определение задач для последующего совершенствования.

Цветовые показатели, используемые при работе с «Дневником исследователя»,

Красный – мне трудно выполнять работу

Жёлтый – у меня были небольшие затруднения при выполнении работы

Зеленый – я легко справился с работой

Карта уровней формирования проектных и исследовательских компетентностей

1 уровень

1. Не умею

2. Знаю, как надо делать правильно

3. Могу выполнить работу только с посторонней помощью

4. Частично могу выполнить работу самостоятельно

5. Большую часть работы выполняю самостоятельно

6. Понимаю, где ошибаюсь при выполнении работы и исправляю свои ошибки

2 уровень

1. Могу выполнить работу самостоятельно, но не совсем уверенно.

2. Могу уверенно выполнить работу

3. Могу уверенно выполнить работу, понимаю до конца, использую и изменяю алгоритм ее выполнения

3 уровень

1. Могу показать, как надо выполнить работу

2. Могу объяснить алгоритм выполнения работы

3. Могу найти и помочь исправить ошибки товарища при выполнении работы

Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии: «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли» 1: (таблица 1)

Таблица 1

Диагностический инструментарий

Оцениваемые универсальные учебные действия

Методика «Беседа о школе»;

проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка»;

Опросник мотивации;

Внутренняя сформированность позиции школьника; мотивация учения; сформированность познавательных мотивов; сформированность способов решения и общего способа действий; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу.

Типовые учебные задачи (Ж.Пиаже);

Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман);

Задание «Левая и правая сторона» (Ж. Пиаже);

Методика «кто прав» (Г.Цукерман и др);

Сформированность действий, направленных на учёт позиции собеседника, коммуникативные действия, осуществление сотрудничества

Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксензовой);

Установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами, сформированность действия смыслообразования

Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха;

сформированность действия личностного самооценивания

Уровни сформированности целеполагания (в соответствии основным положениям концепции П.Я. Гальперина)

Формирование целеустремлённости в достижении целей, готовность к преодолению трудностей

Уровни развития контроля (в соответствии основным положениям концепции П.Я. Гальперина)

Формирование актуального рефлексивного контроля

Уровни развития оценки (в соответствии основным положениям концепции Г.В. Репкина, Е.В. Заика)

Формирование учебной и личностной самооценки, установка на улучшение результатов своей деятельности

Уровни сформированности учебных действий (в соответствии основным положениям концепции Г.В. Репкина, Е.В. Заика)

Сформированность выполнения действий по усвоенному алгоритму, самостоятельное построение учебной цели


 

Итоги учёта знаний, умений, овладения учеником универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, основного содержания портфолио учеников, опросников.

Планируемые результаты усвоения обучающимися универсальных учебных действий

В результате изучения базовых и дополнительных учебных предметов, а также в ходе внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.

Личностные универсальные учебные действия.

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;

знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);

готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

готовность к выбору профильного образования.

Выпускник получит возможность для формирования:

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

готовности к самообразованию и самовоспитанию;

адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

планировать пути достижения целей;

устанавливать целевые приоритеты;

уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

построению жизненных планов во временной перспективе;

при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

основам саморегуляции эмоциональных состояний;

прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

основам коммуникативной рефлексии;

использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

давать определение понятиям;

устанавливать причинно-следственные связи;

осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Выпускник получит возможность научиться:

основам рефлексивного чтения;

ставить проблему, аргументировать её актуальность;

самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

организовывать исследование с целью проверки гипотез;

делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации./data/files/m1477935372.pptx (Проектная и исследовательская деятельность как способ формир)

 

 

1 Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред.А.Г. Асмолова.-М.:Просвещение, 2008.-151с


 

Предварительный просмотр презентации

Центр онлайн-обучения» Леонтович Александр Владимирович Кандидат психологических наук Председатель ООД «Исследователь»

Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС Если хочешь воспитать в детях смелость ума,  интерес к серьёзной интеллектуальной работе,  самостоятельность как личностную черту,  вселить в них радость сотворчества, то  создавай такие условия, чтобы искорки  их мыслей образовывали царство мыслей,  дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.  Ш.А. Амонашвили. 

Ученик- субъект Научить ученика учиться Системно-деятельностный подход Основная цель образования в нач.школе-это развитие личности обучающегося путём усвоения УУД (Личностные; Регулятивные; Когнитивные (познавательные); Коммуникативные)

В каких разделах  Федерального государственного стандарта основного общего образования упоминается учебно-исследовательская деятельность? Программа развития универсальных учебных действий и программа воспитания и социализации. Предметные результаты изучения предметной области «Естественно-научные предметы» и условия реализации основной образовательной программы. Предметные результаты изучения предметной области «Технология» и программа развития универсальных учебных действий. Условия реализация основной образовательной программы и программа коррекционной работы. Описание личностных образовательных результатов освоения основной образовательной программы и целевой раздел основной образовательной программы.

ФГОС ООО Исследовательская деятельность – основа для формиро-вания коммуникативных навыков и составляющей личностного и метапредметного результата обучения. Объекты исследования заложены в предметных результатах. В предметной области «Технология» - цель и предметная направленность. Во внеурочной деятельности определены направления и формы, одна из которых – научное исследование. Включается в Программу формирования УУД как учебно-исследовательская деятельность; фиксированы все элементы исследовательской деятельности. Учитывается необходимость условий для реализации

ФГОС СОО Часть портрета выпускника – способность осуществ-лять учебно-исследовательскую деятельность. Исследовательская деятельность – основа для форми-рования навыков сотрудничества и составляющей личностного и метапредметного результата обучения. Предметные результаты включают проведение учебно-го исследования в рамках всех предметных областей. Обязательность выполнения индивидуального проекта. Во внеурочной деятельности определены направления и формы, одна из которых – научное исследование. Включается в Программу развития УУД как компетенцию в области учебно-исследовательской деятельности.

Джон Дьюи Суть метода – стимулировать интерес учеников к определенным проблемам, а через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний.

1.Реферат – компиляция(cоставление какого-либо текста, произведения путём использования чужих текстов) знаний из разных источников 2.Экспериментальная работа 3.Описательно-натуралистическая работа 4.Проект 5.Исследование Виды творческой работы:

Исследовательское обучение (А.И.Савенков) Специфическое личностное образование в основе исследовательской деятельности – исследовательские способности: видеть проблемы; вырабатывать гипотезы; наблюдать; проводить эксперименты; давать определения понятиям…

Исследовательское обучение (А.И.Савенков) Подход к обучению, построенный на основе естественного стремления учащегося с самостоятельному изучению окружающего. Цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности.

Исследовательская деятельность учащихся деятельность, направленная на получение учащимися субъективно новых представлений об объектах и явлениях окружающего мира с помощью научного метода. Предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере Проектная деятельность учащихся деятельность, направленная на выявление необходимости и создание новых объектов и явлений окружающего мира, отличных по своим характеристикам и свойствам от известных; совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Исследование – получение нового знания про известные предметы (правильность, результативность определяется экспериментальным путём) Например: Исследование температуры воды на разной глубине. Вред и польза от одуванчиков. Проект – создание новых предметов (практическая значимость). Например: Сделать модель самолёта. В какие игры играли наши бабушки и дедушки.

Стадии работы над проектом — это «пять П»:  1.Проблема 2. Проектирование (планирование) 3. Поиск информации 4.Продукт 5. Презентация.  6 «П» проекта — его Портфолио ( папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации)

Алгоритм проектирования: 1. Подготовка    выбор темы проекта;    актуальность проекта, постановка цели, задач; подбор рабочей группы 2. Планирование Определение источников необходимой информации Определение способов сбора и анализа информации Определение способа предоставления результатов Установление процедур и критериев оценки результатов проекта Распределение задач (обязанностей между членами рабочей группы) 3. Исследование планирование и разработка исследовательских действий;   сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез;       

5.Представление (выступление, защита) проекта. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов, неудач и причин этого) Поэтапное выполнение исследовательских задач 4. Выводы Анализ информации Формирование выводов

Популярные формы проектов среди обучающихся: Учебный проект, информационный, экологический, социальный проект(объект: курение, отношение к старикам, места выгула собак…), видеофильм (поздравление для мам) учебная предметная презентация сценарий мероприятия творческий проект ( альбом, словарь, выставка, газета) Костюм (показ собственных моделей)

•по содержанию: монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.; •по количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете); • по длительности (продолжительности) проекта: от проекта-урока до многолетнего проекта; Виды проектов

КОМПОЗИЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УРОКА • обнаружение проблемы • исследовательское задание • обсуждение результатов • фиксация новой информации • задания на формирование умения • задания на использование умения

Пропавшая экспедиция Каждая команда получает письмо с обрывками дневника геолога: «…Здесь, 26 августа, мы поставили наш чум на побережье, у конечного утеса правого берега, у места, богатого воспоминаниями давно прошедших времен. … 24 ноября …Ребята не возвращаются восьмые сутки. Начинаю волноваться. Продуктов осталось совсем немного, да та солонина, что оставили местные. Не хотелось бы брать, да видать придется …Карандаш заканчивается. Отмечу, что мы здесь обнаружили, а то…Все. Привет на Большую Землю! Люблю тебя, Маша! Прощай…» Также к «письму» прилагаются значки (без подписей) полезных ископаемых. В задачу учеников входит, пользуясь картами атласа и полученными значками, определить регион, в котором пропала экспедиция, составить описание этого региона, попытаться определить закономерности размещения полезных ископаемых

Повторение изученных приемов сложения и вычитания трехзначных чисел (Мельникова В. Н., Васильева Л. М., 2 класс) Цели урока: Деятельностная цель: - формирование у уч-ся способностей к структурированию и систематизации изучаемой темы Содержательная цель: - построение обобщенно – деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методической линии урока. Для повторения необходима система заданий, которая записана на доске: 385 390 395 Прочитайте числа. Что у них общего? Как назвать одним словом? Откуда появилось такое название? Какое число лишнее? Работаем с первым числом: - Назовите цифру в разряде десятков, в разряде сотен, в разряде единиц. Найдите сумму цифр этого числа (Ту же работу проводим со вторым и третьим числом) Третье число представьте в виде суммы разрядных слагаемых. -В каком порядке записаны числа? (В порядке возрастания ) Продолжите закономерность, запишите еще 3 числа, расскажите все о числе 410 ( Соседи, кол-во сотен, дес. и ед., сумма цифр)

- Увеличьте 410 на 62, уменьшите на 50, на сколько 410 меньше 428, на сколько 410 больше 0; -Как вы считали? (Устно) -А какой способ необходимо тренировать? (Письменный) - Что помогало при письменном приеме вычисления?(Алгоритм) -Прочтите алгоритмы. Почему их два? Как их назовем? –(Сложение и вычитание с переходом через разряд и без перехода) -Найдите эталоны, к какому из алгоритмов они относятся? Работа в парах: соотнесение алгоритма и эталона (проверка на доске) Работа с проговариванием по алгоритму с применением эталона каждого ученика сначала вслух, а затем в парах

Поднимите руку те пары, которые выполнили задание без ошибок, в каких парах ошибки были допущены, но исправлены? Сделаем вывод: Что мы делали на этом этапе? – (Повторяли) Кто справился с работой без ошибок? Вывод: Смогли ли применить знание алгоритма во всех заданиях? Кто смог – поднимите руку. Домашнее задание (творческое) Зашифровать название города при помощи примеров, которые решаются с помощью изученного алгоритма.

1. Изучение теоретического материала 2. Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования 3. Формулировка рабочей гипотезы 4. Освоение методики исследования 5. Сбор собственного экспериментального материала 6. Обработка собранного материала 7. Обобщение, анализ, выводы 8. Представление исследовательской работы Структура исследования

При организации исследования предлагаю учащимся следующий план работы: Тема исследовательской работы. Как будет называться мое исследование? Введение. Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы? Цель. Что я хочу исследовать? Гипотеза исследования. Для чего я хочу провести исследование? Задачи исследования. Дата и место проведения моего исследования. Методика работы. Каким образом я проводил исследование? Описание работы. Мои результаты исследования. Выводы. Выполнил ли я то, что задумал? Что оказалось трудным в моем исследовании, чего не удалось выполнить. Использованная литература.  Обычно в исследовательской работе: 1/3 времени занимает правильная формулировка темы и цели исследования, а также выбор или отработка его методики; 1/3 времени затрачивается на сбор материала; не менее 1/3 времени уходит на его обработку, обобщение, написание текста.

Формы организации исследовательской и проектной деятельности учащихся Элементы исследования в рамках учебных предметов Предметы в рамках базисного компонента Элективные курсы – школьный компонент Группы дополнительного образования Экскурсия Общешкольный исследовательский проект Поход или экспедиция Профильная смена или выездная школа Конференция или конкурс Клуб или молодежное объединение

Темы детских исследований 1гр. Фантастические (н-р, проект волшебной машины, Космического корабля…) 2гр. Эмпирические-темы, связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. (н-р, книга рекордов нашего класса) 3 гр. Теоретические(самые сложные)- темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. (н-р, собрать в разных справочниках информацию об определен.группе собак.Обобщив информацию, можно найти интересные закономерности)

Соответствие содержания работы заявленной теме Четкость формулировки проблемы исследования и ее обоснованность Четкость и содержательность формулировки цели и задач исследования Обоснованность и адекватный подбор методов исследования Глубина анализа литературы по исследуемой теме Наличие собственных эмпирических данных или использование первичных источников и их достаточность Глубина самостоятельного анализа полученных результатов Четкость выводов, обобщающих исследование и связь их с результатами Соблюдение требований к оформлению работы Высокий уровень сложности исследования (по доступности материала, по последовательности этапов исследования и анализа, по методам сбора материала или обработки данных и т.п.) Критерии оценки исследовательской работы

• наличие литературного обзора, осведомленность в проблематике избранной области; • соответствие результата поставленным целям и задачам; • реализуемость проекта (оптимальность планирования, необходимость и достаточность привлекаемых ресурсов, их доступность); • оригинальность решения, разнообразие привлекаемой для решения информации и решений; • наличие функциональной технологии самооценки результата; • последовательность и доступность презентации проекта, качество презентационных материалов. Критерии оценки проектной работы

Примерный состав слайдов презентации • Название доклада, ФИО автора, ФИО руководителя, название организации (текст, фото автора, фото организации, фото объекта исследования). • Цели и задачи работы (текст, рисунок объекта исследования или проектирования). • Блок-схема выполнения работы (гипотеза – методика – эксперимент массив данных – обработка анализ – выводы). • Демонстрация хода работы. Фото автора или коллектива, выполняющих работу. Карта или схема местности • Демонстрация объектов (фото образцов, информантов и т. д.) с подписью. • Таблица полученных данных (или массив данных в иной форме) • Выводы (текст – 3-5 пунктов). • Благодарности руководителю и помощникам (текст, рисунок, фото).

Конкурс образовательных разработок, пособий, проектов и программ по обеспечению исследовательской деятельности учащихся • образовательные программы различного • методические разработки и пособия по организации исследовательской деятельности учащихся в учебных заведениях различного типа; в полевых и лабораторных условиях; с детьми различных возрастов и т.д. • дидактические и практические материалы, используемые при проведении исследовательских работ; • учебные пособия и разработки для школьников по самостоятельной организации исследовательской деятельности; • проекты и программы исследовательских мероприятий (конференций, экспедиций и др.) со школьниками. http://irsh.redu.ru/projects.html «Я исследователь» Всероссийский Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников Сайт http://www.ctrigo.ru/soo/1/84/110.

Учебно-методический комплект «Я - исследователь» Автор комплекта – доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор А. И. САВЕНКОВ Рабочая тетрадь для младших школьников «Я – исследователь» Предлагаемая рабочая тетрадь поможет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в ходе основного обучения. Тетрадь разработана специально для диалога с ребенком и позволяет не только обучать наблюдению и экспериментировать, но и содержит полный ряд исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации